бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГП бесплатно рефераты

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры

свободы. В пределах своих прав чело­век свободен в своих действиях, общество

в лице государ­ства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не

просто свобода, а свобода, гарантированная от посяга­тельств, защищенная

свобода. Добро защищено от зла. Бла­годаря праву добро становится нормой,

жизни, зло — нару­шением этой нормы.

20. Функции права: понятие и классификация.

Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права на

общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущность

позитивного права, Чаще всего функции права подразделяют на общесоциальные и

собственно юридические. К общесоциальным обычно относят такие функции, как

экономическую, политическую, воспитательную и некоторые другие, а к собственно

юридическим - регулятивную, в составе которой выделяют статическую и

динамическую, и охранительную. При этом отмечается, что общесоциальные функции

выражают воздействие права на различные сферы общественной жизни (экономику,

политику, духовную сферу и т.д.) в единстве с другими социальными институтами и

прежде всего с государством. Отсюда принято считать, что общесоциальные функции

права совпадают с функциями государства. юридические функции рассматриваются в

качестве таких направлений воздействия права, которые выражают его специфику

как регулятора общественных отношений. Регулятивная функция выражается

в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является,

как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений.

Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные

отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права,

дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные

или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и

общества. Воспитательная функция связана с тем, что право не только

регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца,

своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы права

как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной

ситуации. информационную функцию. Правовые нормы в результате

закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму

и становятся источниками информации. трансляционная функция состоит в

том, что право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру

человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает

(транслирует) все это участникам существующих общественных отношений, а также

будущим поколениям людей.

21. Социальная ценность права в осуществлении экономических и политических

задач государства. Право и экономика. Право и политика.

Право в системе социального регулирования. В самом общем плане социальное

регулирование пони­мается как имманентный обществу и определяющий соци­альный

порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в ре­зультате

действия множества самых разнообразных факто­ров. В их числе выделяют

следующие. 1. Так называемые стихийные регуляторы как непос­редственное

проявление естественных законов природы общества. Факторы стихийного

регулирования носят есте­ственный характер и могут выражаться в виде конкретных

событий общесоциального масштаба, явлений экономичес­кого порядка, феноменов

массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности жизни

людей массовые сезонные заболевания, демографические процес­сы, миграция

населения, инфляционные ожидания и т.д. В своем стремлении к порядку общество и

государство стре­мятся взять под свой контроль данные факторы, однако это

удается далеко не всегда. 2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с

во­лей и сознанием людей. 3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в

виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. Указанные факторы

могут играть в обществе как ста­билизирующую, так и дестабилизирующую роль.

Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилиза­ция,

упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и

актов индивидуального регу­лирования, а действие стихийных регуляторов

выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако, если в ка­честве

основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все

регулятивные факто­ры могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с

тем функциональная характеристика стабилизации, упо­рядочения общественных

отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам. Для понимания

природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального

нормирования необходимо различать два смысла термина "норма". Во-первых, норма

есть естественное состояние некоторого объекта (процес­са, отношения,

системы и т.д.), конституируемое его при­родой, — естественная норма.

Во-вторых, норма — это ру­ководящее начало, правило поведения,

связанное с сознани­ем и волей людей, возникающее в процессе культурного

развития и социальной организации общества, — социальная норма. Реально

действующие в жизни людей нормы нельзя од­нозначно отнести к естественным или

социальным. Так, ес­тественные нормы могут быть переведены в систему

техни­ческих правил (правила работы с техническими или природ­ными объектами),

стать основанием социального нормиро­вания (например, установление срока

признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы — сформиро­вать

характер объекта, его качественное состояние. 3. Правила поведения,

базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием.

Сюда относится большинство социальных норм. 4. Правила поведения, содержание

которых определя­ется не столько естественной нормативностью, сколько це­лями и

задачами, стоящими перед обществом, или потреб­ностями конкретной его сферы.

Это некоторые юридичес­кие процессуальные нормы, ритуалы и т.п. При обсуждении

роли права в системе социального нор­мативного регулирования значение имеют

нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято

квали­фицировать как социальные нормы. Они не просто суще­ствуют и действуют в

обществе, а регулируют обществен­ные отношения, поведение людей, нормируют

жизнь обще­ства. Социальным нормам присущи следующие признаки. 1. Они являются

общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила

поведения в об­ществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение

субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы

действуют непрерывно во време­ни, обладают многократностью действия и обращены

к нео­пределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата). 2. Данные нормы

