бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономика. Учебная программа и методические указания для студентов по изучению дисциплины (специальность 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм) бесплатно рефераты

−              в конспекте дословно записываются определения понятий, экономических категорий и законов. Остальное должно быть записано своими словами;

−              каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий (например: D – спрос, S – предложение; ЭС – экономический субъект и т.п.) Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к тому, что со временем в них будет трудно разобраться.

В конспект следует заносить все то, что преподаватель пишет на доске (демонстрирует с применением средств наглядности), а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала.

Основными способами самостоятельной работы по изучению дисциплины «Экономика» являются:

−       изучение и конспектирование первоисточников - произведений классиков экономической науки;

−       чтение учебников, учебно-методических пособий и другой учебной литературы;  

−       регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;

−       работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий);

−       подготовка докладов, научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных (научно-практических) конференциях;

−       подготовка и написание рефератов по темам изучаемой дисциплины;

−       решение задач, выполнение заданий, рекомендованных (заданных) преподавателем;

−       формулировка развернутых ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям;

−       подготовка и выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);

−       подготовка к зачету.

Практические занятия проводятся под руководством преподавателя. Чтобы хорошо подготовиться к практическому занятию, студенту необходимо:

−   уяснить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию;

−   ознакомиться с методическими указаниями, которые представлены в каждом плане практического занятия;

−   прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него;

−   изучить и законспектировать рекомендованные преподавателем произведения классиков экономической науки;

−       прочитать дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем. Наиболее интересные мысли следует выписать;

−       сформулировать и записать развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию;

−       решить задачи и тестовые задания, содержащиеся в настоящем пособии.

Особенностью изучения дисциплины «Экономика» является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины. Студентам целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий.

Важной формой обучения, а также этапом подготовки к практическим занятиям является самопроверка знаний. В ходе самопроверки студент должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане практического занятия, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел.

На практическом занятии студентам очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей.

На практическом занятии разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию.

В ответе студента на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты:

−       анализ взглядов по рассматриваемой проблеме;

−       изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала;

−       связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности;

−       вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы).

Лучшим выступлением считается то, в котором студент в течение до 4-6 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску.

Студентам, выступающим на практическом занятии с 10 – 15 минутным докладом (научным сообщением), целесообразно написать его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать технические средства обучения.

Выступления на практическом занятии оцениваются по четырехбалльной системе.

Одной из форм обучения, подготовки к практическому занятию, разработки и написания реферата, контрольной и курсовой работы является консультация у преподавателя. Обращаться к помощи преподавателя следует при подготовке реферата, научного сообщения, доклада, контрольной работы, а также в любом случае, когда студенту не ясно изложение какого-либо вопроса в учебной литературе или он не может найти необходимую литературу. Преподаватель поможет составить план доклада (контрольной и курсовой работы), порекомендует порядок изложения вопросов, поможет рассчитать время выступления, подобрать соответствующую литературу, раскрыть профессиональный аспект рассматриваемой проблемы.


Критерии оценки знаний по дисциплине «Экономика»:


Оценка «отлично» ставится, когда студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, рекомендованной литературы, аргументировано и логически стройно излагает материал, свободно применяет теоретические положения при анализе современных событий, процессов и явлений, связывает их с задачами будущей профессиональной деятельности, использует средства наглядности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «хорошо» ставится, когда студент твердо знает предмет, рекомендованную литературу, аргументировано излагает материал, умеет применять теоретические знания для анализа современных событий, коренных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «удовлетворительно» ставится, когда студент в основном знает предмет, рекомендованную литературу и умеет применять полученные знания для анализа современных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «неудовлетворительно» ставится, когда студент представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии) и (или) не усвоил основного содержания дисциплины.


8.2. Планы-ЗАДАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К практическиМ занятиЯМ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема 1. Экономика как наука.

Тема 2. Основные этапы развития экономической науки

Методические указания для студентов

Подготовку к практическому занятию целесообразно начать с уяснения понятия «экономика». Важно усвоить, что термин «экономика» рассматривается с трех точек зрения: как национальное хозяйство (отдельные его части), как система экономических отношений, наконец, как отрасль знаний. Экономическая наука изучает объективные экономические законы, анализирует процессы и явления в различных сферах и отраслях национального хозяйства, вырабатывает практические рекомендации в области производства, распределения, обмена и потребления. Рассмотрите основные экономические законы, конкретизируйте, какие из них характерны только для экономики, основанной на рыночном механизме.

Экономическая наука неоднородна, она включает фундаментальные экономические и прикладные экономические науки. Конкретизируйте известные Вам прикладные дисциплины, уточните, какие из этих дисциплин Вам предстоит изучить в университете.

В системе экономических наук одно из ключевых мест занимает экономика. Особого внимания требует уяснение того, что в настоящее время предмет экономики трактуется неоднозначно. Между тем, чаще всего при определении экономики отталкиваются от трех постулатов: относительная ограниченность ресурсов; безграничность потребностей; рациональное поведение экономических субъектов. Отталкиваясь именно от этих постулатов сформулируйте определение экономики. Приведите примеры других подходов.

