Валютное право
Доводы заявителя относительно
нарушения Управлением порядка привлечения к административной ответственности
(ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ) отклоняются судом кассационной инстанции по следующим
основаниям.
Составление в данном случае
Управлением одного протокола об административном правонарушении (вместо двух),
равно как и принятие одного постановления по делу об административном
правонарушении (вместо двух) не могут рассматриваться как процедурные нарушения,
свидетельствующие о серьезных негативных процессуальных последствиях: об
ущемлении прав Общества как участника административной процедуры, о неполноте
выяснения административным органом фактических обстоятельств дела. Придание
подобным процедурным ошибкам значения безусловных оснований для признания
постановления административного органа незаконным означало бы сугубо формальный
подход суда к оценке положений разд. IV КоАП РФ, что, в свою очередь, не отвечало бы
принципам справедливости и неотвратимости юридической ответственности.
Как было указано в § 4 гл. II
настоящего учебного пособия, Федеральный закон № 173-ФЗ в составе резидентов и
нерезидентов отдельно не выделяет индивидуальных предпринимателей. В рамках
обозначенной проблемы можно выделить как минимум два аспекта:
1) применение к индивидуальному
предпринимателю норм Федерального закона № 173-ФЗ, регулирующих отношения с
участием юридических лиц либо отношения с участием физических лиц;
2) право индивидуального
предпринимателя осуществлять расчеты в иностранном государстве наличным
порядком в местной валюте.
По вопросу применения к
индивидуальным предпринимателям норм Федерального закона № 173-ФЗ,
регулирующих отношения с участием юридических лиц либо отношения с участием
физических лиц, арбитражная практика идет по пути Распространения на них норм и
установленного ими правового Режима в отношении физических лиц. В качестве
примера можно привести два схожих дела, рассмотренных Федеральным арбитражным
судом Волго-Вятского округа.
Фабула обоих дел такова.
Индивидуальные предприниматели приобрели у немецкой фирмы за наличный расчет
товары — кузова для автомобилей и запасные части к легковым автомобилям. Наличная
форма оплаты товара подтверждена кассовыми чеками. Оплата товара произведена в
Германии наличными евро. Усмотрев в действиях предпринимателей нарушение ч. 2
ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой, если иное не
предусмотрено названным Законом, расчеты при осуществлении валютных операций
производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в
уполномоченных банках, орган валютного контроля привлек предпринимателей к
ответственности по признакам состава административного правонарушения,
предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в размере соответствующих сумм незаконных
валютных операций.
Индивидуальные предприниматели
обжаловали постановления органа валютного контроля о наложении
административного штрафа в арбитражный суд. Арбитражные суды первой и
апелляционной инстанций встали на сторону предпринимателей, признав постановления
органа валютного контроля незаконными. Не согласившись с их решениями, орган
валютного контроля обжаловал состоявшиеся судебные акты в кассационной
инстанции. Кассационная инстанция оставила все решения нижестоящих инстанций в
силе, руководствуясь следующим.
В ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ
установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, т.
е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ,
или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об
использовании специального счета и требований о резервировании, а равно
списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных
бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного
требования о резервировании.
В соответствии с подп. «б» п. 9
ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся
приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и
отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента
валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на
законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты
Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа. Норма
ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ устанавливает порядок осуществления
расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами. Между тем из
ст. 1 следует, что по своему содержанию понятие «индивидуальный предприниматель»
совпадает с понятием «физическое», а не «юридическое» лицо.
В ч. 3 ст. 15 Федерального закона
№ 173-ФЗ установлено, что физическим лицам предоставлено право единовременно
вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в
эквиваленте 10 тыс. долларов США или не превышающей этой суммы. В
рассматриваемых случаях предприниматели приобрели у иностранной фирмы товары
на суммы 2400 и 3000 евро, что по действовавшему курсу валют не превышало сумму
в 10 тыс. долларов США. Оплата товаров произведена в момент их приобретения
за наличный расчет.
При таких обстоятельствах
арбитражный суд кассационной инстанции подтвердил правильность выводов судов
первой и апелляционной инстанций о том, что валютные операции, осуществленные
индивидуальными предпринимателями, не относятся к числу запрещенных валютных
операций или операций, в отношении которых установлены какие-либо ограничения.
