бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГП бесплатно рефераты

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный

вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей

среды становится составной частью программы завершения строительства

материально - технической базы в государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными

климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств обеспокоены

экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из

государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на

поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и

общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные

меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее

положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

91. Классификация функций государства.

Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает

рассмотрение его функций, пред­ставляющих собой важнейшие качественные

характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой

орга­низации публичной власти, но и общества в целом. В связи с тем, что

государство выполняет множество функций, содержание которых весьма

разнообразно, необходима их науч­ная классификация. Рассмотрим некоторые

основания (критерии) такой класси­фикации. Наиболее общими критериями

отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности

объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных

отношений, на которые государство воздействует в_процессе своей деятель­

ности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой

функции. т.е. более или менее однородных, близ­ких друг к другу

видов государственной деятельности. В зависимости от того, в какой сфере

общественной жизнивнутренней или внешней - осуществляются те или

иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутри­

политических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и

внешние. Внутренние функции государства — это, например, экономическая,

экологическая, функция разви­тия культуры, науки и образования. К внешним

функциям отно­сятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового

порядка и т.д. Среди внутренних и внешних функций государства различа­ются

функции основные и неосновные. Основные функции — это

наиболее общие важнейшие направ­ления деятельности государства по

осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в

определенный исторический период. Основным функциям государства присущ

ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется

классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назна­чение.

Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства,

как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и

строительства дорог, рабо­ты транспорта, участие в международных конвенциях по

защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой стороны,

экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана

прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и

др. 'Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций,

осуществляемых, как правило, специально предназна­ченными для этого органами

(например, здравоохранение, соци­альное обеспечение, высшее образование,

финансовая деятель­ность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные

функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в

разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий государства на

одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней

деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством

обще­ственных отношений в какой-то определенной большой области социальной

жизни. Сообразно с этим основные функции государства охватыва­ют, группируют по

наиболее важным направлениям государст­венного воздействия на общественные

отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями.

Пос­ледние, будучи составными структурными частями основных функций,

представляют собой направления деятельности государства по выполнению его

задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

От основных и неосновных функций государства следует от­граничивать функции

органов государства, т.е. реализацию ком­петенции, прав и обязанностей

отдельных органов в соответст­вии с их местом и назначением в

государственном механизме политической системе общества.

92. Правовые и организационные формы осуществления функций государства.

Государство должно выполнять свои функции в прису­щих ему формах, применять в

своей деятельности различ­ные методы. Различаются правовые и неправовые формы

реализа­ции функций государства. В правовых формах отражаются связь

государства и права, обязанность государства действо­вать при выполнении своих

функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как

государ­ственные органы и должностные лица работают, какие юри­дические

действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления

функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и

правоохранитель­ную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и издание

нормативно-правовых актов, без которых реализа­ция других функций государства

практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без

кодифицированного социального законодательства, социаль­ного права? От

правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие

нормативные акты реали­зованы или они останутся лишь благими пожеланиями

зако­нодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах

управления (исполнительно-распорядитель­ных органах), возглавляемых

правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных

вопро­сов управленческого характера, для выполнения которой

исполнительно-распорядительные органы издают соответ­ствующие акты,

контролируют выполнение обязанностей ис­полнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т.е. властная опе­ративная и

правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан

и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений,

раз­решение юридических дел, привлечение к юридической от­ветственности и др. В

наше время возрастает роль договорной формы в осу­ществлении функций

государства. Это обусловлено развити­ем рыночной экономики и децентрализацией

государственно­го управления. Сейчас государственно-властные решения ор­ганов

государства все больше сочетаются с договорной фор­мой, структурами

гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем

органи­зационно-подготовительной работы в процессе осуществле­ния функций

государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она

не связана с юриди­чески значимыми действиями, влекущими за собой право­вые

последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и

изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с

пись­мами и заявлениями граждан и т.п. Методы осуществления функций

государства достаточ­но многообразны. Так, выполняя охранительную функцию,

государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации

экономической функции необходим целый набор экономических методов —

прогнозирование, плани­рование, льготное кредитование и инвестирование,

государ­ственные субсидии, защита потребителей и др.

