бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономика. Учебная программа и методические указания для студентов по изучению дисциплины (специальность 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм) бесплатно рефераты

− сущность микроэкономического равновесия и равновесной цены.

Лишь после того, как у студентов будет сформировано четкое представление по вышеуказанным вопросам, следует приступать к моделированию процесса гармонизации спроса и предложения в различные периоды после нарушения рыночного равновесия под влиянием одного из факторов спроса, либо предложения. Практика показывает, что легче всего эта проблема усваивается в том случае, если студенты в качестве инициатора возмущения микроэкономического равновесия выбирают один из факторов спроса. Однако кафедра социально-культурного сервиса и туризма ЛГУ им. А.С. Пушкина настоятельно рекомендует исследовать процедуру балансировки спроса и предложения под воздействием одного (нескольких) из факторов предложения. Таковыми можно выбрать, в частности, увеличение (уменьшение) ставки налогообложения, увеличение (уменьшение) числа продавцов и пр.

Помимо указанных выше, требуется рассмотреть следующие проблемы:

– паутинообразные модели рыночного равновесия и их использование в микроэкономическом анализе;

– оценка последствий государственного вмешательства в рыночный механизм на основе микроэкономического моделирования;

– эластичность спроса и предложения, способы их определения и модели. При этом студентам необходимо четко уяснить практическую значимость концепции эластичности.

Заключительным этапом подготовки к практическому занятию является решение тестового задания, что позволит закрепить знания, полученные в ходе лекции и подготовки к практическому занятию. Кроме того, студентам надлежит решить задачи, содержащиеся в плане практического занятия. Прочно усвоить изученный материал позволит рассмотрение проблемных ситуаций (в т.ч. «Верно - неверно»), представленных в настоящих методических указаниях.

Отчетом по практическому занятию № 2 является:

1.     Дополненный в ходе самостоятельной подготовки конспект лекции.

2.     Решение тестовых заданий (один из вариантов по каждой теме).

3.     Решения задач 1 – 10.


План:

1.     Рыночная организация общества: сущность, принципы, функции.

2.     Микроэкономическое равновесие.


Темы докладов и научных сообщений:

1.     Рыночная экономика: сущность и организация.

2.     Инфраструктура рыночной экономики и ее формирование в России.

3.     Исторический процесс формирования и развития рыночной экономики.

4.     Условия и особенности формирования рыночной экономики в России на рубеже XX – XXI вв.

5.     Всесилие рыночного механизма: мираж или реальность?

6.     Преимущества и недостатки модели рыночной экономики одной или нескольких зарубежных стран.

7.     Основы теории предельной полезности. Потребительское поведение (потребительский выбор).

8.     Эффекты, искажающие рациональное поведение экономических субъектов: теория и практика.

9.     Спрос, предложение и цена.

10. Цена: сущность и виды.  

11. Концепция эластичности и ее практическая значимость.

12. Внешние эффекты (экстерналии): понятие, виды, практическая значимость концепции.

13. Последствия вмешательства государства в механизм рыночного ценообразования.   

14. Обзор и аннотирование публикаций по теме занятия в научных журналах:

-         Вопросы экономики

-         Российский экономический журнал

-         Экономист

-         Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

-         Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 5. Экономика

15. Инициативные доклады и научные сообщения в рамках темы занятия.

.

Ответить на вопросы:

                     1. Что такое рынок? Какие дефиниции рынка Вам известны?

                     2. Раскройте сущность рыночной экономки. В чем ее принципиальное отличие от других моделей организации экономики?

                     3. Охарактеризуйте условия возникновения и развития рыночной экономики. Какие из этих условий не выполняются в современной России?

                     4. Назовите и раскройте основные законы функционирования рыночной экономики.

                     5. Разъясните основные принципы и признаки рыночной организации общества.

                     6. Дайте развернутую характеристику функций рыночной экономки. Какие из этих функций, на Ваш взгляд, блокированы в России? Объясните причины последнего.

