бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Валютное право бесплатно рефераты

·        обязательность — заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валют­ного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резиден­тов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установ­ленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);

·        обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны — закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банков­скую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществ­лении их полномочий;

·        институционалъностъ — заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нару­шении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным орга­ном валютного контроля, передают органу валютного контро­ля, имеющему право применять санкции к данному лицу, ин­формацию, указанную в ч. 9 ст. 23;

·        разграничение компетенции — проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного , .контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разгра­ничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22). По сравнению с Законом № 3615-1 в Федеральном законе № 173-ФЗ направления валютного контроля упомянуты только в самой общей форме. Ими являются (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23): про­верка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валют­ного законодательства РФ и актов органов валютного регулиро­вания; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Нельзя не отметить, что в п. 1 ч. 1 ст. 23 ничего не сказано об актах органов валютного контроля. Получается, что издавать соответствующие акты эти органы вправе, а проверять их ис­полнение — нет. Полагаем, что указанную норму следует толко­вать в совокупности с ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ и включать в валютный контроль также проверку исполнения актов органов валютного контроля.

Кроме того, первое направление валютного контроля требует конкретизации с учетом требований, предъявляемых Федераль­ным законом № 173-ФЗ к валютным операциям резидентов и нерезидентов. В нем можно выделить проверку соблюдения:

·        требований правовых режимов совершения валютных опера­ций между резидентами (ст. 9), между нерезидентами (ст. 10), а также между резидентами и нерезидентами (ст. 6);

·        порядка открытия резидентами банковских счетов и банков­ских вкладов в иностранной валюте (ч. 1—3 ст. 14) и нерези­дентами банковских счетов и банковских вкладов в иностран­ной валюте и валюте Российской Федерации (ч. 1—4 ст. 13) в уполномоченных банках и совершения операций по ним;

·        порядка открытия резидентами счетов и вкладов в ино­странной валюте в банках, расположенных за пределами терри­тории РФ (ст. 12).

Помимо названных можно также выделить следующие на­правления валютного контроля:

·        проверка исполнения резидентами обязанности по репат­риации иностранной валюты и валюты Российской Федерации

·        (ст. 19);

·        проверка соблюдения порядка купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ст. И);

·        проверка соблюдения порядка ввоза и пересылки в Россий­скую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федера­ции валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).

Таким образом, валютному контролю подлежат все валют­ные операции независимо от того, осуществляются они свобод­но либо применительно к ним установлены валютные ограни­чения. Это объясняется тем, что даже свободное совершение валютных операций, «как правило, связано с выполнением ря­да формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т. п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за про­ведением любых валютных операций, накапливать информа­цию о движении валютных потоков и при необходимости кор­ректировать валютную политику государства».

Следовательно, валютные операции являются предметом валютного контроля. Объектом валютного контроля выступают Резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций. Субъекты валютного контроля — это «те государственные органы, а в ряде случаев — негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить ме­роприятия по проверке соблюдения валютного законодатель­ства».

§ 2. Формы и методы валютного контроля


Понятие формы валютного контроля как «способа объеди­нения соответствующих органов и учреждений для целей ва­лютного контроля» в юридический оборот ввел И. В. Хаменушко. Он разработал следующие критерии выделения таких форм:

·        наличие учреждений (органов), в сферу компетенции кото­рых входят общие для них направления валютного контроля;

·        выполнение указанными учреждениями (органами) своих задач по валютному контролю во взаимодействии друг с дру­гом, осуществляемом на постоянной основе;

·        распределение функций между взаимодействующими орга­нами в рамках единых направлений валютного контроля;

·        использование специфических методов валютного контроля.

Таким образом, под формой валютного контроля следует по­нимать специфический способ взаимодействия Правительст­ва РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуще­ствления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законода­тельства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.

Метод валютного контроля — это специфический прием и способ его осуществления. Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополни­тельные.

Основные методы валютного контроля — наблюдение (посто­янное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).

Специализированные методы валютного контроля — обследо­вание (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изуче­ние финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).

Дополнительные методы валютного контроля — запрос ин­формации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка до­кументальной информации с использованием специальных аналитических приемов).

Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Феде­рального закона № 173-ФЗ можно выделить три основные ор­ганизационно-правовые формы валютного контроля:

правительственная форма валютного контроля — осуществ­ляется Правительством РФ по двум направлениям:

а)  координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся ор­ганами валютного контроля, а также их взаимодействие с Бан­ком России;

б)  обеспечение взаимодействия не являющихся уполномо­ченными банками профессиональных участников рынка цен­ных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов ва­лютного контроля с Банком России.

