Валютное право
§
3. Объекты валютных операций.
Все объекты валютных
операций относятся к объектам гражданского оборота, перечень которых приведен
в ст. 128 ГК РФ. Оборот отдельных видов объектов может быть ограничен законом.
Применительно к валютным ценностям ст. 141 ГК РФ прямо предусматривает, что
виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения
сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном
контроле. Федеральный закон № 173-ФЗ определил перечень объектов гражданского
оборота, операции с которыми относятся к валютным. Как уже отмечалось, к
объектам валютных операций относятся валютные ценности, а также валюта
Российской Федерации и внутренние ценные бумаги. При этом российская валюта и
внутренние ценные бумага являются объектами валютных операций только в случае
участия в них нерезидента (нерезидентов) или трансграничного перемещения такого
имущества.
Относительно ранее
действовавшего валютного законодательства РФ скорректирован состав имущества,
относящегося к валютным ценностям. Если Закон РФ № 3615-1 относил к валютным
ценностям иностранную валюту, ценные бумаги, номинированные в иностранной
валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни, то Федеральный закон № 173-ФЗ
относит к валютным ценностям только иностранную валюту и внешние ценные бумаги.
Операции с
драгоценными металлами и драгоценными камнями в настоящее время регулируются
Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных
камнях»1 с последующими изменениями. Согласно преамбуле указанного Федерального
закона им устанавливаются правовые основы регулирования отношений, возникающих
в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов
и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения
(гражданского оборота).
Очевидно, что указанные вопросы
не могли быть комплексно решены в рамках валютного законодательства и требовали
отдельного законодательного регулирования. Кроме того, следует признать, что в
современных экономических условиях драгоценные металлы и драгоценные камни в
значительной степени утратили способность выступать средством международных
расчетов, что является основным критерием включения отношений по обращению
того или иного имущества в сферу валютного регулирования.
В Статьях Соглашения
МВФ (ст. VIII разд. 2(Ь)) термин «валюта» трактуется в
функциональном смысле и в качестве такового служит для обозначения
установленной законом единицы счета в денежной системе какого-либо государства,
созданной для регулирования валютно-финансовой сферы на его территории. Валюта
подразделяется на национальную и иностранную.
Федеральный закон №
173-ФЗ (п. 1 ч. 1 ст. 1) к валюте Российской Федерации относит:
·
денежные знаки в виде банкнот
и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства
наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из
обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
·
средства на банковских
счетах и в банковских вкладах.
В соответствии со ст.
27 Закона о Банке России официальной денежной единицей Российской Федерации
(национальной валютой) является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.
Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по
нарицательной стоимости на всей территории РФ.
Платежи на территории
РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Эмиссия наличных
денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на
территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские
билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного
платежа на территории РФ.
Иностранная валюта
также существует в наличной и безналичной формах и может быть подразделена на национальную
валюту иностранного государства, валюту общую для группы иностранных государств
и международные денежные или расчетные единицы.
В соответствии с п. 2
ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ иностранной валютой являются:
денежные знаки в виде банкнот,
казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным
средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного
государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из
обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
средства на банковских
счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и
международных денежных или расчетных единицах.
В качестве примера
валюты общей для группы иностранных государств можно привести евро (1 EURO =
100 EURO cent) — единую денежную единицу для стран — участниц Европейского
валютного союза (ЕВС), которая была введена ими вместо своих национальных валют
с 1 января 1999 г. Членами ЕВС являются Австрия, Бельгия, Германия, Греция,
Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия,
Франция. Другие члены Европейского Союза (Великобритания, Дания, Швеция) пока
не вступили в ЕВС. Кроме того, евро является денежной единицей и в ряде
государств, не входящих в Европейский Союз: Андорре, Ватикане, Монако и
Сан-Марино.
Международной денежной
(расчетной) единицей с полным основанием можно назвать SDR (Special Drawing Rights)
— специальные права заимствования. SDR представляет собой валюту, эмитируемую
Международным валютным фондом (МВФ) и распределяемую между странами — членами
МВФ пропорционально их квотам международных кредитных, резервных и платежных
средств. Используются SDR для урегулирования сальдо платежных балансов,
пополнения валютных резервов, расчетов с МВФ.
