Экономика. Учебная программа и методические указания для студентов по изучению дисциплины (специальность 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм)
−
в
конспекте дословно записываются определения понятий, экономических категорий и
законов. Остальное должно быть записано своими словами;
−
каждому
студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее
распространенных терминов и понятий (например: D – спрос, S – предложение; ЭС – экономический субъект и т.п.) Однако чрезмерное
увлечение сокращениями может привести к тому, что со временем в них будет
трудно разобраться.
В конспект следует
заносить все то, что преподаватель пишет на доске (демонстрирует с применением
средств наглядности), а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка
прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует
лучшему усвоению материала.
Основными способами самостоятельной
работы по изучению дисциплины «Экономика» являются:
− изучение и
конспектирование первоисточников - произведений классиков экономической науки;
− чтение учебников,
учебно-методических пособий и другой учебной литературы;
− регулярное чтение
журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;
− работа над конспектами
лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий);
− подготовка докладов,
научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных
(научно-практических) конференциях;
− подготовка и написание
рефератов по темам изучаемой дисциплины;
− решение задач, выполнение
заданий, рекомендованных (заданных) преподавателем;
− формулировка развернутых
ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям;
− подготовка и выполнение
контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);
− подготовка к зачету.
Практические занятия проводятся под
руководством преподавателя. Чтобы хорошо подготовиться к практическому
занятию, студенту необходимо:
− уяснить вопросы и задания, рекомендуемые для
подготовки к практическому занятию;
− ознакомиться с методическими указаниями, которые
представлены в каждом плане практического занятия;
− прочитать конспект
лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись
лекций выписками из него;
− изучить и законспектировать рекомендованные
преподавателем произведения классиков экономической науки;
− прочитать дополнительную
литературу, рекомендованную преподавателем. Наиболее интересные мысли следует
выписать;
− сформулировать и записать
развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию;
− решить задачи и тестовые
задания, содержащиеся в настоящем пособии.
Особенностью изучения дисциплины «Экономика»
является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя
переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание
последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание
должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины. Студентам
целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных
понятий.
Важной формой обучения, а
также этапом подготовки к практическим занятиям является самопроверка
знаний. В ходе самопроверки студент должен ответить на вопросы,
рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить
план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный
материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане практического
занятия, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что
ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам,
учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел.
На практическом занятии студентам очень важно
внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты,
замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к
развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать
разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь
уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в
качестве доказательства тех или иных идей.
На практическом занятии
разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом,
составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию.
В ответе студента на практическом
занятии должны быть отражены следующие моменты:
− анализ взглядов по
рассматриваемой проблеме;
− изложение сути вопроса,
раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического
материала;
− связь рассматриваемой
проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности;
− вывод, вытекающий из
рассмотрения вопроса (проблемы).
Лучшим выступлением считается то, в котором студент в
течение до 4-6 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал,
используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы,
классную доску.
Студентам, выступающим на практическом занятии с 10 –
15 минутным докладом (научным сообщением), целесообразно написать
его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада
своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с
аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать технические
средства обучения.
Выступления на
практическом занятии оцениваются по четырехбалльной системе.
Одной из форм обучения, подготовки к практическому занятию, разработки и
написания реферата, контрольной и курсовой работы является консультация
у преподавателя. Обращаться к помощи преподавателя следует при подготовке
реферата, научного сообщения, доклада, контрольной работы, а также в любом
случае, когда студенту не ясно изложение какого-либо вопроса в учебной
литературе или он не может найти необходимую литературу. Преподаватель поможет
составить план доклада (контрольной и курсовой работы), порекомендует порядок
изложения вопросов, поможет рассчитать время выступления, подобрать
соответствующую литературу, раскрыть профессиональный аспект рассматриваемой
проблемы.