Основной метод правительственного валютного контроля — наблюдение, результатом которого может стать издание подза­конного нормативного правового акта;

общая форма валютного контроля — осуществляется феде­ральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ — Федеральной службой финансово-бюд­жетного надзора. Отличие общего валютного контроля от спе­циального состоит в том, что он распространяется на всех уча­стников валютных отношений и в этом смысле носит общий, Универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия феде­ральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валют­ных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля — проведение проверок;

специальная форма валютного контроля — осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соот­ветствующее направление контрольной деятельности не являет­ся основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах об­щественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно, в рамках дан­ной формы можно выделить:

а) банковский валютный контроль — осуществляется Банком России и уполномоченными банками, подотчетными Банку России. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъ­ектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютно­го контроля, т. е. лицом, его осуществляющим, уполномочен­ный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка Рос­сии. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:

·        требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа ва­лютного контроля;

·        обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;

·        требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.

Таким образом, как организационно-правовая форма валют­ного контроля банковский валютный контроль опосредует кон­троль государства за совершением банковских валютных опера­ций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, — проведение проверок, уполномоченными банка­ми — наблюдение;

б)  таможенный валютный контроль — осуществляется тамо­женными органами за порядком проведения валютных опера­ций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг че­рез таможенную границу РФ (ввоз,  вывоз)  и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного ва­лютного контроля — наблюдение. Также используются специ­альные формы таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ): провер­ка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, лич­ный досмотр;

в)  налоговый валютный контроль — осуществляется налого­выми органами в переделах их компетенции (ст. 30—33 НК РФ, Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» с последующими изменениями (да­лее — Закон о налоговых органах)). Основной метод налогово­го валютного контроля — проведение проверок;

г) валютный контроль на рынке ценных бумаг — осуществля­ется не являющимися уполномоченными банками профессио­нальными участниками рынка ценных бумаг, в том числе дер­жателями реестра (регистраторами), подотчетными федераль­ному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг — Федеральной службе по финансовым рынкам. Предметом ва­лютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валют­ных операций с внешними ценными бумагами и нерезидента­ми — валютных операций с внутренними и внешними ценны­ми бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг — наблюдение.

По способу организации контрольных мероприятий валют­ный контроль можно классифицировать на дистанционный (до­кументальный) и контактный. Дистанционный контроль ис­пользуется в повседневной деятельности органов и агентов ва­лютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами документации и отчетности по проводимым ва­лютным операциям. Он является основным способом органи­зации мероприятий валютного контроля. Контактный контроль имеет место при проведении выездных проверок непосредст­венно на подконтрольном объекте.

По времени осуществления валютный контроль можно под­разделить на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции, например, при предварительной регистра­ции счета (вклада), открываемого в банке за пределами терри­тории РФ (ст. 18 Федерального закона № 173-ФЗ)), текущий (осуществляется в процессе проведения валютной операции, например: уполномоченным банком при совершении платежа в иностранной валюте; таможенными органами в процессе ввоза (вывоза) резидентами (нерезидентами) через таможенную гра­ницу РФ валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг) и последующий (осуществляется после проведения валютной операции, например, при пред­ставлении подтверждающих документов в уполномоченный банк и закрытии паспорта сделки).

§ 3. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, их компетенция


Часть 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ закрепляет трехуровневую систему валютного контроля. Ее образуют Пра­вительство РФ, органы валютного контроля и агенты валют­ного контроля. При этом ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ в сравнении с п. 2 ст. 11 Закона РФ № 3615-1 сформулирована таким образом, что исключает указание в ка­ком-либо ином федеральном законе органа исполнительной власти в качестве органа валютного контроля. Полномочие определять орган (органы) валютного контроля имеет только Правительство РФ.

Особенность правового положения Правительства РФ в системе органов и агентов валютного контроля заключается также в том, что оно осуществляет валютный контроль, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля. Указанная особенность предопределена тем, что Правительст­во РФ — орган общей компетенции, а иные федеральные орга­ны исполнительной власти являются органами специальной компетенции. В сфере валютного контроля Правительство РФ выполняет две функции: обеспечивает координацию федераль­ных органов исполнительной власти — органов валютного контроля и взаимодействие указанных органов, а также не яв­ляющихся уполномоченными банками профессиональных уча­стников рынка ценных бумаг и таможенных органов как аген­тов валютного контроля с Банком России (ч. 6 ст. 22 Феде­рального закона № 173-ФЗ).

Органами валютного контроля являются Банк России и фе­деральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Банк России как орган валютного контроля осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а также осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного кон­троля (ч. 4, абз. 3 ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ).

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 с последующими изменениями функции по контролю и надзору в соответствующей сфере деятельности могут осу­ществлять федеральные службы. Следовательно, по общему правилу федеральные министерства и федеральные агентства не могут быть ни органами, ни агентами валютного контроля (исключения могут быть установлены указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ — подп. «в» п. 3 и подп. «г» п. 5).

В настоящее время органом валютного контроля, уполно­моченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая находится в ведении Министерства финансов РФ. Согласно постановлению Прави­тельства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции органа валютного контроля (п. 1); в числе ее функций — осуществление контроля за соответствием прово­димых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разреше­ний, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (подп. 4 п. 4; аналогичное полномочие закреплено в подп. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвер­жденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. №278'); организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных фе­деральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валю­те Российской Федерации (подп. 5 п. 4).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18