бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономика. Учебная программа и методические указания для студентов по изучению дисциплины (специальность 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм) бесплатно рефераты

Необходимо рассчитать:

1) Объем ВНП по потоку доходов.

2) Объем ВНП по потоку расходов.

3) Объем ЧНП.

4) Объем НД.

Задача 6. Определите величину валовых частных инвестиций, объем импорта, чистый национальный продукт, если:

ВНП = 5000 млн. денежных единиц. Потребительские расходы = 320 млн. денежных единиц. Государственные расходы = 900 млн.  денежных единиц. Чистый экспорт = 80 млн.  денежных единиц. Экспорт = 350 млн.  денежных единиц. Сумма амортизации = 150 млн.  денежных единиц.

Задача 7. Каков будет равновесный ВВП страны, если расходы составили (млрд. руб.): потребление – 600, инвестиции – 100, государственные расходы – 200, чистый экспорт – 100?

Задача 8. Если бы ВВП увеличился на 10 %, а совокупный доход на 6 %, то к каким последствиям это должно привести?

Задача 9. Реальный ВНП составил 800 млрд. денежных единиц в прошлом году и 840 млрд. денежных единиц в текущем году. Рассчитайте:

а) темпы роста;

б) темпы прироста ВНП в текущем году по сравнению с прошлым годом в процентах.

Задача 10. Рассчитайте темпы роста ВНП, если он составлял 300 тыс. денежных единиц и увеличился с прошлого года на 15 тыс. денежных единиц.

Задача 11. Почему экономический рост является одной из целей макроэкономической политики? Какие показатели экономического роста наиболее адекватно отражают этот процесс, если  за период 60-80-х годов XX в. новые индустриальные страны Азии достигли среднегодовых темпов роста реального ВНП на уровне 8-9%, в результате чего уровень реального ВНП на душу населения увеличился в 5 раз.

Задача 12. В табл. 8 приведены данные о количестве труда и его производительности в течение трех лет:

Таблица 8

Год

Количество труда (часы)

Производительность труда

 (денежных единиц в год)

1

1000

100

2

1000

105

3

1100

105


Определите:

а) реальный объем ВНП в каждом году;

б) на сколько процентов выросла производительность труда на второй год по сравнению с первым годом; на сколько про­центов вследствие этого (количество труда не изменилось) увеличился реальный объем ВНП;

в) на сколько процентов выросло количество труда на третий год по сравнению со вторым годом; на сколько процентов вследствие этого (производительность труда не изменилась) увеличился реальный объем ВНП?

г) к каким факторам экономического роста относятся увеличение количества труда и рост его производительности?

Задача 13. Совокупное предложение характеризуется следующими данными:

Таблица 9

Уровень цен

250

225

200

175

150

125

125

125

Произведенный ВНП в реальном выражении

2000

2000

1900

1700

1400

1000

500

0


Совокупный спрос представлен тремя вариантами:

Таблица 10

Уровень цен

250

225

200

175

150

125

100

Реальный объем ВНП (рассчитанный по расходам)

I

1400

1500

1600

1700

1800

1900

2000

II

1900

2000

2100

2200

2300

2400

2500

III

400

500

600

700

800

900

1000


а) постройте график совокупного предложения и графики совокупного спроса, соответствующие трем вариантам;

б) определите равновесный объем ВНП и равновесный уровень цен для каждого из трех вариантов. Дайте их характеристику.

Задача 14. Каков будет равновесный ВВП страны, если расходы составили (млрд. руб.):

потребление – 600;

инвестиции – 100;

государственные расходы – 200;

чистый экспорт – 100?

Задача 15. Определите темпы экономического роста за год, если реальный ВНП в году t1 составил 600 млрд, а в году t – 640 млрд.


Задача 16. В табл. 1 представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел.):

Таблица 11

Трудовые ресурсы

Первый год

Пятый год

Рабочая сила

Занятые

Безработные

Уровень безработицы, %

84 889

80 796

95 453

87 524


а) Рассчитайте численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.

б) Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?

в) Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?


Задача 17. Рассчитайте мультипликатор автономных расходов, если известно, что при росте доходов домохозяйств с 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. потребление возросло на 15 тыс. руб.


