бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономика. Учебная программа и методические указания для студентов по изучению дисциплины (специальность 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм) бесплатно рефераты

2.    Что такое экономические законы? Какие экономические законы Вам известны?

3. Назовите и охарактеризуйте основные методы экономической науки.

4. Определите различия между позитивными и нормативными утверждениями. Приведите примеры тех и других.

5.    Раскройте ключевые функции экономики.

6.    Разъясните место экономики в системе экономических наук.

7.    Охарактеризуйте уровни  (разделы) экономики (микро-, мезо, макро-, мегаэкономика).

8.    Продемонстрируйте взаимосвязь экономической теории с другими социальными и гуманитарными науками.

9.    На конкретных примерах продемонстрируйте роль экономической науки в современном обществе.

10. В чем проявляется проблема ограниченности ресурсов и какими способами ее можно разрешить?

11. Раскройте проблему альтернативного выбора в хозяйственной жизни.

12. Разъясните сущность вмененных издержек и особенности их учета в экономических исследованиях.

13. Раскройте основные экономические проблемы, стоящие перед обществом (основные вопросы экономики).

14.    Что такое потребности? С использованием конкретных примеров, раскройте известные Вам подходы к классификации потребностей.

15.    Осуществите классификацию благ. На конкретных примерах продемонстрируйте выделенные Вами виды экономических благ.

16.    Что такое производство и общественное производство? Дайте краткую характеристику известных Вам видов производства.

17.    Раскройте известные Вам классификации ресурсов и факторов производства.

18.    Раскройте сущность и содержание экономических отношений.

19.    Что такое собственность? Какие виды собственности Вам известны?

20. Что такое экономическая эффективность? Что лежит в основе повышения экономической эффективности? Раскройте проблему оптимальной комбинации и эффективности использования факторов производства.

21.    Проиллюстрируйте и охарактеризуйте кривую производственных возможностей. Какие факторы могут способствовать смещению кривой производственных возможностей?

22.    Что такое экономическая система? Раскройте особенности современного подхода к выделению экономических систем.

23. Согласны ли вы с высказыванием Дж. Гэлбрейта – автора работы «Экономические теории и цели общества»: «Наилучшая экономическая система – это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они больше всего нуждаются»?

24.    Раскройте общие и особенные черты современных рыночных моделей организации общества. Какие современные рыночные экономические системы Вам известны? Кратко охарактеризуйте каждую из выделенных Вами систем.

25. Продемонстрируйте известную Вам периодизацию экономической мысли.

26. Охарактеризуйте ключевые экономические идеи древнего мира и экономические учения средневековья.

27. Раскройте основные положения меркантилизма и его историческое значение.

28. Продемонстрируйте роль и особенности учения школы физиократов.

29. Разъясните сущность, особенности и основные этапы развития классической политической экономии. 

30. Какую кардинальную новизну внесла марксистская политическая экономия в понимание целей и задач этой науки?

31.    Какие современные направления мировой экономической мысли Вам известны? Кратко охарактеризуйте каждое из выделенных Вами направлений.

32.    Выделите основные этапы развития экономической мысли в России.

33.    Раскройте вклад российских экономистов в мировую экономическую науку.

34.    Охарактеризуйте систему взглядов одного из видных современных экономистов г. Санкт-Петербурга.

ТЕСТ


Тема 1.  Экономика как наука

ВАРИАНТ 1

 

1.     Рациональное поведение хозяйствующих субъектов означает:

а) бегство от налогов;

б) сопоставление выгод и издержек;

в) завышение цен на свою продукцию.


2.     Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;

б) экономическое поведение отдельных фирм;

в) отношения между отдельными представителями разных классов.


3.     Экономикс – это:

а) наука, изучающая производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;

б) наука, которая большое внимание уделяет социально-классовым отношениям;

в) наука о динамике материальных и духовных потребностей людей;

г) исследование экономических мотивов поведения людей;

д) наука о национальном богатстве;

е) исследование использования ограниченных ресурсов общества.