                     7. Продемонстрируйте структуру рыночной экономики, охарактеризуйте основные виды рынков.

                     8. Осуществите сегментацию рынков на основе известных Вам критериев.

                     9. Что такое институты рынка? Перечислите известные Вам институты рынка.

                   10.  Что такое инфраструктура рынка? Продемонстрируйте особенности рыночной инфраструктуры в современной России.

                   11.  Выделите основные недостатки рыночной организации общества и покажите их проявления в современной России.

                   12.  Как Вы считаете, может ли рыночная экономика самостоятельно минимизировать собственные недостатки? Ответ обоснуйте.

                   13.  Что такое трансакционные издержки? Какие из этих издержек Вам известны? Выделите те из трансакционных издержек, с которыми Вы сталкивались в Вашей жизни и деятельности.

                   14.  Какие положительные черты рыночной экономики Вам известны? Приведите конкретные примеры позитивных проявлений рыночной организации общества.

                   15.  На примере одной из стран, в которой Вы уже побывали, продемонстрируйте положительные стороны и недостатки рыночной организации экономической системы в этой стране.

                   16.  Опыт каких стран, на Ваш взгляд, наиболее целесообразен для организации функционирования рыночной экономики в России? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.

                   17.  Председатель Совета Федерации Российской Федерации С.М. Миронов мысль о «всемогущем и всеблагом рынке» охарактеризовал как догму[1], под которую мы «вовсе не обязаны подгонять жизнь»[2]. Как Вы оцениваете это утверждение?

                   18.  Каковы основные причины государственного регулирования рыночной экономики? Чем, по Вашему мнению, определяются границы рыночных отношений?

                   19.  Что такое рыночный механизм и каковы его элементы?

                   20.  Продемонстрируйте и прокомментируйте модель кругооборота доходов и продуктов в рыночной экономике.

                   21.  Что такое спрос и величина спроса? Продемонстрируйте их графически.

                   22.  В чем заключается закон спроса? Что такое цена спроса?

                   23.  Раскройте детерминанты спроса и его величины. На модели продемонстрируйте изменения спроса и величины спроса.

                   24.  Что такое предложение и величина предложения? Продемонстрируйте их модели.

                   25.  В чем заключается закон предложения? Что такое цена предложения? Назовите и охарактеризуйте детерминанты предложения и его величины.

                   26.  Раскройте основные особенности мгновенного, краткосрочного и долгосрочного периодов в микроэкономике. На модели продемонстрируйте изменения предложения и его величины.

                   27.  Что такое микроэкономическое равновесие? Продемонстрируйте его графически. Что такое устойчивое и неустойчивое равновесие?

                   28.  На модели продемонстрируйте процедуру гармонизации спроса и предложения в различные периоды после нарушения рыночного равновесия под влиянием одного из факторов спроса.

                   29.  На модели продемонстрируйте процесс гармонизации спроса и предложения в различные периоды после нарушения рыночного равновесия под влиянием одного из факторов предложения.

                   30.  Продемонстрируйте паутинообразные модели рыночного равновесия.

                   31.  Проанализируйте последствия государственного вмешательства в рыночный механизм, имея ввиду возможность возникновения дефицита либо излишка экономического блага.

                   32.  Что такое эластичность спроса? Какие виды эластичности спроса Вам известны?

                   33.  Что такое эластичность предложения? Какие виды эластичности предложения Вам известны?

                   34.  Разъясните, как рассчитываются коэффициенты эластичности спроса и предложения.

                   35.  Продемонстрируйте графически различные варианты эластичности спроса и предложения.

                   36.  Разъясните возможности практического применения концепции эластичности.

ТЕСТ

ВАРИАНТ 1

 

1. Рыночная экономика возникла вследствие:

а) появления денег, без которых дальнейшее развитие обмена продуктами было бы невозможно;

б) ограниченности ресурсов, разделения труда и обмена продуктами труда обособленных товаропроизводителей;

в) разделения труда и обмена продуктами между частнопредпринимательским и государственным секторами экономики.


