бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономика. Учебная программа и методические указания для студентов по изучению дисциплины (специальность 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм) бесплатно рефераты

Отчетом по практическому занятию № 6 является:

1.       Дополненный в ходе самостоятельной подготовки конспект лекции.

2.       Решение тестовых заданий (одного из вариантов по каждой теме).

3.       Решение задач 1 – 12.


План:

1.     Государственное регулирование экономики.

2.     Финансы и финансовая политика.

3.     Деньги и денежно-кредитная политика.

Темы докладов и научных сообщений:

1. Государственное регулирование экономики: теоретические подходы.

2. Экономический либерализм: сущность, основные положения.

3. Внешние эффекты: сущность, причины, способы минимизации.

4. Цели экономической политики.

5. Границы государственного вмешательства в экономику.

6. Инструменты государственного регулирования экономики.

7. Государственное экономическое прогнозирование.

8. Финансовая политика: сущность, классификация, особенности в РФ.

9. Бюджетный процесс в современной России.

10. Бюджетная система современной России.

11. Внебюджетные фонды в современной России: значение в финансовой системе и в решении социально-экономических проблем.

12. Государственный долг: сущность, виды, причины.

13. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит: сущность, социально-экономические последствия.

14. Стабилизационный фонд и его значение для экономики страны.

15. Налоги в современной России.

16. Финансовый рынок и его особенности в РФ.

17. Ценные бумаги: сущность, классификация.

18. Теории денег.

19. Денежные системы в ретроспективе.

20. Денежные реформы в России.

21. Кредит и его значение в экономике.

22. Роль Центрального банка (Банка России) в экономическом развитии страны.

23. Банковская система России: история и современное состояние.

24. Денежно-кредитный мультипликатор.

25. Денежно-кредитная политика государства: современные тенденции.

26. Денежно-кредитная политика в России (в текущем году).

27. Обзор и аннотирование публикаций по теме занятия в научных журналах:

-         Вопросы экономики

-         Российский экономический журнал

-         Экономист

-         Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

-         Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 5. Экономика

28. Инициативные доклады и научные сообщения в рамках темы занятия.

Ответить на вопросы:


1. Раскройте суть и содержание экономической политики. Выделите и охарактеризуйте субъекты экономической политики.

2. Продемонстрируйте отношение к государственному регулированию различных школ экономической мысли. Сторонником какого подхода являетесь лично Вы? Аргументируйте свою позицию.

3. Продемонстрируйте основные изъяны рыночной экономики. Что такое отказы рынка?

4. Выделите и охарактеризуйте основные причины государственного вмешательства в экономику.

5. Проанализируйте проблему конфликтов целей государственного регулирования и методов их достижения.

6. Подробно проанализируйте систему целей экономической политики.

7. Проанализируйте систему ведущих прикладных целей экономической политики.

8. Конкретизируйте понятие «государственное регулирование экономики». Выделите и охарактеризуйте объекты, субъектов и институты этого регулирования.  

9. Разъясните основные экономические функции государства.

10. Очертите и обоснуйте границы государственного вмешательства в экономику.

11. Продемонстрируйте систему методов и инструментов государственного регулирования экономики.

12. Что такое финансы? Чем финансы отличаются от денег? Подробно раскройте функции финансов.

13. Что такое финансовая система государства? Какова ее структура? Раскройте принципы построения финансовой системы в федеральном и унитарном государствах.

14. Что такое бюджет? Что такое бюджетное устройство страны? Разъясните особенности бюджетного устройства федеральных и унитарных государств.

15. Что такое федеральный бюджет и каковы его функции?

16. Продемонстрируйте общую структуру федерального бюджета. Раскройте структуру бюджетной системы Российской Федерации.

17. Раскройте основные источники доходов федерального бюджета. Продемонстрируйте основные источники доходов федерального бюджета Российской Федерации.

18. Что такое расходы федерального бюджета и какова их социально-экономическая, политическая, культурная роль? Продемонстрируйте характер и направленность государственных расходов в современной России.

19. Что такое дефицит федерального бюджета и каковы его социально-экономические последствия?

20. Что такое профицит федерального бюджета и каковы его социально-экономические последствия? 

21. .Раскройте сущность, виды, роль и социально-экономические последствия государственных займов. Что Вам известно об объемах и характере государственных заимствований РФ?

22. Разъясните сущность внебюджетных фондов, их роль в структуре централизованных финансов страны. Выделите ведущие внебюджетные фонды в Российской Федерации и охарактеризуйте их.

23. Что такое налоги? Какие варианты трактовок налогов Вам известны?

24. Выделите основные функции налогов.

25. Раскройте основные элементы налогов.

26. Осуществите классификацию налогов.

27. Выделите основные современные концепции налогообложения и охарактеризуйте их.

28. Разъясните и продемонстрируйте особенности «эффекта Лаффера» («кривую Лаффера»).