4.     Какие из перечисленных потребностей относятся к материальным:

а) одежда;

б) ремонт автомобиля;

в) участие в городском субботнике;

г) консультация юриста;

д) жилье;

е) потребность фирмы в автотранспорте;

ж) благотворительность.


5.     Назовите элементы анализа в методе экономической теории:

а) расчленение исследуемого явления на составные части;

б) переход мышления от конкретного к абстрактному;

в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого;

г) переход от абстрактного к конкретному.


6.     Под индукцией понимается:

а) проведение эксперимента;

б) конструирование системы законов и категорий;

в) выведение теории из фактов;

г) умозаключение от общих суждений к частным выводам.


7.     Анализ – это:

а) соединение различных элементов в единое целое;

б) разделение исследуемого предмета на составные части;

в) изучение исследуемого предмета на макроуровне.


8.     К позитивным относятся следующие суждения:

а) цены на продукты, входящие в набор «потребительской корзины», должны быть низкими;

б) высокие пошлины на ввозимые в страну иностранные автомобили выгодны отечественным производителям и поэтому желательны;

в) налоги на малый и средний бизнес должны быть низкими.


9.     К нормативным относятся следующие утверждения:

а) за последнее время в экономике России наблюдается замедление инфляции;

б) необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции;

в) структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей;

г) структурная перестройка должна осуществляться постепенно.


10.Ограниченность – это проблема, которая:

а) существует только в бедных странах;

б) есть только в бедных семьях;

в) есть у всех людей и обществ;

г) никогда не возникает в богатых семьях.


11.Социально-экономическая политика – это:

а) абстрактная экономическая теория;

б) способ решения конкретных социальных и экономических вопросов;

в) политика, направленная на достижение только экономической эффективности.


12.Верны ли следующие утверждения:

а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет);

б) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет).


13.Если все ресурсы в стране используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно только сокращая производство другого, то экономическая ситуация в стране:

а) эффективная (да, нет);

б) неэффективная (да, нет);

в) кризисная (да, нет).


14.Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:

а) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии;

б) неполном использовании трудовых ресурсов;

в) изменении количества применяемых ресурсов.


15.Экономика является смешанной, когда:

а) товары и услуги производятся как государственными, так и частными компаниями;

б) правительство владеет или управляет всеми компаниями;

в) экономические решения принимаются по традиции.


16.Для командной плановой экономики характерно:

а) ориентация производителей на «карман» потребителей;

б) централизованное планирование;

в) государственная система ценообразования.


17.Переходная экономика – это:

а) самостоятельная экономическая система;

б) преобладание одного уклада (сектора);

в) одновременное функционирование нескольких разнозначных укладов (секторов).


18.Смешанная экономика – это:

а) социальная экономика;

б) рыночная экономика;

в) переходная экономика;

г) плановая экономика;

д) экономическая система, содержащая элементы всех перечисленных понятий.


19.Сторонники формационного подхода утверждают, что процесс исторического развития общества происходит на основе:

а) того, кто и как принимает основные экономические решения;

б) степени индустриального развития общества;

в) закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производственных сил;

г) постепенной смены цивилизаций.


20.В централизованной экономике товары и услуги производятся:

а) традиционными методами;

б) с помощью экономических планов;

в) в соответствии с условиями спроса и предложения.


21.Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных мер сможет оказаться наиболее  полезной?

а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;

б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;

в) увеличить капитальные вложения;

г) уменьшить затраты на образование.


22.Осуществимы ли комбинации выпуска продукции, если все они расположены с внешней стороны кривой производственных возможностей?

а) да;

б) нет.

 

ВАРИАНТ 2

 

1. Определите утверждения, относящиеся к макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;

в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;

д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.


2. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.


