бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономика. Учебная программа и методические указания для студентов по изучению дисциплины (специальность 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм) бесплатно рефераты

2.     планирование процесса выполнения контрольной работы;

3.     общее ознакомление с литературой, составление библиографии;

4.     углубленное изучение источников, составление подробного плана;

5.     собственно выполнение и оформление контрольной работы;

- написание чернового варианта;

- оформление готовой рукописи (окончательный вариант работы может быть напечатан с помощью персонального компьютера и принтера);

6.     представление контрольной работы на проверку.

В завершенном виде в установленные сроки контрольная работа (ответы на вопросы и тестовое задание) представляется методисту и передается преподавателю для проверки. По результатам проверки выставляются оценки «зачтено» или «не зачтено».

Студенты, получившие оценку «не зачтено», устраняют недостатки и повторно представляют работу для проверки.

Получение вопросов и тестовых заданий контрольной работы

Вопросы и тестовые задания контрольных работ разрабатываются и определяются кафедрой. Вопросы и тестовые задания контрольной работы представлены в настоящем пособии.

Контрольная работа выполняется по вариантам, которые соответствуют последней цифре номера зачетной книжки студентов.

Распределение вариантов вопросов и тестовых заданий

контрольной работы по дисциплине «Экономика»


п/п

Критерий

№ варианта

I

II

III

1

2

3

4

5

1

Последняя цифра номера зачетной книжки

0; 3; 6; 9

1; 4; 7;

2; 5; 8;


I вариант – пункты «а» 10 вопросов контрольной работы, вариант 1 тестового задания.

II вариант – пункты «б» 10 вопросов контрольной работы, вариант 2 тестового задания.

III вариант – пункты «в» 10 вопросов контрольной работы, вариант 3 тестового задания.

Планирование процесса выполнения контрольной работы

После определения вопросов и тестовых заданий контрольной работы в соответствии с конкретным вариантом, студентам целесообразно разработать предварительный план выполнения работы (ответов на поставленные вопросы) и согласовать его на консультации с научным руководителем (преподавателем). План не следует излишне детализировать. После изучения монографической и периодической экономической литературы по заданным вопросам и тестовым заданиям предварительный план уточняется.

Общее ознакомление с литературой, составление библиографии. Углубленное изучение источников, составление подробного плана.


Отталкиваясь от предварительного плана, студенту целесообразно обратиться к библиографии. Существенную помощь в ознакомлении с библиографией студенту могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный, систематический, предметный), библиографические указатели (учетно-регистрационные, научно-вспомогательные, рекомендательные, критические), справочная литература (энциклопедии, словари, предметные указатели в трудах отдельных ученых-экономистов и специалистов).

При работе с источниками студентам необходимо изучить монографии по соответствующей проблеме, научные статьи, опубликованные в специальных журналах и газетах (см. Список литературы, рекомендованной в настоящем пособии).

Студенты могут использовать монографическую и периодическую литературу на иностранных языках. В поисках этой литературы могут помочь как информационные бюллетени ИНИОН, так и специализированные каталоги.

Студент может также использовать информацию, полученную по сети Интернет.

Важным моментом является умение записать информацию. Наиболее распространенными являются две формы записи и хранения материала – конспектирование и ведение картотеки. Они не исключают, а в ряде случаев дополняют друг друга.

Когда студент в достаточной мере накопил, систематизировал и изучил материал по соответствующему вопросу, он приступает к собственно выполнению контрольной работы. Внимательно перечитывая свой конспект, записи на карточках, он располагает материал в той последовательности, которая представляется ему наиболее стройной и целесообразной. Одновременно студент фиксирует собственные мысли, которые он считает нужным изложить в тексте работы.

Основные требования к контрольной работе:

─        высокий теоретический уровень (использование современных достижений экономической науки, исчерпывающий характер раскрытия проблем, оптимальное соотношение теоретического и фактического материала);

─        применение многообразных методов исследования;

─        широкое использование различных источников (произведений видных отечественных и зарубежных экономистов, документов и материалов Российского государства, научных журналов, периодической печати и т.д.);

─        критический анализ различных подходов к решению рассматриваемой проблемы;

─        творческий подход к выполнению контрольной работы (использование оригинальных документов, самостоятельность выводов, четкая формулировка авторской позиции по рассматриваемым проблемам);

─        правильное оформление выполненной контрольной работы (последовательность рассмотрения вопросов и решения задания, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок на источники, аккуратность исполнения и т.д.);

─        обязательное указание в ответе на каждый поставленный вопрос правильно оформленных источников, которые использовал (которыми руководствовался) студент.