Критерии оценки знаний по дисциплине «Экономика»:
Оценка «отлично» ставится, когда
студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, рекомендованной
литературы, аргументировано и логически стройно излагает материал, свободно
применяет теоретические положения при анализе современных событий, процессов и
явлений, связывает их с задачами будущей профессиональной деятельности,
использует средства наглядности, продемонстрировал
твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических
занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны
в настоящем пособии).
Оценка «хорошо»
ставится, когда студент твердо знает предмет, рекомендованную литературу,
аргументировано излагает материал, умеет применять теоретические знания для
анализа современных событий, коренных проблем экономического развития страны и
будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических
знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по
дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).
Оценка «удовлетворительно» ставится,
когда студент в основном знает предмет, рекомендованную литературу и умеет
применять полученные знания для анализа современных проблем экономического
развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал навыки и умения применения
теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы
отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).
Оценка «неудовлетворительно» ставится,
когда студент представил все
формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии) и
(или) не усвоил основного
содержания дисциплины.
8.2. Планы-ЗАДАНИЯ ПО
ПОДГОТОВКЕ К практическиМ занятиЯМ
ПРАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема 1. Экономика как наука.
Тема 2. Основные этапы развития экономической науки
Методические
указания для студентов
Подготовку к практическому занятию целесообразно
начать с уяснения понятия «экономика». Важно усвоить, что термин «экономика» рассматривается
с трех точек зрения: как национальное хозяйство (отдельные его части), как
система экономических отношений, наконец, как отрасль знаний. Экономическая
наука изучает объективные экономические законы, анализирует процессы и явления
в различных сферах и отраслях национального хозяйства, вырабатывает практические
рекомендации в области производства, распределения, обмена и потребления. Рассмотрите
основные экономические законы, конкретизируйте, какие из них характерны только
для экономики, основанной на рыночном механизме.
Экономическая наука неоднородна, она включает
фундаментальные экономические и прикладные экономические науки. Конкретизируйте
известные Вам прикладные дисциплины, уточните, какие из этих дисциплин Вам
предстоит изучить в университете.
В системе экономических наук одно из ключевых мест занимает
экономика. Особого внимания требует уяснение того, что в настоящее время
предмет экономики трактуется неоднозначно. Между тем, чаще всего при определении
экономики отталкиваются от трех постулатов: относительная ограниченность
ресурсов; безграничность потребностей; рациональное поведение экономических
субъектов. Отталкиваясь именно от этих постулатов сформулируйте определение
экономики. Приведите примеры других подходов.
Углубляя знания, важно уяснить методы экономики,
провести четкое разграничение между позитивным и нормативным анализом.
Указанное разграничение следует проиллюстрировать конкретными примерами.
Далее следует понять ключевые функции экономики.
Студенты должны стремиться не только перечислить известные им функции
экономики, но и раскрыть каждую из выделенных функций. При этом следует
учитывать, что отдельные авторы учебников игнорируют тот факт, что экономика
выполняет мировоззренческую (идеологическую) функцию. Обучаемым требуется
аргументировать ошибочность указанного подхода.
Продолжая подготовку к практическому занятию,
студентам надлежит выделить и охарактеризовать уровни (разделы) экономики.
Кроме того следует продемонстрировать особенности взаимосвязей экономики с
другими науками.
Перед каждой страной стоят
различные экономические проблемы. Тем не менее, в каждый данный момент любое
общество решает несколько основных экономических проблем. Студентам необходимо
конкретизировать и раскрыть указанные проблемы. В ходе дальнейшей подготовки
студентам целесообразно рассмотреть как решается экономистами проблема ограниченности ресурсов, понять сущность альтернативного выбора в
хозяйственной жизни. При этом очень важно уяснить феномен альтернативных (вмененных)
издержек и особенности учета этих издержек в экономических исследованиях,
осмыслить понятие экономической эффективности
и ее ключевых детерминантов, рассмотреть варианты решен проблемы
оптимальной комбинации и эффективности использования факторов производства.
