Шпора: Шпоры по ТГП
Шпора: Шпоры по ТГП
1. Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права. Как
наука, теория государства и права представляет собой совокупность знаний,
представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и
функционирования государства и права. В этом значении обычно и употребляется
термин "теория государства и права". Итак, теория государства и права - это
определенная юридическая наука, т.е. одна из юридических наук, поскольку
последних достаточно много. Иногда эту науку обозначают и такими терминами, как
"теория права и государства", "общая теория государства и права", "общая теория
права и государства". С аналогичными названиями встречаются и учебники, в
которых излагаются основные положения данной науки. Будучи совокупностью знаний
и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и
функционирования государства и права, теория государства и права
характеризуется рядом черт, которые присущи ей как определенной юридической
науке. Предмет. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым
понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами,
предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются
ею, на что направлено и научное познание. Наука изучает прежде всего
закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет теории
государства и права не является исключением. Теория государства и права изучает
общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования
государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы
общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом
случае государство и право рассматриваются в связи с экономикой, политикой,
моралью, культурой и другими общественными феноменами. Причем теорию
государства и права интересует не только социально-экономическая
обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее влияние
последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества. Предметом науки
теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие
общества и государства, роль и место государства и права в политической
системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и
процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное,
групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание. Единство предмета
теории государства и права обусловливается ее практическим и научно-понятийным
единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому
теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука.
Но, оставаясь целостной наукой, она подразделяется на две относительно
самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и
теорию права (правоведение). Именно отмеченные единство и дифференциация
позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом
закреплении, а право — в его государственном обеспечении, гарантировании, не
мешая при этом углубленному и детальному анализу и государства, и права.
Иногда допускаемый искусственный отрыв теории права от теории государства
неизбежно обедняет и правоведение, и государствоведение, затрудняет их
понимание. Тем более, недопустимо противопоставление государства и права друг
другу. В последние годы в нашей периодической печати и научной литературе под
предлогом борьбы с тоталитаризмом предпринимались попытки принизить роль и
значение государства в жизни современного общества, высказывались сомнительные
идеи о "малопригодности" самого понятия государства. Однако мировой опыт
показывает, что государство — такой социально-политический институт, чье
ослабление незамедлительно и негативно влияет на правопорядок, увеличивает
разряженность правового пространства. Итак, предметом теории государства и
права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право,
основные закономерности их возникновения и развития, их сущность,
назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и
правового сознания и правового регулирования. Особое место в нашей науке должно
занимать учение о российской государственности, ее исторических,
национально-культурных корнях и традициях, о настоящем и будущем российского
государства и права.
2. Место и роль теории права и государства в системе юридических наук. Связь
теории права и государства с философскими и экономическими науками.
Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук.
1. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки.
2. Историко-правовые науки, к которым относятся история государства и права
России, зарубежных стран, история политических и правовых учений. 3.
Специальные отраслевые юридические науки: государственное (конституционное)
право, административное право, трудовое право, гражданское право,
экологическое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс
и др. 4. Юридические науки, тесно связанные со специальными отраслевыми, но
вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения:
правоохранительные органы, организация самоуправления, право социального
обеспечения, криминология и др.
5. Технико-прикладные юридические науки, широко пользующиеся данными других
наук, в том числе математики, статистики, химии, медицины, психологии,
кибернетики. Это криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная
статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология. 6.
Международное право, подразделяемое на международное публичное право и
международное частное право. Все перечисленные разновидности и группы
юридических наук, за исключением теории государства и права, в качестве
предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и
развития государства и права, более или менее ограниченные сферы их
функционирования и их отдельные структурные части. Например, история
государства и права изучает политическое устройство и право, государственные
институты и законодательные памятники различных стран в историческом
развитии, в определенные хронологические периоды. Специальные отраслевые
науки изучают отдельные составные части системы российского права, его
различные отрасли, каждая из которых представляет собой совокупность
юридических норм, регулирующих какую-то конкретную широкую сферу однородных
общественных отношений. Например, предмет науки административного права
составляют нормы, регулирующие общественные отношения, которые возникают в
процессе формирования и исполнительно-распорядительной деятельности органов
государственного управления. Наука гражданского права изучает нормы,
регулирующие имущественные и связанные с ними личные неимущественные
отношения, и основанные на них гражданские правоотношения. Предметом науки
уголовного права являются нормы, которые определяют преступность и
наказуемость деяний, представляющих общественную опасность для данной
социальной системы, и основанные на них уголовно-правовые отношения.