29. Что такое налоговая система страны? Продемонстрируйте основные черты российской налоговой системы. Конкретизируйте ставки основных налогов в нашей стране и сравните их со ставками аналогичных налогов в других странах.

30. Что такое финансовая политика государства? Выделите и охарактеризуйте ее основные направления. 

31. Что такое бюджетная политика и каковы ее основные направления? Какие концепции бюджетной политики Вам известны?

32.  Раскройте сущность и основные инструменты налоговой политики государства.

33. Выделите особенности политики государства в отношении внутреннего и внешнего долга.

34. Определите и раскройте содержание дискреционной финансовой политики.

35. Что такое встроенные (автоматические) стабилизаторы применительно к фискальной политике? Какие из них Вам известны? Разъясните суть и особенности автоматической фискальной политики.

36. Что такое деньги? Назовите функции денег и раскройте их содержание.

37. Какие виды денег Вам известны? Охарактеризуйте каждый из выделенных Вами видов денег.

38. Что такое денежная масса? Что такое денежный агрегат? Какие денежные агрегаты используются в современной России?

39. Назовите основные факторы, определяющие количество денег необходимых для покрытия потребностей денежного оборота.

40. Охарактеризуйте основные формы денежного обращения.

41. Что такое денежная система? Какие денежные системы Вам известны? Кратко охарактеризуйте каждую из выделенных Вами систем денежного обращения.

42. Раскройте основные элементы денежной системы.

43. Что такое спрос на деньги. Используя соответствующую модель, проанализируйте детерминанты спроса на деньги в различных концепциях.

44. Раскройте особенности предложения денег.

45. Что такое денежный мультипликатор? Как определяется указанный мультипликатор? Какие еще мультипликаторы Вам известны?

46. Проиллюстрируйте и опишите макроэкономическую модель денежного рынка.

47. Что такое кредит? Какие виды кредита Вам известны?

48. Раскройте основные функции кредита.

49. Каковы факторы, обусловливающие необходимость кредита?

50. Что такое банк? Какие виды банков Вам известны?

51. Охарактеризуйте основные операции коммерческих банков.

52. Продемонстрируйте и разъясните особенности структуры кредитно-банковской системы.

53. Перечислите функции центрального банка и раскройте их содержание.

54. Что такое денежно-кредитная политика? Какие виды этой политики Вам известны?

55. Разъясните основные инструменты кредитно-денежной политики.

56. Раскройте сущность и инструментарий политики «дорогих» и «дешевых» денег.

ТЕСТ


Тема 12. Государство в рыночной экономике

ВАРИАНТ 1

1. Какой подход использовали ученые неоклассического направления для анализа рыночной системы хозяйствования?

а) макроэкономический;

б) микроэкономический.


2. Что является главной движущей силой развития рынка по представлению ученых-неоклассиков?

а) ликвидация безработицы;

б) государственное регулирование цен;

в) успешная предпринимательская деятельность.


3. Какими экономическими факторами характеризуется стагфляция?

а) рост совокупного общественного спроса;

б) депрессия;

в) стабилизация цен;

г) инфляция.


4. Кто из ученых-неоклассиков разработал действенную антиинфляционную политику для решения экономических проблем 70-80-х годов XX века?

а) В. Ойкен;

б) Ф. Хайек;

в) М. Фридмен;

г) Л. Эрхард.


5. Какая концепция М. Фридмена была положена в основу антиинфляционной политики?

а) преодоление циклического развития экономики;

б) теория экономического роста;

в) количественная теория денег.


6. Кейнсианцы:

а) верят, что рынку внутренне присуща стабильность;

б) верят, что рынку свойственна только свободная конкуренция;

в) выступают против использования дискреционной монетарной политики;

г) считают, что государственное вмешательство в развитие экономики является желательным;

д) все предыдущие ответы – верны.


7. Что из перечисленного ниже не является общественным благом:

а) электроэнергия;

б) маяки;

в) полиция;

г) оборона страны;

д) защита от наводнений.


8. Какой подход использовали Дж. Кейнс и его последователи для анализа рыночной системы хозяйствования?

а) макроэкономический;

б) микроэкономический.


9. Какие из указанных причин, по мнению Дж. Кейнса, определяют недостаточно эффективный спрос?

а) инфляция;

б) инвестиции;

в) доходы населения.


10. Какой тип экономической системы является наиболее целесообразным с точки зрения последователей учения Дж. Кейнса?

а) командная экономика;

б) рыночная экономика;

в) смешанная экономика.


11. Какие основные виды государственного регулирования используются в Российской Федерации?

а) перераспределение доходов государства с целью устранения неравенства;

б) регулирование цен на продукцию естественных монополий;

в) регулирование деятельности монополий.


12. В реальной экономической политике развитых стран цель повышения благосостояния в своем прямом обозначении, как правило, не указывается. Это связано с рядом обстоятельств. Какое из них является верным?

