бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГП бесплатно рефераты

значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного

устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным

ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные

федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное

различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной

степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных

федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным

органам членов федерации. Национальное государство ограничивается

суверенитетом национальных государственных образований. Иная форма

межгосударственного устройства содружество государств (Содружество

Независимых Государств).

88. Политический (государственный) режим: понятие и виды. Политический

(государственный) режим современной России.

С формой государства тесно связан политический ре­жим, значение которого

в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например,

изменение политического режима (даже если форма правления и форма

государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому

изменению внутренней и внешней поли­тики государства. Вызвано это тем, что

политический ре­жим связан не только с формой организации власти, но и с ее

содержанием. Политический режим — это методы осуществления по­литической

власти, итоговое политическое состояние в об­ществе, которое складывается в

результате взаимодействия и противоборства различных политических сил,

функцио­нирования всех политических институтов и характеризует­ся демократизмом

или антидемократизмом. Приведенное определение позволяет выделить следую­щие

признаки данного феномена. 1. Политический режим прежде всего зависит от того,

какими методами в государстве осуществляется политичес­кая власть. Если это

методы убеждения, согласования, за­конности, парламентаризма, если применяется

только пра­вовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократи­ческий режим.

Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается

режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной

степени сочетаются оба начала. 2. В каждой стране политический режим

определяется. соотношением, раскладом политических сил. В странах, где

существует устойчивый баланс политических сил или дос­тигнуто долговременное

национальное согласие, результа­том такого согласия является стабильный

политический ре­жим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы,

политический режим постоянно изменяется. При демократическом режиме высшие

органы государ­ства имеют мандат народа, власть реализуется в его интере­сах

демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и

гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех

сферах общества. Крайне недемократическим является тоталитарный фа­шистский

режим, когда власть переходит в ;)уки реакцион­ных сил, осуществляется

диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина

ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и безза­коние.

Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это

фашистские государства, социалистические госу­дарства периодов «культа

личности». Тотали­тарный режим является крайней формой авторитарного режима.

Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и

всепроникающая власть. Тоталитарный режим характеризуется, как правило,

наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается

общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой,

политическим лидером, вождём народа, в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую пар­тию, а все другие, даже

ранее существовавшие партии, стремится разогнатъ, запретить, уничтожить.

Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки

рассматриваются как священные догмы. Правящая партия захватывает бразды

государственного управления: происхо­дит сращивание партийного и

государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением

одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого

не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания

лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется демагогическая

ориентация всех членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения

правящей пар­тии. Монополия на информацию делает это осуществимым. В

государственном управлении тоталитарный режим характе­ризуется крайним

централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при

котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывантся.

Местые органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд.

Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к

населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое использование, уже не

становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как главное

условие для укреп­ления и осуществления власти. При тоталитаризме

устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство

стремится «слить» общество с собой, полностью его огосударствить. В

эконо­мической жизни происходит процесс огосударствления тех или форм

собственности. Авторитарный режим может осуществляться в иных фор

мах. Он может быть основан на праве, моральных началах, но eгo нельзя

все же отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть

осуществляется наиболее эффективным способом. Все же при любой форме

авторитаризма государственная власть не формируется и не контролируется

народом. Несмотря на, то, что существуют представительные органы, реально они

никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения,

выработанные «правящей» элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой,

олигархией). Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя

не ограничивает законом, особенно в, части привилегий, льгот. В ее среде

выделяется еще наиболее узкий круг людей, неболь­шая группа должностных лиц,

осуществляющих политиче­ское руководство. Внутри правящей клики выделяется

лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать

решения. Советы, рекоменда­ции, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса

со своей ко­мандой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно

сильная, порой харизматическая личность. И хотя обще­ственное мнение не

обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не менее, оно ориентируется на

эту сильную личность. Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой»

форме осуществляются для проведения реформ, укрепления госу­дарства, его

целостности, единства, противопоставления сепара­тизму, экономическому развалу.

В авторитарном государстве управление осуществляется как правило

централизованно. Собственно демократический режим («democratia» -

наро­довластие) – это –одна из разновидностей либерального режима, основанного

на признании принципа равенства и свободы всех лю­дей, участии народа в

управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы,

демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е.

Формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них

социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих

прав и свобод. В результате - широкие права, и свободы становятся реальными, а

не только формальными. В демократическом государстве народ является источником

власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.

Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как

правило, избираются, но меня­ются критерии избрания. Критерием избрания того

или иного чело­века в представительный орган являются его политические взгляды,

профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства,

в котором существует демократический поли­тический режим. В основе деятельности

народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех

уровнях общественной жизни. При демо­кратии существует институциональный и

политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые

объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют

людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы

способствуют развитию государственности и свободы личности.

89. Соотношение типа и формы государства.

90. Понятие и содержание функций государства. Функции и задачи государства.

Функции государства и отдельных его органов.

Функции государстваэто основные направления внутренней и внешней

деятельности государства, в которых выражаются и кон­кретизируются его

классовая и общечеловеческая сущность и соци­альное назначение. В этом

определении выделены наиболее существенные при­знаки функций государства. 1.

Функции государства непосредственно выражают и пред­метно конкретизируют его

классовую и общечеловеческую сущ­ность. Их содержание учитывает классовые,

групповые (корпо­ративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная

роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется

разносторонняя прак­тическая деятельность внутри страны и на международной

арене. 3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его

историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное

назначение посредством осуществления соответст­вующих ему функций,

представляющих собой устойчиво сло­жившиеся основные направления его

деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов про­являются и

объективируются присущие им особенности и зако­номерности развития, динамика

социально-экономических, по­литических и духовных преобразований в жизни

общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные

стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства

называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние. К

внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни

государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся

следующие виды функций: Охранительная. Экономическая. Социальная.

Культурно-воспитательная. Природоохранительная. К внешним функциям,

направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе,

относятся: Защита государства от вооруженных нападений других государств.

Поддержание международных политических отношений (дипломатическая

деятельность), экономических и культурных связей. Борьба с международной

преступностью. Участие в международной охране окружающей Среды. 1.

Охранительная функция: Это функция государственной деятельности проявляется

в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране

прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и

государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и

согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных

противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп,

слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали

возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни,

здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и

общественного имущества, на охрану частной собственности. 2. Экологическая

функция: Направлена на защиту экологии. 3. Функция социальных услуг,

обеспечения и защиты граждан: Многие государства характеризуют себя

социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех

тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя

нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия

направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и

нетрудоспособных людях. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в

частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в

случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных

случаях предусмотренных законом.” В Российской Федерации финансируются

федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры

по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения,

поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию

физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому

благополучию (статья 41 пункт 2 ) 4. Культурно - воспитательная функция:

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел

образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее

время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве,

во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих

государствах образование является обязательным. Государство поощряет и

развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности.

Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения

исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе

патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть

воспитательного процесса. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый

гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго

соблюдать их. 5. Природоохранительная функция: Охрана природы,

окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в

результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные

связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя

неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего

общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и

возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально

обеспечить защиту окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и

рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое,

социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и

государств. Внешние функции. 1. Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она

нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности

государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является

долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской

Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.”

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения,

социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить

действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На

действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко

дню призыва исполняется 18 лет. 2. Функция сотрудничества с другими

странами. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех

государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых

направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества

(ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.) 3. Борьба с международной

преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная

преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием -

вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни

одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна

необходимость совместных действий государств по борьбе с международной

преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является

создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. 4. Участие в охране окружающей

Среды:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18