бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГП бесплатно рефераты

войско, полиция. К органам государства примыкают государственные уч­реждения,

которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции

в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др. ПРИНЦИПЫ, о

которых здесь идет речь, — это законодательные отправные начала, идеи и

требования, лежащие в основе форми­рования, организации и функционирования

механизма (аппара­та) государства. Они подразделяются на общие принципы,

относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы,

действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного

механизма, отдельные органы или группы ор­ганов. Общие принципы

принято делить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в

Конституции Российской Федерации, ко второй — принципы, сформулиро­ванные в

Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и

иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О

проку­ратуре Российской Федерации» и др.). Первая группа охватывает

конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма

государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей,

за­конность. Принцип народовластия проявляется в демократической

орга­низации государства, республиканской форме правления, при которых носитель

суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации —

многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в

том числе и не­посредственно (например, выборы президента и представитель­ных

органов государственной власти) или через органы местного самоуправления.

Однако главное место в ряду средств осущест­вления власти народа Российской

Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского

государства зиждется на том понимании, что оно — социальное государство,

политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных

потребностей личнос­ти, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей, согласно которому государствен­ная власть

осуществляется на основе разделения на законода­тельную, исполнительную и

судебную, предусматривает само­стоятельность органов, относящихся к различным

ветвям власти. Принцип федерализма в формировании и деятельности

госу­дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе­дерация состоит

из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города

федерального значения, авто­номные области, автономные округа. Во

взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера­ции

равноправны между собой. Принцип законности заключается во всеобщности

требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон­ституции

РФ органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы

местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать

Конституцию и законы России. Рассмотренные общие конституционные принципы

органи­зации и деятельности механизма государства получают свое под­крепление,

развитие и конкретизацию во второй группе принци­пов, закрепляемых в

федеральных законах. Комплексное выраже­ние эта группа получила в

Федеральном законе «Об основах госу­дарственной службы Российской Федерации». К

числу этих принципов следовало бы также отнести сочета­ние коллегиальности и

единоначалия, экономичность государст­венной службы. Выполнение последнего

принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно

разросшегося управленческого аппарата. Перечисленные выше принципы формирования

и деятель­ности государственного механизма как системы государствен­ных

органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодей­ствии, придают механизму

государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность,

единство и целостность.

95. Механизм государства и разделение властей. Теория разделения властей.

Единство и разделение являются важнейшими принципами организации

государственной власти, это те определяющие начала, на которых основывается

система государственной власти. Государственная власть характеризуется,

прежде всего, единством. Единство государственной власти выражается в её

целостности, то есть власть выражается в её целостности, власть в государстве

представляет собой нечто единое целое. В государстве не может существовать

две, три и более различных государственных властей. Государственная власть в

обществе, в государстве одна, хотя осуществляется она довольно часто не

одним, а многими государственными органами. В древних и средневековых

государствах единство государственной власти связывалось обычно с властью

монарха – личность которого нередко обожествлялась. В государствах нового и

новейшего времени единство государственной власти чаще всего связывается с

тем, что источником и носителем государственной власти признается народ –

который осуществляет свою власть либо непосредственно, либо через выборные

органы. Принцип единства государственной власти на практике нередко

гипертрофируется – это имеет место тогда, когда вся полнота государственной

власти сосредотачивается в руках одного лица или органа. При такой

организации государственной власти как правило происходит узурпация

государственной власти и устанавливается либо диктаторский либо тиранический

режим. Другим важнейшим принципом государственной власти является разделение

государственной власти (разделение властей). Теоретическое обоснование

принципа разделения властей получил в 17-18 веках как средство борьбы с

абсолютизмом и как средство обеспечения свободы. Первый выдвинул идею

англичанин Джон Локк – он первый предложил разделить государственную власть

на три ветви – законодательную, исполнительную и федеративную. Позднее эту

идею развил французский Мыслитель Шарль Монтескье. Монтескье предложил

разделить единую государственную власть на три ветви – законодательную,

исполнительную и судебную. При этом Монтескье отдавал лидерство

законодательной власти. В последующем идея получила свою практическую

реализацию во многих государствах: в США и Франции. Суть принципа разделения

властей состоит в том, что единая государственная власть подразделяется как

правило на 3 относительно самостоятельные ветви власти: законодательную,

исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей

создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на основе

системы сдержек и противовесов. Несмотря на действие принципа разделения

властей и выделение относительно самостоятельных ветвей государственной

власти, государственная власть по-прежнему сохраняет своё единство, поскольку

деятельность всех ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляется в

тесном взаимодействии.

96. Органы государства: понятие и классификация.

Государственный орган — это звено (элемент) меха­низма государства, участвующее

в осуществлении функ­ций государства и наделенное для этого властными

полно­мочиями. Органы государства классифицируются по различным основаниям

По способу возникновения они подразделяются на пер­вичные и производные.

