бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономика. Учебная программа и методические указания для студентов по изучению дисциплины (специальность 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм) бесплатно рефераты

а) рост заграничных инвестиций;

б) превышение импорта над экспортом;

в) превышение экспорта над импортом.


3. Предметом изучения классической политической экономии является:

а) сфера обращения;

б) сфера производства;

в) сфера обращения и сфера производства одновременно.


4. В соответствии с классической политической экономией деньги – это:

а) искусственное изобретение людей;

б) важнейший фактор экономического роста;

в) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен.


5. Согласно учению Ф. Кенэ о «чистом продукте», последний создается:

а) в торговле;

б) в сельскохозяйственном производстве;

в) в промышленности.


6. Согласно методологической позиции А.Смита частный интерес:

а) не отделим от общего интереса;

б) стоит выше общественного;

в) вторичен по отношению к общественному.


7. Согласно А.Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена:

а) затратами труда;

б) затратами труда и капитала;

в) суммой доходов.


8. В структуре капитала А.Смит выделяет следующие части:

а) первоначальные и ежегодные авансы;

б) основной и оборотный капитал;

в) постоянный и переменный капитал.


9. По мнению Д. Рикардо, заработная плата имеет тенденцию к снижению, потому что:

а) предприниматели занижают цену труда рабочих;

б) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда;

в) машины и механизмы вытесняют труд рабочих.


10. Теорию народонаселения Т. Мальтуса из числа ниженазванных авторов категорически отвергали:  

а) Д. Рикардо;

б) С. Сисмонди;

в) П. Прудон;

г) Р. Оуэн;

д) Дж. С. Милль;

е) К. Маркс;

ж) А. Маршалл.


11. В концепции реформ Дж. С. Милля рекомендуется:

а) изменить законы производства;

б) изменить законы распределения;

в) ограничить право наследования;

г) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производительной ассоциации;

д) ниспровергнуть систему частной собственности;

е) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога;

ж) улучшить систему частной собственности ради участия в приносимых ею доходах каждого члена общества.


12. Какими из перечисленных вариантов положений руководствуется К. Маркс, если допустить, что прибавочная стоимость создается:

а) трудом, капиталом и землей;

б) неоплаченным трудом производительных рабочих;

в) постоянным капиталом;

г) переменным капиталом.


13. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) базируется на исследовании:

а) суммарных экономических величин;

б) средних экономических величин;

в) предельных экономических величин.


14. Авторы первого этапа «маржинальной революции» определяют стоимость (ценность) на основе:

а) трудовой теории;

б) теории издержек;

в) теории предельной полезности;

г) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.


15. Стоимость товара А. Маршаллом характеризуется на основе:

а) трудовой теории;

б) теории издержек;

в) теории предельной полезности;

г) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.


17. В соответствии с «основным психологическим законом» Дж. М. Кейнса с ростом доходов темпы прироста потребления:

а) опережают темпы прироста доходов;

б) увеличиваются, но не в той же мере, что и доходы;

в) остаются на прежнем уровне.


18. Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает:

а) государственные меры по инвестированию убыточных и низкорентабельных отраслей экономики;

б) либерализацию экономики;

в) рост объемов правительственных заказов, закупок и займов;

г) свободное ценообразование;

д) приоритет частной собственности.


19. Из числа названных авторов нобелевскими лауреатами по экономике являются:

а) Дж.М.Кейнс;

б) В.В.Леонтьев;

в) Э.Чемберлин;

г) П.Самуэльсон;

д) М.Фридмен.


ВАРИАНТ 2


1. Автором термина «политическая экономия» является:

а) Аристотель;

б) Ф.Аквинский;

в) А.Монкретьен;

г) А.Смит;

д) К.Маркс.


2. Предметом изучения меркантилизма является:

а) сфера обращения (потребления);

б) сфера производства (предложения);

в) сфера обращения и сфера производства одновременно.


3. Согласно классической политической экономии заработная плата как доход рабочего тяготеет: 

а) к физиологическому минимуму;

б) к прожиточному минимуму;

в) к максимально возможному уровню.


4. По предложенной Ф.Кенэ классификации фермеры представляют:

а) производительный класс;

б) класс собственников земли;

в) бесплодный класс.


5. Первым автором теории воспроизводства и первым, кто подразделял капитал на основной и оборотный, а труд – на производительный и непроизводительный, является:

а) У.Петти;

б) Ф.Кенэ;

в) А.Смит;

г) К.Маркс;

д) А.Тюрго.