Углубляя знания, важно уяснить методы экономики, провести четкое разграничение между позитивным и нормативным анализом. Указанное разграничение следует проиллюстрировать конкретными примерами.

Далее следует понять ключевые функции экономики. Студенты должны стремиться не только перечислить известные им функции экономики, но и раскрыть каждую из выделенных функций. При этом следует учитывать, что отдельные авторы учебников игнорируют тот факт, что экономика выполняет мировоззренческую (идеологическую) функцию. Обучаемым требуется аргументировать ошибочность указанного подхода.

Продолжая подготовку к практическому занятию, студентам надлежит выделить и охарактеризовать уровни (разделы) экономики. Кроме того следует продемонстрировать особенности взаимосвязей экономики с другими науками.

Перед каждой страной стоят различные экономические проблемы. Тем не менее, в каждый данный момент любое общество решает несколько основных экономических проблем. Студентам необходимо конкретизировать и раскрыть указанные проблемы. В ходе дальнейшей подготовки студентам целесообразно рассмотреть как решается экономистами проблема ограниченности ресурсов, понять сущность альтернативного выбора в хозяйственной жизни. При этом очень важно уяснить феномен альтернативных (вмененных) издержек и особенности учета этих издержек в экономических исследованиях, осмыслить понятие экономической эффективности и ее ключевых детерминантов, рассмотреть варианты решен проблемы оптимальной комбинации и эффективности использования факторов производства.

Важным этапом подготовки к практическим занятиям является формирование четкого представления о кривой производственных возможностей, о ее значимости в экономическом анализе и факторах, обеспечивающих смещение указанной кривой.

Помимо указанных выше, требуется дать подробные ответы на следующие вопросы:

−  понятие и классификация потребностей;

−  понятие и классификация благ;

−  понятие производства и его виды;

−   понятие и классификация ресурсов и факторов производства;

−  сущность и содержание экономических отношений;

−  понятие и виды собственности;

−  понятие экономической системы и особенности современного подхода к выделению экономических систем.

Дальнейшая подготовка к практическому занятию предполагает рассмотрение эволюции экономической мысли. Здесь прежде всего следует сосредоточиться на осмыслении основных этапов развития экономической науки и экономических школах, оказавших наиболее сильное влияние на человеческое общество. Среди последних – меркантилизм, школа физиократов, классическая политическая экономия, марксизм, неоклассическая школа. Рассматривая современные направления мировой экономической, следует сделать акценты на различных вариациях кейнсианства, последователей неоклассической школы, а также на институционализме.

Очень важно уяснить вклад отечественных экономистов в развитие мировой экономической мысли. Мировое признание получили произведения и исследования М.И. Туган-Барановского, А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, В.К. Дмитриева, Е.Е. Слуцкого, Г.А. Фельдмана, В.В. Новожилова, Л.В. Канторовича. Следует конкретизировать заслуги указанных и других экономистов.

При подготовке к практическому занятию следует использовать не только рекомендованную основную и дополнительную литературу, но и научные журналы и газеты, а также Интернет-ресурсы.

Завершающим этапом подготовки к практическому занятию является решение тестовых заданий, что позволит закрепить знания, полученные в ходе лекции и подготовки к практическому занятию. Кроме того, студентам надлежит выполнить задания (задачи), содержащиеся в плане практического занятия.

Отчетом по практическому занятию № 1 является:

1.     Дополненный в ходе самостоятельной подготовки конспект лекции.

2.     Решения тестовых заданий (любой из вариантов тестовых заданий по каждой теме).

3.     Решения заданий 1 – 6.


План:

                     1.         Предмет, методы, функции и роль экономической науки в современном обществе.

                     2.         Генезис экономической науки.

                     3.         Российская экономическая мысль: особенности эволюции.


Темы докладов и научных сообщений:

1.      Трактовки предмета экономической науки.

2.     Роль экономической науки в развитии общества.

3.     Факторы производства: варианты классификации.

4.     Актуальные проблемы использования факторов производства в современной России.

5.     Особенности современной модели экономической системы Российской Федерации.

6.     Опыт характеристики модели экономической системы страны (на примере одного или нескольких иностранных государств).

7.     Экономические идеи древнего мира и средневековья.

8.     Основные положения меркантилизма и школы физиократов в экономической науке.

9.     Классическая школа политической экономии: особенности и эволюция.

10. Система научных взглядов одного из родоначальников классической политэкономии (У. Петти; П. Буагильбера; А. Смита; Д. Рикардо; Ж.Б. Сэя; Т. Мальтуса; Дж.Ст. Милля).

11. Концепция Дж.М. Кейнса и ее значение для человечества.

12. Неоклассический синтез: сущность, особенности, подходы.

13. Современные направления экономической мысли.

14. Экономическая мысль в России: история и современность.

15. Обзор и аннотирование публикаций по теме занятия в научных журналах:

-         Вопросы экономики

-         Российский экономический журнал

-         Экономист

-         Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

-         Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 5. Экономика

16. Инициативные доклады и научные сообщения в рамках темы занятия.


Ответить на вопросы:

1.    Какие определения экономики Вам известны? Сторонником какого из выделенных определений являетесь Вы? Ответ обоснуйте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32