Шпора: Шпоры по ТГП
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный
вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей
среды становится составной частью программы завершения строительства
материально - технической базы в государстве.
В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными
климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств обеспокоены
экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из
государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на
поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и
общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные
меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее
положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.
91. Классификация функций государства.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает
рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные
характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой
организации публичной власти, но и общества в целом. В связи с тем, что
государство выполняет множество функций, содержание которых весьма
разнообразно, необходима их научная классификация. Рассмотрим некоторые
основания (критерии) такой классификации. Наиболее общими критериями
отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности
объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных
отношений, на которые государство воздействует в_процессе своей деятель
ности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой
функции. т.е. более или менее однородных, близких друг к другу
видов государственной деятельности. В зависимости от того, в какой сфере
общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те или
иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутри
политических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и
внешние. Внутренние функции государства — это, например, экономическая,
экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним
функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового
порядка и т.д. Среди внутренних и внешних функций государства различаются
функции основные и неосновные. Основные функции — это
наиболее общие важнейшие направления деятельности государства по
осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в
определенный исторический период. Основным функциям государства присущ
ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется
классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение.
Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства,
как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и
строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по
защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой стороны,
экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана
прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и
др. 'Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций,
осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами
(например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование,
финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные
функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в
разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.
В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий государства на
одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней
деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством
общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной
жизни. Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по
наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные
отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями.
Последние, будучи составными структурными частями основных функций,
представляют собой направления деятельности государства по выполнению его
задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.
От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции
органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей
отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в
государственном механизме политической системе общества.
92. Правовые и организационные формы осуществления функций государства.
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в
своей деятельности различные методы. Различаются правовые и неправовые формы
реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь
государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих
функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как
государственные органы и должностные лица работают, какие юридические
действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления
функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и
правоохранительную.
Правотворческая деятельность — это подготовка и издание
нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства
практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без
кодифицированного социального законодательства, социального права? От
правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие
нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями
законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах
управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых
правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных
вопросов управленческого характера, для выполнения которой
исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты,
контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.
Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и
правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан
и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений,
разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др. В
наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций
государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией
государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов
государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами
гражданского общества и гражданами.
Неправовые формы охватывают большой объем
организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций
государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она
не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые
последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и
изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с
письмами и заявлениями граждан и т.п. Методы осуществления функций
государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию,
государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации
экономической функции необходим целый набор экономических методов —
прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование,
государственные субсидии, защита потребителей и др.
93. Особенности функций Российского государства на современном этапе.
Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно
подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление
сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытекающие из
потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и
окружающей среды и др.). По направленности функции государства подразделяются
на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение
внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства
на данное общество, а внешние — на установление и поддержание определенных
отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны
между собой, взаимно дополняют друг друга. Среди внутренних можно выделить
блок охранительных функций — охраны существующих форм собственности,
обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды,
экономическую, социально-культурную и другие функции.
Охрана существующих форм собственности — функция, присущая всех
государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент.
Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства,
вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый
план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный
правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией
охраны прав и свобод граждан и правопорядка. Функция охраны природы и
окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных.
Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к
человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой
деятельностью. Экономическая функция. Теперь государство вмешивается в
экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными
ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная
собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на
ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим
предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются
государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира,
сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное
государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы
в масштабе всей страны. С экономической тесно связана социальная функция
государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему
государственной деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить
возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять
социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.
Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые
расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает
и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие
безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др. В
современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития
здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными
видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения,
финансирует их. В последние десятилетия многие передовые государства мира
активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса.
Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на
государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных
исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому
государство берет на себя обязанность по стимулированию технического
прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим
исследованиям.
Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от
нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических
отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась
межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная
безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это
и обусловило появление соответствующих внешних функций.
94. Понятие механизма (аппарата) государства. Принципы организации и
деятельности государственного аппарата.
Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила,
располагая которой государство осуществляет власть. Механизм является
структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой
материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм
суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм
государства — это целостная иерархическая система государственных органов и
учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и
функции государства. Приведенное определение позволяет выделить следующие
характерные признаки механизма государства. 1. Это целостная иерархическая
система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается
едиными принципами организации и деятельности государственных органов и
учреждений, едиными задачами и целями их деятельности. 2. Первичными
структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и
учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их
называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами
субординации и координации. 3. Для обеспечения государственных властных
велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения,
соответствующие техническому уровню каждой эпохи, — вооруженные отряды людей,
тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство. 4. При помощи
механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В
силу того что механизм как раз и создается для выполнения функций государства,
последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и
учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к
примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или
национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план
такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия,
принуждения В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства
обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин
"механизм" лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на
результативную деятельность. Единый и целостный механизм государства
дифференцируется (расчленяется) на составные части — органы, подсистемы.
Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают
неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях
субординации и координации. Структура механизма государства изменчива и
разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы
принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть
государственного механизма занимается только управлением, а другая — только
принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между
собой. Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его
органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом,
феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства
основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел,
финансов и иностранных дел. Механизм современного государства отличается
высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений,
подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют
высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство.
Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации,
вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема — это органы
правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция,
разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе
методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры).
Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей —
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|