бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономика. Учебная программа и методические указания для студентов по изучению дисциплины (специальность 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм) бесплатно рефераты

1)     в одном случае инвестиции в сумме 150 тыс. руб. могут принести годовой доход 10 тыс. руб.;

2)     в другом случае эта же сумма может принести 15 тыс. руб. в год;

3)     в третьем случае, если увеличить инвестируемую сумму до 1 млн. руб., можно получить годовой доход 75 тыс. руб.

а) Определите возможный годовой доход в процентах  к сумме инвестиций.

б) Используя предыдущее условие задачи и ее решение, объ­ясните, будут ли выгодными инвестиции этого гражданина, если в данном году в коммерче­ский банк по частным денежным вкладам установит доход:

1) 8%?  2) 10%?  3) 12%?

Задача 2. Цены на молодежную одежду в магазинах слишком высоки и покупатели требуют от правительства таких мер, которые обеспечили бы снижение этих цен в несколько раз.

Предскажите эффект принудительного правительственного снижения этих цен. Назовите альтернативные меры, которые сделали бы молодежную одежду более доступной для покупателей. Имеются ли побочные эффекты у этих альтернативных мер?


Задача 3. В табл. 3  приведены данные о ситуации на рынке видеокассет:

Таблица 3

Цена, денежная единица

8

16

24

32

40

Спрос, млн. штук

70

60

50

40

30

Предложение, млн. штук

10

30

50

70

90


Нарисуйте график спроса и предложения видеокассет.

а) Какая ситуация сложится на рынке – возникнет излишек или дефицит видеокассет – при цене 8 ден. ед. за кассету. Определите объем излишков (дефицита).

б) Выполните то же задание при условии, что цена составила 32 ден. ед. за кассету.

в) Чему равна равновесная цена видеокассет на этом рынке?

г) Рост потребительских расходов повысил спрос населения на видеокассеты на 15 млн. штук при каждом уровне цены. Какова будет равновесная цена и равновесный объем производства видеокассет?

Задача 4. Начертите график с произвольной кривой спроса на подержанные автомобили иномарок в Санкт-Петербурге.

Как изменится ваша кривая спроса на этот товар, если:

а) таможенные пошлины на ввоз в Россию этих автомобилей возрастут в 2 раза;

б) денежные доходы покупателей возрастут в 2 раза;

г) цена автомобильного бензина возрастет в 5 раз?

Задача 5. Начертите график с произвольной кривой предложения российских самолетов на внутренних отечественных рынках. Как изменится ваша кривая предложения самолетов, если:

а) на рынках факторов производства подешевеют важнейшие конструкционные материалы для авиационной промышленности;

б) в отрасли будут внедрены новые, более дорогие и более «производительные» технологии.

Задача 6. Определите денежную выручку, тип эластичности и коэффициент эластичности спроса, заполнив табл. 4.

Таблица 4

Показатель

Куртки

Автомобили

DVD - плееры

Цена единицы товара, руб.

4 тыс.

3 тыс.

300 тыс.

200 тыс.

5 тыс.

3 тыс.

Количество продаж, штук

10

12

1

3

3

4

Денежная выручка, руб.







Тип эластичности спроса







Коэффициент эластичности








Задача 7. В магазины поступило новое оборудование для домашнего кинотеатра. Его минимальная продажная цена 20 тыс. руб., но предположительная максимальная цена, которую покупатели заплатили бы за эту новинку – 15 тыс. руб.

а) начертите график рыночного равновесия цен данного товара.

б) какую роль играет прямая и обратная зависимость между ценой и количеством продаж товаров на конкурентном рынке?

в) как изменится конкурентная рыночная цена, если налоги, взимаемые государством, с этой продукции возрастут на 40%?

 

Задача 8. В табл. 5 приведены показатели торговли бутербродами в студенческой столовой.

Таблица 5

Цена одного бутерброда, руб.

Количество продаж, шт.

Торговая выручка от продаж, руб.

Коэффициент эластичности

35

20



30

30



25

40



20

50



15

100



10

150



5

200




Начертите график спроса на бутерброды при данных ценах и количествах продажи.

а) Определите, при какой цене торговая выручка окажется максимальной.

б) Заполните графу коэффициента ценовой эластичности спроса на бутерброды.


Задача 9. Определите коэффициент дуговой эластичености спроса по цене товара А, используя данные, представленные в модели (см. рис. 2).

