бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГП бесплатно рефераты

действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают

антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы

различных разновидно­стей демократической доктрины исходят из того, что

пер­воисточником и первоносителем власти является народ, что государственная

власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в

интересах и под кон­тролем народа. КЛАССОВЫЙ ПОДХОД. Марксистская теория

доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему

классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается клас­совая сущность

государства как машины (орудия), посред­ством которой экономически

господствующий класс стано­вится политически господствующим, осуществляющим

свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опираю­щуюся на силу, на

принуждение. Да, классовый характер, классовая направленность де­ятельности

государства — его сущностная сторона, его ос­новное начало. Но деятельность

государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей

лишь в недемократических, диктаторских государствах, где су­ществует жесткая

эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают

острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного

уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разру­шения, тем самым

сохраняя его целостность. И в этих усло­виях оно выполняет определенные функции

в интересах все­го общества. В развитых демократических странах государство

по­степенно становится эффективным механизмом преодоле­ния общественных

противоречий не путем насилия и подав­ления, а достижения общественного

компромисса. Само су­ществование государства в наше время связано не столько с

классами и классовой борьбой, сколько с ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫ­МИ потребностями и

интересами, что предполагает разум­ное сотрудничество различных, в том числе

противоречи­вых, сил. Сказанное не означает, что современное государ­ство

полностью утратило классовость, нет, она просто ото­шла на второй план,

перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое

государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социаль­ного

компромисса, на управлении делами общества. Иначе говоря, в демократическом

обществе второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его

сторона. Следовательно, анализ сущности государства тре­бует учета обоих начал.

Игнорирование любого из них дела­ет характеристику этой сущности односторонней.

84. Типология государства. Формационный подход: его достоинства и слабые

стороны. Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны.

Понятие типа государства относится к числу важнейших кате­горий теории

государства и права.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типоло­гии государства:

формационный и цивилизационный. До недавнего времени формационный подход

признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку

выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его в том,

что выяснение типа государства основывается на понимании истории как

естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций,

каждой из кото­рых в условиях существования классов соответствует определен­ный

тип государства. Аналогично понятием типа государства ох­ватываются общие,

наиболее существенные признаки, характер­ные для всех государств одной и той же

социально-экономичес­кой формации. Тип государства означает конкретизацию,

определенность его экономической основы, классовой сущности и социального

назначения. Для определения типа государства в данном значении необхо­димо

ответить на три вопроса. Какой общественно-экономической формации, какому типу

производственных отношений соответствует данное государст­во? Орудием какого

класса оно является? Каково социальное назначение данного государства? Для

обозначения выделяемых на этом основании типов госу­дарства используется термин

«исторические типы государства». Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный

и социалисти­ческий типы государства. Первые три из них охватываются единым

родовым понятием эксплуататорского государства. Согласно формационному подходу

к типологии государства в процессе смены общественно-экономических формаций в

ре­зультате социальных революций с объективной необходимостью происходит

переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому.

Если буржуазное государство — пос­ледний тип эксплуататорского государства —

подлежит револю­ционному слому, социалистическое государство — исторически

последний тип государства вообще — постепенно «засыпает», «отмирает». Другим

заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является

цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое

«технологическое» на­правление, согласно которому тип государства связывается с

той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненно­го уровня

населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует

данное государство. Одной из наиболее распространенных и характерных для этого

направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического

роста», автор которой известный амери­канский социолог и политический деятель

Уолт Ростоу. Соглас­но этой теории, призванной, по словам ее автора, «бросить

вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории»,

все общества по экономическому развитию можно от­нести к одной из пяти стадий:

традиционное общество; переход­ное общество, в котором закладываются основы

преобразова­ний; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее об­щество и

общество, достигшее высокого уровня народного по­требления. К первой стадии

Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на

преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия — это период трансформации

«тради­ционного общества» в более развитый период закладывания основ для

«сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия — «сдвиг»,

«взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском

хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на

основе при­менения современных научно-технических достижений во всей массе

ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода

достигается устойчивое превышение вы­пуска продукции над ростом населения. И,

наконец, пятая ста­дия — это период «высокого уровня массового потребления», в

который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов

потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой

концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать

«госу­дарством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мне­нию Ростоу,

находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства,

тогда как Советский Союз толь­ко вступал в стадию «зрелости». К теории «стадий

экономического роста» тесно примыкают теории «менеджеризма», «единого

индустриального общества», «постиндустриального общества» и др., согласно

которым в со­временную эпоху необходимость в революционном изменении условий

жизни общества отпадает или уже отпала, ибо научно-техническая революция по

своим социальным последствиям спонтанно, автоматически выступает как заменитель

социаль­ной революции, который, неся все основные социальные преоб­разования,

не затрагивает основы капитализма — частной собст­венности. Значительное место

в ряду этих теорий занимает идея «конвергенции», сближения двух систем,

социалистической и капиталистической, в разработку которой весомый вклад внес

академик А.Д. Сахаров. Суть ее в сближении и воплощении в едином типе общества

и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы в целях обеспечения

прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на международной арене.

