бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГП бесплатно рефераты

складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый

правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не

соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами,

чему тоже находятся соответству­ющие объяснения и оправдания (" в интересах

народа", "для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе

складывается ведомственный правовой нигилизм.

77. Правовой идеализм и его причины.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то пра­вовой идеализм — его

переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим

невежеством, неразвитым и де­формированным правосознанием, дефицитом

политико-право­вой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось

бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыка­ются и образуют

как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной

медали». Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в

законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные

пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с

самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода

ре­формации (ускорение социально-экономического развития, ис­коренение

пьянства, резкое повышение жизненного уровня на­рода, плавное и

безболезненное развертывание демократии, гласность и др.). Хотелось все это

побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в

конституциях. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния

в другое не по­лучилось, ожидания затянулись. Наступило «социальное

похме­лье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые прожекты, как

правило, сурово мстят за себя. Это тот же ниги­лизм, только с обратным

знаком.

78. Понятие и роль законности в жизни общества. Сущность и принципы законности.

Законность – политко-правовое явления, характеризующее процесс

совершенствования государственно-правовой формы организации общества путём

строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства

с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений.

Основу законности образует строгое, неуклонное соблюдение, испол­нение норм

права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности

любого исторического периода независимо от условий места и времени. В

конкретных истори­ческих условиях эта сущность наполняется конкретным

содер­жанием и приобретает соответствующие формы. Законность провозглашается,

а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования

соблюдать правовые предписа­ния, обращенного к субъектам общественных

отношений. Но вместе с тем в силу различных причин, в том числе и мер

государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется

в конкретном поведении, деятельности ука­занных субъектов, т.е. становится

методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни,

выража­ющийся в том, что большинство участников общественных от­ношений

соблюдают и исполняют правовые предписания.Таким образом, законность можно

определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения,

исполне­ния норм права всеми участниками общественных отношений

(государством, его органами, общественными и иными органи­зациями, трудовыми

коллективами, должностными лицами, гражданами — всеми, без исключения). При

этом принцип вы­ступает как идеальная форма законности — соблюдать нормы

права должны все. В действительности же отнюдь не все право­вые нормы и не

всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет место немало нарушений

законности. С законностью теснейшим образом связано другое правовое явление —

право­вой порядок (правопорядок). Правопорядок — это состояние

упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это

конечный результат реализации право­вых требований и предписаний, результат

соблюдения, исполне­ния правовых норм, т.е. законности. Именно правопорядок

представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения

издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется

совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению

законности. Важно иметь в виду следующие обстоятельства: — во-первых, нельзя

добиться правопорядка иными способа­ми, кроме совершенствования правового

регулирования и обес­печения законности; — во-вторых, укрепление законности

закономерно и неиз­бежно приводит к укреплению правопорядка; — конкретное

содержание правопорядка зависит от содержа­ния законности, которое, в свою

очередь, определяется рядом обстоятельств, рассматриваемых ниже. Выделяют

следующие принципы законности: единство законности; гарантированность

основных прав и свобод граждан; неотвратимость наказания за совершение

правонарушения; недопустимость противопоставление законности и

целесообразности; взаимосвязь законности и культурности.

79. Основные требования законности.

1. полнота и эффективность юридических норм; 2. высокий уровень надзора за

реализацией требований законности; 3. эффективность мер юридической

ответственности и защиты, способствующих восстановлению нарушенных прав

граждан; 4. высококачественная работа органов государственной власти по

обеспечению законности и правопорядка; 5. постоянное совершенствование

юридической деятельности; 6. развитое правовое сознание и высокая правовая

культура населения страны.

80. Понятие и система гарантий законности.

Это обусловленная особенностями социально-экономического строя система

условий и средств, закреплённых в действующем законодательстве и

непосредственно направленных на обеспечение законности. В литературе гарантии

законности подразделяют на общие и специальные. Общие – экономические,

нравственно-духовные, политико-идеологические. Специальные – собственно

юридические. Они в свою очередь подразделяются на правовые (предусмотрены

действующим законодательством и носят всеобщий характер) и договорные

(обусловлены нормативными актами, регулирующими сферу договорных отношений,

распространяют своё действие только на участников, которые заключили договор

или присоединились к нему.).

81. Правопорядок.

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых

поведение субъектов является правомерным; это состояние уригулированности

социальных связей. Особенности правопорядка: он запланирован в нормах права;

возникает в результате реализации данных норм; обеспечивается государством;

создаёт условия для организованности общественных отношений .делает человека

более свободным, облегчает жизнь; выступает итогом законности. Следует

различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие

более широко, включающее в качестве ядра понятие первое. Общественный порядок

– это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается

не только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности), но и с

помощью других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

82. Понятие и виды дисциплины.

Дисциплина – это определённые требования к поведению людей, отвечающие

сложившимся в обществе социальным нормам. Дисциплина – понятие, связанное,

прежде всего, с деятельностью, поведением. В нём отражаются требования

общества к индивидам и коллективам; социальная оценка человеческого поведения

с точки зрения его соответствия интересам общества, его правомерности, а

также внутренней культуры. ВИДЫ. Государственная – связана с выполнением

требований, предъявляемых к государственным служащим; трудовая – форма

общественной связи людей в процессе труда с обязательным подчинением его

участников ПВТР, воинская – соблюдение военнослужащими правил, установленных

законами , уставами, приказами.

