Шпора: Шпоры по ТГП
производственных сил. » Таким образом вопрос о гражданском обществе
исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном
устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилизации,
новом витке общественного прогресса. При этом во всех предлагаемых моделях и
концепциях чётко доминировал главный лейтмотив – собственность и отказ
государства от претензий на роль единственного организатора общественной
жизни, от стремления держать всё в своих руках. СТРУКТУРА – это внутреннее
строение общества, отличающееся многообразием и взаимодействием его составных
частей, обеспечивающих его устойчивость и развитие. Элементы: Экономическая
система (отношения собственности, производство благ, распределения и
потребления.), политическая система (государство, партии, общественные
организации, политическое сознание, право.), социальная система (семья,
межличностные отношения.), информационная система (СМИ, Интернет, сама
информация.), духовно-культурная система (религия, культура, наука,
искусство.). Приведённые институты составляют лишь основу гражданского
общества, в структуру которого входят ряд иных элементов (нормы, обычаи и
др.).
15. Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. Приделы
деятельности государства.
Гражданское общество существует, развивается и функционирует в диалектическом
единстве и противоречии с государством. В их отношений возможны коллизии. Но
в любом случае «аппарат», «органы», их «агенты» не могут вмешиваться в
частную жизнь людей или манипулировать ими, втягивать в политическую борьбу,
конфронтацию, не говоря уже о применении насилия. Гражданское общество и
правовое государство должны не противостоять друг другу как антиподы, а
гармонично взаимодействовать.
16. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Признаки
правового государства.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности
государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и
их различными объединениями на основе норм права. Представления о
государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе
закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой
цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более
совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности
(Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить
такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые
бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые
древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая
форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так
и для самого государства. Государственная власть, признающая право и,
одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается
справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал
Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон
говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем
правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима
оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних
прогрессивных учений о правовом государстве. Рост производительных сил,
изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от
феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию
его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают
проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей
монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей
равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу
посредством права. Наиболее известные идеи правовой государственности
изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В
своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и
настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы.
Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и
обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как
правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача
государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период
буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности
значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т.
Гоббс, Ш. Монтескье и другие. Надо отметить, что среди русских
философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в
трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. В
послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных
факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями
революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.
Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-
государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному
отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на
началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной
государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не
воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально
противоположной классовой концепции государства. Множество признаков:
максимальное обеспечение прав и свобод (3) человека; ответственность
государства перед гражданином и гражданина перед государством; четкое
разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие
развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов,
препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках; верховенство
и прямое действие конституционного закона, его приоритет над любой властью;
установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной
власти; формирование законодательных органов обществом на основе норм
избирательного права; соответствие внутреннего законодательства
общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность
всех субъектов общества от произвольных решений кого-либо.Теория правового
государства сформировалась на основе естественно-правовых воззрений
(универсальный характер естественного права: все норма апеллируют к человеку;
договор - изначальная основа деятельности государства: некоторые естественные
права неприкосновенны; подчиненность “положительного” права естественному;
постоянство норм естественного права).
17. Теория и практика формирования правового государства в современном
российском обществе.
18. Понятие права и его основные признаки. Правопонимание: разные подходы.
Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой необходимо
различать право в общесоциальном смысле и право в юридическом смысле. Слово
“право” употребляется в таких смыслах, как “естественное право”, “юридическое
право”, “моральное право”, “право члена общественной организации”, “материнское
право” и т.д. Говоря о понятии права, нужно прежде всего исходить из смыслового
значения слова “право” и различать в связи с этим право в общесоциальном и
право в юридическом смысле. Право в общесоциальном смысле – это признаваемая в
обществе, социально оправданная возможность (свобода) определенного поведения,
т.е. возможность совершать какие-то социально значимые действия, притязать на
что-то, требовать соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном
смысле по сути своей является естественным правом. Оно возникает само по себе,
естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой
жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе
общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах
морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических
нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством. Право в юридическом смысле –
это установленные или санкционированные государством, государственной властью,
нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность определенного
поведения. Другими словами, право в юридическом смысле – это и есть то, что
представители естественно-правовой, психологической и некоторых других теорий
называют позитивным правом. Позитивное право не тождественно естественному
праву. Государство закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую
свободу, которая отвечает интересам государства. А интересы государства – это
не обязательно интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может
закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в
нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная свобода,
сколько свобода, установленная или признанная государством. А такая свобода не
равнозначна естественному праву. Закон не тожд праву. Правом могут признаваться
только правовые законы. основные признаки права. Нормативность,
общеобязательность, системность, государственно-волевой характер, формальная
определенность, гарантированность. Нормативность права выражается в
том, что право состоит из норм. Нормы права – это определённые правила
поведения.
