Экономика. Учебная программа и методические указания для студентов по изучению дисциплины (специальность 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм)
Приступая к изучению
второго блока вопросов (второй этап подготовки к практическому занятию),
целесообразно проработать вопрос о сущности экономического роста, который
иногда трактуется неоднозначно. При рассмотрении проблем экономического роста,
важно углубить знания по следующим проблемам:
− главные цели экономического роста;
− эффективность экономического роста. Здесь требуется оценить насколько
эффективен экономический рост в современной России;
− качество экономического роста и его основные составляющие. Студенту
надлежит самостоятельно аргументировать, насколько высоко качество экономического
роста в современной России;
− система основных показателей экономического роста.
Известно, что некоторые
ученые и политики выступают против поддержания высоких темпов экономического
роста. Студенту рекомендуется зафиксировать в конспекте доводы за и против
экономического роста, четко сформулировать собственную позицию по указанной
проблеме.
Далее следует понять сущность факторов экономического роста, а также привести различные
подходы к классификации этих факторов. Раскрывая типы экономического роста,
студент демонстрирует положительные стороны и недостатки каждого из них.
Следующим шагом в
подготовке к практическому занятию должно стать углубление знаний по проблеме
цикличности развития экономик. Студент конкретизирует понятие экономического
цикла, иллюстрирует и разъясняет знакомые ему модели
экономического цикла. Осуществляя классификацию экономических циклов, обучаемый
особое внимание уделяет теории больших циклов экономической конъюнктуры Н.Д.
Кондратьева. Кроме того, обучаемый на конкретных примерах раскрывает
социально-экономические последствия экономических циклов. Наконец, студент
сосредотачивает усилия на изучении сущности и основных инструментов
антициклического регулирования.
Значительных усилий от
обучаемого требует осмысление макроэкономического рынка труда. При этом
надлежит раскрыть понятие занятости населения и безработицы, продемонстрировать
показатели занятости и безработицы в стране, осуществить классификацию безработицы
и охарактеризовать каждый из известных студенту видов безработицы.
Далее необходимо подробно
проанализировать социально-экономические последствия безработицы, а также продемонстрировать
особенности безработицы в России на рубеже XX-XXI вв. Помимо указанного, студент рассматривает проблему государственного
регулирования рынка труда, в частности, основные направления государственной
политики занятости.
В дальнейшем студент
углубляет знания по проблеме инфляции. В частности, он осваивает следующие
вопросы: сущность и виды инфляции; методы измерения инфляция. Используя макроэкономические
модели, обучаемый осмысляет механизмы инфляции. Затем целесообразно
сосредоточится на уяснении основных причин и социально-экономических
последствиях инфляции. Для оценки последствий инфляции требуется использовать
кривую Филипса. Также студенту надлежит понять сущность антиинфляционной политики
и ее особенности в современной России.
Завершает подготовку к практическому занятию является
решение тестовых заданий, что позволит закрепить знания, полученные в ходе
лекции и подготовки к практическому занятию. Кроме того, студентам надлежит
решить задачи, содержащиеся в плане практического занятия. Прочно усвоить
изученный материал позволит рассмотрение проблемных ситуаций («Верно – неверно»),
представленных в настоящих методических указаниях.
Отчетом по практическому занятию № 5 является:
1.
Дополненный в ходе
самостоятельной подготовки конспект лекции.
2.
Решение тестовых заданий
(одного из вариантов по каждой теме).
3.
Решение задач 1 – 18.
План:
1.
Макроэкономика: основные проблемы, макроэкономические
показатели и их измерение.
2.
Макроэкономическое равновесие.
3.
Экономический рост и цикличность развития экономики.
4.
Макроэкономическая
нестабильность: инфляция и безработица.
Темы докладов и научных
сообщений:
1.
Национальное счетоводство:
основы методологии и практика применения в современной России.
2.
Структура национальной
экономики: варианты трактовок.
3.
Макроэкономика как раздел
экономической теории: возникновение и эволюция.
4.
Роль сферы социально-культурного
сервиса и туризма в национальной экономике.
5.
Кейнсианский подход к
макроэкономическому равновесию.
6.
Классический подход к
макроэкономическому равновесию и его разновидности.
7.
Эффекты мультипликатора и
акселератора.
8.
Интеллектуальная биография
Дж.М. Кейнса.
9.
Сбережения в России: роль
и динамика.
10.
Индекс потребительских
настроений: сущность, роль для экономической теории и практики, особенности
использования в современной России.
11.
Инвестиции и их
функциональное назначение.
12.
Теневая экономика.
13. Варианты регулирования совокупного спроса.
14. Концепции стадий экономического роста.
15. Современные модели экономического роста.
16. Экономический рост в современной России: источники, проблемы, результаты.