 

















Задача 10. На рис. 3 представлена модель микроэкономического равновесия на рынке товара Б. Конкретизируйте последствия фиксации государством цены на товар Б:

а. выше равновесной цены (4 рубл./шт.);

б. ниже равновесной цены (2 рубл./шт.);.


 
















ЛИТЕРАТУРА

Основная

Журавлева, Г. П. Экономика [Текст]: учеб. / Г. П. Журавлева. – М., 2006. – Гл. 4, 5.

Дополнительная


Экономика [Текст]: учебник / А.С. Булатов [и др.]; под ред. А А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2006. – Гл. 4, 5, 8 – 10.

Михайлушкин, А. И. Экономика [Текст]: учебник для техн. вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. – 3-е изд., испр. – М., 2006. – Гл.1.3 – 1.9.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема 4. Теория издержек производства.

Тема 5. Модели рынка: конкуренция и монополия

Методические указания для студентов

Главной особенностью практического занятия является использование в его ходе большого числа микроэкономических моделей. Именно поэтому студентам необходимо уделить пристальное внимание вариантам моделей издержек производства, максимизации прибыли, широко представленным в научной и учебной литературе. Ответы на поставленные в плане вопросы требуют теснейшей увязки с явлениями и процессами, протекающим в экономике современной России. При рассмотрении вопросов, вынесенных на практическое занятие, настоятельно необходимо находить и приводить конкретные примеры, что позволит твердо закрепить полученные знания. При подготовке к практическому занятию следует использовать не только рекомендованную основную и дополнительную литературу, но и научные журналы и газеты, а также Интернет-ресурсы.

Ключевые проблемы производства, в частности, его цели, рассматривались студентами в ходе предшествующих занятий. Тем не менее подготовку к практическому занятию целесообразно начать именно с углубления знаний по проблеме производства. Основное внимание следует сосредоточить на осмыслении производственной функции, способе ее определения. Необходимо выделить общие черты производственных функций предприятий. Студентам необходимо уяснить понятие предельного продукта (предельной производительности) переменного фактора производства, а также закон убывающей отдачи (убывающей производительности) переменного фактора производства. При изучении последних, необходимо использовать соответствующие модели.

Так как производство организуется предпринимателями, целесообразно уточнить ключевые мотивы предпринимательской деятельности. Известно, что экономисты нередко расходятся во мнениях по этому вопросу. Вместе с тем, чаще всего, главным мотивом деятельности предпринимателей считается получение прибыли (ее максимизация). Поэтому студентам требуется понять сущность прибыли, уяснить, как прибыль трактуется в экономической науке, конкретизировать основные виды прибыли. Кроме того, необходимо составить четкое представление об основных показателях эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Далее необходимо осуществить классификацию предприятий, в первую очередь, по следующим признакам: цель деятельности; экономическое назначение; число наемных работников и объемы выручки; отраслевая принадлежность; собственность; организационно-правовой критерий. При этом требуется охарактеризовать разные виды предприятий, понять их положительные стороны и изъяны. 

Продолжая подготовку к практическому занятию, студенты должны глубоко разобраться в понятии и видах издержек производства. В частности, главное внимание требуется сосредоточить на следующих видах издержек: постоянные и переменные; валовые (общие); средние постоянные; средние переменные; средние валовые; предельные. Все указанные издержки требуется продемонстрировать графически и разъяснить особенности их взаимосвязей. К тому же, нельзя обойти стороной экономические, бухгалтерские, внутренние и внешние, альтернативные издержки.

Затем от студентов требуется разъяснить и продемонстрировать динамику издержек в долгосрочном периоде. В этом им поможет построение и характеристика «оберточной» («обволакивающей») кривой издержек. Используя эту кривую, следует раскрыть сущность эффекта отдачи от масштаба производства, уточнить его вариации, а также выделить ключевые факторы указанного эффекта. Углубляя знания, следует осмыслить закон убывающей отдачи от масштабов производства, для чего необходимо использовать модели совокупного и предельного продуктов.

Наконец, отталкиваясь от полученных знаний студенты раскрывают правило максимизации прибыли (минимизации убытков) в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции и монополии, в том числе и графически.

