бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Валютное право бесплатно рефераты

§ 3. Объекты валютных операций.

Все объекты валютных операций относятся к объектам гра­жданского оборота, перечень которых приведен в ст. 128 ГК РФ. Оборот отдельных видов объектов может быть ограни­чен законом. Применительно к валютным ценностям ст. 141 ГК РФ прямо предусматривает, что виды имущества, призна­ваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и ва­лютном контроле. Федеральный закон № 173-ФЗ определил перечень объектов гражданского оборота, операции с которыми относятся к валютным. Как уже отмечалось, к объектам валют­ных операций относятся валютные ценности, а также валю­та Российской Федерации и внутренние ценные бумаги. При этом российская валюта и внутренние ценные бумага являются объектами валютных операций только в случае участия в них нерезидента (нерезидентов) или трансграничного перемещения такого имущества.

Относительно ранее действовавшего валютного законода­тельства РФ скорректирован состав имущества, относящегося к валютным ценностям. Если Закон РФ № 3615-1 относил к ва­лютным ценностям иностранную валюту, ценные бумаги, но­минированные в иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни, то Федеральный закон № 173-ФЗ относит к валютным ценностям только иностранную валюту и внешние ценные бумаги.

Операции с драгоценными металлами и драгоценными кам­нями в настоящее время регулируются Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драго­ценных камнях»1 с последующими изменениями. Согласно преамбуле указанного Федерального закона им устанавливают­ся правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, про­изводства, использования и обращения (гражданского оборота). Очевидно, что указанные вопросы не могли быть комплексно решены в рамках валютного законодательства и требовали от­дельного законодательного регулирования. Кроме того, следует признать, что в современных экономических условиях драго­ценные металлы и драгоценные камни в значительной степени утратили способность выступать средством международных расчетов, что является основным критерием включения отно­шений по обращению того или иного имущества в сферу ва­лютного регулирования.

В Статьях Соглашения МВФ (ст. VIII разд. 2(Ь)) термин «ва­люта» трактуется в функциональном смысле и в качестве тако­вого служит для обозначения установленной законом единицы счета в денежной системе какого-либо государства, созданной для регулирования валютно-финансовой сферы на его террито­рии. Валюта подразделяется на национальную и иностранную.

Федеральный закон № 173-ФЗ (п. 1 ч. 1 ст. 1) к валюте Рос­сийской Федерации относит:

·        денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, на­ходящиеся в обращении в качестве законного средства налич­ного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъ­ятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денеж­ные знаки;

·        средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

В соответствии со ст. 27 Закона о Банке России официаль­ной денежной единицей Российской Федерации (националь­ной валютой) является рубль. Один рубль состоит из 100 ко­пеек. Рубль является законным платежным средством, обяза­тельным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.

Платежи на территории РФ осуществляются путем налич­ных и безналичных расчетов. Эмиссия наличных денег (банк­нот и монеты), организация их обращения и изъятия из обра­щения на территории РФ осуществляются исключительно Бан­ком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством налично­го платежа на территории РФ.

Иностранная валюта также существует в наличной и безна­личной формах и может быть подразделена на национальную валюту иностранного государства, валюту общую для группы иностранных государств и международные денежные или рас­четные единицы.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ иностранной валютой являются:

денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, мо­неты, находящиеся в обращении и являющиеся законным сред­ством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

средства на банковских счетах и в банковских вкладах в де­нежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

В качестве примера валюты общей для группы иностранных государств можно привести евро (1 EURO = 100 EURO cent) — единую денежную единицу для стран — участниц Ев­ропейского валютного союза (ЕВС), которая была введена ими вместо своих национальных валют с 1 января 1999 г. Членами ЕВС являются Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирлан­дия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. Другие члены Европейского Союза (Ве­ликобритания, Дания, Швеция) пока не вступили в ЕВС. Кро­ме того, евро является денежной единицей и в ряде государств, не входящих в Европейский Союз: Андорре, Ватикане, Мона­ко и Сан-Марино.

Международной денежной (расчетной) единицей с полным основанием можно назвать SDR (Special Drawing Rights) — спе­циальные права заимствования. SDR представляет собой валю­ту, эмитируемую Международным валютным фондом (МВФ) и распределяемую между странами — членами МВФ пропорцио­нально их квотам международных кредитных, резервных и пла­тежных средств. Используются SDR для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения валютных резервов, расчетов с МВФ.