а) данная цель является, по мнению правительства, чисто условной, «идеологически ориентированной», реально «не подлежащей выполнению»;

б) понятию «благосостояние» трудно дать конкретные количественные характеристики как цели движения общества;

в) отсутствие акцента на данной генеральной цели развития общества есть проявление своего рода «инерционной реакции» западных стран на пропагандистские методы бывших социалистических стран.


13. В современном научном тексте вы все чаще встречаете термин «институт». Что подразумевается под ним в широком смысле слова?

а) общественно-правовое учреждение;

б) подразделение крупного учебного вуза (например, академии);

в) исследовательский центр;

г) словесный символ, обозначающий преобладающий и постоянный способ мышления или действия, ставший привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа.


14. Какой наиболее точный смысл отрицательного внешнего эффекта вы смогли бы отметить?

а) создание отрицательного экономического воздействия на окружающих за счет потребления благ тем или иным индивидуумом (наглядный пример: пользование частным автомобилем способствует загрязнению окружающей среды);

б) наблюдение того, как определенный индивид потребляет ценное, высококачественное благо, неизбежно рождает волну зависти у ряда окружающих лиц.

ВАРИАНТ 2

1. Какой тип рынка, по мнению неоклассиков, мог дать рыночной системе хозяйствования наибольшую эффективность?

а) свободный;

б) монополистический;

в) государственно-регулируемый.


2. Какие функции государственного регулирования экономики признавали ученые-неоклассики?

а) создание системы социальной защиты населения;

б) защита прав собственности;

в) поддержание конкуренции;

г) перераспределение доходов государства.


3. Какие экономические явления характерны для стагнации?

а) отрицательный или крайне низкий экономический рост;

б) положительный или высокий экономический рост;

в) низкая активность на рынке;

г) высокая активность на рынке.


4. Какое название получила антиинфляционная политика неоклассической школы?

а) консерватизм;

б) монетаризм;

в) меркантилизм.


5. Доминирование кейнсианских взглядов в экономической теории в период с 1938 по 60-е годы связано с тем, что:

а) они объяснили крах банковской системы в 30-е годы;

б) они наиболее точно объяснили и причины Великой Депрессии, и способы «лечения» экономики;

в) они были подтверждены статистическими данными;

г) в США кейнсианская теория была использована дли преодоления Великой Депрессии;

д) все предыдущие ответы верны.


6. Общественные блага отличаются от частных тем, что они:

а) делимы;

б) находятся в индивидуальном пользовании;

в) делимы и находятся в индивидуальном пользовании;

г) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании;

д) делимы и не находятся в общественном пользовании.


7. Если государство установит на товар X предельную цену на уровне ниже равновесной цены, то:

а) возникнет дефицит данного товара;

б) образуется излишек товара;

в) установится равновесие на рынке данного товара;

г) повысится качество товара;

д) производство данного товара прекратится.


8. Какой тип рынка может дать рыночной системе хозяйствования наибольшую эффективность?

а) монополистический;

б) государственно-регулируемый;

в) свободный.


9. Какие основные направления государственного регулирования из перечисленных входят в антициклическое регулирование экономики?

а) воздействие государства на промышленное развитие;

б) воздействие государства на социальное развитие;

в) воздействие государства на инвестиции.


10. Какие основные функции государства по регулированию рыночной экономики используются в современной мировой практике?

а) антимонопольное регулирование;

б) стабилизация экономики;

в) достижение полной занятости населения.


11. Каковы причины возможных ошибок в принятии решений в сфере экономической политики? Отметьте варианты, которые вы считаете верными:

а) отсутствие должной информации о микроэкономике на правительственном уровне;

б) недостаточная профессиональная подготовка правительственной команды;

в) наличие элемента «иррациональности» в поведении каждого человека, в том числе лиц, принимающих решения на правительственном уровне.


12. Укажите наиболее характерный вариант противоречивого сочетания целей экономической политики:

а) экономический рост – внешнеэкономическое равновесие;

б) стабилизация денег (борьба с инфляцией) – достижение полной занятости;

в) полная занятость – сохранение окружающей среды;

г) внешнеэкономическое равновесие – достижение полной занятости;

д) полная занятость – экономический рост.


13. Каковы методы влияния профсоюзов на экономическую политику? Укажите возможные варианты:

а) через прямое влияние на членов парламента (лоббизм);

б) учреждение своего представительства в парламенте;

в) организация забастовок на уровне группы предприятий, региона, всей страны;

г) критические выступления в средствах массовой информации.


14. Что вы понимаете под термином «государственная квота»:

а) долю государственных служащих (и работников государственных предприятий) в общей численности занятых в стране;

б) удельный вес продукции государственных предприятий в общем объеме производимой в стране продукции;

в) сумму государственных расходов в процентах к ВНП?

ТЕСТ

Тема  13. Государственные финансы и фискальная политика

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32