93. Особенности функций Российского государства на современном этапе.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функ­ции государства можно

подразделить на: а) функции, выте­кающие из классовых противоречий (подавление

сопротив­ления эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытека­ющие из

потребностей общества в целом (обеспечение пра­вопорядка, охрана природы и

окружающей среды и др.). По направленности функции государства подразделя­ются

на внутренние и внешние. Внутренние функции наце­лены на решение

внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства

на данное об­щество, а внешние — на установление и поддержание оп­ределенных

отношений с другими государствами. Внутрен­ние и внешние функции тесно связаны

между собой, вза­имно дополняют друг друга. Среди внутренних можно выделить

блок охранитель­ных функций — охраны существующих форм собственнос­ти,

обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды,

экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности — функ­ция, присущая всех

государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства,

вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый

план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невоз­можен подлинный

правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией

охраны прав и сво­бод граждан и правопорядка. Функция охраны природы и

окружающей среды выд­винулась в последние десятилетия в число основных.

Эколо­гически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к

человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой

деятельностью. Экономическая функция. Теперь государство вмешивается в

экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает про­порции между отдельными

ее отраслями. Возникли государ­ственный сектор экономики, т. е. государственная

собствен­ность, и государственное управление предприятиями и орга­низациями, на

ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим

предпринимателем: мно­гочисленные акционерные общества являются

государствен­ными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира,

сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное

государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы

в масштабе всей страны. С экономической тесно связана социальная функция

го­сударства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему

государственной деятельности. Главное ее назна­чение — устранить или смягчить

возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять

социаль­ное положение людей, развивать здравоохранение, образо­вание, культуру.

Для выполнения социальной функции государство со­здает фонды, которые

расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает

и реали­зует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие

безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др. В

современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития

здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными

видами деятельности государство создает соответствующие орга­ны и учреждения,

финансирует их. В последние десятилетия многие передовые государ­ства мира

активно осуществляют функцию развития науч­но-технического прогресса.

Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на

государ­ственной основе. Это вызвано тем, что современные масш­табы научных

исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому

государство берет на себя обязан­ность по стимулированию технического

прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоре­тическим

исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно явля­лись защита страны от

нападения извне; ведение захватни­ческих войн; обеспечение дипломатических

отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась

межгосударственная взаимовыгодная тор­говля, развивается коллективная

безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это

и обусловило появление соответствующих внешних функ­ций.

94. Понятие механизма (аппарата) государства. Принципы организации и

деятельности государственного аппарата.

Механизм государства есть та реальная организацион­ная материальная сила,

располагая которой государство осу­ществляет власть. Механизм является

структурным и предметным олицетворением государства, представляет со­бой

материальное "вещество", из которого оно состоит. Мож­но сказать, что механизм

суть деятельное, постоянно функ­ционирующее выражение государства. Механизм

государства — это целостная иерархичес­кая система государственных органов и

учреждений, прак­тически осуществляющих государственную власть, задачи и

функции государства. Приведенное определение позволяет выделить следую­щие

характерные признаки механизма государства. 1. Это целостная иерархическая

система государствен­ных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается

едиными принципами организации и деятельности государ­ственных органов и

учреждений, едиными задачами и целя­ми их деятельности. 2. Первичными

структурными частями (элементами) ме­ханизма являются государственные органы и

учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновни­ки, иногда их

называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами

субординации и ко­ординации. 3. Для обеспечения государственных властных

велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуж­дения,

соответствующие техническому уровню каждой эпо­хи, — вооруженные отряды людей,

тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство. 4. При помощи

механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В

силу того что механизм как раз и создается для выполнения функций государства,

послед­ним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и

учреждения вынуждены подстраиваться к из­меняющимся его функциям. Если, к

примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или

нацио­нальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выхо­дят на первый план

такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия,

принуждения В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства

обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин

"механизм" лишь под­черкивает целостность аппарата, его направленность на

ре­зультативную деятельность. Единый и целостный механизм государства

дифферен­цируется (расчленяется) на составные части — органы, под­системы.

Между ними существует своя иерархия: различ­ные органы и подсистемы занимают

неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отноше­ниях

субординации и координации. Структура механизма государства изменчива и

разно­образна, но при всех условиях в него входят органы управ­ления и органы

принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть

государственного механизма занимается только управлением, а другая — только

при­нуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между

собой. Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его

органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом,

феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического госу­дарства

основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел,

финансов и иностранных дел. Механизм современного государства отличается

высо­кой степенью сложности, многообразием органов и учреж­дений,

подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют

высшие органы государ­ства: представительные, глава государства, правительство.

Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации,

вокруг них формируется об­щественное мнение. Другая подсистема — это органы

пра­вопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция,

разведка). Последние выполняют реше­ния высших органов государства, в том числе

методами го­сударственного принуждения (военное подавление, полицей­ские меры).

Наиболее жесткие способы принуждения осу­ществляют вооруженные отряды людей —

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18