В качестве международных расчетных единиц во внешне­торговом обороте используются различные виды клиринговых валют. Клиринговые валюты представляют собой условные расчетные единицы, применяемые на основе межправительст­венных соглашений государств. Указанные единицы существу­ют исключительно в безналичной форме. Сам процесс валют­ного клиринга представляет собой зачет взаимных требований участников клиринговых расчетов, основанный на стоимость. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ иностранной валютой являются:

денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, мо­неты, находящиеся в обращении и являющиеся законным сред­ством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

средства на банковских счетах и в банковских вкладах в де­нежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

В качестве примера валюты общей для группы иностранных государств можно привести евро (1 EURO = 100 EURO cent) — единую денежную единицу для стран — участниц Ев­ропейского валютного союза (ЕВС), которая была введена ими вместо своих национальных валют с 1 января 1999 г. Членами ЕВС являются Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирлан­дия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. Другие члены Европейского Союза (Ве­ликобритания, Дания, Швеция) пока не вступили в ЕВС. Кро­ме того, евро является денежной единицей и в ряде государств, не входящих в Европейский Союз: Андорре, Ватикане, Мона­ко и Сан-Марино.

Международной денежной (расчетной) единицей с полным основанием можно назвать SDR (Special Drawing Rights) — спе­циальные права заимствования. SDR представляет собой валю­ту, эмитируемую Международным валютным фондом (МВФ) и распределяемую между странами — членами МВФ пропорцио­нально их квотам международных кредитных, резервных и пла­тежных средств. Используются SDR для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения валютных резервов, расчетов с МВФ.

В качестве международных расчетных единиц во внешне­торговом обороте используются различные виды клиринговых валют. Клиринговые валюты представляют собой условные расчетные единицы, применяемые на основе межправительст­венных соглашений государств. Указанные единицы существу­ют исключительно в безналичной форме. Сам процесс валют­ного клиринга представляет собой зачет взаимных требований участников клиринговых расчетов, основанный на стоимости. К внутренним ценным бумагам относятся эмиссионные цен­ные бумаги с номиналом в валюте РФ, выпуск которых зареги­стрирован в Российской Федерации, и иные ценные бумаги, выпущенные на территории РФ, удостоверяющие право на по­лучение валюты Российской Федерации. Все иные ценные бу­маги п. 4 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ относит к категории внешних ценных бумаг. Однако следует признать, что, несмотря на указанную норму, нельзя отнести к категории внешних ценных бумаг, например, такие ценные бумаги, как складские свидетельства (ст. 912 ГК РФ), коносамент (ст. 144 КТМ РФ), опцион эмитента-резидента (ст. 2 Федерального за­кона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»1 с последующими изменениями (далее — Закон о рынке ценных бумаг), хотя формально они и не отвечают признакам внутрен­них ценных бумаг.

Вопрос об отнесении эмиссионных ценных бумаг с номина­лом в иностранной валюте или иных ценных бумаг, удостове­ряющих право на получение иностранной валюты, к внешним ценным бумагам, в действительности должен решаться не так буквально, как это следует из рассматриваемой нормы Феде­рального закона № 173-ФЗ.

Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения го­сударственных и муниципальных ценных бумагах» с последую­щими изменениями иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в рекви­зитах сертификатов государственных или муниципальных цен­ных бумаг, Генеральных условиях их эмиссии и обращения в качестве соответствующей оговорки, на основании которой оп­ределяется величина платежа по данным ценным бумагам. Од­нако использование указанной оговорки не будет свидетельст­вовать о том, что такие ценные бумаги являются внешними, поскольку указанные ценные бумаги подлежат оплате исклю­чительно в валюте Российской Федерации.

До вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ в пра­воприменительной практике существовал вопрос: следует ли относить векселя с вексельной суммой в иностранной валюте и местом платежа в Российской Федерации к валютным ценностям? Высший Арбитражный Суд РФ в своем информацион­ном письме от 31 мая 2000 г. № 52 (п. 15) разъяснил, что в со­ответствии с п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве мо­жет быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной ва­люте. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма опреде­ляется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. Пункты 41 и 77 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341, прямо предусматривают, что если простой или пе­реводной вексель выписан в иностранной валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то его сумма может быть оплачена в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа. Исключением из указанного правила является ситуация, когда векселедатель обусловил в векселе, что платеж должен быть со­вершен в определенной, указанной в векселе валюте (оговорка эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте).

