бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГП бесплатно рефераты

наказания, которые унижают человеческое достоинство; 3) законность, требующая,

чтобы юридическая ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону

и за деяния, предусмотренные законом; 4) обоснованность, заключающаяся в

объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела,

в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения и

соответствующей нормы права, в общей форме, фиксирующей юридическую

ответственность, а также в принятии правоприменитель-ного акта, закрепляющего

порядок, вид и меру возможного наказания; 5) неотвратимость, означающая

неизбежность наступления юридической ответственности, действенное, качественное

и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную

реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц; 6) целесообразность,

предполагающая соответствие наказания, избираемого применительно к

правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяющая

индивидуализировать санкции, учесть различные обстоятельства совершения

деяния (как смягчающие, так и отягчающие).

72. Виды юридической ответственности.

Уголовная ответственность наступает за преступления и поэто­му

представляет собой наиболее суровый вид юридической ответ­ственности. Только

наличие в действиях индивида состава уго­ловного преступления служит основанием

возникновения уго­ловной ответственности. Возлагается она специальным

правоприменительным актом — приговором суда, определяющим соответствующую

деянию меру наказания. Уголовная ответст­венность воздействует непосредственно

и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается

ог­раничением его личных имущественных прав. Уголовное судо­производство

осуществляется в строго регламентированной про­цессуальной форме,

обеспечивающей установление объектив­ной истины по делу и наказание

действительно виновных. Гражданско-правовая ответственность

предусмотрена за нару­шение договорных обязательств или за причинение

внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты,

определяемые спецификой данной отрасли права и пред­мета ее регулирования.

Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем

имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Закон предусматривает

также возможность взыскания с виновного в нарушении дого­ворных обязательств

неустойки в виде штрафа или пени, и в этом проявляется ее компенсационный,

правовосстановительный ха­рактер. Осуществляется гражданско-правовая

ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном

по­рядке. Административная ответственность следует за административ­ные

правонарушения. Через институт административной ответ­ственности реализуются

нормы различных отраслей права (адми­нистративного, трудового, хозяйственного,

финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма

много­числен. Центральное место среди них занимает Кодекс об адми­нистративных

правонарушениях, где предусмотрены следующие виды административных взысканий:

предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация определенных

предметов, временное лишение специального права, исправительные рабо­ты,

административный арест. Дисциплинарная ответственность наступает

вследствие совер­шения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными сан­кциями

могут быть замечание, выговор, строгий выговор, вре­менный перевод на

нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и

т.д. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц,

обла­дающих дисциплинарной властью. Различают три вида дисциплинарной

ответственности: в соот­ветствии с правилами внутреннего трудового распорядка,

в по­рядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уста­вами и

положениями, действующими в некоторых министерст­вах и ведомствах. Первый вид

ответственности распространяется на всех рабо­чих и служащих, работающих по

найму, и налагается за наруше­ние трудовой дисциплины руководителем предприятия

или уч­реждения.

В порядке подчиненности ответственность несут должност­ные лица, имеющие право

приема на работу, а также находящие­ся на выборных должностях, и некоторые

другие. В уставах и положениях, наряду с общими мерами, содержатся специальные

нормы с более жесткими санкциями, распростра­няющиеся на служащих строго

определенного министерства или ведомства. Материальная ответственность

наступает за ущерб, причинен­ный предприятию, учреждению, организации рабочими и

служа­щими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

73. Понятие и характерные черты правосознания. Структура и виды правосознания.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей,

которое может быть положи­тельным (человек понимает необходимость и ценность

пра­ва) или отрицательным (человек считает право бесполез­ным и ненужным). Люди

в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается

правовым ре­гулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и

другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных

органов, к поведению чле­нов общества в сфере действия права). Человек как-то

от­носится к прошлому праву, к праву, существующему сей­час, и к праву, которое

он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и

эмоци­ональным, на уровне чувств, настроений. То или иное от­ношение к праву и

правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей,

человеческого сообщества.Если признать право объективной реальностью, то надо

признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой

правосознанием. Правосознание — неизбежный спутник права. Это обусловлено тем,

что право — регуля­тор отношений людей, наделенных волей и сознанием.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение

людей к праву и право­вым явлениям в общественной жизни. Правосознание

теснейшим образом сопряжено с фило­софскими теориями, идеологическими

воззрениями, рели­гиозными доктринами. Влияние правосознания на организацию

общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется вклю­чение его

в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на

общественные отношения. Специ­фическая черта правосознания как составной части

меха­низма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена

какой-либо одной стадией правового воздей­ствия. Правосознание включается в

работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или

иной степени оно присутствует во всех элементах механизма пра­вового

регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Правосознание (как индивидуальное, так и коллектив­ное) — сложное структурное