В качестве
международных расчетных единиц во внешнеторговом обороте используются
различные виды клиринговых валют. Клиринговые валюты представляют собой
условные расчетные единицы, применяемые на основе межправительственных
соглашений государств. Указанные единицы существуют исключительно в
безналичной форме. Сам процесс валютного клиринга представляет собой зачет
взаимных требований участников клиринговых расчетов, основанный на стоимость. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона №
173-ФЗ иностранной валютой являются:
денежные знаки в виде
банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся
законным средством наличного платежа на территории соответствующего
иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые
либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
средства на банковских
счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и
международных денежных или расчетных единицах.
В качестве примера
валюты общей для группы иностранных государств можно привести евро (1 EURO =
100 EURO cent) — единую денежную единицу для стран — участниц Европейского
валютного союза (ЕВС), которая была введена ими вместо своих национальных валют
с 1 января 1999 г. Членами ЕВС являются Австрия, Бельгия, Германия, Греция,
Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия,
Франция. Другие члены Европейского Союза (Великобритания, Дания, Швеция) пока
не вступили в ЕВС. Кроме того, евро является денежной единицей и в ряде
государств, не входящих в Европейский Союз: Андорре, Ватикане, Монако и
Сан-Марино.
Международной денежной
(расчетной) единицей с полным основанием можно назвать SDR (Special Drawing Rights)
— специальные права заимствования. SDR представляет собой валюту, эмитируемую
Международным валютным фондом (МВФ) и распределяемую между странами — членами
МВФ пропорционально их квотам международных кредитных, резервных и платежных
средств. Используются SDR для урегулирования сальдо платежных балансов,
пополнения валютных резервов, расчетов с МВФ.
В качестве
международных расчетных единиц во внешнеторговом обороте используются
различные виды клиринговых валют. Клиринговые валюты представляют собой
условные расчетные единицы, применяемые на основе межправительственных
соглашений государств. Указанные единицы существуют исключительно в
безналичной форме. Сам процесс валютного клиринга представляет собой зачет
взаимных требований участников клиринговых расчетов, основанный на стоимости. К внутренним ценным бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги с номиналом в
валюте РФ, выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, и иные
ценные бумаги, выпущенные на территории РФ, удостоверяющие право на получение
валюты Российской Федерации. Все иные ценные бумаги п. 4 ч. 1 ст. 1
Федерального закона № 173-ФЗ относит к категории внешних ценных бумаг. Однако
следует признать, что, несмотря на указанную норму, нельзя отнести к категории
внешних ценных бумаг, например, такие ценные бумаги, как складские
свидетельства (ст. 912 ГК РФ), коносамент (ст. 144 КТМ РФ), опцион
эмитента-резидента (ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О
рынке ценных бумаг»1 с последующими изменениями (далее — Закон о
рынке ценных бумаг), хотя формально они и не отвечают признакам внутренних
ценных бумаг.
Вопрос об отнесении
эмиссионных ценных бумаг с номиналом в иностранной валюте или иных ценных
бумаг, удостоверяющих право на получение иностранной валюты, к внешним ценным
бумагам, в действительности должен решаться не так буквально, как это следует
из рассматриваемой нормы Федерального закона № 173-ФЗ.
Так, в соответствии со
ст. 6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии
и обращения государственных и муниципальных ценных бумагах» с последующими
изменениями иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы
могут быть указаны в реквизитах сертификатов государственных или муниципальных
ценных бумаг, Генеральных условиях их эмиссии и обращения в качестве
соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа
по данным ценным бумагам. Однако использование указанной оговорки не будет
свидетельствовать о том, что такие ценные бумаги являются внешними, поскольку
указанные ценные бумаги подлежат оплате исключительно в валюте Российской
Федерации.
До вступления в силу
Федерального закона № 173-ФЗ в правоприменительной практике существовал
вопрос: следует ли относить векселя с вексельной суммой в иностранной валюте и
местом платежа в Российской Федерации к валютным ценностям? Высший Арбитражный
Суд РФ в своем информационном письме от 31 мая 2000 г. № 52 (п. 15) разъяснил,
что в соответствии с п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть
предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной
определенной сумме в иностранной валюте. В этом случае подлежащая уплате в
рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день
платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом
или соглашением сторон. Пункты 41 и 77 Положения о переводном и простом
векселе, утвержденного постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. №
104/1341, прямо предусматривают, что если простой или переводной вексель
выписан в иностранной валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то его сумма
может быть оплачена в местной валюте по курсу на день наступления срока
платежа. Исключением из указанного правила является ситуация, когда
векселедатель обусловил в векселе, что платеж должен быть совершен в
определенной, указанной в векселе валюте (оговорка эффективного платежа в
какой-либо иностранной валюте).