Следующим этапом подготовки к практическому занятию является рассмотрение комплекса проблем, связанных с совершенной и несовершенной конкуренцией. Здесь в первую очередь требуется уяснить экономическую сущность конкуренции и ее значение для общества. Студенты выделяют основные типы и виды конкуренции и характеризуют их с использованием конкретных примеров из своей жизни и деятельности. Особое внимание следует сосредоточить на ценовой и неценовой конкуренции; добросовестной и недобросовестной конкуренции; внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции.

Студентам следует понять, как в настоящее время в экономической науке трактуется монополия. Трактовка монополии, как единственного продавца является архаичной.

Далее требуется последовательно расширить и углубить знания по следующим проблемам:

− основные причины монополизации рынков;

− основные типы рыночных структур, их характеристика;

− основные методы реализации монополиями своего могущества;

− социально-экономические последствия чистой монополии;

− олигополии и их социально-экономические последствия;

− сущность и основные признаки монополистической конкуренции;

− феномен дифференциации продукции.

Студентам важно понять, что монополизация экономики не является абсолютным злом. В условиях конкуренции и монополистической конкуренции предприятия не способны достичь эффективного размера; лишь монополиям по плечу решать некоторые социально-экономические проблемы; в ряде сфер и видов деятельности конкуренция вообще неэффективна и даже невозможна.

Тем не менее, монополизация экономики имеет преимущественно негативные последствия. Именно поэтому проводится антимонопольная политика. Студентам следуют уяснить сущность антимонопольной политики, ее организационно-правовой механизм, конкретизировать основные нарушения антимонопольного законодательства в отечественной и международной практике. Используя периодическую печать, в частности, газету «Ведомости», необходимо привести конкретные примеры реализации антимонопольной политики в России. Кроме того, студенты должны уяснить основные способы измерения степени рыночной концентрации.

Для подготовки к практическому занятию по вопросам, связанным с совершенной и несовершенной конкуренцией студентам целесообразно использовать сеть Интернет, в частности, сайт ФАС РФ (#"#">www.gks.ru, целесообразно выделить тенденции в изменении реальной заработной платы в РФ за последние годы.

Практика показывает, что иногда студенты проходят мимо проблемы дифференциации уровня заработной платы. Осмысляя сущность указанной дифференциации, необходимо указать ее виды, раскрыть причины.

Далее используя материалы, находящиеся на сайте www.gks.ru, студенты должны выявить ведущие тенденции в изменении структуры занятости в РФ за последнее десятилетие.

При рассмотрении проблемы неравенства доходов обязательным является самостоятельное рассмотрение кривой Лоренца и коэффициента Джини.

После уяснения особенностей функционирования рынка труда студенты приступают к рассмотрению рынка капитала. Ключевыми проблемами, на которых концентрируют свое внимание студенты, являются: особенности трактовок капитала в экономической науке; классификация капитала; износ капитала и его виды; экономическая сущность амортизации и ее методы; сущность рынка капитала, субъекты указанного рынка.

Особого внимания требует феномен спроса на капитал. По своей сути – это инвестиционный спрос. Поэтому обучаемые должны уяснить понятие инвестиций, их виды и детерминанты. Ценой капитала является ссудный процент. Необходимо выяснить его понятие, привести конкретный пример определения, провести различие между номинальной и реальной ставкой ссудного процента. Наконец, студенты демонстрируют модель предложения капитала, конкретизируют его детерминанты и переходят к изучению модели равновесия на рынке капитала.

Особые трудности у студентов возникают при осмыслении феноменов дисконтирования и наращения. В том случае, если, по каким-либо причинам этот вопрос остался не выясненным, студентам следует обратиться за консультацией к преподавателю.

Продолжая подготовку к практическому занятию, студенты должны глубоко разобраться в характеристиках земли как фактора производства; на моделях продемонстрировать спрос и предложение земли, определить их детерминанты. После этого студенты переходят к рассмотрению сущности ренты, ее видов, их характеристике. Следует остановить внимание на разграничении понятий «рента» и «заработная плата», рассмотреть механизм определения цены земли.

Следующим шагом в подготовке к практическому занятию должно стать углубление знаний по проблеме прибыли, ее видах, механизмах образования.

Заключительным этапом подготовки к практическому занятию является решение тестовых заданий, что позволит закрепить знания, полученные в ходе лекции и подготовки к практическому занятию. Кроме того, студентам надлежит решить задачи, содержащиеся в плане практического занятия. Прочно усвоить изученный материал позволит рассмотрение проблемных ситуаций, представленных в настоящих методических указаниях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32