бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГП бесплатно рефераты

производственных сил. » Таким образом вопрос о гражданском обществе

исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном

устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилизации,

новом витке общественного прогресса. При этом во всех предлагаемых моделях и

концепциях чётко доминировал главный лейтмотив – собственность и отказ

государства от претензий на роль единственного организатора общественной

жизни, от стремления держать всё в своих руках. СТРУКТУРА – это внутреннее

строение общества, отличающееся многообразием и взаимодействием его составных

частей, обеспечивающих его устойчивость и развитие. Элементы: Экономическая

система (отношения собственности, производство благ, распределения и

потребления.), политическая система (государство, партии, общественные

организации, политическое сознание, право.), социальная система (семья,

межличностные отношения.), информационная система (СМИ, Интернет, сама

информация.), духовно-культурная система (религия, культура, наука,

искусство.). Приведённые институты составляют лишь основу гражданского

общества, в структуру которого входят ряд иных элементов (нормы, обычаи и

др.).

15. Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. Приделы

деятельности государства.

Гражданское общество существует, развивается и функционирует в диалектическом

единстве и противоречии с государством. В их отношений возможны коллизии. Но

в любом случае «аппарат», «органы», их «агенты» не могут вмешиваться в

частную жизнь людей или манипулировать ими, втягивать в политическую борьбу,

конфронтацию, не говоря уже о применении насилия. Гражданское общество и

правовое государство должны не противостоять друг другу как антиподы, а

гармонично взаимодействовать.

16. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Признаки

правового государства.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права. Представления о

государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе

закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой

цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более

совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности

(Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить

такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые

бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые

древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая

форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так

и для самого государства. Государственная власть, признающая право и,

одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается

справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал

Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон

говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем

правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима

оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних

прогрессивных учений о правовом государстве. Рост производительных сил,

изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от

феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию

его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают

проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей

монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей

равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу

посредством права. Наиболее известные идеи правовой государственности

изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В

своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и

настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы.

Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и

обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как

правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача

государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период

буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности

значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т.

Гоббс, Ш. Монтескье и другие. Надо отметить, что среди русских

философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в

трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. В

послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных

факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями

революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-

государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному

отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на

началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной

государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не

воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально

противоположной классовой концепции государства. Множество признаков:

максимальное обеспечение прав и свобод (3) человека; ответственность

государства перед гражданином и гражданина перед государством; четкое

разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие

развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов,

препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках; верховенство

и прямое действие конституционного закона, его приоритет над любой властью;

установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной

власти; формирование законодательных органов обществом на основе норм

избирательного права; соответствие внутреннего законодательства

общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность

всех субъектов общества от произвольных решений кого-либо.Теория правового

государства сформировалась на основе естественно-правовых воззрений

(универсальный характер естественного права: все норма апеллируют к человеку;

договор - изначальная основа деятельности государства: некоторые естественные

права неприкосновенны; подчиненность “положительного” права естественному;

постоянство норм естественного права).

17. Теория и практика формирования правового государства в современном

российском обществе.

18. Понятие права и его основные признаки. Правопонимание: разные подходы.

Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой необходимо

различать право в общесоциальном смысле и право в юридическом смысле. Слово

“право” употребляется в таких смыслах, как “естественное право”, “юридическое

право”, “моральное право”, “право члена общественной организации”, “материнское

право” и т.д. Говоря о понятии права, нужно прежде всего исходить из смыслового

значения слова “право” и различать в связи с этим право в общесоциальном и

право в юридическом смысле. Право в общесоциальном смысле – это признаваемая в

обществе, социально оправданная возможность (свобода) определенного поведения,

т.е. возможность совершать какие-то социально значимые действия, притязать на

что-то, требовать соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном

смысле по сути своей является естественным правом. Оно возникает само по себе,

естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой

жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе

общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах

морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических

нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством. Право в юридическом смысле –

это установленные или санкционированные государством, государственной властью,

нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность определенного

поведения. Другими словами, право в юридическом смысле – это и есть то, что

представители естественно-правовой, психологической и некоторых других теорий

называют позитивным правом. Позитивное право не тождественно естественному

праву. Государство закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую

свободу, которая отвечает интересам государства. А интересы государства – это

не обязательно интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может

закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в

нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная свобода,

сколько свобода, установленная или признанная государством. А такая свобода не

равнозначна естественному праву. Закон не тожд праву. Правом могут признаваться

только правовые законы. основные признаки права. Нормативность,

общеобязательность, системность, государственно-волевой характер, формальная

определенность, гарантированность. Нормативность права выражается в

том, что право состоит из норм. Нормы права – это определённые правила

поведения.

