Валютное право
Теоретически в числе
общих критериев установления ограничения права распоряжения валютными
ценностями согласно Федеральному закону № 173-ФЗ можно назвать:
·
запрет совершения
каких-либо действий (например,
общий запрет валютных операций между резидентами (ст. 9), запрет купли-продажи
иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость
которых указана в иностранной валюте в РФ, минуя уполномоченные банки (ч. 1 ст.
11);
·
установление
определенного лимитирования каких-либо действий. Например, согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона №
173-ФЗ физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты имеют право
единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и
(или) валюту Российской Федерации в сумме, равной или не превышающей в
эквиваленте 10 тыс. долларов США. При этом не требуется представление в
таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая иностранная валюта
и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в
Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации. Единовременный
вывоз из Российской Федерации указанными лицами наличной иностранной валюты и
(или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс.
долларов США, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2
названной статьи;
·
установление
разрешительного порядка распоряжения валютными ценностями. Подобное валютное ограничение существовало в
соответствии с Законом РФ № 3615-1. Одной из важных новелл Федерального закона
№ 173-ФЗ является то, что теперь установление органами валютного регулирования
требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений
не допускается (ч. 3 ст. 5). Следует отметить различную степень ограничения
права распоряжения валютными ценностями в зависимости от трансграничной
направленности такого распоряжения. Право распоряжения валютными ценностями,
поступающими в Российскую Федерацию, ограничивается в наименьшей степени по
сравнению с аналогичным правом, осуществляемым с целью перемещения валютных
ценностей из Российской Федерации. Так, резиденты и нерезиденты вправе без
ограничений ввозить в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении
таможенных правил, однако вывоз указанных ценностей из Российской Федерации
ограничен (ст. 15);
·
требование об
обязанности распорядиться валютными ценностями особым образом. К такому ограничению можно отнести требование
о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19).
§
4. Система и компетенция органов валютного регулирования
Система органов
валютного регулирования закреплена в ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ.
Согласно указанной статье в Российской Федерации в качестве органов валютного
регулирования выступают только два органа: Банк России и Правительство РФ.
Установленная
Федеральным законом № 173-ФЗ система органов валютного регулирования является
более четкой по сравнению с системой, установленной Законом РФ № 3615-I, и в нее не могут быть включены какие-либо иные органы. При
этом следует учитывать, что полномочия некоторых государственных органов могут
косвенно затрагивать сферу валютного регулирования.
В частности,
Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному
правовому регулированию в сфере валютной деятельности, государственного долга,
таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных
средств, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской
Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №
329 с последующими изменениями).
Министерство
экономического развития и торговли РФ является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и
прогнозирования социально-экономического развития, внешнеэкономической
деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений,
инвестиционной деятельности (п. 1 Положения о Министерстве экономического
развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443 с последующими изменениями).
Следует учитывать, что
наряду с Федеральным законом № 173-ФЗ, имеются и другие законодательные акты,
определяющие компетенцию Банка России и Правительства РФ как органов валютного регулирования, которые
корреспондируют нормам указанного Федерального закона.
В соответствии со
ст. 54 Закона о Банке России Банк России является органом валютного
регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с
Федеральным законом № 173-ФЗ и иными федеральными законами.
В частности, в Законе
о Банке России содержится ряд норм, устанавливающих его статус как органа
валютного регулирования. Рассмотрим основные из них.
Банк России:
·
организует и осуществляет
валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством
РФ (п. 12 ст. 4):
·
определяет порядок
осуществления расчетов с международными организациями, иностранными
государствами, а также с юридическими и физическими лицами (п. 13 ст. 4);
·
устанавливает и публикует
официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю (п. 15 ст. 4);
·
принимает участие в
разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного
баланса РФ (п. 16 ст. 4);
·
устанавливает порядок и
условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения
операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу,
приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения
операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 17 ст. 4);
·
проводит анализ и
прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего
денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует
соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4);
·
утверждает графическое
обозначение рубля в виде знака (п. 2.1 ст. 4).
Совет директоров Банка
России ежеквартально представляет на рассмотрение Национального банковского
совета информацию о реализации политики валютного регулирования и валютного
контроля (п. 8 ст. 13).
Годовой отчет Банка
России включает в себя анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ
денежного обращения и кредита, банковской системы РФ, валютного положения и
платежного баланса РФ (ст. 25).
Среди основных
инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России названы
валютные интервенции, под которыми понимается купля-продажа Банком России иностранной
валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и
предложение денег (п. 5 ст. 35, ст. 41).
Банк России выступает
активным участником гражданско-правовых отношений. Согласно ст. 46 Закона о
Банке России Банк России имеет право осуществлять банковские операции и сделки
с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ для
достижения целей, предусмотренных указанным Законом, в том числе:
·
покупать и продавать
иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства,
номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными
кредитными организациями;
·
покупать, хранить,
продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
·
открывать счета в
российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях
иностранных государств;
·
выставлять чеки и векселя
в любой валюте.
Банк России
представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными
банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных
валютно-финансовых организациях (ст. 51).
В целях обеспечения
устойчивости кредитных организаций как обязательный норматив Банк России может
устанавливать размер валютного риска (п. 7 ст. 62), регулировать размеры и
порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по
указанному риску (ст. 68)2, определять порядок формирования и
размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций
для покрытия валютных рисков в соответствии с федеральными законами (ст. 69),
Правительство РФ в
соответствии со ст. 15 Закона о Правительстве РФ наделено следующими
полномочиями в сфере валютного регулирования:
·
осуществляет управление
государственным внутренним и внешним долгом РФ;
·
осуществляет в
соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование
и валютный контроль;
·
руководит
валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с
иностранными государствами.
