бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономика. Учебная программа и методические указания для студентов по изучению дисциплины (специальность 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм) бесплатно рефераты


Задача 12. Центральный банк страны выкупает облигации на сумму 10 млрд. ден. ед., в том числу – у коммерческих банков на сумму 5 млрд. руб., у населения – на 5 млрд. руб. Известно, что пятую часть полученных денег население хранит вне банковской системы. Норматив обязательных резервов составляет 20 %. Определите, на сколько измениться предложение денег, если, при прочих равных условиях, мультипликационные возможности банковской системы будут полностью реализованы.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Журавлева, Г. П. Экономика [Текст]: учеб. / Г. П. Журавлева. – М., 2006. – Гл. 12, 15 – 16, 17.

Дополнительная


Экономика [Текст]: учебник / А.С. Булатов [и др.]; под ред. А А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2006. – Гл. 24, 25, 27 – 32.

Михайлушкин, А. И. Экономика [Текст]: учебник для техн. вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. – 3-е изд., испр. – М., 2006. – Гл. 3.6 – 3.9.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема 15. Международные экономические отношения


Методические указания для студентов

При подготовке к практическому занятию студенту требуется тесно увязывать свои ответы с явлениями и процессами, протекающим в экономике современной России, использовать не только рекомендованную основную и дополнительную литературу, но и научные журналы и газеты. Важным подспорьем при формулировании ответов является использование Интернет-ресурсов, особенно сайтов органов власти Российской Федерации.

Начинать подготовку к практическому занятию следует с уяснения сущности всемирного хозяйства. Студенту следует понять причины возникновения мирового хозяйства, нарастания интенсивности мировых хозяйственных отношений. Важно рассмотреть эволюцию мировых экономических отношений, особенности этапов становления и развития. Кроме того, необходимо осмыслить черты современные мирового хозяйства. Какова ключевая цель функционирования мирового хозяйства, какие субъекты указанного хозяйства оказывают решающее влияние на результативность и протекание процессов в мировом хозяйстве? На эти вопросы студент должен дать четкие и конкретные ответы.

Далее студен рассматривают проблемы международного разделения труда (общего, частичного, единичного), интеграции, интернационализации, глобализации, архитектоники мирового хозяйства. Известно, что существуют различные критерии для выделения подсистем мирового хозяйства. Студенту надлежит определить эти критерии и с их использованием (прежде всего – уровень экономического развития; степень открытости экономики; уровень годовых доходов населения и пр.) дать характеристику различным подсистемам мирового хозяйства.

Предметом дальнейшего рассмотрения становится открытая экономика. Здесь важно не только понять ее сущность, но и конкретизировать показатели, характеризующие степень вовлечения страны в мирохозяйственные связи, составить четкое представление о вовлеченности современной России в орбиту мировых экономических отношений.

Следует учесть, что процесс развития мирового хозяйства неоднозначен и противоречив. Поэтому обучаемому требуется понять основные противоречия, присущие мировому хозяйству и выявить возможности их минимизации.

Продолжая подготовку к практическому занятию, студент исследует структуру и инфраструктуры мирового хозяйства, анализирует факторы, оказывающие особое влияние на ключевые мировые рынки. 

После глубокого уяснения вышеназванных проблем, студент приступает к расширению знаний в области форм мирохозяйственных отношений. В начале изучается круг вопросов, посвященных международной торговле товарами и услугами. Студенту надлежит провести водораздел между понятиями «международная торговля товарами и услугами» и «внешняя торговля», понять причины ее возникновения и развития, усвоить особенности современной мировой торговли, уяснить значение трансграничной торговли для стран-экспортеров и  стран-импортеров (в особенности - для Российской Федерации). При анализе последствий трансграничной торговле следует использовать соответствующие макроэкономические модели. Наконец, важно осмыслить основные теории мировой торговли, показатели активности страны в мировой торговле товарами и услугами, выписать в тетрадь данные об участии Российской Федерации в мировом обмене товарами и услугами. Учитывая специализацию подготовки студента следует подробно рассмотреть роль туризма в мировой торговле товарами и услугами. Интересным является вопрос об основных торговых партнерах нашей страны – их составе, степени активности и пр.

