бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономика. Учебная программа и методические указания для студентов по изучению дисциплины (специальность 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм) бесплатно рефераты


6. Цена земли зависит:

а) от дисконтированной текущей стоимости будущих выплат земельной ренты;

б) от спроса на землю в текущей местности;

в) от месторасположения участка земли;

г) все перечисленное выше верно;

д) цена земли определяется иными факторами.


7. Фирма может минимизировать издержки, если производственные факторы:

а) имеют наиболее низкую цену;

б) минимально используются в производстве;

в) взаимозаменяемые в определенных границах;

г) не могут взаимозаменяться;

д) все перечисленное выше неверно.


8. 500 ден. ед. размещены в сберегательный вклад под 5% годовых. В конце второго года доход по вкладу составит:

а) 100 ден. ед.;

б) 51,25 ден. ед.;

в) 25 ден. ед.;

г) 250 ден. ед.;

д) иной ответ.


9. Какие из приведенных ниже утверждений не верны?

а) «Эффект дохода» замещается «эффектом досуга», если работник приостанавливает дальнейшее предложение своего труда и отказывается от дополнительной занятости даже при продолжающемся росте заработной платы.

б) Если фирма работает в условиях конкурентного рынка, то она будет привлекать большее количество работников при более высокой заработной плате,  чем, если бы эта фирма была монополистом в данной отрасли.

в) На конкурентных рынках факторов производства покупатель и продавец ресурсов не могут влиять на цену факторов производства.


10. Какие из приведенных ниже утверждений не верны?

а) номинальная процентная ставка равна 24%, темп инфляции 11,8%. Реальная процентная ставка равна 2,03%.

б) реальная процентная ставка не может быть отрицательной.


11. Воспроизводство – это:

а) единичный акт движения продукта по фазам производства, распределения, обмена и потребления;

б) постоянный кругооборот продукта по фазам общественного производства.


12.  Определите ограниченные блага:

а) блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение;

б) блага, которые даже при нулевой цене имеются в количестве, превышающем потребность людей в них на данный момент.


13. Рыночная инфраструктура в российской экономике:

а) уже сформирована и полностью соответствует требованиям рынка;

б) находятся  на  этапе формирования;

в) всегда существовали в составе государственного сектора экономики в виде ее сфер и отраслей (перечислить и доказать их рыночный характер).


14. Классические принципы ресурсопользования – это:

а) принципы полностью или частично бесплатного распределения ресурсов по каналам государственного снабжения и выделения фондов на выпуск продукции и оказание услуг населению;

б) принципы их хозяйственного использования на основе взаимозамещения, минимизации издержек производства и обеспечения предельной доходности каждого из применяемых факторов производства;

в) принципы, разработанные на основе теории для экономики «чистого рынка».


15. Особенностью предложения факторов производства на конкурентных рынках является то, что:

а) любой фактор производства – это редкое, ограниченное благо;

б) предложение факторов производства регулируется государством;

в) предложение факторов производства зависит от спроса предпринимателей.


16. Изменение спроса фирмы на фактор производства может произойти под воздействием:

а) изменения спроса на продукцию фирмы;

б) изменения цены и количества предлагаемых ресурсов-заменителей;

в) изменения в технологии производства, влияющего на предельный продукт фактора производства;

г) все, перечисленное выше.


17. Условие равновесия фирмы определяется:

а) ее устойчивостью в конкурентном противостоянии на рынке;

б) постоянным наращиванием количества выпускаемой продукции;

в) равенством предельных издержек и предельного дохода (MC=MR).


18. Под интенсивным использованием земли понимают такое сельскохозяйственное производство, при котором (по сравнению с экстенсивным использованием земли):

а) используется меньше и труда, и капитала;

б) используется больше труда и меньше капитала;

в) используется меньше труда и больше капитала;

г) используется больше и труда, и капитала.