Следовательно, орган валютного контроля не имел оснований для привлечения
предпринимателей к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Признавая правильным и соглашаясь
с выводом арбитражного суда кассационной инстанции о том, что «по своему содержанию
понятие «индивидуальный предприниматель» совпадает с понятием «физическое», а
не «юридическое» лицо», хотелось бы усилить правовую позицию суда в этой части
ссылкой на ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой
все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного
законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов
валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. Поэтому коль скоро
Федеральный закон № 173-ФЗ прямо не называет статусы индивидуального предпринимателя
и физического лица сходными по своей сути, то использовать аналогию закона
нужно к пользе индивидуального предпринимателя, применяя нормы, которые улучшают его положение по сравнению с тем, в
котором он оказался бы, если бы применялись нормы, касающиеся юридических лиц.
Необходимо также иметь в виду,
что п. 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которому к предпринимательской
деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются
правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся
коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых
актов или существа правоотношения, к рассматриваемым отношениям не применим,
поскольку, во-первых, его действие ограничено рамками ГК РФ, а во-вторых,
«иное» вытекает из существа правоотношения, подверженного публично-правовому
регулированию Федеральным законом № 173-ФЗ.
Процитированные материалы дел
показывают, что для целей применения Федерального закона № 173-ФЗ правовой статус
индивидуального предпринимателя приравнен к статусу физического лица за исключением
случаев, когда в законе прямо установлено иное (например, таким случаем
являлась ст. 21 Федерального закона № 173-ФЗ, которая устанавливала обязанность
продажи части валютной выручки резидентов в отношении как юридических лиц, так
и индивидуальных предпринимателей).
При этом арбитражный суд
кассационной инстанции пошел по пути рассмотрения порядка исполнения
заключенного внешнеторгового договора как совокупности двух валютных операций:
а) вывоз наличной иностранной валюты в сумме, не превышающей эквивалент 10 тыс.
долларов США; б) совершение платежа (расчета с нерезидентом в наличной форме в
валюте, имеющей хождение в стране места совершения платежа). Вместе с тем суд
не рассматривал вопрос о законности второй валютной операции, справедливо
полагая, что он регулируется германским законодательством, а не Федеральным
законом № 173-ФЗ (в противном случае подлежала бы применению ч. 3 ст. 14,
которая устанавливает общее правило о проведении расчетов при осуществлении
валютных операций физическими лицами — резидентами через банковские счета в
уполномоченных банках и закрытый перечень исключений из данного пpaвила,
среди которых нет «расчетов с нерезидентом в наличной форме в валюте, имеющей
хождение в стране места совершения платежа»). Между тем в практике есть случаи,
когда суд привлекал к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП
РФ за осуществление индивидуальным предпринимателем — резидентом расчетов за
рубежом с нерезидентом по заключенному контракту наличным порядком в иностранной
валюте, что вызывает необходимость подробнее рассмотреть этот вопрос.
По второй обозначенной проблеме
есть две противоположные группы решений арбитражных судов: в одном случае суды
признавали незаконной валютную операцию по уплате индивидуальным предпринимателем
за рубежом наличной иностранной валютой цены товара по заключенному
внешнеторговому контракту, в другом — указывали на правомерность соответствующих
действий индивидуального предпринимателя.
Фабула дел первой группы сводится
к следующему. Индивидуальный предприниматель в соответствии с заключенными им
контрактами с литовской фирмой ввез в Россию из Литвы товары стоимостью
соответственно 950 евро и 2000 литовских лит. Оплата товара произведена
предпринимателем в Литве наличными денежными средствами. Указанные
обстоятельства послужили основанием для привлечения предпринимателя к
административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Постановлениями
Росфин-надзора на него наложен административный штраф в размере сумм незаконных
валютных операций. Не согласившись с применением административной
ответственности, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд.
Признавая оспариваемое
постановление Росфиннадзора частично незаконным, суды первой и апелляционной
инстанций тем не менее усмотрели в действиях предпринимателя состав административного
правонарушения, однако снизили размер наложенного на него штрафа до
минимального предела санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ ввиду отсутствия
обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Кассационная инстанция сочла
выводы суда правильными, а обжалуемые судебные акты — законными и
обоснованными. При этом она руководствовалась следующим.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ
от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы
валютного контроля в Российской Федерации»1 с последующими изменениями
расчеты по внешнеэкономическим сделкам, предусматривающим ввоз товаров на
таможенную территорию РФ, осуществляются только через счета резидентов,
заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не
разрешено Банком России.
В силу подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 1
Федерального закона № 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо
нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо
нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской
Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также
использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних
ценных бумаг в качестве средства платежа отнесены к валютным операциям.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального
закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся
физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных
банках, за исключением валютных операций, прямо указанных в названной части ст.