Структура контрольной работы:

- титульный лист (оформляется в соответствии с требованиями кафедры);

- содержание с указанием вопросов и страниц (Приложение 1);

- основной текст, в котором раскрываются вопросы;

- решение тестового задания (Приложение 2);

- список использованной литературы;

- приложения (рисунки, схемы).

Оформление контрольной работы

Особое значение при выполнении работы имеет подбор литературы, так как употребление одного источника недостаточно, т.к. не во всех источниках содержатся глубокие ответы на вопросы (задания). Поэтому необходимо использовать разнообразные источники, в том числе – журналы и периодические издания.

Рассматривая проблемы, особенно носящие дискуссионный характер, необходимо осветить многообразие точек зрения, а также высказать и обосновать собственную позицию.

Контрольная работа оформляется аккуратно, с учетом требований, предъявляемых к литературному оформлению научного труда. Она оформляется на лицевой стороне белой бумаги стандартного формата А4 (210 Х 297 мм). Каждая страница должна иметь поля: левое – 30 мм., верхнее – 20 мм., правое – 15 мм., нижнее – 20 мм. На каждой странице печатается 28 – 32 строки, каждая строка содержит не более 60 – 65 знаков с учетом пробелов между словами и знаков препинания.

Каждый вопрос начинается с порядкового номера и названия.

Например:  1. Функции экономической науки

В Контрольной работе большое значение имеет правильное определение абзацев, каждый из которых, как правило, говорит о новой мысли автора. Абзацу должны быть присущи единая тема и логическая целостность. Каждый абзац должен начинаться на удалении 3 или 5 знаков (ударов по пробельной клавише) от левого поля по всей работе. Текст реферата должен делиться на абзацы, четко выделенные красными строками.

Важным элементом реферата следует считать научный аппарат, т.е. систему ссылок на использованную литературу. В контрольной работе автором должны приводиться цитаты для подтверждения рассматриваемых положений. При этом в тексте цитат сохраняются все особенности документа, из которого она взята: орфография, пунктуация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения. Цитата внутри текста, как правило, заключается в кавычки. Все цитаты подтверждаются ссылкой на первоисточник. Это может быть внутритестовая, подстрочная или затекстовая ссылка. Как правило, используются подстрочные ссылки, помещаемые внизу страницы. Ссылки печатаются через 1,5 интервала.

В ответе на каждый вопрос автор контрольной работы должен продемонстрировать ведущие подходы к решению проблемы, четко сформулировать собственную позицию, сформулировать выводы по анализу проблемы. Кроме того, указываются источники, послужившие теоретической базой для формулирования ответа.

Таблицы, схемы, графики, рисунки, как в основном тексте, так и в приложениях (если таковые имеются) должны быть выполнены на стандартных листах. Таблицы, занимающие большую часть формата страницы, помещаются на отдельных листах. По тексту они нумеруются арабскими цифрами, например: Схема 4, Рис. 8 и т.д.

Приложения, помещаемые в конце работы, должны иметь сплошную нумерацию. Кроме нумерации все приложения должны иметь и тематические заголовки. Достоверность информации в приложении подкрепляется ссылкой на источник.

Главные недостатки, обнаруживающиеся при проверке контрольных работ по дисциплине «Экономика»

Педагогическая практика показывает, что чаще всего для контрольных работ, представленных на проверку, характерны следующие недостатки:

●       поверхностное раскрытие вопросов. В частности, при раскрытии вопроса о функциях рыночной экономики некоторые студенты лишь перечисляют известные им функции, не разъясняя их содержания, не иллюстрируя их конкретными примерами и фактическим материалом;

●       отсутствие в ответах на вопросы указаний на источники, которыми пользовались студенты при выполнении контрольной работы;

●       неумение или нежелание выделения и конкретизации ведущих подходов к решению рассматриваемых проблем;

●       неумение или нежелание формировать собственную точку зрения по рассматриваемым проблемам;

●       неумение или нежелание формулировать выводы по рассмотренным вопросам;

●       отсутствие в ответах фактического и статистического материала;

●       использование студентами морально устаревшего фактического материала и литературы.


Критерии оценки за выполнение контрольной работы


п/п

Критерии

Оценка

1

2

3

1

Даны исчерпывающие ответы не менее чем на 7 вопросов, правильно решены не менее 21 вопроса тестового задания.

