Шпора: Шпоры по ТГП
что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых
и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах,
в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные,
основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах,
которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается
государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала
культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими.
По мнению представителей данной теории, государство более
необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и
управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным
средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других
сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии
общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в
орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых.
Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной
идеологии. Договорная теория происхождения государства. Значительной теорией
происхождения государства является договорная теория, получившая
прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками
этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в
XVIII веке - Руссо. В России представителем договорной теории был
революционный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что
государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна
находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь
ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил
право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот
допускает злоупотребление властью и произвол. В договорной теории государство
возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в
который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном
состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора
между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти
государству. Общественный договор, создающий государство, понимался как
согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на
образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый
народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий
конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и
государственное образование - политическую организацию: государство. В
договорной теории в связи с этим различали первичный договор объединения и
вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иным государственным
органом. Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как
исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который
лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди
добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как
принцип, обосновывающий правомерность государственной власти. Договорная
теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала
народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала
объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от
недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого, таким образом, была
лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро
власть добровольно передана правителю, например князю, то он - князь - отныне
обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную
монархию, т. к. общественный договор, по его мнению, представлял собой
определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение
свободы и народа, и монарха. Отражала эта теория и договорную практику многих
феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном
обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города. Имела эта теория и
глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на
свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания.
Марксистская теория происхождения государства. Марксистская теория
происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса
"Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название
которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого
феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений,
логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение
теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательный
материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной
собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть
вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление
непримиримых классовых противоречий". Отрицать влияние классов на возникновение
государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной
первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко
зарождалось и формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс
государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
10. Понятие и структура политической системы общества. Её основные субъекты:
государство, политические партии, движения и т. п.
Назначение государства состоит в организации социального управления. Само
государство – специфическая форма управления обществом. Однако в нём
принимают участие не только гос. Органы, но и граждане, их объединения
(партии, церковь.). Совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и
основанных на них политических институтов, учреждений и действий,
организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства – это
политическая система общества. К числу собственно политических организаций
относят: Государство; все политические партии, движения, отдельные
политические организации. Их характерный признак – прямая и непосредственная
связь с политикой, а непосредственной задачей является достижение
определённых политических целей, которые закреплены в уставах этих
организаций. К не собственно политическим организациям относят такие, которые
возникают не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и
иных причин. Это профсоюзы, кооперативы и иные организации, которые
осуществляют деятельность в производственной, культурной и иной сферах. В их
уставах отсутствует закрепление активного воздействия на политическую власть.
Они возникают и действуют на основе индивидуальных интересов и склонностей
того или иного слоя людей. В политическую систему общества могут также
входить и запрещенные ассоциации: фашистского, экстремистского толка, которые
государство считает опасными для себя, либо определённого слоя общества, либо
всего общества в целом.
11. Право и другие социальные нормы, как регулятивная основа политической
системы.
Все структурные элементы политической системы общества созданы с
определёнными политическими целями и потому вынуждены действовать в рамках
законодательно оформленного порядка. Право же, как и государство неразрывно
связано с политической системой общество и оказывает на неё существенное
влияние. Выступая нормативной основой право аккумулирует волю общества,
интегрирует сообщество, делая политическую систему стабильной (например,
конституция обычно на длительный период закрепляет систему политических
институтов, основу взаимоотношений между ними, устройство государства, а
следовательно, и основы политической системы общества). В демократических
политических системах (в основном демократических, или смешанных) отношения
по поводу государственной власти (завоевание, удержание, использование)
облекается в правовую форму. Право служит одним из средств связи между
обществом и его политической системой (например в законах, принимаемых
государственными органами, как правило, учитывается воля народа). Непременным
атрибутом нормативной основы системы являются социальные нормы. Примером
могут служить нормы семейного, трудового, гражданского права, принципы и
нормы морали, традиции, обычаи, регулирующие неполитические по своему
характеру и содержанию отношения. Влияние таких принципов и норм на
политическую жизнь осуществляется не прямо, непосредственно, а через их
взаимосвязь с системой политических принципов и норм, т. е. опосредованно.