Задача 18. Пусть потенциальный объем выпуска при уровне естественной безработицы в 5 % равен 800 млрд. ден. ед. При возникновении циклической безработицы в 1 % возникает отклонение фактического объема выпуска от потенциального на 25 млрд. ден. ед. Определите фактический объем выпуска в том случае, если уровень безработицы составит 8 %.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Журавлева, Г. П. Экономика [Текст]: учеб. / Г. П. Журавлева. – М., 2006. – Гл. 12 – 14, 17.

Дополнительная


Экономика [Текст]: учебник / А.С. Булатов [и др.]; под ред. А А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2006. – Гл. 21 – 23, 26 .

Михайлушкин, А. И. Экономика [Текст]: учебник для техн. вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. – 3-е изд., испр. – М., 2006. – Гл. 2.12 – 3.5.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема 12. Государство в рыночной экономике

Тема 13. Государственные финансы и фискальная политика

Тема 14. Деньги, кредит, банки. Денежно-кредитная политика

Методические указания для студентов

Главной особенностью практического занятия является углубленное рассмотрение в ходе одного практического занятия проблем государственного регулирования экономики во всех его ключевых проявлениях. Студенты используют макроэкономические модели. Ответы на поставленные в плане вопросы тесно увязываются с явлениями и процессами, протекающим в экономике современной России.

При рассмотрении вопросов, вынесенных на практическое занятие, настоятельно необходимо находить и приводить конкретные примеры, что позволит твердо закрепить полученные знания. При подготовке к практическому занятию следует использовать не только рекомендованную основную и дополнительную литературу, но и научные журналы и газеты; обязательным является использование Интернет-ресурсов, особенно сайтов органов власти Российской Федерации (прежде всего – www.minfin.ru; www.cbr.ru; www.gks.ru и пр.).

Начинать подготовку к практическому занятию следует с уяснения сущности экономической политики и государственного регулирования экономики. При этом студенту необходимо учесть то, что государственное регулирование экономикой и экономическая политика – неодинаковые феномены. Поэтому необходимо раскрыть суть и содержание экономической политики, выделить и охарактеризовать субъекты экономической политики, проанализировать систему целей экономической политики, уточнить понятие «государственное регулирование экономики», дать характеристику объектов, субъектов и институтов этого регулирования. Обширный фактический и статистический материал, связанный с особенностями экономической политики в современной России, ее направлениями и результатами, представлен на сайте www.economy.gov.ru.

Важно осознать, что в научном сообществе и среди практикующих специалистов нет единого мнения относительно необходимости, степени и оптимального инструментария государственного вмешательства в экономику. Этот вопрос – главный пункт в макроэкономических расхождениях экономических школ. Что бы выработать правильное представление по указанной проблеме, следует понять основные изъяны рыночной экономики, рассмотреть феномен отказов рынка, определить и охарактеризовать основные причины государственного руководительства экономикой. Рассмотрение указанных вопросов позволит студенту провести четкую границу между подходами различных школ экономической мысли к государственному регулированию экономической системой, а также сформировать собственную позицию.

Кроме того, обучаемый должен понять, что государственное вмешательство может приводить и к негативным социально-экономическим последствиям. Одной из причин указанного является то, что существуют конфликты целей государственного регулирования и методов их достижения. Следовательно, студенту необходимо на с использованием конкретных примеров осмыслить конфликты целей государственного регулирования и методов их достижения, очертить и аргументировать границы государственного вмешательства в экономику.

Далее студент рассматривает наиболее общий подход к классификации методов и инструментов государственного регулирования экономики, приводя примеры способов и приемов государственного воздействия на экономический механизм.

Затем студенту следует сосредоточиться на углублении знаний по проблемам, выносимым для рассмотрения на практическое занятие. Обучаемому важно усвоить сущность финансов, их отличия от денег, рассмотреть функции финансов. Требуется проработать вопросы о сущности и структуре финансовой системы государства, разобраться в принципах построения финансовой системы в федеральном и унитарном государствах, выделить и зафиксировать в тетради особенности построения и функционирования финансовой системы в современной России.

Главным элементом финансовой системы является федеральный (государственный) бюджет. Студенту необходимо сформировать четкое представление о сущности бюджета вообще и федерального бюджета в частности, о бюджетном устройстве федеральных и унитарных государств, о функциях федерального бюджета.

Особенно пристального внимания требует к себе вопрос о федеральном бюджете современной России. При рассмотрении этого вопроса необходимо продемонстрировать общую структуру федерального бюджета Российской Федерации с учетом новейших ее изменений, определить и охарактеризовать основные источники доходов федерального бюджета нашей страны, уточнить сущность и роль расходов федерального бюджета, конкретизировать характер и направленность государственных расходов в современной России. Углубление знаний по указанным аспектам следует осуществлять с использованием фактического материала. Актуализированный статистический материал доступен на сайтах www.minfin.ru; www.gks.ru и др.

