бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономика. Учебная программа и методические указания для студентов по изучению дисциплины (специальность 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм) бесплатно рефераты

Приступая к изучению второго блока вопросов (второй этап подготовки к практическому занятию), целесообразно проработать вопрос о сущности экономического роста, который иногда трактуется неоднозначно. При рассмотрении проблем экономического роста, важно углубить знания по следующим проблемам:

− главные цели экономического роста;

− эффективность экономического роста. Здесь требуется оценить насколько эффективен экономический рост в современной России;

− качество экономического роста и его основные составляющие. Студенту надлежит самостоятельно аргументировать, насколько высоко качество экономического роста в современной России;

− система основных показателей экономического роста.

Известно, что некоторые ученые и политики выступают против поддержания высоких темпов экономического роста. Студенту рекомендуется зафиксировать в конспекте доводы за и против экономического роста, четко сформулировать собственную позицию по указанной проблеме.

Далее следует понять сущность факторов экономического роста, а также привести различные подходы к классификации этих факторов. Раскрывая типы экономического роста, студент демонстрирует положительные стороны и недостатки каждого из них.

Следующим шагом в подготовке к практическому занятию должно стать углубление знаний по проблеме цикличности развития экономик. Студент конкретизирует понятие экономического цикла, иллюстрирует и разъясняет знакомые ему модели экономического цикла. Осуществляя классификацию экономических циклов, обучаемый особое внимание уделяет теории больших циклов экономической конъюнктуры Н.Д. Кондратьева. Кроме того, обучаемый на конкретных примерах раскрывает социально-экономические последствия экономических циклов. Наконец, студент сосредотачивает усилия на изучении сущности и основных инструментов антициклического регулирования.

Значительных усилий от обучаемого требует осмысление макроэкономического рынка труда. При этом надлежит раскрыть понятие занятости населения и безработицы, продемонстрировать показатели занятости и безработицы в стране, осуществить классификацию безработицы и охарактеризовать каждый из известных студенту видов безработицы.

Далее необходимо подробно проанализировать социально-экономические последствия безработицы, а также продемонстрировать особенности безработицы в России на рубеже XX-XXI вв. Помимо указанного, студент рассматривает проблему государственного регулирования рынка труда, в частности, основные направления государственной политики занятости.

В дальнейшем студент углубляет знания по проблеме инфляции. В частности, он осваивает следующие вопросы: сущность и виды инфляции; методы измерения инфляция. Используя макроэкономические модели, обучаемый осмысляет механизмы инфляции. Затем целесообразно сосредоточится на уяснении основных причин и социально-экономических последствиях инфляции. Для оценки последствий инфляции требуется использовать кривую Филипса. Также студенту надлежит понять сущность антиинфляционной политики и ее особенности в современной России.

Завершает подготовку к практическому занятию является решение тестовых заданий, что позволит закрепить знания, полученные в ходе лекции и подготовки к практическому занятию. Кроме того, студентам надлежит решить задачи, содержащиеся в плане практического занятия. Прочно усвоить изученный материал позволит рассмотрение проблемных ситуаций («Верно – неверно»), представленных в настоящих методических указаниях.

Отчетом по практическому занятию № 5 является:

1.       Дополненный в ходе самостоятельной подготовки конспект лекции.

2.       Решение тестовых заданий (одного из вариантов по каждой теме).

3.       Решение задач 1 – 18.


План:

1.     Макроэкономика: основные проблемы, макроэкономические показатели и их измерение.

2.     Макроэкономическое равновесие.

3.     Экономический рост и цикличность развития экономики.

4.     Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица.


Темы докладов и научных сообщений:

                     1.         Национальное счетоводство: основы методологии и практика применения в современной России.

                     2.         Структура национальной экономики: варианты трактовок.

                     3.         Макроэкономика как раздел экономической теории: возникновение и эволюция.

                     4.         Роль сферы социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.

                     5.         Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию.

                     6.         Классический подход к макроэкономическому равновесию и его разновидности.

                     7.         Эффекты мультипликатора и акселератора.

                     8.         Интеллектуальная биография Дж.М. Кейнса.

                     9.         Сбережения в России: роль и динамика.

                   10.      Индекс потребительских настроений: сущность, роль для экономической теории и практики, особенности использования в современной России.

                   11.      Инвестиции и их функциональное назначение.

                   12.      Теневая экономика.

                   13.  Варианты регулирования совокупного спроса.

                   14.  Концепции стадий экономического роста.

                   15.  Современные модели экономического роста.

                   16.  Экономический рост в современной России: источники, проблемы, результаты.

                   17.  Экономический рост и повышение жизненного уровня населения.

                   18.  Структура и фазы деловой активности.