зачтено

2

Даны исчерпывающие ответы на 6 и менее вопросов, правильно решены 20 и менее вопросов тестового задания.

не зачтено

Тематика контрольных работ (для студентов заочной формы обучения)

Вопрос 1. Раскрыть и проиллюстрировать примерами и фактическим материалом:

а. Функции экономической науки.

б. Методы экономической теории.

в. Современный подход к классификации экономических систем.


Вопрос 2. Раскрыть и проиллюстрировать примерами и фактическим материалом:

а. Сущность и модель спроса и его величины, их детерминанты.

б. Сущность и модель предложения и его величины, их детерминанты

в. Модель гармонизации спроса и предложения после роста доходов потребителей некоторого блага.


Вопрос 3. Раскрыть и проиллюстрировать примерами и фактическим материалом:

а. Сущность и элементы собственного капитала туристского предприятия.

б. Сущность и элементы заемного капитала туристского предприятия.

в. Виды и особенности кредитования туристского предприятия.


Вопрос 4. Раскрыть и проиллюстрировать примерами и фактическим материалом:

а. Виды издержек, выделяемых в экономике.

б. Показатели эффективности деятельности предприятия.

в. Основные модели максимизации прибыли.

Вопрос 5. Раскрыть и проиллюстрировать примерами и фактическим материалом:

а. Сущность и виды конкуренции.

б. Типы рыночных структур.

в. Сущность и содержание антимонопольной политики в Российской Федерации.


Вопрос 6. Раскрыть и проиллюстрировать примерами и фактическим материалом:

а. Рынок труда.

б. Рынок капитала.

в. Рынок земли.


Вопрос 7. Раскрыть и проиллюстрировать примерами и фактическим материалом:

а. Сущность и особенности формирования макроэкономического равновесия.

б. Основы теории цикличности развития экономики.

в. Основы теории экономического роста.


Вопрос 8. Раскрыть и проиллюстрировать примерами и фактическим материалом:

а. Архитектонику банковской системы современной России.

б. Архитектонику бюджетной системы современной России.

в. Архитектонику налоговой системы современной России.


Вопрос 9. Раскрыть и проиллюстрировать примерами и фактическим материалом:

а. Инструментарий государственного регулирования экономики.

б. Сущность и особенности бюджетно-налоговой политики.

в. Сущность и особенности денежно-кредитной политики.


Вопрос 10. Раскрыть и проиллюстрировать примерами и фактическим материалом:

а. Сущность и особенности международной торговли товарами и услугами.

б. Сущность и особенности международной миграции капитала.

в. Сущность и особенности международной миграции рабочей силы.


Тестовые задания для контрольной работы (для студентов заочной формы обучения)

ВАРИАНТ 1

1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) материальные и духовные потребности;

д) редкость блага.

2. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;

б) экономическое поведение отдельных фирм;

в) отношения между отдельными представителями разных классов.

3. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:

а) инвестиции;

б) производство;

в) потребление;

г) ограниченность ресурсов.

4. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, – это:

а) меркантилизм;

б) теория физиократов;

в) маржинализм;

г) марксизм.

5. Какие из указанных составляющих являются необходимыми элементами системы свободного рынка?

а) полная занятость;

б) свободное ценообразование;

в) конкурентная борьба.

6. Какому из перечисленных утверждений соответствует закон предложения?

а) объем предложения растет при снижении цен на ресурсы;

б) кривая предложения имеет отрицательный наклон;

в) при росте цен на товары увеличивается объем предложения.

7. Какое из указанных определений отвечает понятию «олигополия»?

а) рынок, в котором выпуск продукции в отрасли осуществляется множеством производителей;

б) рынок, в котором выпуск продукции в отрасли осуществляется несколькими производителями;

а) рынок, в котором выпуск продукции в отрасли осуществляется одним производителем.

8. Три основных фактора производства – это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из перечисленных ниже групп включает в себя все три составляющие:

а) воздух, ученые, автомобили;

б) предприниматели, деньги, рента;

в) рабочие, станки, здания;

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия.

9. Заработная плата, определяемая как произведение числа единиц произведенной продукции на стоимость (расценку) одной единицы продукции, называется:

а) прямой сдельной;

б) сдельно-прогрессивной;

в) сдельно-премиальной.

10. Какое из следующих понятий представляет собой производительный экономический ресурс?

а) денежный капитал;

б) средства производства;

в) процент;

г) прибыль;

д) потребительские товары.

11. Валовой национальный продукт – это показатель:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32