2. Экономическими потоками товаров, денег и доходов в смешанной экономике «управляют»:

а) рынки потребительских товаров, поскольку это товары конечного потребления продуктов;

б) рынки ресурсов и факторов производства, поскольку без них в смешанной экономике невозможен выпуск качественных товаров;

в) рынки, указанные в пунктах а, б, и финансовые рынки;

г) все предыдущие ответы не верны, так как в смешанной экономике преобладает централизованное плановое ценообразование на все товары и ресурсы.


3. Ограниченность ресурсов – это проблема:

а) связанная со своеобразной «расплатой» богатых государств за использование рыночных принципов в экономике, что наполнило товарные рынки, но истощило ресурсы;

б) только государств с ограниченными ископаемыми ресурсами, что вынудило их использовать рыночные принципы в экономике;

в) только тех государств, которые в недалеком прошлом использовали командно-административные принципы в экономике, запрещающие рыночный оборот ресурсов и факторов производства;

г) всех государств, не допускающих расточительного использования любых ресурсов.


4. Правительство обеспечивает социальные выплаты (пособия безработным, многодетным семьям, одиноким матерям, инвалидам, беженцам и другим нуждающимся в помощи гражданам):

а) преимущественно за счет эмиссии денег;

б) преимущественно за счет внешних и внутренних государственных займов;

в) в основном за счет налоговых вычетов из доходов фирм и работающих граждан;

г) других источников.


5. Какие из приведенных ниже утверждений неверны:

а) производительность труда – это выпуск продукции работником в единицу времени. Интенсивность труда характеризует напряженность труда работника в единицу времени;

б) рыночной ценовой механизм гарантирует самоуправляемость, саморегулирование и стабильное развитие экономики;

в) механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации и распространения экономической информации, необходимой конкурирующим предпринимателям;

г) конкуренция – это процесс изыскания новых потребительских запросов и новых технологий выпуска продукции по этим запросам. Риск уравнивает шанс как прибыли, так и убытков для участвующих в этом процессе конкурирующих предпринимателей.


6. Экономические законы спроса и предложения – это:

а) законы государственного планового ценообразования на социально значимые товары, устанавливаемые на уровне ниже рыночного равновесия;

б) законы конкурентного ценообразования в смешанной рыночной экономике;

в) и ответ а и ответ б, поскольку они взаимосвязаны и дополняют друг друга.


7. Степень эластичности спроса имеет важное практическое значение, поскольку:

а) позволяет решить вопрос об инвестициях капитала в конкретную отрасль;

б) выявляет направления снижения издержек производства при выпуске определенных товаров;

в) влияет на показатель торговой выручки фирмы, занимающейся продажей определенных товаров.


8. Изменение спроса, т.е. его рост или снижение, зависит, прежде всего:

а) от уровня цен на покупаемые товары;

б) от денежных доходов покупателей;

в) от субъективных вкусов и предпочтений, моды на данный товар;

г) верны ответы б и в;

д) верны ответы а, б и в.


9. В законе спроса проявляется:

а) зависимость между спросом и предложением;

б) прямая зависимость между спросом и ценой;

в) зависимость между спросом и количеством денег, находящимся в распоряжении покупателя;

г) обратная зависимость между ценой и величиной спроса.


10. Укажите, какой из перечисленных ниже факторов повлиял на величину спроса:

а) цена на арбузы поднялась – в результате снизились продажи;

б) рост доходов потребителей привел к увеличению покупок новых машин;

в) повышение цен на говяжье мясо увеличило покупки соевых шницелей;

г) прошла мода на обувь на «платформе», поэтому сократились покупки этого типа обуви.


11. Кривая спроса свидетельствует о том:

а) что потребители склонны покупать больше по низким ценам;

б) существует связь между ценой товара и его предложением;

в) цена на товар прямо пропорциональна спросу.


12. При прочих равных условиях увеличение спроса:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32