6. «Невидимая рука» А.Смита – это:

а) механизм государственного управления экономикой в интересах всего общества;

б) действие в условиях свободы конкуренции предпринимателей не зависящих от воли и намерений индивида объективных экономических законов;

в) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провидением.


7. А.Смит считает труд производительным, если он приложен:

а) в сельскохозяйственном производстве;

б) в любой отрасли материального производства;

в) в отраслях материального и нематериального производства.


8. При определении стоимости Д.Рикардо придерживается:

а) трудовой теории;

б) теории издержек;

в) теории полезности.


9. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются:

а) несовершенство социального законодательства;

б) постоянно высокие темпы роста численности населения;

в) неизменно низкий уровень заработной платы;

г) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса;

д) «закон убывающего плодородия почвы».


10. Первыми из авторов классической политической экономики обратились к рассмотрению теоретико-методологических проблем социализма:

а) А. Смит;

б) Д. Рикардо;

в) Дж. С. Милль;

г) К. Маркс;

д) Т. Мальтус.


11. Единственным из представителей классической политической экономии характеризует категорию «капитал» как средство эксплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость:

а) А.Смит;

б) Д.Рикардо;

в) Ж.Б.Сэй;

г) К.Маркс;

д) Ф.Кенэ.


12. Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение имеет собственность:

а) частная;

б) мелкая;

в) общенародная.


13. Предметом изучения неоклассического направления экономической мысли является.

а) сфера обращения (спроса);

б) сфера производства (предложения);

в) сфера обращения и сфера производства.


14. Среди авторов периода «маржинальной революции» родоначальником современного макроэкономического моделирования принято считать:

а) У.Джевонса;

б) Л.Вальраса;

в) А.Маршалла;

г) Дж.Б.Кларка;

д) В.Парето.


15. В качестве предмета экономического анализа институционализм выдвигает:

а) сферу производства;

б) сферу производства и обращения;

в) экономические и неэкономические факторы.


16. Из нижеприведенных положений основу методологии исследования Дж. М. Кейнса составляют:

а) приоритет микроэкономического анализа;

б) приоритет макроэкономического анализа;

в) концепция «эффективного спроса»;

г) приверженность «закону рынков» Ж.Б.Сэя;


17. Для стимулирования потребительского спроса на инвестиций государство, по мысли Дж. М. Кейнса, должно активно содействовать регулированию нормы ссудного процента:

а) в сторону увеличения;

б) в сторону снижения;

в) до конкретного уровня.


18. Лидер Чикагской школы неолиберализма М.Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы:

а) приоритетности неденежных факторов;

б) приоритетности денежных факторов;

в) стабильности темпа роста количества денег с учетом «естественной нормы безработицы» (ЕНБ).


ЗАДАНИЯ


Задача 1. Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух мобильных телефонов.

 
Задача 2. Предположим, что в какой-то стране производится всего два вида продукции: средства производства (станки, оборудование, машины) и продукты питания. Назовем их «оборудование» и «масло». Допустим, что если все население этой страны будет занято только изготовлением масла, то его будет произведено 15000 тонн. Если все ресурсы нации будут направлены на производство средств производства, то за год их будет выпущено 6000 единиц оборудования. Естественно, средства производства и масло могут производиться и одновременно. Эти возможности указаны в табл.1.

Таблица 1

Возможности общества по одновременному производству оборудования и масла

Вариант

Масло, т

Оборудование, ед.

1

15000

0

2

12000

2000

3

10000

3000

4

6000

5000

5

3000

5500

6

0

6000


Используя представленные в табл. 1 сведения:

1).Начертите кривую производственных возможностей данной страны, в котором по горизонтали отметьте «средства производства», а по вертикали – «масло».

2). Продемонстрируйте точки, свидетельствующие о:

а) эффективном функционировании системы;

б) неудачном выборе общества;

в) ситуации, когда производство вообще неосуществимо.

Задача 3. Используя сведения, содержащиеся в табл. 2, определите альтернативные издержки производства каждого дополнительного военно-космического спутника.

Таблица 2

Возможности общества по одновременному производству военно-космических спутников и телевизоров

Производимое

экономическое благо

Количество (шт.)

Военно-космический спутник

0

1

2

3

Телевизор

1 750

1 445

975

0


Задача 4. Используя сведения, содержащиеся в модели, представленной на рис. 1, определите альтернативные издержки:

- производства четвертой единицы товара А;

- производства пятой единицы товара А.