19. Бессрочная рента приносит годовой доход, равный 600 ден. ед. Если ставка процента r = 10%, то цена земли составляет (ден. ед.):

а) 60 ден. ед.;

б) 600 ден. ед.;

в) 545,5 ден. ед.;

г) 6000 ден.ед.


20. Какие из приведенных ниже утверждений верны?

а) производный спрос – это спрос, возникающий как следствие спроса на продукцию фирмы.

б) фирма увеличивает прибыль в результате найма дополнительного работника, если предельная доходность труда ниже, чем выплачиваемая работнику заработная плата.

в) при решении задачи максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции фирма будет каждый раз привлекать дополнительную единицу факторов производства до тех пор, пока цена дополнительно привлекаемой единицы факторов производства не будет равна доходу, создаваемому этой дополнительной единицей факторов производства.


21. Какие из приведенных ниже утверждений верны?

а) эффективный инвестиционный проект – это проект, годовой доход от которого выше рыночной нормы процента по любому другому капитальному активу, включая банковскую процентную ставку.

б) увеличение цен на продукты питания объясняется прежде всего тем, что земельная рента неуклонно повышается.


22. При росте производительности труда затраты живого труда:

а) уменьшаются;

б) возрастают;

в) остаются неизменными.


23. Какие из приведенных ниже утверждений не верны?

а) Номинальная процентная ставка равна 20%, темп инфляции 12%. Реальная процентная ставка равна 7%.

б) Реальная процентная ставка не может быть отрицательной.


24. «Экономическими» благами являются:

а) выпеченный хлеб (да, нет);

б) деревья в лесу (да, нет);

в) мебель в магазине (да, нет);

г) уголь в недрах земли (да, нет).


Верно – неверно

1. Экономическая прибыль – это разность между суммарной выручкой и явными издержками.

2. Форма кривой Лоренца не зависит от трансфертных выплат населению.

3. Прогрессивное налогообложение усиливает неравенство между различными группами населения.

4. Понятие производного спроса на факторы производства практического значения не имеет.

5. В России в современных условиях каждый работник согласен на увеличение продолжительности рабочего дня при адекватном увеличении оплаты труда.

6. Снижение ставки ссудного процента всегда благо для экономики.

Наличие негосударственных высших учебных заведений способствует расширению возможностей получить высшее образование.

7. Использование иностранных работников в национальном хозяйстве снижает эффективность национального хозяйства и отрицательно сказывается на уровне жизни населения.

8. Наличные деньги – это самый надежный способ сохранения капитала.

9. Основная стратегическая задача деятельности профсоюзов – борьба за своевременную выплату заработной платы.

10. Низкий процент за кредит в коммерческих банках на жилищное строительство – главный фактор решения жилищной проблемы в России.

11. Закономерно, что уровень оплаты работника, занятого на одном и том же рабочем месте, возрастает, даже если не растет производительность его труда.

Проблемные ситуации

1.            В каких экономических условиях возможен рост спроса на труд?

2.            Вследствие каких причин кривая спроса на факторы производства сместится:

а) вправо вверх;

б) влево вниз?

3.     Почему эта кривая в любом случае имеет отрицательный наклон?

4.     Назовите трудоемкие и капиталоемкие отрасли промышленности. Объясните, почему предприниматели стараются заменить фактор производства «труд» на такой фактор производства, как «капитал»? В каких случаях данная замена не является эффективной?

5.     Предположим, вы располагаете определенной суммой денег, которую хотите выгодно разместить. У вас есть следующие варианты:

а) купить дом или земельный участок;

б) поместить деньги на срочный вклад в банк;

в) приобрести оборудование для выпуска продукции, пользующейся большим спросом и приносящим большой доход.

В каком случае вы остановите свой выбор на приобретении оборудования для производства?


Задачи


Задача 1. Вы решили приобрести дом с тем, чтобы затем сдавать его внаем, ежегодно получая от этого доход, равный 600 000 руб. Предположим, что ставка процента на момент покупки дома составляет r = 12%. Какова может быть максимальная цена дома?