В настоящее время внешняя торговля в той или иной степени регулируется на разных макроэкономических уровнях. Соответственно, необходимо рассмотреть инструментарий этого регулирования, понять сущность внешнеторговой политики, сопоставить протекционизм и фритредерство. Необходимо выявить основные виды таможенных пошлин, охарактеризовать ключевые нетарифные методы внешнеторговой политика. Наконец, требуется рассмотреть торговый и платежный балансы.

Затем следует сосредоточиться на осмыслении сущности международного движения капитала, его целях, причинах, основных формах и последствиях. Также важно понять сущность инвестиционного климата в стране, оценить инвестиционный климат в современной России.

Достаточно сложной и неоднозначной является проблема ввоза в Россию иностранного капитала. Кафедра социально-культурного сервиса и туризма ЛГУ им. А.С. Пушкина настоятельно рекомендует студенту выписать в тетради основные положительные и отрицательные последствия движения иностранного капитала в нашу страну и на этом основании составить собственное мнение.

В последующем студент переходит к рассмотрению международной миграции трудовых ресурсов. Наряду с выяснением сущности указанного феномена, студент выявляет основные причины, формы и направления трансграничного движения рабочей силы.

Изучая международные валютные отношения обучаемый углубляет знания по следующим проблемам (вопросам):

− сущность и элементы международной валютной система;

− сущность валюты и ее виды;

− понятие валютного курса и его виды;

− этапы международных валютных отношений и особенности современной мировой валютной системы.

Ко всему указанному обязательным является твердое усвоение сущности, инструментария и последствий валютной политики, особенности манипулирования обменным курсом рубля в современной России. В тетради следует зафиксировать конкретные результаты снижения и повышения курса рубля.

В ходе подготовки к практическому занятию нельзя пройти мимо международного научно-технического обмена. Вопросы, которые при этом следует рассмотреть, следующие: сущность, причины, виды международного научно-технического обмена; особенности современного этапа указанного обмена; последствия обмена званиями и технологиями для страны; вовлеченность Российской Федерации в международный научно-технический обмен. 

Завершает подготовку к практическому занятию решение тестового задания, что позволит закрепить знания, полученные в ходе лекции и подготовки к практическому занятию. Кроме того, студентам надлежит решить задачи, содержащиеся в плане практического занятия. Прочно усвоить изученный материал позволит рассмотрение проблемных ситуаций (в т.ч. «Верно – неверно»), представленных в настоящих методических указаниях.

Отчетом по практическому занятию № 7 является:

1.       Дополненный в ходе самостоятельной подготовки конспект лекции.

2.       Решение тестового задания (одного из вариантов).

3.       Решение задач 1 – 12.


План:

1.      Мировое хозяйство: сущность, эволюция, характеристика.

2.      Международные экономические отношения.


Темы докладов и научных сообщений:

1.     Национальное хозяйство – часть мировой хозяйственной системы.

2.     Мировое хозяйство и его эволюция.

3.     Характеристика современного мирового хозяйства.

4.     Место России в международном разделении труда.

5.     Международная торговля и ее особенности на современном этапе.

6.     Теории международной торговли.

7.     Политика торговых ограничений и ее последствия.

8.     Роль и место России в мировой торговле.

9.     Туризм и мировое хозяйство.

10. Трансграничное движение капитала.

11. Иностранные инвестиции в экономику России.

12. Причины и основные направления международной трудовой миграции.

13. Международная валютная система и ее организация.

14. Международные структуры в валютно-финансовой сфере.

15. Политика МВФ в отношении России.

16. Главные интеграционные группировки мира.

17. Экономическая интеграция в СНГ: направления и динамика.

18. Россия в ВТО: актуальные проблемы.

19. Проблема глобализации экономики.

20. Обзор и аннотирование публикаций по теме занятия в научных журналах:

-         Мировая экономика и международные отношения

-         Вопросы экономики

-         Российский экономический журнал

-         Экономист

-         Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

-         Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 5. Экономика

21.Инициативные доклады и научные сообщения в рамках темы занятия.