Общеобязательность –Нормы права являются правилами поведения общеобязательного
характера. общеобязательность присуща только праву.. Всякий, кто подпадает под
действие правовой нормы, должен поступать в соответствии с её предписанием,
иначе может быть наказан. Системность права проявляется в том, что
нормы, из которых состоит позитивное право, находятся в определенном единстве,
в системе и тесно связаны между собой. Государственно-волевой характер
позитивного права выражается в том, что оно в отличие от права в общесоциальном
смысле возникает не само по себе, а по воле государства. Нормы позитивного
права либо непосредственно устанавливаются государством, его органами, либо
возникают в результате государственного санкционирования, Формальная
определенность. нормы позитивного права обладают формальной
определенностью. большинство правовых норм письменно, формально закреплено в
различных официальных документах гарантированность. Она выражается в
том, что государство, создав правовые нормы, вместе с тем и гарантирует их,
обеспечивая возможностью принуждения. Т.о. право (или позитивное право) – это
система установленных или санкционированных государством норм поведения,
которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется
государством. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ.
Юридическая наука четко определяет свойства права, которые придают ему качество
регулятора общественных отношений – нормативность, связь с государством.
Сущность права видися в обеспечении или разграничении жжизненных интересов
людей, в выражении их воли, в установлении определенного порядка общественной
жизни. Новый подход к праву состоит в попытке уствновить различие между правом,
как объективным явлением общественой жизни и законом, как формой выражения
права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Такое
правопонимание исходит из того, что право и закон всегда совпадают, но это не
всегда так, т.к. закон может быть противоправным. Концепция современного
правопонимания исходит из естественных правовых, материалистических и других
прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в праве специфический
принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных
отношений. Такой принцип называется принципом формального равенства. Правовое
равенство означает формальную независимость и свободу людей в их отношениях,
оно имеет всеобщий характер и распространяется на всех субъектов опр отношений.
Право – это всеобщий масштаб и равная мера свободы, а принцип равенства заложен
в самой природе права и выражает присущую ему справедливость. Смысл различия
права и закона обусловлен двумя факторами – противопоставлением права и
произвола, соответствие закона объективным требованиям права. Те, кто
отождествляют право и закон, считают, что право есть продукт
властно-принудительного нормотворчества. Правовой закон характеризуется
следующими признаками: это выражение и закрепление объективированной в праве
меры свободы людей, он воплощает в себе принцип формального правового равенства
он учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового
равенства, это составная часть объективно складывающегося в данном обществе
права. Правовой закон – антипод произволу, реальная жизнь закона возможна
только в условиях правового государства.
19. Сущность права. Классовое и общесоциальное в сущности права. Объективное
и субъективное в праве.
Сущность— главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение
представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу
о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно
получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к
праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С. Алексеева,
"на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических
монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как
правило, неразвитые правовые системы'". С этим мнением следует согласиться.
Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было
традиционным, или обычным (исключение — древнеримское частное право).
Неразвитость традиционного права, прежде всего, состояла в том, что оно
выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы
социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли
религия, нравственность и обычаи. Сейчас уже можно констатировать, что
государство и право возникли намного раньше, чем общество разделилось на
классы. Возникшее вместе с государством право длительное время лишь дополняло
укоренившуюся систему социального регулирования. Определяющей чертой
появившегося традиционного права была государственная принудительность, а
не классовость. Дальнейший ход экономического и социального развития повлек
за собой классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические
противоречия. Однако и при рабовладельческом строе, и при феодализме право
по-прежнему оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в
системе социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела
регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и
слаборазвитым образованием. Только с утверждением буржуазного экономического
и социального строя и соответствующей ему системы духовных ценностей право
как регулятор общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и
ставшее во многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение
не имеет ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях
равенства, свободы, разума, прав человека.
Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство, экономика.
Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод
регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу;
экономика — основной предмет регулирования, первопричина возникновения права,
ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою
несостоятельность. Нравственность, государство и экономика — внешние условия,
вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в
том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и
потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически
подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер —
духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право
свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.
Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность,
служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность,
упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.
Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит,
что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать
свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|