возникают в связи с волевой, созна­тельной деятельностью людей. Одни социальные

нормы со­здаются в процессе целевой деятельности, другие возника­ют в

многократно повторяющихся актах поведения, не от­деляются от самого поведения и

выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов,

зак­репляющихся в общественном сознании и т.д. 3. Названные нормы

регламентируют формы социально­го взаимодействия людей, т.е. направлены на

регулирова­ние общественных отношений, поведения в обществе. 4. Они возникают в

процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования

общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, от­ражают процессы его

развития, влияют на их темпы и ха­рактер, словом, имеют свое место в истории

общества, свою историческую судьбу. 5. Эти нормы соответствуют типу культуры и

характеру социальной организации общества. Таким образом, социальные нормы

представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие привила

рег­ламентации формы их социального взаимодействия, возни­кающие в процессе

исторического развития и функциони­рования общества, соответствующие типу

культуры и ха­рактеру его организации. Из приведенного определения видно, что в

юридичес­кой литературе социальные нормы преимущественно рас­сматриваются как

регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане, их роль не

ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей

мере три функции социальных норм. Регулятивная. Эти нормы устанавливают

правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие.

Оценочная. Социальные нормы выступают в обществе ной практике критериями

отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого

поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное —

неправомерное). Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах

сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни,

созданная поколениями культуры отношений, опыт (в том числе негативный)

общественного устройства. Классифицировать социальные нормы можно по раз­личным

критериям, однако наиболее распространенной яв­ляется их систематизация по

основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям). По

сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные,

экологические и др. По механизму (регулятивным особенностям) принято

выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

22. Принципы права.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его

сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности

права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют

во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти

нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла

законов. Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм,

выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим

звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и

правовой системой. Благодаря принципам пра­вовая система адаптируется к

важнейшим интересам и по­требностям человека и общества, становится совместимой

с ними. Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом

(общеправовые), его отдельным отраслям (от­раслевые) или группе смежных

отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип

индивидуали­зации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип

состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

К числу принципов, прямо не сформулированных в за­коне, относятся принципы

ответственности за вину, нераз­рывной связи прав и обязанностей. Рассмотрим

некоторые общеправовые принципы более подробно. Принцип справедливости

имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную

сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых

связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость

требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны

быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение,

преступление и наказание. Законы отра­жают эту соразмерность, если отвечают

принципу справед­ливости. Принцип уважения прав человека отражает тот

факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют

ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ

человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Принцип равноправия

закрепляет равный правовой ста­тус всех граждан, т.е. равные конституционные

права и еди­ную для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции

Российской Федерации говорится: "Государство гарантиру­ет равенство прав и

свобод человека и гражданина незави­симо от пола, расы, национальности, языка,

происхожде­ния, имущественного и должностного положения, места жительства,

отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а

также других об­стоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан

по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной

принадлежности". Содержание принципа законности заключается в том, что,

как гласит ст. 15 Конституции РФ, "Конституция Рос­сийской Федерации имеет

высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории

Россий­ской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимае­мые в Российской

Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы

государствен­ной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и

их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию Российской Федерации и законы".

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебной

порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому гарантируется судебная

защита его прав и свобод".

23. Понятие типа права. Различные взгляды на типологию права.

24. Правовая система общества: понятие и структура.

Правовая система — широкая реаль­ность, охватывающая собой всю совокупность

внутренне согласо­ванных, взаимосвязанных, социально однородных юридических

средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказы­вает

регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные

отношения, поведение людей (закрепление, регу­лирование, дозволение,

связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничения,

превенция, санкция, от­ветственность и т.д.). Это комплексная, интегрирующая

категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую

дей­ствительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье,

правовая система — это «вместилище, средоточие разнообразных юридических

явлений». Он отмечает, что юриди­ческая социология прибегает к понятию

«правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею.

Если бы выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного

(или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным'. Право — ядро и

нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По

характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой

системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии госу­дарства.

Помимо права как стержневого элемента правовая сис­тема включает в себя

множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику,

нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения,

субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура,

адвокатура), законность, ответственность, меха­низмы правового регулирования,

правосознание и др. Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку

правовая система — сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и

динамическое образование, в структуре которо­го есть свои системы и подсистемы,

узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений,

состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и

других специфических феноменов, образующих обширную ин­фраструктуру или среду

санкционирования правовой системы. Если говорить о ее блоках, то можно выделить

такие, как нор­мативный, правообразующий, доктринальный (научный),

статис­тический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними

существуют многочисленные горизонтальные и вертикаль­ные связи и отношения. Все

это отражает сложный правовой уклад данного общества. Категория правовой

системы относительно новая в нашей ли­тературе, она вошла в научный обиход лишь

в 80-е годы и раньше практически не использовалась, хотя зарубежные

исследователи, особенно французские и американские, уже давно и активно

опе­рируют этим понятием. Сама эта конструкция почти не представ­лена в учебных

программах и курсах по теории государства и права, другим дисциплинам. Ценность

понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и

немалые) аналитические возмож­ности для комплексного анализа правовой сферы

жизни общест­ва. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез

с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения.

Преимущество названного подхода со­стоит в том, что, будучи предельно широким,

он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства —

тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18