Таким образом, векселя с вексельной суммой, выраженной в иностранной валюте, следует отнести к категории внутренних ценных бумаг, в случае если они выданы (составлены) на тер­ритории РФ, имеют место платежа на территории РФ и не име­ют оговорки эффективного платежа в иностранной валюте.

Из приведенных примеров следует вывод, что действитель­ным критерием отнесения ценных бумаг к внешним ценным бумагам является для эмиссионных ценных бумаг выражение номинала в иностранной валюте (без оговорки платежа в руб­лях), а для не эмиссионных — удостоверение ими права на по­лучение валютных ценностей.


§ 4. Субъекты валютных правоотношений

Субъекты валютных правоотношений подразделяются на участников валютных операций и лиц, осуществляющих валютное Регулирование и валютный контроль.

Федеральный закон № 173-ФЗ подразделяет участников ва­лютных операций на резидентов и нерезидентов. При этом перечень лиц, относящихся к резидентам, является исчерпываю­щим, а перечень лиц, являющихся нерезидентами, в Федеральном законе № 173-ФЗ в отличие от Закона РФ № 3615-1 приведен примерно.

Лиц, относящихся к категории резидентов, можно подразде­лить на физические и юридические лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом.

Физические лица:

·        граждане РФ, за исключением лиц, признаваемых постоян­но проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

·        постоянно проживающие в Российской Федерации на осно­вании вида на жительство, предусмотренного законодательст­вом РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Юридические лица:

·        юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством РФ;

·        находящиеся за пределами территории РФ филиалы, пред­ставительства и иные подразделения юридических лиц — рези­дентов,

Публично-правовые образования:

·        Российская Федерация;

·        субъекты РФ;

·        муниципальные образования.

Официальные представительства РФ за рубежом:

·        дипломатические представительства, консульские учрежде­ния РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за рубежом;

·        постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

К нерезидентам относятся все иные лица, не отнесенные зако­ном к категории резидентов, в частности:

·        физические лица, не обладающие признаками физических лиц — резидентов;

·        юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств и имеющие местонахожде­ние за пределами территории РФ;

·        организации, не являющиеся юридическими лицами, соз­данные в соответствии с законодательством иностранных госу дарств и имеющие местонахождение за пределами террито­рии РФ;

·        находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные пред­ставительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных выше юридических лиц — нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являю­щихся юридическими лицами;

·        аккредитованные в Российской Федерации дипломатиче­ские представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных госу­дарств при межгосударственных или межправительственных организациях;

·        межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Фе­дерации;

·        иные лица, не соответствующие признакам резидентов.

Ко второй категории субъектов валютных правоотношений, т. е. к лицам, осуществляющим валютное регулирование и ва­лютный контроль, относятся органы валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля.

В целях правильного уяснения терминов, используемых ва­лютным законодательством РФ, следует учитывать тот факт, что валютное законодательство является комплексной отрас­лью законодательства и в нем присутствуют нормы различных отраслей права. В связи с этим при толковании его норм соот­ветствующие институты, понятия и термины должны пони­маться так, как они раскрываются в соответствующих отраслях права. Но при этом следует учитывать, что Федеральный закон № 173-ФЗ обладает и собственным понятийным аппаратом, который имеет специальное значение именно для валютного регулирования.

Например, Федеральный закон № 173-ФЗ не раскрывает понятие «эмиссионная ценная бумага», без чего невозможно понять, признаки какого подпункта («а», если бумага эмисси­онная, или «б», если она не эмиссионная) п. 3 ч. 1 ст. 1 указан­ного Закона нужно применять для квалификации конкретной Ценной бумаги как «внутренней». Признаки эмиссионной цен­ной бумага сформулированы в ч. 1 ст. 2 Закона о рынке цен­ных бумаг, согласно которой эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

·        закрепляет совокупность имущественных и неимуществен­ных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом о рын­ке ценных бумаг формы и порядка;

·        размещается выпусками;

·        имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри од­ного выпуска вне зависимости от времени приобретения цен­ной бумаги.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18