3. Ограниченность означает, что:

а) общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди;

б) хозяйствующие субъекты не умеют рационально вести хозяйство;

в) люди мало производят и много потребляют.


4. Проблема редкости может быть решена, если:

а) будет решена проблема бедности во всем мире;

б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

г) все сказанное неверно.


5. Экономические законы – это законы, которые:

а) проявляются через экономическую деятельность людей;

б) носят объективный характер;

в) являются вечными;

г) носят исторически преходящий характер.


6. Субъектами международных экономических отношений на макроэкономическом уровне являются:

а) «челноки»;

б) транснациональные корпорации;

в) «коробейники»;

г) национальные институты типа «Гринпис» и др.


7. Редкость – это:

а) ситуация, когда запасы некоторого блага меньше потребностей в нем (да, нет);

б) категория, предполагающая сравнение величин запасов блага с величиной потребности в них (да, нет);

в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет)?


8. Проблема редкости может быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

г) все сказанное неверно.


9. Альтернативная стоимость – это стоимость товара или услуги, измеряемая:

а) Министерством труда;

б) индексом потребительских цен;

в) ценой покупаемого продукта;

г) тем, чем надо пожертвовать для приобретения товара или услуги.


10. Основными признаками традиционной экономики являются:

а) приоритет сферы услуг;

б) господство крупной частной собственности;

в) использование новейших технологий в экономике;

г) все перечисленное неправильно.


11. Признаками рыночной экономики являются:

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) господство государственного уклада.


12. Классический капитализм функционирует на основе:

а) государственного регулирования экономики;

б) саморегулирующегося рынка;

в) принципа laisser faire.


14. Современная российская экономическая система – это:

а) традиционная экономика;

б) социально ориентированная смешанная экономика;

в) переходная экономика;

г) командная плановая экономика.


15. Какой смысл имеет приставка «пост» в слове «постиндустриальное»:

а) первое;

б) после;

в) переходное;

г) заключительное.


16. Последователи меркантилизма считали, что предметом экономики является:

а) изучение «чистого продукта», создаваемого в сельском хозяйстве;

б) анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну;

в) исследование богатства, условий его производства и накопления;

г) изучение народного хозяйства и его особенностей в каждой отдельной стране;

д) анализ производственных и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределение, обмен и потребление;

е) поиск эффективного использования редких ресурсов?


17. Политическая экономия – это:

а) наука, основанная на классической философии;

б) наука, базирующаяся на анализе цены;

в) концепция, изучающая функциональные зависимости между явлениями;

г) социально нейтральная дисциплина.


18. К нормативным относятся следующие суждения:

а) стипендии, пенсии и заработная плата должны постоянно индексироваться;

б) служащие государственного аппарата не должны иметь привилегий;

в) рыночная организация производства имеет существенные преимущества перед командно-административной.


19. Что из перечисленного относится к предметам труда:

а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;

б) полезные ископаемые, данные природой;

в) трубы, сосуды, бочки, цистерны;

г) здания, дороги, каналы;

д) сырье, поступающее в дальнейшую обработку.


20. Три основных фактора производства – это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из ниже перечисленных групп включает в себя все три составляющие?

а) воздух, ученые, автомобили;

б) предприниматели, деньги, рента;

в) рабочие, станки, здания;

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия.


21. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого. Экономист назовет такую ситуацию:

а) эффективной;

б) неэффективной;

в) административно-командной системой;

г) экономическим кризисом.


22. Возможен ли выбор, если разные комбинации выпуска находятся внутри кривой производственных возможностей (да, нет)?

Альтернативная стоимость строительства новой школы это:

а) затраты на наем учителей для новой школы;

б) стоимость строительства школы в будущем;

в) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строительства новой школы.


Тема 2. Основные этапы развития экономической теории

 

ВАРИАНТ 1


1. Аристотель относит к сфере хрематистики:

а) земледелие и ремесло;

б) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

в) мелкую торговлю.


2. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32