Задача 2. Участок земли продается по цене 500 000 руб.  Купив этот участок, вы можете сдавать землю в аренду из расчета 40 000 ден. ед. ренты в год. Предполагается, что аренда бессрочная. Ставка процента составляет r = 10%. Купите ли вы данный участок, если, имея 500 000 ден. ед., хотите получить максимально возможный доход?

Задача 3. Предположим, что при реализации определенного инвестиционного проекта ожидаемая норма прибыли составит 10%. Будет ли реализован данный проект, если известно, что ставка процента равна 14%?

Задача 4. У вас есть два варианта получения денег: вы можете получить 200 тыс. ден. ед. сегодня или 280 тыс. ден. ед. через три года.

а) Какой вариант вы выберите при ставке процента r = 10 %?

б) Измените ли вы свое решение, если уровень инфляции составляет 8 % в год?


Задача 5. В результате инвестирования в начале года в производство 10 тыс. рублей ожидается прибыль в конце года в размере 1,5 тыс. рублей. Какова минимальная ставка банковского процента, обеспечивающая выгодность предоставления первоначальной суммы кредитному учреждению на 1 год?


Задача 6. Определите предельный доход, если при выпуске 10 единиц продукции валовой доход составил 1 540 руб., а при выпуске 12 единиц – 1 580 руб.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

Журавлева, Г. П. Экономика [Текст]: учеб. / Г. П. Журавлева. – М., 2006. – Гл. 8 – 10, 11.4.

Дополнительная


Экономика [Текст]: учебник / А.С. Булатов [и др.]; под ред. А А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2006. – Гл. 8.5, 11, 13 – 19.

Михайлушкин, А. И. Экономика [Текст]: учебник для техн. вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. – 3-е изд., испр. – М., 2006. – Гл. 2.10 – 2.11.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема 8. Национальная экономика: результаты и их измерение

Тема 9. Макроэкономическое равновесие

Тема 10. Экономический цикл и экономический рост

Тема 11. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица

Методические указания для студентов

Главной особенностью практического занятия является углубленное рассмотрение в ходе одного практического занятия проблем макроэкономической статики и динамики, а также макроэкономической нестабильности. При этом используется множество макроэкономические моделей. Ответы на поставленные в плане вопросы требуют теснейшей увязки с явлениями и процессами, протекающим в экономике современной России. При рассмотрении вопросов, вынесенных на практическое занятие, настоятельно необходимо находить и приводить конкретные примеры, что позволит твердо закрепить полученные знания. При подготовке к практическому занятию следует использовать не только рекомендованную основную и дополнительную литературу, но и научные журналы и газеты; обязательным является использование Интернет-ресурсов.

Подготовка к практическому занятию состоит из двух взаимосвязанных этапов: углубленное освоения первого блока вопросов (Макроэкономика: основные проблемы, макроэкономические показатели и их измерение. Макроэкономическое равновесие – вопросы №№ 1 – 34; темы докладов и научных сообщений – №№ 1 – 13, 26, 27) и изучение второго блока вопросов (Экономический рост и цикличность развития экономики. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица – вопросы №№ 35 – 61, темы докладов и научных сообщений – №№ 13 – 27). 

Отправной точкой в подготовке к практическому занятию (по первому блоку) является уяснение сущности и особенностей макроэкономики как раздела экономики. Студенту следует осмыслить главные проблемы, решаемые в ходе макроэкономических исследований, понять функции макроэкономики. Рассматривая методы макроэкономики, требуется на конкретных примерах продемонстрировать разницу между позитивным и нормативным анализом.