                   19.  Большие циклы экономической конъюнктуры.

                   20.  Интеллектуальная биография Н.Д. Кондратьева.

                   21.  Инфляция: причины и последствия.

                   22.  Монетаристская теория инфляции.

                   23.  Антиинфляционная политика.

                   24.  Динамика безработицы в России.

                   25.  Политика занятости в РФ.

                   26.  Обзор и аннотирование публикаций по теме занятия в научных журналах:

-         Вопросы экономики

-         Российский экономический журнал

-         Экономист

-         Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

-         Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 5. Экономика

27. Инициативные доклады и научные сообщения в рамках темы занятия.


Ответить на вопросы:

                     1. Что такое макроэкономика и каковы ее ключевые проблемы? Раскройте основные функции макроэкономики. Выделите основные особенности макроэкономического анализа.

                     2. Какие Вам известны макроэкономические субъекты? Охарактеризуйте их цели и виды экономической активности каждого из выделенных Вами субъектов макроэкономики.

                     3. Какие рынки анализируются в макроэкономике? Какие рынки включает в себя реальный сектор экономики? В чем заключается классическая дихотомия?

                     4. Что такое национальная экономика? Что такое экономическая структура? Продемонстрируйте известные Вам подходы к рассмотрению структуры национальной экономики.

                     5. Какие типы, критерии и показатели расширенного воспроизводства Вам известны?

                     6. Разъясните смысл эффективности национальной экономики.

                     7. Продемонстрируйте модель кругооборота экономических благ и денежных потоков в открытой и закрытой экономиках.

                     8. Что такое теневая экономика? Охарактеризуйте ее элементы.

                     9. Что такое национальное счетоводство? Что такое система национальных счетов (СНС)? Раскройте основные функции СНС.

                   10.  Конкретизируйте понятия: конечная продукция; промежуточная продукция; добавленная стоимость.

                   11.  Что такое потоки, запасы и показатели экономической конъюнктуры? В чем проявляется их взаимосвязь и отличие?

                   12.  Выделите и охарактеризуйте основные:

                   13.  потоковые величины;

                   14.  показатели запасов;

                   15.  показатели экономической конъюнктуры;

                   16.  Что такое уровень цен? Что такое индекс цен? Какие индексы цен Вам известны?

                   17.  Что такое валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП)? Продемонстрируйте их различия.

                   18.  Разъясните методы определения ВНП.

                   19.  Что такое потенциальный ВНП? Что такое номинальный и реальный ВНП? Как рассчитать реальный ВНП?

                   20.  Разъясните особенности расчета: ЧНП, НД, ЛД, РД.

                   21.  Что такое потребление и сбережения?

                   22.  Как Вы считаете, прав ли был Роберт Кеннеди, утверждавший, что «ВНП измеряет все, кроме того, ради чего стоит жить»[3]? Разъясните, почему ВНП и производные от него показатели не дают реальной картины экономического благосостояния населения?

                   23.  Раскройте понятие «чистое экономическое благосостояние» (ЧЭБ).

                   24.  Что такое национальное богатство? Раскройте его структуру и основные элементы.

                   25.  Что такое макроэкономическое равновесие? Какие виды макроэкономического равновесия Вам известны?

                   26.  Почему рыночное неравновесие является нормальным состоянием реальных экономических систем?

                   27.  Что такое совокупный спрос и величина совокупного спроса? В чем различие этих дефиниций? Продемонстрируйте модели совокупного спроса и величины совокупного спроса и покажите варианты изменений этих агрегатов.

                   28.  Подробно раскройте детерминанты величины совокупного спроса (эффекты: процентной ставки, богатства (реальных кассовых остатков), импортных закупок). Продемонстрируйте на модели их влияние.

                   29.  Подробно раскройте детерминанты совокупного спроса. Продемонстрируйте на модели их влияние.

                   30.  Что такое совокупное предложение и величина совокупного предложения? В чем различие этих дефиниций? Раскройте детерминанты совокупного предложения.

                   31.  Продемонстрируйте известные Вам модели совокупного предложения. Раскройте современный подход (синтетический) к моделированию совокупного предложения (три его участка). Какой вид принимает кривая совокупного предложения в краткосрочный и долгосрочный период?

                   32.  Что понимается под встроенными (автоматическими) стабилизаторами экономики? Какие встроенные стабилизаторы Вам известны?

                   33.  Используя модель AD-AS, опишите и продемонстрируйте процесс формирования макроэкономического равновесия.

                   34.  Что такое инвестиции с точки зрения макроэкономики? Каково их экономическое содержание, направления и роль? Выделите основные источники инвестиций. Раскройте детерминанты уровня инвестиций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32