Ответить на вопросы:

                     1. Дайте характеристику основных черт мирового рынка.

                     2. Назовите причины и историю возникновения международного разделения труда.

                     3. Назовите показатели, характеризующие степень вовлечения страны в мирохозяйственные связи.

                     4. Что, на ваш взгляд, является предметом и объектом международных экономических отношений? Дайте им характеристику.

                     5. Назовите причины международной торговли.

                     6. В чем, по вашему мнению, состоит значение международной торговли вообще, и для России – в частности.

                     7. Объясните, почему международная торговля приносит выгоды всем странам-участницам?

                     8. Назовите направления, по которым осуществляется протекционистская политика.

                     9. Какое влияние на национальное производство оказывают импорт и экспорт? Что такое чистый экспорт?

                   10.  Уточните Ваше понимание теории «абсолютных преимуществ» А. Смита и концепции «сравнительных преимуществ» Д. Рикардо.

                   11.  Какова динамика российского экспорта в международной торговле?

                   12.  Что такое торговый и платежный баланс?

                   13.  Разграничьте понятия «активный», «пассивный» и «равновесный» торговый и платежный балансы.

                   14.  Перечислите факторы, вызвавшие усиление интернационализации производства в современных условиях. Каковы ее формы?

                   15.  Расскажите о формах и последствиях миграции капитала.

                   16.  С какой целью, кем и куда осуществляется вывоз капитала из России?

                   17.  Выделите положительные и отрицательные для современной России последствия ввоза в нее иностранного капитала.

                   18.  Раскройте экономические и внеэкономические причины миграции рабочей силы. Какие из них превалируют в России?

                   19.  Что такое международная валютная система? Каковы ее составные элементы?

                   20.  Этапы развития мировой валютной системы.

                   21.  В чем выражается валютная политика государства?

                   22.  Чем твердые курсы отличаются от плавающих?

                   23.  Раскройте содержание понятий «девальвация» и «ревальвация». С какой целью они осуществляются?

                   24.  Что такое СКВ? Относится ли к ней рубль?

                   25.  Для чего любой стране нужны официальные резервы иностранной валюты?

                   26.  Какие меры может предпринять правительство для воздействия на курс национальной валюты?

                   27.  Назовите особенности интеграции России в систему международных экономических отношений.


ТЕСТ

Тема 15. Международные экономические  отношения


ВАРИАНТ 1

1. Найдите вопрос с отрицательным ответом. Формами международных экономических отношений являются:

а) международные валютные отношения;

б) ТНК;

в) международная торговля;

г) вывоз капитала и международный кредит;

д) международная трудовая миграция;

е) международное научно-техническое и производственное сотрудничество.


2. Какие формы интернационализации производства относятся к интеграционным:

а) взаимопереплетение экономик разных стран;

б) объединение рынков разных стран;

в) объединение производства стран в зону свободной торговли и предпринимательства;

г) строительство и приобретение корпорациями предприятий в других странах;

д) создание филиалов ТНК за рубежом.


3. Международная торговля:

а) расширяет масштабы производства, ограниченные кривой производственных возможностей внутри страны;

б) обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;

в) расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым;

г) преодолевает ограниченность национальной ресурсной базы;

д) все ответы верны.


4. Какие барьеры относятся к  тарифным:

а) фиксированный процент с цены товара (адвалорная пошлина);

б) технические и санитарные стандарты;

в) сложная пошлина (одновременное взимание адвалорной и особой пошлины).


5. Протекционистские тарифы:

а) приводят к уменьшению международной напряженности;

б) стимулируют развитие отечественной промышленности;

в) стимулируют свободную торговлю;

г) приводят к снижению потребительских цен.


6. Снижение таможенных тарифов на импорт приводит к:

а) повышению потребительских цен;

б) сокращению рабочих мест в экспортируемых отраслях;

в) снижению потребительских цен на импортируемые товары.


7. Потребители больше всего выиграют от:

а) протекционистских тарифов;

б) квот;

в) экспортных тарифов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32