Первичные органы государства ни­какими другими органами не создаются. Они либо

возника­ют в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по

установленной процедуре и получают власт­ные полномочия от избирателей

(представительные орга­ны). Производные органы создаются первичными органами,

которые и наделяют их властными полномочиями. К ним от­носятся

исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д. По объему

властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и

местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например,

органы местного самоуправления). Высшие органы государ­ства наиболее полно

олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего

государства. Ме­стные органы государства функционируют в административ­ных

единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, про­винциях и др.), их

полномочия распространяются только на эти регионы. По широте компетенции

выделяются органы государ­ства общей и специальной компетенции. Органы общей

ком­петенции правомочны решать широкий круг вопросов. На­пример, правительство,

исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.

Органы специ­альной (отраслевой) компетенции специализируются на вы­полнении

какой-то одной функции одного вида деятельнос­ти (министерство финансов,

министерство юстиции). Органы государства бывают выборные и назначаемые,

коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших

органов непосредственное вли­яние оказывает принцип разделения властей,

в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные

органы. Законодательные органы. Право издания законов при­надлежит

обычно высшим представительным органам. Обо­значаются они общим родовым

термином "парламент". Парламенты в большинстве стран мира состоят из ниж­ней и

верхней палаты. Глава государства. Разделенная на три ветви

государ­ственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый

властеобразующий источник — народ; она вы­ражает единые коренные интересы

населения страны. По­этому самостоятельность органов исполнительной

законода­тельной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава

государства как раз и призван обеспечивать согласо­ванное функционирование этих

органов в интересах единой властной воли народа и достижения

общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по

общему правилу, является единоличным: в конституцион­ных монархиях — монарх в

республиках — президент. Исполнительные органы. Исполнительная власть

при­надлежит правительству, которое непосредственно управ­ляет страной.

Правительство обычно состоит из главы пра­вительства (премьер-министра,

председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.),

его заместителей и членов правительства, которые возглав­ляют отдельные

центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты)

и именуются ми­нистрами, секретарями, статс-секретарями. По всем вопросам своей

компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления,

распоряжения), которые обязательны к исполнению. Органы правосудия

образуют довольно сложную систе­му, состоящую из гражданских, уголовных,

административ­ных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой

системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют

правосудие посредством регу­лируемого процессуальным правом судопроизводства. В

стра­нах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве. В

механизм государства входят силовые ведомства со­ставляющие основу властной

силы государства, — воору­женные силы, органы безопасности, полиция (милиция).

Основное назначение последней — охрана общественного порядка и обеспечение

внутренней безопасности. Особо выделяются в механизме государства местные

органы власти. Прокуратура Российской Федерации составляет единую

централизованную систему с подчинением нижестоящих про­куроров вышестоящим и

Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и

осво­бождается от должности Советом Федерации по представ­лению Президента. Он

назначает прокуроров субъектов Фе­дерации по согласованию с последними и иных

прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокура­туры

определяются федеральным законом. Системы органов государственной власти

республик, краев, областей, городов федерального значения, автоном­ной области,

автономных округов создаются ими самостоя­тельно в соответствии с основами

конституционного строя России и общими принципами организации представитель­ных

и исполнительных органов государственной власти, ус­тановленными федеральным

законом. Органы местного самоуправления в механизм государ­ства не входят, ибо

не являются государственными.

97. Аппарат Российского государства на современном этапе.

Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно

обособ­ленная часть государственного механизма, состоящая из государ­ственных

служащих, наделенная государственно-властными пол­номочиями и необходимыми

материальными средствами для осу­ществления в пределах своей компетенции

определенных задач и функций государства. Разносторонность и многосложность

деятельности государст­венного механизма обусловливает значительное число его

орга­нов. По различным научно обоснованным критериям они класси­фицируются на

соответствующие виды. Так, органы государства по такому критерию, как

юридический источник их легитимности, подразделяются на: а) органы,

устанавливаемые Конституцией Российской Феде­рации, федеральными законами,

конституциями, уставами субъ­ектов РФ для непосредственного выполнения задач

и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прави­тельство

РФ, министерства и иные федеральные органы испол­нительной власти, суды,

прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ); б)

органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения

исполнения полномочий, функцио­нирования указанного в предыдущем пункте вида

государствен­ных органов (Администрация Президента, аппараты палат

Фе­дерального Собрания, Правительства, высших судебных орга­нов РФ, органов

законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственные

органы, относящиеся к первому из рассмот­ренных видов, представляется

обоснованным именовать первич­ными органами, ко второму — вторичными,

производными от первых. На основе принципа разделения властей государственные

орга­ны делятся на законодательные, исполнительные, судебные. По действию в

пространстве государственные органы подраз­деляются на федеральные органы и

органы субъектов Федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы

всегда относят­ся к федеральным органам. По длительности действия

государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное

большинство государст­венных органов Российской Федерации и ее субъектов

согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ

действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и

деятельность которых носит временный ха­рактер, они связаны с решением

неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами

(например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения). Органы

государства различаются между собой и тем, что одни из них — коллективные

образования, другие — представлены одним лицом. По общему правилу орган

государства состоит из коллек­тива государственных служащих. Например,

Федеральное Со­брание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд

РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном

лице, занимающем государственную долж­ность. Например, Президент Российской

Федерации, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ. Своего

рода обобщающим основанием классификации госу­дарственных органов является их

место, роль, функциональное на­значение в структуре механизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их

комплексное рассмотрение с учетом тесной вза­имосвязи всех упомянутых выше и,

возможно, некоторых других оснований их классификации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18