бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГП бесплатно рефераты

55. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права. Правовой вакуум.

Иногда определённые обстоятельства, имеющие юридический характер, не

находятся в сфере правового регулирования. Налицо пробел в праве. Т.е.

отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии

с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. Пробелы

обусловлены тем, что: законодатель не смог охватить формулировками акта всех

жизненных ситуаций, требующих правового регулирования; в настоящее время

имеется недостаток юридической техники; общественные отношения претерпевают

постоянные изменения и развиваются. Аналогия закона применяется, когда

отсутствует норма права, регулирующая конкретный случай, но в

законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним отношения.

Аналогия права применяется, когда в законодательстве отсутствует и норма

права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов

права. (справедливость, гуманизм, равенство перед законом.). Для применения

аналогии права необходимо: установить, что данная ситуация имеет юридический

характер и требует правового решения; убедиться в отсутствии в

законодательстве конкретной нормы права по данному вопросу; отыскать норму,

регулирующую сходный случай, и на её основе решить дело (аналогия закона),

при отсутствии таковой опереться на общий принцип и на его основе решит дело

(аналогия права); в решении по делу мотивировать применение к данному случаю

аналогии закона или аналогии права.

56. Юридические коллизии и способы их разрешения.

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между

отдельными нпа, регулирующими одни и те же либо смежные общественные

отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и

осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Причины их носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным

относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость самих общественных

отношений, их скачкообразное развитие, а также «старение» и «консерватизм»

права. К субъективным причинам относятся те, которые зависят от воли и

сознания людей – политиков, законодателей, представителей власти. Это,

например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или

слабая координация нормотворческой деятельности, отсутствие должной правовой

культуры, юридический нигилизм, политическая борьба. Коллизии между законами

и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, т .е в предпочтение по

юридической силе; коллизии между КРФ и всеми иными актами, в том числе и

законами разрешаются в пользу КРФ; коллизии между актами субъектов, их

конституциями (уставами) и общефедеральными актами разрешаются в пользу

последних; в случае несоответствия КРФ, федеративного договора действуют

положения общефедеральной Конституции, т.е. приоритет на стороне основного

закона. В целом способами разрешения коллизий является: толкование, принятие

нового акта, отмена старого, внесение изменений или уточнений в действующий

акт, судебное рассмотрение, систематизация законодательства, создание

согласительных комиссий, конституционное правосудие.

57. Понятие и необходимость толкования норм права. Уяснение и разъяснение

содержания правовых норм.

Реализация права, т.е. претворение правовых предпи­саний в жизнь, в поведение

людей, невозможно без уясне­ния содержания юридических норм, выяснения воли

зако­нодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической

науке и практике определяется понятием "толкование права". Толкование права

— это интеллектуально-волевая де­ятельность по установлению подлинного

содержания пра­вовых актов в целях их реализации и совершенствования.

Толкование — не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания, а

деятельность (интеллектуально-во­левая, организационная), процесс, протекающий

во време­ни. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и

разъяснение. Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм

"для себя". Разъяснение же — объяснение, доведение усвоенного

содержания для других.

Более глубокий анализ позволяет характеризовать тол­кование права как

специфическую деятельность, как осо­бое социальное явление, как своеобразный

фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое

условие правового регулирования.

Под толкованием, подразумевается и искусство пости­жения значения знаков,

передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их

внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь). В отличие от иных видов

толкования толкование права —особая деятельность, чья специфика обусловлена

рядом факторов: во-первых, эта деятельность связана с интерпретацией не любых

письменных источников, а правовых актов, т.е. объектом его является право —

специфи­ческая реальность, обладающая особыми признаками, свойствами,

принципами функционирования; во-вторых, толкование в праве, имея целью

реализацию правовых предписа­ний, выступает и необходимым условием правового

регулирования; в-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность

осуществляется компетентными государствен­ными органами; в-четвертых,

результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение,

закрепля­ются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

58. Субъекты толкования. Виды толкования по субъектам.