12. Государство в политической системе. Признаки государства, отличающие его
от других организаций и учреждений общества.
Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой
целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых
порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая
система” позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных
групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти
интересы политических явлений. Политическая система в конечном счете
регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на
основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.).
Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть
и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических
интересов, регулируя явления политической жизни через призму
“общеобязательности”. Именно в этом качестве государство играет особую роль в
политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно
выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами
общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает
центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно: 1)
выступает в качестве единственного официального представителя всего народа,
объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным
аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4)
обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой
безопасности и т.п.); 5) обладает, как правило, монополией на
правотворчество; 6) обладает специфическим набором материальных ценностей
(государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).
13. Государство и церковь. Светские и теократические государства.
История знает теократические и светские государства,
воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические,
соответственно и разные политические системы. Многообразие
конкретно-исторических религиозно-духовных состояний общества позволяет в
рамках теории государства сформулировать лишь несколько общих, но важных
выводов, необходимых для понимания взаимодействия государства и церкви в
рамках политической системы. Как правило, политические системы большинства
обществ особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего
состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся
конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь,
имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного
воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в
государственную жизнь, в политику. В_таком взаимоотношении реализуется
принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и
автономии-религии. Однако так происходило лишь в нормально функционирующих
либерально-демократических политических системах. В
тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала
невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела
церкви, попытки контроля за священнослужителями, гонения на них, репрессии.
Taкие политические системы пытались использовать церковь для своих целей.
Воинственно-атеистические системы, в свою очередь, пытались применить и
применяли открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных
систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества. А в обществах,
где господствовали некоторые религиозные системы, например ислам напротив
религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на
функционировании государственных институтов, задают и определяют социальные
цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным
институтом политической системы. В этих обществах взаимоотношения
государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного
подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до
периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски
настроенных членов общества. В целом, конечно же, церковь во многих обществах,
как правило, - это все же практически и фактически важный элемент поли
тической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое
положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например,
ч.2 ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения
отделены от государства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США
гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к
установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной...».) Вместе
с тем и в таких системах отдельные политические контакты между государством
и церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма
интенсивными и значимыми.
14. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского
общества.
Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а
тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит
из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное
общество нельзя называть гражданским. Ведь в таком обществе не существует
понятий «гражданство» и «гражданин». Нельзя так сказать и о рабовладельческом
и феодальном государстве. Институт «гражданское общества» возник и получил
политико-правовое признание лишь в буржуазную эпоху под влиянием естественных
прав человека и необходимости их юридической защиты. Но то лишь формальная
сторона вопроса. По существу же этот термин приобрёл в современной литературе
особое значение и выражает общество, отвечающее ряду выработанных
историческим опытом критериев.
Или иначе это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений,
образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-
собственников и их объединений.
Понятие гражданского общества, будучи давно известным, всё ещё является для
нашей науки относительно новым и неразработанным. Между тем корни этой идеи
уходят в далёкое прошлое – к «Политике» Аристотеля, «Государству» Платона,
другим древнегреческими учениям. Получала продолжение и поддержку в трудах
Гоббса, Локка, Монтескъе, Руссо, но сам термин начинает употребляться лишь с
18 века. С течением времени под гражданским обществом стали понимать особую
сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, которые
должны были находиться в известной независимости от государства. В этом
смысле гражданское общество трактуется и как цивильное, частное, приватное.
По Гегелю , это прежде всего система потребностей, основанная на частной
собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство,
право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них
взаимные юридические связи субъектов. Главным элементом этого учения
выступает человек, его роль, функции, положение. «В гражданском обществе
каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с
другими он не может достигнуть всего объёма своих целей.» (Гегель «Философия
права»). Карл Маркс довольно часто использовал в своих работах понятие
гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий, классов,
реальную жизнь людей, подчёркивая их исторически обусловленный характер. В
«Немецкой идеологии» Маркса говорится: «Гражданское общество обнимает все
материальное общение индивидов в рамках определённой ступени развития
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|