Подавляющее большинство государств сегодня имеет дефицит федерального бюджета. Следует понять, что такое дефицит федерального бюджета, его  социально-экономические последствия. Далее студент, в опоре на фактический и статистический материал, рассматривает сущность государственных займов, их виды, роль и социально-экономические последствия государственных займов.

Весьма сложной является проблема профицита федерального бюджета, его социально-экономических последствий. Студенту надлежит сформировать четкое представление по этой проблеме.

Помимо указанного выше необходимо уяснить сущность внебюджетных фондов, их роль в структуре централизованных финансов страны, выделить и охарактеризовать федеральные внебюджетные фонды, формируемые и используемые в Российской Федерации.

В дальнейшем следует сосредоточиться на углублении знаний по налогам и налоговой системе. Для этого необходимо последовательно и обстоятельно рассмотреть следующие вопросы:

− сущность налогов, варианты их трактовок;

− основные функции налогов;

− основные элементы налогов;

− классификация налогов;

− основные современные концепции налогообложения и их характеристика;

− «эффект Лаффера» («кривая Лаффера»).

− сущность налоговой системы страны;

− основные черты российской налоговой системы;

− основные налоги в современной России, их сопоставление со ставками аналогичных налогов в других странах.

Фактический и статистический материал доступен для студентов на сайтах www.minfin.ru; www.nalog.ru; www.r78.nalog.ru.

Отталкиваясь от знаний, полученных в ходе лекций и подготовки к практическому занятию, обучаемый приступает к углубленному рассмотрению финансовой политика государства. Важно определиться не только с ее сущностью, но и выделить и охарактеризовать основные направления этой политики; уяснить сущность, основные направления и концепции бюджетной политики; понять сущность и основные инструменты налоговой политики государства; осмыслить особенности политики государства в отношении внутреннего и внешнего долга. Наконец требуется усвоить сущность и содержание дискреционной и автоматической финансовой политики, а также рассмотреть встроенные (автоматические) стабилизаторы (применительно к фискальной политике).

Одной из наиболее сложных проблем экономической науки считается проблема сущности и функций денег. Рассматривая указанную проблему, студенту требуется сосредоточиться на современных трактовках денег и их функций, видах денег и их характеристике. Помимо указанного надлежит осмыслить понятие денежной массы, денежного агрегата, продемонстрировать структуру денежной массы в современной России. Для сбора фактического и статистического материала требуется обратиться к сайту www.cbr.ru.

Продолжая подготовку к практическому занятию, студент рассматривает основные факторы, определяющие количество денег необходимых для покрытия потребностей денежного оборота; характеризует основные формы денежного обращения; выясняет сущность денежной система, ее виды и основные элементы.

Следующим шагом в подготовке к практическому занятию должно стать углубление знаний по проблеме функционирования денежного рынка. В частности, студент, с использованием соответствующей макроэкономической модели, должен глубоко осмыслить понятие спроса на деньги, выявить детерминанты спроса на деньги (с точки зрения различных концепций), разъяснить особенности предложения денег. Изучив эффект денежного мультипликатора, обучаемый демонстрирует процессы гармонизации спроса и предложения денег с использованием соответствующей макроэкономической модели.

Далее необходимо дать развернутые ответы по следующим вопросам:

− сущность и виды кредита;

− основные функции кредита;

− факторы, обусловливающие необходимость кредита;

− сущность банка и банковской деятельности;

− виды банков;

− основные операции коммерческих банков.

Студент демонстрирует и разъясняет особенности структуры кредитно-банковской системы, характеризует функции центрального банка, подробно рассматривает инструменты денежно-кредитной политики, сущность и инструментарий политики «дорогих» и «дешевых» денег. При этом обучаемый активно использует фактический и статистический материал, представленный на сайте www.cbr.ru.

Завершает подготовку к практическому занятию решение тестовых заданий, что позволит закрепить знания, полученные в ходе лекции и подготовки к практическому занятию. Кроме того, студентам надлежит решить задачи, содержащиеся в плане практического занятия. Прочно усвоить изученный материал позволит рассмотрение проблемных ситуаций (в т.ч. «Верно – неверно»), представленных в настоящих методических указаниях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32