Деятельность государственных органов, общественных орга­низаций и отдельных лиц

по разъяснению норм права — вторая сторона процесса толкования. В зависимости

от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают:

офи­циальное и неофициальное толкование. Официальное толкование

дается уполномоченными на то субъектами — государственными органами,

должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в

специаль­ном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое

толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно

ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их

единообразное при­менение.

Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального

статуса, не обладающими по долгу службы полно­мочиями толковать правовые нормы.

Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения,

ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме

рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного

значения и лишен властной юридической силы.

Официальное толкование различают двух видов — норматив­ное (общее) и казуальное

(индивидуальное). Нормативное толкование не ведет к созданию новых право­вых

норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативное толкование

применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме,

имеют неяс­ность текстуального понимания при неправильной и противоре­чивой

практике их применения. Оно призвано обеспечить едино­образие в понимании и

применении норм права. Среди нормативного толкования различают: аутентичное

(ав­торское) и легальное (разрешенное, делегированное). Аутентичное толкование

означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их

органа. Оно осно­вано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав

нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с

его точки зрения разъяснения. Субъектами такого толкования могут быть все

правотворческие органы, например Государственная Дума РФ. Юридическая

практика знает и другой вид нормативного разъяснения — легальное толкование.

Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это

пору­чено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом,

тем не менее имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты,

принимаемые высшими законодатель­ными органами. Казуальное толкование также

является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к

толкова­нию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно

дается компетентным органом по поводу рассмотре­ния конкретного дела и

обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения — правильное разрешение

определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других

дел. Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, даваемое не

уполномоченными на то субъектами. Оно не являет­ся юридически значимым.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и

доктринальное (научное). Обыденное толкование может осуществляться любым

гражда­нином. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения

каких-либо нормативных актов, референдумов.

Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведу­щих в правовых

вопросах (профессионалов, специалистов в об­ласти права). Например,

разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема

граждан. Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное

(научное) толкование. Оно так же, как и вышена­званные виды неофициального

толкования, не имеет юридичес­кой силы.

59. Толкование норм права по объёму.

Результат толкования правовых норм оценивается с точки зрения его объема. В

данном случае объём – это соотношение содержания истолкованной нормы с

первоначальным текстом нормы. Выделяют: буквальное толкование – при котором

установленное в результате толкования содержание нормы совпадает со смыслом

текста нормы при её простом прочтении; ограничительное толкование –

содержание текста уже чем первоначально: распространительное толкование –

содержание шире непосредственного текстуального выражения нормы. Две

последние формы применимы только в случае установления несоответствия между

действительным содержанием нормы права и её текстом.

60. Способы (приёмы) толкования норм права.

Способ толкования представляет собой совокупность при­емов и средств,

позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли

законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими

особенностя­ми и средствами уяснения правовой нормы. Основные способы

толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический

и специально-юриди­ческий. Грамматический (филологический, языковой)

способ толко­вания представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе

анализа текста какого-либо нормативного акта. Такое толкование предполагает,

прежде всего, выяснение значения от­дельных слов как в общеупотребительном, так

и в терминоло­гическом смысле (эпидемия, эпизоотия, рецидив и т.д.). Глав­ное —

понять тот смысл слова, какой вкладывал в него законо­датель. При

логическом толковании законы логики используются самостоятельно, обособленно

от остальных способов. Здесь ис­следуется логическая связь отдельных положений

закона с пра­вилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при

грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их

между собой. В данном случае применяются такие приемы, как логическое

преобразование, выведе­ние вторичных норм, выводы из понятий, доведение до

абсурда. Систематическое толкование — это уяснение содержания правовых

норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте,

институте, отрасли права в целом. Данный способ толкования предопределяется

внутренними свойствами права, его системностью. Правовые нормы в общей системе

правового регулирования связаны между собой много­численными отношениями.