Серьезных усилий от студента потребует усвоение особенностей макроэкономических исследований (агрегирование; сворачивание множества рынков в несколько основных макроэкономических рынков; включение в анализ государства как экономического субъекта; сворачивание множества распыленных экономических субъектов в несколько секторов экономики; учет фактора ожиданий агентов экономики и пр.). В учебниках на этот вопрос трудно найти конкретный ответ. Поэтому студенту важно, отталкиваясь от конспекта лекций, углубить знания по этой проблеме.

Студенту уже известны такие понятия, как «национальное экономика», «экономическая система», «экономическая модель». Тем не менее, следует не только вспомнить эти понятия, но и вновь зафиксировать их в конспекте лекций. Кроме того студент должен структурировать национальную экономику, используя различные критерии (прежде всего воспроизводственный, отраслевой, секторальный). Необходимо также четко усвоить типы, критерии и показатели расширенного воспроизводства.

Не всякая национальная экономика является эффективной. Надлежит понять сущность экономической эффективности национальной экономики, привести конкретные примеры государств с эффективной и неэффективной экономикой. Затем студенты демонстрируют и описывают элементы модели кругооборота благ и денежных потоков в открытой и закрытой экономиках. Также требуется углубление знаний по проблеме теневой экономики. При этом студент должен использовать конкретные примеры экономической активности теневой сферы в национальном хозяйстве России.   

После указанного студент последовательно углубляет свои знания с использованием дополнительной литературы по следующим проблемам:

− модель кругооборота экономических благ и денежных потоков в открытой и закрытой экономиках;

− сущность и характеристика теневой экономики;

− сущность национального счетоводства;

− сущность системы национальных счетов (СНС);

− основные функции СНС;

− сущность конечной и промежуточной продукции, а также добавленной стоимости;

− основные потоковые величины, показатели запасов, показатели экономической конъюнктуры. При этом особое внимание сосредотачивается на уровне цен, индексе цен и его видах.

Затем требуется уяснить основные макроэкономические показатели и методы их измерения. В частности, студент должен понять, что такое валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП), осмыслить их различия; конкретизировать методы определения ВНП (ВВП), ЧНП, НД, ЛД, РД; уточнить виды ВНП (потенциальный, фактический, номинальный, реальный и пр.).

В последнее время ряд видных ученых предпринимали попытки использования вместо ВНП (ВВП) других макроэкономических показателей, в частности –  «чистое экономическое благосостояние» (ЧЭБ). От студентов требуется понять причины указанных попыток, а также рассмотреть показатель ЧЭБ. Наконец, студент формирует представление об национальном богатстве, его структуре и основных элементах.

Особенно пристального внимания требует к себе осмысление проблем формирования макроэкономического равновесия. Рассматривать указанную проблему следует с уяснения сущности феномена макроэкономического равновесия и его видов. В современных подходах исходят из того, что рыночное неравновесие является нормальным состоянием реальных экономических систем. Надлежит понять причины последнего. Затем студент последовательно уясняет следующие проблемы:

− сущность совокупного спроса и его величины;

− модели совокупного спроса и величины совокупного спроса, варианты изменений этих агрегатов;

− детерминанты величины совокупного спроса (эффекты: процентной ставки, богатства (реальных кассовых остатков), импортных закупок) и совокупного спроса;

− сущность совокупного предложения и его величины;

− детерминанты совокупного предложения;

− модели совокупного предложения в различных экономических концепциях.

После углубления знаний по указанным вопросам студент, используя модель AD-AS, демонстрирует и характеризует процесс формирования макроэкономического равновесия.

Продолжая подготовку к практическому занятию студент рассматривает сущность потребления, сбережения и инвестиций, выясняет взаимосвязь этих экономических явлений. Студенту необходимо понять, что такое инвестиции с точки зрения макроэкономики, каково их экономическое содержание, направления и роль в экономике. Пристального внимания здесь требуют индуцированные инвестиции и автономные инвестиции. Кроме того, студенту необходимо осмыслить эффект мультипликатора и акселератора. Завершается подготовка по первому блоку осознанием «парадокса сбережений» и причин его существования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32