бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГП бесплатно рефераты

и обществен­ные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Право

не должно, да и не может регулировать все об­щественные отношения, все

социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом

этапе общественного развития должна быть достаточно точно оп­ределена сфера

правового регулирования. В сферу правового регулирования должны входить те

отношения, которые имеют следующие признаки. Во-пер­вых, это отношения, в

которых находят отражение как ин­дивидуальные интересы членов общества, так и

интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализу­ются взаимные

интересы их участников, каждый из кото­рых идет на какое-то ущемление своих

интересов ради удов­летворения интересов другого. В-третьих, отношения эти

строятся на основе согласия выполнять определенные пра­вила, признания

обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения

правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования

входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как

материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется

возможность и необходи­мость правового регулирования имущественных отношений.

Вторую группу образуют отношения по властному уп­равлению обществом. В

третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны

обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов

уп­равления в обществе. Между правовым регулированием и правовым воздействием

имеются различия. Предмет правового регулирования несколько уже предмета

правового воздействия. Если правовое регулирование связано с установлением

конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и

возможном, то правовое воздействие – не всегда. Здесь регулирование – лишь одна

из форм воздействия права на социальные связи, которая по своей сути не

является всеохватывающей. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм

воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его

формы. К иным формам относят следующие: 1) информационно-психологическую,

2) воспитательную, 3) социальную. 1.

Информационно-психологический (мотивированный, импульсивный) аспект

характеризуется воздействием прескриптивной (нормативной) правовой информации на

мотивы субъектов. Можно выделить два основных юридических средства,

«работающих» на данном уровне – правовые стимулы и правовые ограничения,

которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности,

осуществляемые в данном процессе. 2. Воспитательный (педагогический,

ценностно-ориентационный, общеидеологический) аспект необходимо отличать от

информационно-психологического (мотивационного). Еще Л.И. Петражицкий заметил,

что действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к

разным действиям и воздержанием (мотивационное или импульсивное действие

права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт

человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще, в

воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию

действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)». Здесь

акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на

внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных

представлений, на правовое воспитание личности. 3. Социальный аспект

характеризуется взаимосвязью правовых и других социальных (экономических,

политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех

этапах его функционирования.

63. Процесс правового регулирования и его этапы.

Потребность в различных правовых средствах, действующих в МПР, определяется

различным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием разных

препятствий, стоящих на этом пути. Именно неоднозначность проблемы

удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и

неоднозначность проблемы их правового оформления, обеспечения. В зависимости

от этого можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового

регулирования. 1. Формулирование правила поведения, направленное на

удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их

справедливого упорядочения. На данной стадии не только определяется круг

интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление

будет правомерным, но и прогнозируются препятствия, которые могут помешать

этому процессу, а также возможные правовые средства преодоления последних.

Первая стадия отражается в таком элементе МПР, как нормы права. 2.

Определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие

общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным

. Речь уже идет об условиях, с которыми нормы права связывают возникновение,

изменение или прекращение правоотношений. Элементом, обозначающим данную

стадию, является юридический факт, используемый в качестве «спускового

крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу». Однако

зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический

состав); один из них должен быть обязательно решающим. Как раз такого

факта подчас и не хватает субъекту для дальнейшего движения интереса к

ценности, способной его удовлетворить. Отсутствие решающего юридического факта

выступает в роли препятствия. Препятствие это необходимо рассматривать

с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и формальной

(правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать

неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных

интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии

решающего юридического факта, причем преодолевается данное препятствие

только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия

сооветствующего акта применения права. Вторая стадия процесса правового

регулирования отражается в таком элементе МПР, как юридический факт или

фактический состав, где функцию решающего юридического факта играет

оперативно-исполнительный правоприменительный акт. 3. Установление

конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на

управомоченных и обязанных. Данная стадия воплощается в таком элементе МПР,

как правоотношение. 4. Реализация субъективных прав и юридических

обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей,

позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных

прав и юридических обязанностей – основное средство. При его помощи права и

обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных

субъектов. Четвертая стадия процесса правового регулирования отражается в таком

элементе МПР, как акты реализации прав и обязанностей. 5. Если

беспрепятственная форма реализации права не удается, то на помощь

неудовлетворенному интересу приходит соответствующая правоприменительная

деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае (в случае чинения

для осуществления интересов препятствий) уже связывается с обстоятельствами

негативного порядка, которые выражаются в наличии либо реальной опасности

правонарушения, либо прямого правонарушения. Подобную форму правоприменения

можно назвать охранительной, ибо она осуществляет вытеснение препятствий,

противоправных общественных отношений и обеспечивает укрепление законности.

Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения

препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе МПР, как

охранительные правоприменительные акты.

64. Система правового регулирования, её элементы.

65. Механизм правового регулирования.

МПР – система юридических средств, организованных наиболее последовательным

образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения

интересов субъектов права. Его цель – обеспечить беспрепятственное движение

интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). МПР – система

различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих

достигать его целей (формальный признак). Потребность в различных юридических

средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется

разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием

многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Элементы МПР: норма права ,

юридический факт или фактический состав, правоотношение, акты реализации прав

и обязанностей, охранительный правоприменительный акт.

66. Процидурно-процессуальный механизм правового регулирования. Юридический

процесс.

67. Правовые стимулы и ограничения в механизме правового регулирования.

68. Понятие и основные признаки принуждения. Виды принуждения.