При этом следует
учитывать, что Правительство РФ осуществляет ряд полномочий, которые могут
оказывать косвенное влияние на сферу валютных отношений. В частности, Правительство
РФ применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные
меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите
экономических интересов России, а также вводит количественные ограничения
экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами РФ,
федеральными законами и определяет порядок применения количественных
ограничений экспорта и, импорта товаров (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Это
оказывает непосредственное влияние на формирование курса национальной валюты.
В ч. 1 ст. 4
Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что органы валютного регулирования
издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее —
акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных этим
Законом. В корреспондирующей норме ч. 2 ct. 5 указано, что для реализации функций,
предусмотренных Федеральным законом № 173-ФЗ, Банк России и Правительство РФ
издают в пределах своей компетенции указанные акты, обязательные для резидентов
и нерезидентов.
В литературе выделено
два подуровня валютного регулирования — нормативно-правовое (создание
правовых норм, направленных на регулирование определенных общественных отношений)
и индивидуально-правовое (применение правовых норм к конкретным
жизненным обстоятельствам)1. Основной формой валютного регулирования
является издание нормативных актов.
В соответствии с
Федеральным законом № 173-ФЗ Банк России вправе принимать нормативные акты по
большинству вопросов валютного регулирования, устанавливающие в частности:
·
порядок и условия биржевых
торгов иностранной валютой (п. 11 ч. 1 ст. 1);
·
единые формы учета и
отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (ч. 4 ст.
5);
·
порядок осуществления
валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от
своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9);
·
требования для кредитных
организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной
валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых
указана в иностранной валюте (ч. 2 ст. 11);
·
порядок открытия уполномоченными
банками и валютными биржами счетов (вкладов) в банках за пределами России (ч.
8 ст. 12);
·
порядок открытия и ведения
открываемых на территории РФ банковских счетов (банковских вкладов)
нерезидентов (ч. 2 ст. 13);
·
порядок открытия и ведения
банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а
также порядок перевода физическим лицом — резидентом валютных средств из
Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковского счета
(ч. 2, 3 ст. 14);
·
единые правила оформления
резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных
операций между резидентами и нерезидентами (ч. 1 ст. 20).
В отношении полномочий
Правительства РФ по изданию актов следует обратиться к ст. 23 Закона о Правительстве
РФ. В соответствии с этой статьей Правительство РФ на основании и во исполнение
Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов,
нормативных указов Президента РФ издает акты в форме постановлений (имеющих
нормативный характер) и распоряжений (по оперативным и другим текущим вопросам,
не имеющим нормативного характера), обеспечивает их исполнение.
Правительство РФ в
соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ имеет по сравнению с Банком России
более узкую сферу для валютного регулирования и в основном издает нормативные
акты по согласованию с Банком России. Нормативные акты Правительства РФ, в
частности, могут устанавливать порядок представления резидентами (за
исключением физических лиц) налоговым органам по месту своего учета отчетов о
движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с
подтверждающими банковскими документами (ч. 7 ст. 12) (по согласованию с
Банком России).
Следует учитывать, что
Банк России и Правительство РФ одновременно наделены компетенцией, как в сфере
валютного регулирования, так и в сфере валютного контроля (ст. 22 Федерального
закона № 173-ФЗ).
Если порядок
осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая
установление требования об использовании специального счета) не установлены
органами валютного регулирования в соответствии с Федеральным законом №
173-ФЗ, валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по
счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании
специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения,
не предусмотренные Федеральным законом № 173-ФЗ (ч. 2 ст. 5).
В ч. 3 ст. 5
Федерального закона № 173-ФЗ установлен важный запрет: не допускается
установление органами валютного регулирования требования о получении
резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Эта норма направлена на
установление равных требований ко всем участникам валютных правоотношений и
создает необходимые условия для их конкуренции.
Банк России
устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и
сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию
по валютным операциям (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ), Указанные
формы отчетности установлены применительно к кредитным организациям указаниями
Банка России от 25 декабря 2003 г. № 1363-У «О составлении и представлении
финансовой отчетности кредитными организациями» с последующими изменениями и от
16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и
представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк
Российской Федерации» с последующими изменениями (далее — Указание Банка
России № 1376-У). Указание Банка России № 1376-У, в частности, предусматривает
представление кредитными организациями в Банк России сведений об инвестициях
уполномоченного банка и его клиентов—резидентов (кроме кредитных организаций) в
ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; сведений о расчетах по операциям с
ценными бумагами, долями, паями и вкладами в имуществе, совершенных между
резидентами и нерезидентами; отчета об операциях с наличной иностранной валютой
и чеками в иностранной валюте; отчета по операциям ввоза и вывоза валюты
Российской Федерации; отчета о конверсионных операциях; отчета об открытых
валютных позициях банковской (консолидированной) группы.
Следует обратить
внимание на законодательную норму о том, что органы валютного регулирования
(Банк России и Правительство РФ), а также специально уполномоченные на то
Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все
виды валютных операций, регулируемых Федеральным законом № 173-ФЗ, без
ограничений. Таким образом, на уровне законодательства РФ специальных ограничений
для указанных публично-правовых субъектов не установлено, и ими являются лишь
цели деятельности соответствующих органов, на достижение которых направлено
осуществление валютных операций.
§
5. Валютные операции между резидентами.
Приоритет
использования национальной валюты при осуществлении расчетов между резидентами
находит свое отражение в ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ, которая устанавливает
общий принцип запрета валютных операций между резидентами. Вместе с тем
ч. 1 ст. 9 предусматривает достаточно широкий круг исключений из общего
запрета, к которым относятся ниже перечисленные группы операций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|