 


Задача 5. Предположим , что первый столяр затрачивает 1 час на производства стула и 2 часа на производство стола. Второй столяр затрачивает 2 часа на производство стула и 1 час на производство стола. Определите максимально возможное число произведенных столов и стульев столярами при их одновременном совместном труде в течение 4 часов.


Задача 6. Пусть первый столяр затрачивает 1 час на производства стула и 2 часа на производство стола. Второй столяр затрачивает 2 часа на производство стула и 1 час на производство стола. Определите альтернативную стоимость производства первого стола, созданного столярами при их одновременном совместном труде с использованием технологии второго столяра.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Журавлева, Г. П. Экономика [Текст]: учеб. / Г. П. Журавлева. – М., 2006. – Гл. 1 – 3.

Дополнительная


Экономика [Текст]: учебник / А.С. Булатов [и др.]; под ред. А А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2006. – Введение, Гл.1, 2.1 – 2.3, 2.5 – 2.6, 3.1 – 3.2, 6, 7.

Михайлушкин, А. И. Экономика [Текст]: учебник для техн. вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. – 3-е изд., испр. – М., 2006. – Гл.1.1 – 1.2, 1.10.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема 3. Рыночная система и законы ее функционирования


Методические указания для студентов

Практическое занятие занимает особое место в изучении курса «Экономика», т.к. в ходе него формируются навыки и умения микроэкономического моделирования. Ответы на поставленные в плане-задании вопросы требуют теснейшей увязки с явлениями и процессами, протекающим в экономике современной России. При рассмотрении вопросов, вынесенных на практическое занятие, настоятельно необходимо находить и приводить конкретные примеры, что позволит твердо закрепить полученные знания. При подготовке к практическому занятию следует использовать не только рекомендованную основную и дополнительную литературу, но и научные журналы и газеты, а также Интернет-ресурсы.

Подготовку к практическому занятию целесообразно начать с уяснения понятий «рынок», «рыночная организация общества». При этом необходимо учитывать то, что в настоящее время обнаруживается немало трактовок последних. Студентам целесообразно выписать трактовки рынка и рыночной экономики, используя доступную им литературу, и, выявив принципиальные расхождения авторов, по возможности, сформировать свою точку зрения по указанной проблеме.

Далее следует глубоко разобраться со следующими вопросами:

– решающие условия возникновения и развития рыночной экономики. При формулировании ответа на этот вопрос следует понять, какие из выделенных Вами условий не выполняются в современной России;

– основные законы функционирования рыночной экономики. Следует конкретизировать эти законы и проиллюстрировать примерами из российской действительности;

– основные принципы и признаки рыночной организации общества. Формулирование ответов на этот вопрос требует акцента на проявлениях принципов и признаков рыночной организации в современной России;

– характеристика функций рыночной экономки и их реализация в современном российском обществе;

– структура рыночной экономики;

– институты рыночной экономики;

– понятие инфраструктуры рынка, ее особенности в современной России.

Многие специалисты полагают, что рыночная экономика является высшим достижением человеческого общества. При этом они используют изощренную аргументацию. При подготовке к практическому занятию требуется осмыслить доказательства, приводимые такими экономистами, понять положительные стороны экономики, основанной на рыночном механизме.

В настоящее время всеми направлениями экономической мысли признано, что рыночная экономика несовершенна, что рыночной организации общества присущи изъяны. Студентам необходимо уточнить недостатки рыночной экономики; при этом важно по возможности использовать примеры из личной жизни и деятельности.

Особой обстоятельности требует уяснение проблемы возможностей рыночной экономики самостоятельно минимизировать собственные недостатки. Ответ на этот вопрос невозможен без анализа последствий государственного вмешательства в рыночный механизм, без понимания причин государственного регулирования экономики, без осмысления границ рыночных отношений.

Чаще всего у студентов возникаю трудности при постижении основ теории потребительского поведения. Ключевыми моментами осмысления данной проблемы должны стать: сущность потребительских предпочтений; феномен предельной полезности; закон убывающей предельной полезности, эффекты дохода и замещения.

Следующим шагом в подготовке к практическому занятию является уяснение процесса формирования микроэкономического равновесия. Вначале необходимо глубоко разобраться со следующими вопросами:

− понятия спроса и величины спроса; закон спроса; детерминанты спроса и его величины. Все указанное требуется иллюстрировать соответствующими моделями;

− понятия предложения и величины предложения; закон предложения; детерминанты предложения и его величины. Все указанное требуется иллюстрировать соответствующими моделями;

− особенности мгновенного, краткосрочного и долгосрочного периодов в микроэкономике;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32