Принуждение, основанное на праве, входит в систему организационно-правовых

средств правоприменительной деятельности государства. В системе юридических

гарантий, оно занимает особое место, т.к. обеспечивает надлежащее

функционирование государственного аппарата. Государственное принуждение, как

сложное правовое явление характеризуется: спецификой правоприменительной

деятельности специально уполномоченных на то органов и должностных лиц. Она

реализуется в рамках не любой правоприменительной деятельности, а лишь той,

которая является правоохранительной, связанной с разрешением конкретных

правовых ситуаций по применению или возможности применения правовых санкций.

Принуждение есть форма психологического или физического воздействия на волю и

ли поступки субъектов. Применение принуждения строго ограниченно о рамками

закона. ВИДЫ. 1. Предупреждение (превенция). Основная форма государственного

принуждения, в основном свойственная административному праву. Здесь

уполномоченные органы вправе непосредственно и без обращения за содействием

судебных органов применять предупредительные меры. Эти меры являются важным

средством борьбы за соблюдение правопорядка в стране. 2. Пресечение. Суть эго

в том, чтобы пресечь возникшее противоправное деяние. Свойственно многим

отраслям права, в особенности административному. 3. Правовосстановление. Его

призвание в возмещении ущерба, причинённого противоправным действием. 4.

Юридическая ответственность.

69. Понятие юридической ответственности. Позитивная и ретроспективная

ответственность. Соотношение ответственности и принуждения.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права,

обязанностью и противоправным поведе­нием граждан и их объединений.

Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность

субъектов неза­висимо от их воли и желания, она носит государственно-

прину­дительный характер. Государственное принуждение — специфическое

воздействие на поведение людей, основанное на его организованной силе. Но это

не просто государственное принуждение, а принуждение к исполнению норм права.

Характерная особенность такого при­нуждения заключается в том, что сама эта

деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.

Субъектами деятельности выступают суд, прокуратура, мили­ция, администрация

различных государственных учреждений, которые специально занимаются

рассмотрением дел о правона­рушениях. Юридическая ответственность — это

одновременно и претерпевание, она всегда связана с применением мер

государст­венно-принудительного воздействия. Этой особенностью право­вая

ответственность отличается от иной социальной ответствен­ности. Юридическая

ответственность всегда связана с определенны­ми лишениями, т.е. она

сопровождается причинением виновно­му отрицательных последствий, ущемлением

или ограничением его личных, имущественных и других интересов. Лишения

явля­ются естественной реакцией на вред, причиненный правонару­шителем

обществу и государству или отдельной личности. Лише­ния — это дополнительные

неблагоприятные последствия, воз­никающие только при правонарушении. Основная

черта юридической ответственности — штрафное, карательное назначение. При

этом кара — не самоцель, а средст­во перевоспитания правонарушителя. Наряду с

наказанием юри­дическая ответственность выполняет правовосстановительную

функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личнос­ти или

государства. Юридическая ответственность тесно связана с санкцией пра­вовой

нормы и в этом качестве предстает как принудительно ис­полняемая обязанность,

возникшая в связи с правонарушением и реализуемая в конкретном

правоотношении.

Правонарушение является основанием для юридической от­ветственности, где

особое значение играет его состав. Состав правонарушения — это фактическое

основание для юридической ответственности, а норма права — правовое

основание, без кото­рого юридическая ответственность немыслима.

Правонаруше­ние указывает на момент возникновения юридической

ответст­венности, порождает определенные правоотношения и соответ­ствующую

ответственность лица, совершившего его. Поэтому, рассматривая отношение

ответственности в разви­тии, в нем нужно различать следующие стадии: а)

возникновение юридической ответственности; б) выявление правонарушения; в)

официальную оценку правонарушения как оснований юриди­ческой ответственности

в актах компетентных органов; г) реали­зацию юридической ответственности.

Говоря о юридической ответственности как обязанности от­вечать за уже

содеянное правонарушение, следует различать ее объективные и субъективные

предпосылки.

В объективном смысле это означает, что юридическая ответ­ственность возможна

в силу правового регулирования общест­венных отношений различными

предписаниями, а в субъектив­ном — свободы воли индивида, ибо без этого нет

вины, без вины нет ответственности за противоправное деяние. Нельзя винить

лицо, лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать от­ветственным. Таким

образом, юридическая ответственность характеризует­ся следующими основными

признаками: 1) она опирается на государственное принуждение, на особый

аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмот­ренных нормами

права;

2) наступает за совершение правонарушения и связана с обще­ственным

осуждением; 3) выражается в определенных отрицательных последствиях для

правонарушителя типа личного, имущественного, организа­ционно-физического

характера; 4) воплощается в процессуальной форме. Указанные признаки

юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного

из них свидетельству­ет об отсутствии юридической ответственности и позволяет

от­граничивать ее от других правовых и неправовых категорий. ....

70. Основания юридической ответственности.

Это те юридические и фактические обстоятельства, благодаря которым становится

возможным привлечение лица к юридической ответственности. К ним относятся:

предусмотренность определённого вида правонарушения конкретным правовым

нормам; установленный в законном порядке факт совершения лицом данного

правонарушения; наличие в деяниях предполагаемого правонарушителя состава

правонарушения, отсутствие обстоятельств, исключающих юридическую

ответственность; правоприменительный акт (решение полномочного органа,

должностного лица) о привлечении лица, совершившего правонарушение, к

юридической ответственности на основании соответствующих материальных и

процессуальных норм.

71. Принципы юридической ответственности.

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение

понятия “юридическая ответственность”. Принципы наиболее полно характеризуют

юридическую ответственность, позволяют ярче увидеть природу данного правового

средства. Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности: 1)

справедливость, призванная соразмерно наказывать виновного, не допускать

установление уголовных санкций за проступки и отрицать обратную силу закона,

закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного за одно

нарушение лишь одно наказание; обеспечить возмещение причиненного

правонарушением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.; 2) гуманизм,

выражающийся, в частности, в запрете устанавливать и применять такие меры

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18