14. Оплата импортного контракта наличной иностранной валютой в этот перечень не
включена.
С учетом приведенных нормативных
положений суды первой и апелляционной инстанций обоснованно, по мнению суда
кассационной инстанции, расценили валютные операции, осуществленные
предпринимателем, как незаконные, влекущие административную ответственность на
основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Далее кассационная инстанция
приводит следующие аргументы: «Нормы Закона регулируют отношения между
определенными субъектами (резиденты и нерезиденты в различных сочетаниях) по
поводу конкретных объектов (валютные ценности, валюта РФ, внутренние ценные
бумаги) независимо от места осуществления валютных операций. Об этом
свидетельствует анализ отдельных положений Федерального закона № 173-ФЗ (п. 1
ст. 10, ст. 12, п. 2, 4 ст. 14 и др.), придающих юридическую значимость
действиям субъектов, совершенным за пределами территории РФ.
Закон устанавливает правовые
основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской
Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права
и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и
распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в
отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и
внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного
контроля (ст. 2 Федерального закона № 173-ФЗ).
По смыслу приведенной нормы сфера
действия Закона не ограничивается территорией РФ. Пределы распространения его
положений очерчены субъектным составом и объектами правоотношений. В раде
случаев Федеральный закон связывает юридические последствия с действиями
резидентов, совершенными за пределами Российской Федерации. Следовательно,
ссылка предпринимателя на то, что оплата товара произведена на территории
иностранного государства, не принимается во внимание.
Запреты в праве устанавливаются
не только с помощью запретительных правовых норм, но и посредством позитивно
обязывающих норм, предписывающих субъектам определенное поведение, отклонение
от которого не допускается. Закон устанавливает определенные требования к
осуществлению валютных операций, невыполнение которых запрещается и влечет
юридическую ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
В процитированных решениях
арбитражный суд поставил более общий вопрос: распространяется ли действие Федерального
закона № 173-ФЗ и КоАП РФ на территории иностранных государств? Несмотря
на то что суд ответил на него утвердительно и предприниматель понес
административное наказание, представляется, что такая позиция не находит
должного подкрепления нормами действующего законодательства.
Во-первых, суд сам сослался на
ст. 2 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой Закон устанавливает
правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в
Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо,
совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на
основании закона, действовавшего во время и по месту совершения
административного правонарушения. Поскольку вменяемые предпринимателю административные
правонарушения (проведение незаконных валютных операций) имели место на
территории иностранного государства (Литвы), то ее законность (незаконность) и
ответственность за ее совершение должны определяться по законодательству
Литвы.
Во-вторых, условие о проведении
расчетов является условием внешнеторгового контракта, а потому его законность
(незаконность), равно как и все действия по исполнению контракта, должны
определяться компетентным правопорядком. Для определения такого правопорядка
необходимо обратиться к гл. 68 ГК РФ. Согласно п. 1 и 2 ст. 1211 ГК РФ при
отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору
применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом
страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не
вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности
обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное
место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее
значение для содержания договора (в частности, по договору купли-продажи
компетентным правом будет право страны-продавца (подп. 1 п. 3 ст. 1211 ГК РФ)'
Поскольку продавец находится на территории Литвы, то компетентным
правопорядком следует считать литовское законодательство. При этом необходимо
отметить, что гражданская правоспособность индивидуального предпринимателя (способность
быть стороной внешнеторгового контракта, иметь по нему права и нести
обязанности) определяется по праву Российской Федерации (п. 1 и 2 ст. 1202 ГК
РФ). Поскольку для индивидуальных предпринимателей нет ограничений по осуществлению
внешнеторговой деятельности, каждый из них может выступать стороной
внешнеторгового контракта. Перечень его существенных условий, равно как их
законность (незаконность), подчиняется правопорядку, выбранному с учетом ст.
1211 ГК РФ.
В-третьих, если мы подтвердим
правомерность распространения действия Федерального закона № 173-ФЗ на территории
зарубежных стран, то помимо нарушения принципа суверенности иностранного
государства и его исключительного права осуществлять нормотворчество на своей территории
мы создадим практические проблемы для наших соотечественников, выезжающих за
рубеж, при осуществлении расчетов в наличной иностранной валюте (которая
является национальной валютой для иностранного государства). При таком варианте
решения данного вопроса гражданин РФ, выезжающий по туристической путевке,
например в Турцию, не сможет, не нарушая Федеральный закон № 173-ФЗ (ч. 3 ст.
