бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГП бесплатно рефераты

предписания действуют в рам­ках отдельных государственных, общественных или

част­ных структур. 6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные

и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их

действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих,

желез­нодорожников и т.п.).

31. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы и особенности

изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.

Данный вопрос имеет важное не только научное, но и практическое значение.

Смешение нормы права, которая относится к содержанию права со статьёй акта,

относящейся к форме выражения права, их отождествление ведёт к неправильному

представлению о внутреннем строении юридической нормы, постановке под

сомнение или даже отрицанию её трёхэлементное структуры, затрудняет процесс

применения права. Не всегда норма права совпадает со статьёй нормативного

акта. Не всегда в формулировке можно встретить все три известные элемента.

Однако неверны утверждения о том, что некоторые нормы имеют двухэлементную

структуру, когда у одних якобы отсутствует гипотеза, у других – санкция.

Существуют следующие способы изложения норм в нормативных актах. Элементы

правовой нормы могут располагаться в различных статьях одного и того же нпа.

И иногда и в статьях различных нпа. Это обусловлено тем, что нормы имеют

неодинаковые формы, способы своего выражения, но при этом сохраняют

логическую структуру. Статья нпа – это форма выражения, способ изложения

правовой нормы. Сужествуют несоклько способов изложения – прямой, когда в

статье все три элемента (г, д и с). Тут логическая структура нормы совпадает

со структурой статьи нпа. Отсылочный способ – содержатся не все элементы, и

содержится отсылка к другим раодственным статьям того-же нормативного акта

(УК). Бланкетный мпособ изложения – при этом устанавливается только

ответственность за нарушение определенных правил, но самих правил в ней нет и

отсылки прямой тоже нет, напр нарушение правил вождения наказывается. (УК).

Вывод – норма права не тождественна статье закона. Норма права – это

логически завершенное правило поведения, а статья закона – это форма его

изложения. В статье закона может содержаться часть нормы или даже часть ее

элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или

нескольких НПА.

32. Понятие и виды форм (источников) права.

Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических

правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо

сначала рассмотреть соотношение понятий “форма права” и “источник права”. Если

исходить из общепринятого значения слова “источник” как всякого начала или

основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим

явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в

материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности,

интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле

(различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в

формально-юридическом смысле — это и есть форма права. Выделяют четыре основные

формы права: — нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и

направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их числу

относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); - правовой обычай -

это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и

вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к

правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные

отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); - юридический

прецедент - это судебное или административное решение по конкретному

юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым

руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в

странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); - нормативный

договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого

возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых

можно отнести следующие: демо­кратизм и гласность правотворчества;

профессионализм; закон­ность; научный характер; связь с правоприменительной

прак­тикой. 1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа

заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим

органом. Большая роль при этом отводит­ся привлечению граждан, трудовых

коллективов к правотворчес­кой деятельности, гласности ее осуществления, что

выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реали­зации

такой важнейшей государственной функции. Распростра­нена практика всенародного

обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати,

радио, телевиде­ния. Поступившие при обсуждении проекта замечания и

предло­жения анализируются правотворческим органом, после чего в

подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением

демократизма правотворчества являет­ся референдум. 2. Профессионализм

правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством

правотворчества, эффек­тивностью механизма принятия государственных решений. К

та­кого рода деятельности должны привлекаться компетентные спе­циалисты

(юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и

опытом в моделировании зако­нопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь

специалис­тами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» зако­ны, тогда

как они должны работать уже с законопроектами, под­готовленными

высококвалифицированными юристами. Работа по совершенствованию правотворческого

процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким направле­ниям.

Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное пла­нирование

законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила разработки и

оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона;

в-третьих, тре­буется независимая научная экспертиза вносимых на рассмотре­ние

парламента законопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по

законодательству при высшем орга­не законодательной власти; в-четвертых,

необходимо провести юридический всеобуч парламентариев правилам

законодатель­ной работы. 3. Законность правотворчества. В основу этого

принципа поло­жено правило, согласно которому вся правотворческая работа по

подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна

осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, Конституции РФ. При этом

необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка

опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также

предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь

субординацию правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно

быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам

демо­кратизма и гуманизма, общепризнанным нормам международно­го права. 4.

Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой.

Главные требования этого принципа сво­дятся к тому, что законопроект готовится

не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе

социально-экономичес­кой ситуации в стране, политической обстановки,

потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни,

целесообразности подобного регламентирования и т.д. Правотворчество

представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию,

изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных

соци­альных потребностей и интересов общества

33. Правотворчество и законотворчество. Понятие и стадии законотворческого

процесса.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и

включает в себя четыре основные стадии: 1) законодательную инициативу; 2)

обсуждение законопроекта;3) принятие закона; 4) обнародование закона. Все

эти процедурные моменты нашли свое отражение в новой российской Конс­титуции.