Общеобязательность –Нормы права являются правилами поведения общеобязательного

характера. общеобязательность присуща только праву.. Всякий, кто подпадает под

действие правовой нормы, должен поступать в соответствии с её предписанием,

иначе может быть наказан. Системность права проявляется в том, что

нормы, из которых состоит позитивное право, находятся в определенном единстве,

в системе и тесно связаны между собой. Государственно-волевой характер

позитивного права выражается в том, что оно в отличие от права в общесоциальном

смысле возникает не само по себе, а по воле государства. Нормы позитивного

права либо непосредственно устанавливаются государством, его органами, либо

возникают в результате государственного санкционирования, Формальная

определенность. нормы позитивного права обладают формальной

определенностью. большинство правовых норм письменно, формально закреплено в

различных официальных документах гарантированность. Она выражается в

том, что государство, создав правовые нормы, вместе с тем и гарантирует их,

обеспечивая возможностью принуждения. Т.о. право (или позитивное право) – это

система установленных или санкционированных государством норм поведения,

которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется

государством. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ.

Юридическая наука четко определяет свойства права, которые придают ему качество

регулятора общественных отношений – нормативность, связь с государством.

Сущность права видися в обеспечении или разграничении жжизненных интересов

людей, в выражении их воли, в установлении определенного порядка общественной

жизни. Новый подход к праву состоит в попытке уствновить различие между правом,

как объективным явлением общественой жизни и законом, как формой выражения

права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Такое

правопонимание исходит из того, что право и закон всегда совпадают, но это не

всегда так, т.к. закон может быть противоправным. Концепция современного

правопонимания исходит из естественных правовых, материалистических и других

прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в праве специфический

принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных

отношений. Такой принцип называется принципом формального равенства. Правовое

равенство означает формальную независимость и свободу людей в их отношениях,

оно имеет всеобщий характер и распространяется на всех субъектов опр отношений.

Право – это всеобщий масштаб и равная мера свободы, а принцип равенства заложен

в самой природе права и выражает присущую ему справедливость. Смысл различия

права и закона обусловлен двумя факторами – противопоставлением права и

произвола, соответствие закона объективным требованиям права. Те, кто

отождествляют право и закон, считают, что право есть продукт

властно-принудительного нормотворчества. Правовой закон характеризуется

следующими признаками: это выражение и закрепление объективированной в праве

меры свободы людей, он воплощает в себе принцип формального правового равенства

он учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового

равенства, это составная часть объективно складывающегося в данном обществе

права. Правовой закон – антипод произволу, реальная жизнь закона возможна

только в условиях правового государства.

19. Сущность права. Классовое и общесоциальное в сущности права. Объективное

и субъективное в праве.

Сущность— главное, основное в рассматриваемом объек­те, а потому ее уяснение

представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу

о сущно­сти какого-либо явления можно прийти лишь в случае, ког­да оно

получило достаточное развитие, в основном сфор­мировалось. Применительно к

праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С. Алексеева,

"на первых фазах развития человеческого общества (в азиат­ских теократических

монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как

правило, не­развитые правовые системы'". С этим мнением следует со­гласиться.

Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было

традиционным, или обыч­ным (исключение — древнеримское частное право).

Нераз­витость традиционного права, прежде всего, состояла в том, что оно

выполняло лишь охранительную функцию и высту­пало частью единой системы

социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли

религия, нравственность и обычаи. Сейчас уже можно констатировать, что

государство и право возникли намного раньше, чем общество раздели­лось на

классы. Возникшее вместе с государством право длительное время лишь дополняло

укоренившуюся систему социального регулирования. Определяющей чертой

появив­шегося традиционного права была государственная прину­дительность, а

не классовость. Дальнейший ход экономического и социального разви­тия повлек

за собой классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические

противоречия. Однако и при ра­бовладельческом строе, и при феодализме право

по-преж­нему оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в

системе социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела

регулятивная си­стема в целом, в которой право было еще чужеродным и

слаборазвитым образованием. Только с утверждением буржуазного экономического

и социального строя и соответствующей ему системы духов­ных ценностей право

как регулятор общественных отноше­ний вышло на первый план. Появившееся и

ставшее во мно­гих развитых странах господствующим юридическое миро­воззрение

не имеет ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях

равенства, свободы, разума, прав человека.

Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство, экономика.

Право возникает на базе нравствен­ности как отличный от нее метод

регулирования; государ­ство придает ему официальность, гарантированность, силу;

экономика — основной предмет регулирования, первопри­чина возникновения права,

ибо это та сфера, где нравствен­ность как регулятор обнаружила свою

несостоятельность. Нравственность, государство и экономика — внешние условия,

вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в

том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и

потребно­стями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически

подготавливается всесторонним развитием общества, важ­нейших его сфер

духовной, экономической, политичес­кой. Однако именно в праве и через право

свобода закреп­ляется и доводится до каждого человека, до каждой орга­низации.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность,

служит интересам всех без ис­ключения людей, обеспечивает организованность,

упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Когда люди вступают в отношения между собой как субъек­ты права, это значит,

что за ними стоит авторитет обще­ства и государства и они могут действовать

свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18