14) и не боясь применения ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, расплачиваться
наличными турецкими лирами на территории Турции.
Уголовная ответственность за невозвращение в крупном размере из-за
границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в
соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в
уполномоченный банк, установлена ст. 193 УК РФ.
§ 6. Особенности
ответственности уполномоченных банков
Особенности привлечения к
ответственности уполномоченных банков за нарушения валютного законодательства
РФ и актов органов валютного регулирования установлены Указанием Банка России
от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны
уполномоченных банков за Правомерностью осуществления их клиентами валютных
операций о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за
нарушения валютного законодательства»1 с последующими изменениями.
Названным Указанием установлено,
что в случае нарушения уполномоченным банком федеральных законов, нормативных
актов и предписаний Банка России в сфере валютного регулирования и валютного
контроля, в частности за проведение валютных операций клиентов без
обосновывающих документов, к уполномоченному банку может быть применена мера
воздействия в виде ограничения проведения операции купли-продажи иностранной
валюты в наличной и безналичной формах.
Ограничение проведения
уполномоченным банком операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и
безналичной формах может состоять из ограничений на следующие операции,
применяемых как по отдельности, так и вместе:
·
ограничение права
совершать сделки по купле иностранной валюты от своего имени и за свой счет;
·
ограничение права
совершать сделки по продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет;
·
ограничение права
совершать сделки по купле иностранной валюты по поручению своих клиентов
(включая кредитные организации);
·
ограничение права
совершать сделки по продаже иностранной валюты по поручению своих клиентов
(включая кредитные организации).
Ограничение проведения операции
купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах на биржевом
и внебиржевом валютном рынке может быть введено сроком до шести месяцев в
зависимости от характера нарушения, совершенного уполномоченным банком.
Указанное ограничение вводится предписанием Банка России либо его территориального
учреждения.
В случае неоднократного
применения к уполномоченному банку мер, установленных названным Указанием, Банк
России вправе отозвать у уполномоченного банка лицензию на осуществление
банковских операций. Исчерпывающий перечень оснований к отзыву банковской
лицензии содержится в ч. 1 и 2 ст. 20 Закона о банках. Порядок отзыва лицензии
установлен Положением Банка России от 2 апреля 1996 г. № 264 «Об отзыве
лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в
Российской Федерации» с последующими изменениями (далее — Положение
Банка России № 264).
При этом необходимо иметь в виду,
что при нарушении уполномоченными банками требований федеральных законов и
нормативных актов Банка России, регулирующих банковскую деятельность в сфере
валютного регулирования и валютного контроля, территориальные учреждения Банка
России вправе направить ходатайство об отзыве у уполномоченного банка лицензии
на осуществление банковских операций по основаниям, указанным в п. 5 ч. 1 ст.
20 Закона о банках, если в течение последних 12 месяцев к уполномоченному
банку два и более раз применялись меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке
России.
В соответствии со ст. 74 Закона о
Банке России в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых
в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России,
непредставления информации, представления неполной или недостоверной
информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации
устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1%
минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной
организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае неисполнения в
установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении
нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае,
если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции
или сделки создали реальную Угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк
России вправе:
1) взыскать с кредитной
организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не
более 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной
организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению
кредитной организации, в том
числе изменения структуры ее активов;
замены руководителей кредитной
организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Закона о Банке России;
осуществления реорганизации
кредитной организации;
3) изменить на срок до шести
месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на
осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций,
предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на
срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную
администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;
6) ввести запрет на осуществление
реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут
основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной
организации, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»1 с
последующими изменениями;
7) предложить учредителям
(участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу
существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо
иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать
влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации,
предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств
(капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею
обязательных нормативов.
Кредитная организация может быть
привлечена к ответственности Банком России за совершение нарушения из числа
перечисленных, если со дня его совершения не истекло пять лет.
Банк России может обратиться в
суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных
федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об
обнаружении нарушения из числа перечисленных выше.
Необходимо отметить, что
названные меры ответственности уполномоченных банков не являются мерами
административной ответственности. Банк России в принципе не может своими
актами устанавливать административную ответственность. Все перечисленные меры —
самостоятельные меры ответственности, введенные Банком России в рамках
реализации Закона о Банке России (в частности, ст. 4, 56 и 74).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|