17. Экономический рост и повышение жизненного
уровня населения.
18. Структура и фазы деловой активности.
19. Большие циклы экономической конъюнктуры.
20. Интеллектуальная биография Н.Д. Кондратьева.
21. Инфляция: причины и последствия.
22. Монетаристская теория инфляции.
23. Антиинфляционная политика.
24. Динамика безработицы в России.
25. Политика занятости в РФ.
26. Обзор и аннотирование публикаций по теме
занятия в научных журналах:
-
Вопросы экономики
-
Российский экономический
журнал
-
Экономист
-
Вестник Московского
университета. Серия 6. Экономика
-
Вестник
Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 5. Экономика
27. Инициативные
доклады и научные сообщения в рамках темы занятия.
Ответить на вопросы:
1. Что такое макроэкономика и каковы ее ключевые проблемы? Раскройте
основные функции макроэкономики. Выделите основные особенности макроэкономического
анализа.
2. Какие Вам известны макроэкономические субъекты? Охарактеризуйте их цели
и виды экономической активности каждого из выделенных Вами субъектов
макроэкономики.
3. Какие рынки анализируются в макроэкономике? Какие рынки включает в себя
реальный сектор экономики? В чем заключается классическая дихотомия?
4. Что такое национальная экономика? Что такое экономическая структура?
Продемонстрируйте известные Вам подходы к рассмотрению структуры национальной
экономики.
5. Какие типы, критерии и показатели расширенного воспроизводства Вам
известны?
6. Разъясните смысл эффективности национальной экономики.
7. Продемонстрируйте модель кругооборота экономических благ и денежных
потоков в открытой и закрытой экономиках.
8. Что такое теневая экономика? Охарактеризуйте
ее элементы.
9. Что такое национальное счетоводство? Что такое
система национальных счетов (СНС)? Раскройте основные функции СНС.
10. Конкретизируйте понятия: конечная продукция;
промежуточная продукция; добавленная стоимость.
11. Что такое потоки, запасы и показатели
экономической конъюнктуры? В чем проявляется их взаимосвязь и отличие?
12. Выделите и охарактеризуйте основные:
13. потоковые величины;
14. показатели запасов;
15. показатели экономической конъюнктуры;
16. Что такое уровень цен? Что такое индекс цен?
Какие индексы цен Вам известны?
17. Что такое валовой национальный продукт (ВНП) и
валовой внутренний продукт (ВВП)? Продемонстрируйте их различия.
18. Разъясните методы определения ВНП.
19. Что такое потенциальный ВНП? Что такое
номинальный и реальный ВНП? Как рассчитать реальный ВНП?
20. Разъясните особенности расчета: ЧНП, НД, ЛД,
РД.
21. Что такое потребление и сбережения?
22. Как Вы считаете, прав ли был Роберт Кеннеди,
утверждавший, что «ВНП измеряет все, кроме того, ради чего стоит жить»[3]? Разъясните, почему ВНП и
производные от него показатели не дают реальной картины экономического
благосостояния населения?
23. Раскройте понятие «чистое экономическое
благосостояние» (ЧЭБ).
24. Что такое национальное богатство? Раскройте
его структуру и основные элементы.
25. Что такое макроэкономическое равновесие? Какие
виды макроэкономического равновесия Вам известны?
26. Почему рыночное неравновесие является нормальным состоянием реальных экономических
систем?
27. Что такое совокупный спрос и величина
совокупного спроса? В чем различие этих дефиниций? Продемонстрируйте модели
совокупного спроса и величины совокупного спроса и покажите варианты изменений
этих агрегатов.
28. Подробно раскройте детерминанты величины
совокупного спроса (эффекты: процентной ставки, богатства (реальных кассовых
остатков), импортных закупок). Продемонстрируйте на модели их влияние.
29. Подробно раскройте детерминанты совокупного
спроса. Продемонстрируйте на модели их влияние.
30. Что такое совокупное предложение и величина
совокупного предложения? В чем различие этих дефиниций? Раскройте детерминанты
совокупного предложения.
31. Продемонстрируйте известные Вам модели
совокупного предложения. Раскройте современный подход (синтетический) к
моделированию совокупного предложения (три его участка). Какой вид принимает
кривая совокупного предложения в краткосрочный и долгосрочный период?
32. Что понимается под встроенными
(автоматическими) стабилизаторами экономики? Какие встроенные стабилизаторы Вам
известны?
33. Используя модель AD-AS, опишите
и продемонстрируйте процесс формирования макроэкономического равновесия.
34. Что такое инвестиции с точки зрения макроэкономики? Каково их экономическое
содержание, направления и роль? Выделите основные источники инвестиций.
Раскройте детерминанты уровня инвестиций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|