образование, в котором мож­но выделить рациональные компоненты, обычно

называе­мые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и

представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные

показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных,

поверх­ностных до научно-теоретических. Особой значимостью в правовой

идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию

развития правовой жизни общества, осуществляет всесторон­ний анализ современной

правовой ситуации. В правосознании можно выделить и эмоциональные

структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции

органически включены в структуру со­знания, и человек не может

руководствоваться в сфере пра­вового регулирования только рациональным

мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно

влияет на характер и направленность право­вого поведения. Практика изучения

правомерного поведе­ния показывает, что трудно что-либо понять в природе

поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и

на поведение неправомерное. На­пример, имеют юридическое значение состояние

сильного душевного волнения при совершении преступления. Анализ отношения

людей к законам и иным норматив­ным правовым актам позволяет выделить в

правосознании и другие элементы. Первый элемент — информационный. Это

наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Ин­формация может

быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства

с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а мо­жет быть

и поверхностной, с чьих-либо слов. Информацион­ный уровень правосознания —

обязательная его структур­ная часть, ибо без информации о законе не может быть

и отношения к нему. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о

нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает,

сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы

правосознания за­нимают важное место в его структуре. На основе ценност­ных

представлений человека формируются мотивы его по­ведения в правовой сфере.

Осознание ценности права лично­стью способствует превращению права из "чужого",

исходя­щего от внешних сил, от властных социальных структур, в "свое",

способствующее реализации целей и интересов че­ловека. На основе

информационного и оценочного элементов формируется элемент третий —

волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в

условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализа­ции

собственных задач или "обойти" его, строго исполнять данный закон или найти

другие правовые акты, более отве­чающие интересам и потребностям, — все эти

моменты вхо­дят в волевой элемент правосознания. Волевую направлен­ность

правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической

направленностью, готовностью челове­ка как-то действовать в сфере правового

регулирования. Безусловно, в реальной жизни правосознание проявля­ется как

нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в

правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и

общества.

74. Взаимодействие правосознания и норм права.

Правосознание – неизбежный спутник права. Существование права неразделимо с

реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы общественной жизни не

могут быть выражены в качестве юридических прав и обязанностей субъектов до

тех пор, пока они не «пройдут» через сознание человека. С другой стороны,

реализация права, по сути, есть процесс интеграции норм в правосознание

народа, конкретных социальных групп. Такая связь носит характер

взаимодействия, т.е. такого отношения соотношения, в котором между этими

явлениями возникает встречная зависимость. Правосознание образует необходимый

психологический и идеологический контекст для добровольного следования нормам

права. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения норм

права должностными лицами. Должностные лица же обязаны понять, уяснить,

разобраться в смысле права, его требований и дозволений. При восполнении

«пробелов в праве», когда возникает необходимость применения аналогии права

правосознание судьи служит ориентиром для отыскания нужного закона, сходного

по смыслу и предмету регулирования, или помогает в оценке общих начал и

принципов законодательства.

75. Правовая культура. Правовое воспитание.

Категория "правовая культура" используется для харак­теристики всей правовой

надстройки, всей правовой систе­мы страны, но под определенным углом зрения. В

отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе

правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития

правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей,

идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека

и степень его защищенности в дан­ном обществе. Понятие "правовая культура"

всегда предпо­лагает оценку "качества" правовой жизни того или иного общества и

сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным,

политическим и экономичес­ким строем качественное состояние правовой жизни

об­щества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности,

юридических актов, правосозна­ния и в целом в уровне правового развития

субъекта (че­ловека, различных групп, всего населения), а также степе­ни

гарантированное государством и гражданским обще­ством свобод и прав человека.

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового

сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие

правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой

процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., нисколько

информировано в правовом отношении населе­ние, его социальные, возрастные,

профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к

закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и

процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых

предписаний и это первый элемент правовой культуры. Уровень развития правового

сознания может быть за­фиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в

правилах поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому

вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития

правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность

'юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических

школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и правореализующей, в том

числе правоприменительной, деятельности. Третьим элементом правовой культуры

общества явля­ется уровень развития всей системы юридических актов,

т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепля­ется право данного

общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет

система за­конодательства. При определении качества правовой культуры общества

должно учитываться и состояние индивидуальных право­вых актов — документов:

правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей,

акты проку­роров, документы в административно-управленческой сфе­ре и т.д.) и

правореализационных (договоры в хозяйствен­ном обороте и т.д.).

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать

правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться

законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем,

оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства

достижения намеченных идеалов, построе­ния правового государства и общества,

в котором обеспечи­ваются соответствующие его социально-экономическому и

духовному строю права и свободы человека.

76. Понятие, форма и уровни проявления правового нигилизма. Пути преодаления

правового нигилизма.

Антиподом правовой культуры является правовой ни­гилизм, т. е. отрицательное

отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновид­ностях, или формах —

теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место

теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые,

философы, политологи доказывают (думается, впол­не искренне), что есть гораздо

более важные ценности (на­пример, мировая пролетарская революция), чем право

во­обще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит

реализация указанных взглядов и уче­ний на практике, что часто выливается в

террор государ­ства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди

населения, в превращении правящей элиты в конечном сче­те в преступную клику

(вот почему становится закономер­ной и легкой опора государственных органов и

должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной админист­рации и

т.д., в проведении государственной политики на уго­ловные элементы). Понятно,

что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в

соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать

сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди на­селения, поскольку под

правом неверно понимаются тот по­рядок, те предписания, которые устанавливаются

закона­ми и ведомственными нормативными актами. И тогда в об­ществе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18