83. Плюрализм в понимании и определении государства. Признаки государства.

С давних времен мыслители пытались ответить на воп­рос, что такое

государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк

Туллий Цицерон спра­шивал и одновременно отвечал: "Да и что такое государ­ство,

как не общий правопорядок?" Н. М. Коркунов утверждал, что "государство есть

общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком

посредством предоставления исключительного права принуждения только органам

государства'". Словом, многие ученые характеризовали государство как

организа­цию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное

назначение. Но это только один из признаков дан­ного феномена. В буржуазную

эпоху широкое распространение полу­чило определение государства как

совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти.

Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре эле­мента государства: 1)

совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную

власть; 4) пра­вительство. Одни авторы отождествляли государство со страной,

другие — с обще­ством, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть

(пра­вительством). "Государство не совокупность людей определенного рода, —

утверждал Ф. Ф. Кокошкин, — а отношения между ними, форма общежития, изве­стная

психическая связь между ними"'''. Однако "форма об­щежития", форма организации

общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство. Трудности

выработки дифиниции анализируемого слож­ного и изменяющегося явления породили в

те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в част­ности,

писал: "Ведь государство нельзя социологически оп­ределить, исходя из

содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых

политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны,

нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время

полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют

"политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые

исторически предшествовали современному государству"4.Не один раз

обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что

эта "та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу,

осуществляют свои общие интересы и в которой все граж­данское общество данной

эпохи находит свое сосредоточе­ние'". Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал

краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, соглас­но которому

"государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим"

2. В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он

писал: "Государство — это есть машина для поддержания господ­ства одного класса

над другим"''. Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в

официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в

которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство

грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определе­ния походят к

тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их

насильственную сторону, ука­занные определения мешают увидеть в государстве

ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка. В современной

учебной литературе государство обыч­но определяется как

политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая

специальный ап­парат, способная делать свои веления обязательными для всей

страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее су­щественные черты и признаки

государства и в целом при­емлема, но в ней слабо отражена связь государства и

обще­ства. Поэтому мы считаем, что более точной будет следую­щая формулировка:

государство — это политическая орга­низация общества, обеспечивающая его

единство и целост­ность, осуществляющая посредством государственного ме­ханизма

управление делами общества, суверенную публич­ную власть, придающая праву

общеобязательное значе­ние, гарантирующая права, свободы граждан, законность и

правопорядок. Приведенное определение отражает общее понятие го­сударства,

но больше подходит к современному государ­ству. В нем подчеркивается, что

государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно

выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство

и целостность, управляет важ­нейшими общественными делами. В то же время

государ­ство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантиро­вать права и

свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

ПРИЗНАКИ. 1. Государство в пределах своих территориальных границ вы­ступает в

качестве единственного официального представителя всего общества, всего

населения, объединяемого им по признаку гражданства. 2. Государственный

суверенитет, под которым принято пони­мать присущее государству верховенство на

своей территории и независимость в международных отношениях. Государство —

единственный носитель суверенной власти. 3. Государство издает законы и

подзаконные акты, обладаю­щие юридической силой и содержащие нормы права. Те

или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их

внутриорганизационных подраз­делений и членов, тогда как нормативные акты

государства обя­зательны для всех государственных и муниципальных органов,

общественных объединений, частных организаций, должност­ных лиц и граждан.

Правотворчество — исключительная преро­гатива государства. 4. Государство есть

сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными

сферами и процес­сами, представляющий собой систему государственных органов и

соответствующих материальных средств (вещественных при­датков), необходимых для

выполнения его задач и функций. Специфическая особенность органов, образующих в

своей со­вокупности государственный механизм, состоит в

государствен­но-властном характере их полномочий, что связано с обязатель­ным

юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной

на этом способности издавать право­вые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государст­венного механизма,

этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает

наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение

которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том

только и состоит, чтобы управлять. 5. Государство — единственная в

политической системе орга­низация, которая располагает правоохранительными

(каратель­ными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.),

специально призванными стоять на страже законности и право­порядка. 6. Только

государство располагает вооруженными силами и органами безопасности,

обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и

безопасность. 7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе

соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщаю­щий некоторые из них,

— это тесная органическая связь государ­ства с правом, представляющим собой

экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной

воли общества, государственный регулятор общественных отноше­ний.

83. Сущность государства и её эволюция. Классовое и общесоциальное в сущности

государства.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его

содержание, назначение и функ­ционирование. Таким главным, основополагающим в

государ­стве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование

в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том,

кому принадле­жит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих

интересах. Вот почему данная проблема является остродис­куссионной. Иногда

государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных

лиц, выражает их интере­сы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы,

выдает их за общесоциальные и общенациональные. Так, сторонники теории

элит, получившей распрост­ранение в XX в., считают, что народные массы не

способ­ны осуществить власть, управлять общественными делами, что

государственная власть должна бесконтрольно принад­лежать верхушке общества —

элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит

примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению

представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны

професси­оналы-управленцы, менеджеры. Только они способны опре­делять

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18