Таким образом, векселя
с вексельной суммой, выраженной в иностранной валюте, следует отнести к
категории внутренних ценных бумаг, в случае если они выданы (составлены) на территории
РФ, имеют место платежа на территории РФ и не имеют оговорки эффективного
платежа в иностранной валюте.
Из приведенных
примеров следует вывод, что действительным критерием отнесения ценных бумаг к
внешним ценным бумагам является для эмиссионных ценных бумаг выражение номинала
в иностранной валюте (без оговорки платежа в рублях), а для не эмиссионных —
удостоверение ими права на получение валютных ценностей.
§
4. Субъекты валютных правоотношений
Субъекты валютных
правоотношений подразделяются на участников валютных операций и лиц,
осуществляющих валютное Регулирование и валютный контроль.
Федеральный закон №
173-ФЗ подразделяет участников валютных операций на резидентов и нерезидентов.
При этом перечень лиц, относящихся к резидентам, является исчерпывающим, а
перечень лиц, являющихся нерезидентами, в Федеральном законе № 173-ФЗ в отличие
от Закона РФ № 3615-1 приведен примерно.
Лиц, относящихся к
категории резидентов, можно подразделить на физические и юридические лица,
публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом.
Физические лица:
·
граждане РФ, за
исключением лиц, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве
в соответствии с законодательством этого государства;
·
постоянно проживающие в
Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного
законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Юридические лица:
·
юридические лица,
созданные в соответствии с законодательством РФ;
·
находящиеся за пределами
территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц
— резидентов,
Публично-правовые
образования:
·
Российская Федерация;
·
субъекты РФ;
·
муниципальные образования.
Официальные
представительства РФ за рубежом:
·
дипломатические
представительства, консульские учреждения РФ и иные российские официальные
представительства, находящиеся за рубежом;
·
постоянные
представительства РФ при межгосударственных или межправительственных
организациях.
К нерезидентам
относятся все иные лица, не отнесенные законом к категории резидентов, в частности:
·
физические лица, не
обладающие признаками физических лиц — резидентов;
·
юридические лица,
созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие
местонахождение за пределами территории РФ;
·
организации, не являющиеся
юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных
госу дарств и имеющие местонахождение за пределами
территории РФ;
·
находящиеся на территории
РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или
самостоятельные структурные подразделения указанных выше юридических лиц —
нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являющихся юридическими лицами;
·
аккредитованные в
Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения
иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при
межгосударственных или межправительственных организациях;
·
межгосударственные и
межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в
Российской Федерации;
·
иные лица, не
соответствующие признакам резидентов.
Ко второй категории
субъектов валютных правоотношений, т. е. к лицам, осуществляющим валютное
регулирование и валютный контроль, относятся органы валютного регулирования,
органы валютного контроля, агенты валютного контроля.
В целях правильного
уяснения терминов, используемых валютным законодательством РФ, следует
учитывать тот факт, что валютное законодательство является комплексной отраслью
законодательства и в нем присутствуют нормы различных отраслей права. В связи с
этим при толковании его норм соответствующие институты, понятия и термины
должны пониматься так, как они раскрываются в соответствующих отраслях права.
Но при этом следует учитывать, что Федеральный закон № 173-ФЗ обладает и
собственным понятийным аппаратом, который имеет специальное значение именно для
валютного регулирования.
Например, Федеральный
закон № 173-ФЗ не раскрывает понятие «эмиссионная ценная бумага», без чего
невозможно понять, признаки какого подпункта («а», если бумага эмиссионная,
или «б», если она не эмиссионная) п. 3 ч. 1 ст. 1 указанного Закона нужно
применять для квалификации конкретной Ценной бумаги как «внутренней». Признаки
эмиссионной ценной бумага сформулированы в ч. 1 ст. 2 Закона о рынке ценных
бумаг, согласно которой эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, в том
числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими
признаками:
·
закрепляет совокупность имущественных
и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному
осуществлению с соблюдением установленных Законом о рынке ценных бумаг формы и
порядка;
·
размещается выпусками;
·
имеет равные объем и сроки
осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени
приобретения ценной бумаги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|