Поэтому, чтобы полностью уяснить ту или иную норму права, необходимо учитывать

целый ряд других норм, регулирующих смежные общественные отношения, ус­тановить

связь между регулятивными и охранительными норма­ми. Все это помогает правильно

понять сферу действия нормы, круг заинтересованных лиц, смысл того или иного

термина. Систематическое толкование позволяет выявить факты кол­лизий

(противоречий) между правовыми нормами. Такой способ толкования важен при

применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее

близкую по своему содержа­нию к конкретному случаю. Наиболее четко этот способ

прояв­ляется при сопоставлении норм Общей части отрасли права с Особенной

частью. Специально-юридическое толкование основывается на

профес­сиональных знаниях юридической науки и законодательной тех­ники. Такое

толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов

выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов,

конструк­ций и т.д. Это обусловлено тем, что в области законодательной

стилистики существует свой язык законов как особый стиль речи и в связи с этим

имеются термины и конструкции, специфичные для законотворчества. Поэтому, чтобы

правильно осуществить правовую квалификацию обстоятельств дела, дать им

юридичес­кую оценку, необходимо раскрыть своеобразие языка законов, т.е.

уяснить смысл непосредственно юридических понятий, кате­горий, конструкций и

т.д. Этот способ обусловлен и тем, что наука может формулиро­вать новые

юридические понятия и категории, используемые за­конодателем. Интерпретатор

вынужден обратиться к научным источникам, где находит готовый анализ тех или

иных терминов норм права, оценочных понятий (тяжкие последствия, сущест­венный

вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог, поручительство и т.д.),

которые влияют на практику решения конкретных дел. С помощью

историка-политического толкования выясняются: во-первых, исторические

условия издания нормативного акта, во-вторых, социально-политические цели,

которые преследовал законодатель, издавая этот акт. Необходимость этого способа

вы­зывается тем, что с помощью лишь установления правовых свя­зей невозможно

уяснить глубоко и всесторонне смысл и содержа­ние нормы права.

Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к

истории ее принятия, целям и мо­тивам, обусловившим введение ее в систему

правового регулирования. Этот способ толкования позволяет анализировать также

источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов

нормативных актов, первоначальные проек­ты, материалы всенародного обсуждения,

различные выступле­ния, мнения и т.д. Историко-политическое толкование помогает

выявить такие правовые нормы, которые хотя формально и не отменены, но

фактически уже не действуют, т.е. не существует тех обществен­ных отношений,

которые норма регулировала. Все это способствует более точному установлению

смысла правовой нормы.

61. Юридическая практика.

Это деятельность по изданию (толкованию, реализации.) юридических

предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. Под

структурой юр. практики понимается её строение, расположение основных

элементов и связей, которые обеспечивают её целостность, сохранение

объективно необходимых свойств и функций при воздействии на неё разнообразных

факторов действительности. Объекты практики – то, на что направлены

юридические действия и операции её субъектов и участников (материальные,

нематериальные блага, общественные отношения, конкретные действия

(бездействия) людей). Субъекты – основные носители правовых отношений, без

которых немыслимо существование практики. Участники – отдельные лица

(организации), которые содействуют субъектам в выполнении правовых действий..

Юридические действия – внешнее выражение, социально-преобразующее и влекущее

определённые правовые последствия акты субъектов и участников. Средства –

допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечивается

достижение цели и необходимый результат. Способ – конкретный путь достижения

намеченной цели (результата). Результат – итого юридических операций,

позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность. Формы

юридической практики – способы организации, осуществления и внешнего ей

выражения. Различают правотворческую, распорядительную, интерпретационную и

иные виды практики. Функции юр. практики – это обособленные направления

однородного её воздействия на объективную и субъективную реальность, в

которых проявляются и конкретизируются её природа.

62.Правовое регулирование и правовое воздействие.

Правовое регулирование — это целенап­равленное воздействие на поведение людей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18