Международное (публичное) право изучает нормы, регулирующие
внешнеполитическую деятельность государств, отношения между ними и другими
участниками (субъектами) международного общения. Поскольку все виды правовых
наук, за исключением теории государства и права, изучают отдельные части,
стороны, структурные элементы единой системы государства и права, в
литературе предлагается называть их частными или структурными юридическими
науками. Их задача — вычленение из всей системы государственно-правовой
действительности отдельных сторон или сфер со свойственными им специфическими
закономерностями развития и изучение их в относительной самостоятельности по
отношению к государству и праву в целом. Поэтому ни одна из частных,
структурных юридических наук в отдельности, ни все они вместе взятые не в
состоянии обеспечить изучение государства и права как единых и целостных
систем, познания их общих закономерностей возникновения, развития и
функционирования. Именно необходимостью реализации этой задачи определяется
существование и назначение такой отдельной самостоятельной юридической
науки, как теория государства и права. Все отраслевые юридические науки —
государственное (конституционное) право, административное, трудовое,
гражданское, гражданский процесс и др. — руководствуются разработанными
теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях
государства и права, общими понятиями государства, органа государства,
государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта,
отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения,
субъективного права и юридической обязанности и т.д. В то же время все эти
положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных
специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и
теоретические обобщения — один из важнейших источников существования и
развития теории государства и права. Тесно соотносится теория государства и
права с международным правом и другими науками о государстве и праве.
3. Методология теории права и государства (методы материалистической
диалектики, логико-языковой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический
и др.).
Метод науки - это совокупность подходов, принципов и приемов, используемых
наукой при исследовании своего предмета. Если предмет науки отвечает на вопрос,
что изучает наука, то метод науки говорит о том, как наука исследует свой
предмет, на каких подходах она при этом основывается, от каких принципов
отталкивается, какие приемы использует. Таким образом, метод (по-другому
методология) науки теории государства и права - это совокупность подходов,
принципов и приемов, на которых основывается данная наука и которые она
использует при исследовании своего предмета. Исходя из этого, в составе метода
теории государства и права следует выделять три элемента: философские подходы,
принципы познания и приемы (методы) исследования. Теория государства и права
разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и
в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными и
естественными науками. На протяжении долгого времени в науке противоборствуют
идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика.
Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический подход,
согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права
предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности.
Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с
реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения
материальных основ и увеличения экономического потенциала общества.
Философской основой теории государства и права служит диалектический
метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и
сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных
изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и
регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского
права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей
(единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в
государственном строительстве); закон отрицания (в российской
государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой
государственности). Творческое применение законов диалектики, отражение
богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как "содержание и
форма", "возможность и действительность", "случайность и необходимость",
"историческое и логическое", "должное и сущее", "свобода и ответственность" и
т. д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских
истолкований государственно-правовых явлений. Знание и умелое использование
общенаучных методов не исключает, а напротив, предполагает применение
специальных и частных методов познания государственно-правовых явлений.
Традиционен для юридической науки формально-юридический метод.
Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ
источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего
свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической
техники и т. п. — все это конкретные проявления формально-юридического метода.
Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом
оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом,
формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он
помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые
феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. В наше время, когда
закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода
сравнительного государствоведения и правоведения, который имеет свои
объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. С
логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном
изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например,
достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны
трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран.
Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в
политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное
государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным
заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши
специфические исторические, национальные и социально-культурные условия. К
специальным относится и метод государственного и правового моделирования.
Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми
явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки
одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.
Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного
аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального
деления, при формировании системы законодательства и др. В современных
условиях особое значение приобретает конкретно-социологический метод
исследования государственно-правовых проблем. С его помощью можно выявить
степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти,
правового регулирования, состояние законности .и правопорядка в стране.
Конкретно-социологические исследования содействуют разработке ключевых
вопросов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют
массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных. В рамках
конкретно-социологического метода используются такие приемы, как наблюдение,
анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др.
4. Особенности современного подхода к вопросу о происхождении государства и
права.
В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по
вопросу о происхождении государства. Это закономерно. Это связано с тем, что
возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который
нельзя объяснить, опреаясь лишь на какую либо одну точку зрения; влияние
эпохи на авторов теорий, субъективный фактор – наличие убеждения авторов
теорий о происхождении государства, так как они не жили в конкретное
историческое время и в конкретном обществе.
5. Общая характеристика первобытного общества. Власть и социальный нормы в
догосударственный период.
Наша литература длительное время освещала догосударственное общество,
опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной
собственности и государства".
Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е.
организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в
стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного
общества являлась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в
единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|