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах

государства является английский ис­торик А.Тойнби. Он сформулировал концепцию

цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общест­ва,

отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных,

географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой

истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими

закономерностя­ми развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг

с другом. Обращает на себя внимание смешение А.Тойнби поня­тий общества и

государства. Хотя его взгляды и представляют определенный интерес,

выдвигаемые им признаки относятся скорее к типологии общества, а не

государства. Имеются и некоторые другие подходы к типологии государст­ва,

различающиеся между собой положенными в их основу кри­териями, но они, как

правило, весьма субъективны. Поэтому в данном параграфе и было привлечено

внимание к двум ос­новным. При изучении вопроса о типах государства следует

пользо­ваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами,

не допуская их противопоставления. Позитив­ные стороны того и другого, взятые

в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять

эту сложную проблему.

85. Понятие и элементы формы государства.

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности

каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его

организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в

пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы

организации и деятельности государственной власти, а с другой государства

различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной

формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего,

степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые

ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства

непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние

на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические

традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности,

природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства

определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с

негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными

движениями, церковью и другими организациями). ФОРМА ГОСУДАРСТВА

- сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных

элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму

государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои

особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития

наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий.

Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие

признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

86. Формы государственного правления: понятие и виды. Особенности формы

государственного правления в России и её развитие в современных условиях

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной

власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними. Форма

государственного правления дает возможность уяснить: - как создаются высшие

органы государства, и какого их строение; - как строятся взаимоотношения между

высшими и другими государственными органами; - как строятся взаимоотношения

между верховной государственной властью и населением страны; - в какой мере

организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы

гражданина. По указанным признакам формы государственного правления

подразделяются на : - монархические (единоличные, наследственные) -

республиканские (коллегиальные, выборные). Признаки монархии: власть

передаётся по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от населения.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при

которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно

это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же

не в праве изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентарной

и дуалистической .Неограниченные монархии: единственный носитель суверенитета

государства – монарх. Ограниченные – в которых наряду с монархами носителями

суверенитета выступают высшие ОГВ, ограничивающие власть главы государства

(Англия, Япония). Республика – выборность власти; срочность; зависимость от

избирателей. Республики бывают президентскими (США, Сирия), парламентскими

(Германия, Италия) и смешанными (Франция, Финляндия).

87. Формы государственного устройства: понятие и виды. Конфедерация и иные

формы межгосударственного устройства. Федеративное устройство РФ.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-

территориальное строение государства, которое раскрывает характер,

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами государственного управления, власти. В отличии от форм правления

организация государства рассматривается с точки зрения распределения

государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах,

их разделение между составными частями государства. Форма государственного

устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура

государства; какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения

этих органов; как строятся отношения между центральными и местными

государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы

каждой нации, проживающей на этой территории. По форме

государственного устройства все государства можно подразделить на три

основные группы : унитарное; федеративное; конфедеративное. Унитарное

государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из

административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным

органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками: унитарное

устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные,

представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное

руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства

действует одна конституция, единая система законодательства, одно

гражданство; составные части унитарного государства (области, департаменты,

округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по

численности национальности, широко допускает национальную и законодательную

автономию; все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные

органы, которые официально представляют страну на международной арене; имеет

единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными

органами государственной власти. Федерация - представляет собой

добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в

одно союзное государство. Можно выделить наиболее общие черты, которые

характерны для большинства федеративных государств. 1. Территория федерации

состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель,

республик и т.д. 2. В союзном государстве верховная исполнительная,

законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным

органам. 3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции,

имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы 4. В

большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство

федеральных единиц. 5. При федеральном государственном устройстве в

парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 6.

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях

осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют

федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18