Важным этапом подготовки к
практическим занятиям является формирование четкого представления о кривой
производственных возможностей, о ее значимости в экономическом анализе и
факторах, обеспечивающих смещение указанной кривой.
Помимо указанных выше, требуется дать подробные ответы
на следующие вопросы:
−
понятие
и классификация потребностей;
−
понятие
и классификация благ;
−
понятие
производства и его виды;
−
понятие
и классификация ресурсов и факторов производства;
−
сущность
и содержание экономических отношений;
−
понятие
и виды собственности;
−
понятие
экономической системы и особенности современного подхода к выделению экономических
систем.
Дальнейшая подготовка к практическому занятию
предполагает рассмотрение эволюции экономической мысли. Здесь прежде всего
следует сосредоточиться на осмыслении основных этапов развития экономической
науки и экономических школах, оказавших наиболее сильное влияние на
человеческое общество. Среди последних – меркантилизм, школа физиократов,
классическая политическая экономия, марксизм, неоклассическая школа.
Рассматривая современные направления мировой экономической, следует сделать
акценты на различных вариациях кейнсианства, последователей неоклассической
школы, а также на институционализме.
Очень важно уяснить вклад отечественных экономистов в
развитие мировой экономической мысли. Мировое признание получили произведения и
исследования М.И. Туган-Барановского, А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, В.К.
Дмитриева, Е.Е. Слуцкого, Г.А. Фельдмана, В.В. Новожилова, Л.В. Канторовича.
Следует конкретизировать заслуги указанных и других экономистов.
При подготовке к практическому занятию следует
использовать не только рекомендованную основную и дополнительную литературу, но
и научные журналы и газеты, а также Интернет-ресурсы.
Завершающим этапом подготовки к практическому занятию
является решение тестовых заданий, что позволит закрепить знания, полученные в
ходе лекции и подготовки к практическому занятию. Кроме того, студентам надлежит
выполнить задания (задачи), содержащиеся в плане практического занятия.
Отчетом по практическому занятию № 1 является:
1.
Дополненный в ходе
самостоятельной подготовки конспект лекции.
2.
Решения тестовых заданий
(любой из вариантов тестовых заданий по каждой теме).
3.
Решения заданий 1 – 6.
План:
1.
Предмет, методы, функции и роль экономической науки
в современном обществе.
2.
Генезис экономической науки.
3.
Российская экономическая мысль: особенности
эволюции.
Темы докладов и научных
сообщений:
1. Трактовки предмета экономической науки.
2. Роль экономической науки в развитии общества.
3. Факторы производства: варианты классификации.
4. Актуальные проблемы использования факторов производства в современной
России.
5. Особенности современной модели экономической системы Российской Федерации.
6. Опыт характеристики модели экономической системы страны (на примере одного
или нескольких иностранных государств).
7. Экономические идеи древнего мира и средневековья.
8. Основные положения меркантилизма и школы физиократов в экономической науке.
9. Классическая школа политической экономии: особенности и эволюция.
10. Система
научных взглядов одного из родоначальников классической политэкономии (У.
Петти; П. Буагильбера; А. Смита; Д. Рикардо; Ж.Б. Сэя; Т. Мальтуса; Дж.Ст.
Милля).
11. Концепция
Дж.М. Кейнса и ее значение для человечества.
12. Неоклассический
синтез: сущность, особенности, подходы.
13. Современные
направления экономической мысли.
14. Экономическая
мысль в России: история и современность.
15. Обзор и
аннотирование публикаций по теме занятия в научных журналах:
-
Вопросы экономики
-
Российский экономический
журнал
-
Экономист
-
Вестник Московского
университета. Серия 6. Экономика
-
Вестник Санкт-Петербургского
государственного университета. Серия 5. Экономика
16. Инициативные
доклады и научные сообщения в рамках темы занятия.
Ответить на вопросы:
1.
Какие
определения экономики Вам известны? Сторонником какого из выделенных определений
являетесь Вы? Ответ обоснуйте.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|