Законодательная инициатива — право компетентных орга­нов, общественных

организаций и лиц возбуждать перед законо­дательной инстанцией вопрос об

издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого

влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право

выража­ется в форме предложений или готового законопроекта, которые высший

законодательный орган обязан принять к своему произ­водству. Такие предложения

должны иметь необходимые обос­нования. Согласно статье 104 Основного Закона

Российской Федера­ции, правом законодательной инициативы обладают: Президент

Российской Федерации; Совет Федерации; члены Совета Феде­рации; депутаты

Государственной Думы; Правительство Россий­ской Федерации; представительные

органы субъектов Россий­ской Федерации; Конституционный Суд Российской

Федера­ции; Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбит­ражный Суд

Российской Федерации. Все перечисленные судеб­ные органы обладают правом

законодательной инициативы толь­ко по вопросам их ведения. Законопроекты

вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов,

освобожде­нии от их уплаты, о выпуске государственных займов, об измене­нии

финансовых обязательств государства, другие законопроек­ты, предусматривающие

расходы, покрываемые за счет феде­рального бюджета, могут быть внесены только

при наличии за­ключения Правительства Российской Федерации. Обсуждение

законопроекта происходит на заседании Госу­дарственной Думы. На этой стадии

допускаются поправки, изме­нения, дополнения или исключения ненужных положений.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от

общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение

Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Федеральный закон считается

одобренным Советом Федера­ции, если за него проголосовало более половины от

общего числа этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был

рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом

Федера­ции палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления

возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному

рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с

решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при

повторном голосовании за него проголосовало не менее двух тре­тей от общего

числа депутатов Государственной Думы. Некоторые законы, принятые

Государственной Думой, под­лежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

К их числу статья 106 Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами

федерального бюджета; федеральных налогов и сбо­ров; финансового, валютного,

кредитного права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и

денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и за­щиты

Государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Принятый

федеральный закон в течение пяти дней направля­ется Президенту Российской

Федерации для подписания и обна­родования. На эту процедуру ему отводится

четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ). Вместе с тем если Президент в

течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит

его, то Государственная Дума и Совет Федерации п установленном Конституцией РФ

порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении

федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя

третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов

Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение

семи дней и обнародованию.

36. Систематизация законодательства. Инкорпорация, консолидация, кодификация.

В ходе общественного развития государство активно осуществляет

правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных

нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование

законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происхо­дит в

результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим

органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это

целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в еди­ную

систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей

обозримости и эффективного при­менения. В основе такой работы лежат знания о

системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются:

создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты,

доступ­ности и удобства пользования нормативными актами, устра­нение

устаревших и неэффективных норм права, разреше­ние юридических коллизий,

ликвидация пробелов и обнов­ление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систе­матизации: инкорпорация и

кодификация. Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой

действующие нормативные акты сводятся воедино без из­менения их содержания,

переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических

норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результа­том инкорпорации

является издание различных сборников или собраний, которые формируются по

тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания

нормативных актов (т.е. по хронологическому прин­ципу). Инкорпорация

подразделяется на официальную и нео­фициальную. К официальной можно отнести

Собрание зако­нодательства Российской Федерации. В его первом разделе

публикуются нормативные акты Президента и Правитель­ства за определенный

период, во втором — их индивиду­альные правовые акты. К неофициальной

инкорпорации от­носятся сборники нормативных материалов по отраслям пра­ва,

издаваемых в учебных целях, для просвещения населе­ния и т.д. На подобного рода

неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения

юри­дических дел в суде, арбитраже и других правоприменительных органах.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их

систематизированное, научно обоснован­ное изложение в новом законе (своде

законов, кодексе, ос­новах законодательства и др.). Кодификация — это

систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпора­ция, так как в

ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических

норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в

правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

Нормативный материал приводится за­конодателем в стройную, внутренне

согласованную право­вую систему. На смену ранее действовавшему большому числу

юридических нормативных документов приходит новый еди­ный сводный акт, изданием

которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Кодификация - законодательства может быть всеобщей (когда переработке

подвергается все законодательство го­сударства), отраслевой (если

перерабатываются нормы оп­ределенной отрасли законодательства) или специальной

(ох­ватывающей нормы -какого-либо правового института).

37. Юридическая техника и её значение для правотворчества и систематизации

нормативных актов. Специализация и унификация российского законодательства.

Юридическая техника – это совокупность средств, приёмов, правил разработки,

оформления, публикации и систематизации законов и иных нормативных актов,

обеспечивающая их совершенство и эффективность использования. Основные

средства юридической техники: 1. Юр. терминология – совокупность обязат.

понятий, используемых при создании закона и иного акта. 3 вида терминов:

общеупотребляемые, спец. технические термины, спец. юр. термины. Требования:

единство терминологии, общепризнанность термина, стабильность терминов,

доступность. 2. Юр. конструкции - модель последовательности фактов, прав,

обязанностей, юр. последствий. 3. приёмы и правила изложения конкретных

нормативных актов – способы изложения, оснащение статей и частей текста

заголовками. Способы изложения: абстрактный и казуистичный. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ.

Быстрые темпы социально-экономических преобразований обуславливают динамизм

нормативного урегулирования общественных отношений, учёт своеобразия и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18