Валютное право
Судом установлено, что
ЗАО АКБ «Алеф-Банк» (далее — Банк) и Общество (далее — Клиент) заключили
договор банковского счета № ОУ-РВД-0586-03 от 18 ноября 2003 г. в иностранной
валюте на открытие в долларах США: текущего валютного счета №
40702840500000202660, транзитного валютного счета № 40702840400000292660,
специального транзитного валютного счета № 40702840300000282660 и осуществления
расчетного и кассового обслуживания в порядке и на условиях определяемых данным
договором и положениями действующего законодательства. Режим счета, порядок
проведения операций по нему определяются действующим законодательством РФ. В
соответствии с п. 2.3.3 договора плата за услуги Банка взимается из денежных
средств Клиента, находящихся на счете, в безакцептном порядке в размерах и в
сроки, установленные тарифами. Данный договор вступает в силу со дня его
подписания и действует в течение неопределенного срока.
С текущего валютного
счета № 40702840500000202660 5 октября 2004 г. Банком были списаны денежные
средства Общества в иностранной валюте за осуществление Банком функций агента
валютного контроля в размере 6702,50 доллара США и 162 доллара США и зачислены
на валютный счет ЗАО АКБ «Алеф-Банк» № 4742284050000050027 согласно
мемориальным ордерам № 516 от 5 октября 2004 г. и № 265 от 5 октября 2004 г.
В счетах-фактурах от 5
октября 2004 г. № 002/10 и № 005/10, выставленных ЗАО АКБ «Алеф-Банк» в адрес
Общества, указано следующее наименование оказанных услуг: «За осуществление банком
функций агента валютного контроля».
Указанные суммы
являются платой за услуги Банка по выполнению им функций агента валютного
контроля и составляют 0,07 и 0,1% соответственно от суммы платежа 9 575 000
долларов США поимпортному контракту № ВК/040927 и от суммы платежа 162 000 долларов
США по контракту № ASH/KSG/01 от 25 марта 2004 г. согласно подп. 6.1 п.
6 перечня тарифов за оказанные банком услуги по расчетно-кассовому обслуживанию
юридических лиц по операциям в российских рублях и иностранной валюте, который
является неотъемлемой частью договора банковского счета.
Удовлетворяя
заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с подп.
«в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ Общество и ЗАО АКБ «Алеф-Банк»
являются резидентами. Списание указанных сумм иностранной валюты в безакцептном
порядке по договору банковского счета от 18 ноября 2003 г. № ОУ-РВД-0586-03 с
текущего счета Общества является валютной операцией.
В силу п. 6 ч. 3 ст. 9
Федерального закона № 173-ФЗ уплата уполномоченным банкам комиссионного
вознаграждения является разрешенной валютной операцией.
В соответствии со ст.
421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия
договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание
соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.
422 ГК РФ).
Статьей 29 Закона о
банках установлено, что процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и
комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной
организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным
законом.
В соответствии со ст.
432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в
подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в
законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров
данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из
сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно положениям
Федерального закона № 173-ФЗ уполномоченные банки вправе взимать плату за
выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов,
оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. При
этом Федеральным законом № 173-ФЗ ограничений по сумме взимаемого уполномоченными
банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля
не установлено.
Учитывая указанные
нормы, суд правомерно пришел к выводу, что уполномоченные банки вправе
самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими
функций агентов валютного контроля, в том числе как в валюте РФ, так и в иностранной
валюте.
Пунктом 2.1.6 договора
банковского счета между Обществом и ЗАО АКБ «Алеф-Банк» виды оплачиваемых
услуг, а также размер вознаграждения, взимаемого за их оказание, определяются
согласованными тарифами ставок комиссионного вознаграждения за выполнение
поручений клиентов в иностранной валюте. То есть стороны определили, что плата
за выполнение в том числе функций агента валютного контроля является по своей
правовой природе комиссионным вознаграждением, взимаемым банком за оказываемые
услуги по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц.
Анализируя положения
п. 3 ч. 5 ст. 21 Федерального закона № 173-ФЗ, арбитражный суд обоснованно
указал, что оплата исполнения функций агента валютного контроля по своей
природе аналогична оплате банком комиссионного вознаграждения и является
разрешенной валютной операцией1.
Агенты валютного
контроля и их должностные лица обязаны:
осуществлять контроль
за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ
и актов органов валютного регулирования;
представлять органам
валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в
порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов
валютного регулирования2.
Органы и агенты
валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую,
банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Органы и агенты
валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного
законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим
валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами
территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с
законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу
валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую
информацию:
·
в отношении юридического
лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место
государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание
нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения
и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
·
в отношении физического
лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность,
адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного
нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной
операции или указанного нарушения.
§
4. Права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютного
контроля
Права и обязанности
резидентов и нерезидентов при проведении валютного контроля закреплены в ст.
24 Федерального закона № 173-ФЗ. В соответствии с названной статьей резиденты
и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют
право:
1) знакомиться с
актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
2) обжаловать решения
и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных
лиц. Решение (постановление) органа валютного контроля о привлечении резидента
или нерезидента к ответственности может быть обжаловано как в вышестоящий
орган, так и в суд. В соответствии со ст. 30.1—30.3 КоАП РФ постановление по
делу об административном правонарушении может быть обжаловано: вынесенное
судьей — в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом — в районный суд
по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом — в
вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту
рассмотрения дела.
В случае если жалоба
на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и
в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
Постановление по делу
об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом,
осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.
Жалоба на
постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в
течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае
пропуска указанного срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может
быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать
жалобу.
Жалоба на
постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в
орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые
обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми
материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему
должностному лицу.
Жалоба может быть
подана и непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному
лицу, уполномоченным ее рассматривать. В случае, если рассмотрение жалобы не
относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано
постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется
на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
Жалоба на
постановление по делу об административном правонарушении государственной
пошлиной не облагается;
3) на возмещение
реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием)
органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Право на возмещение
ущерба реализуется путем подачи искового заявления в суд или арбитражный суд в
соответствии с правилами, установленными ГПК РФ и АПК РФ.
Возмещению подлежит
только реальный ущерб — расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело
или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или
повреждение его имущества. Упущенная выгода лица — Неполученные доходы, которые
это лицо получило бы при обычных условиях гражданского и хозяйственного
оборота, если бы его право не было нарушено, — в данной ситуации не возмещается.
Лицо, которое
обратилось за возмещением ущерба, помимо размера ущерба должно доказать:
неправомерность
действий (бездействия) органа или агента валютного контроля или его
должностного лица, т. е. указать конкретные нормы актов, которые нарушили
указанные субъекты;
прямую
причинно-следственную связь между действиями (бездействием) этих субъектов и
возникшим ущербом.
Ущерб, причиненный Банком
России как органом валютного контроля или агентами валютного контроля, за
исключением таможенных и налоговых органов, подлежит возмещению за счет
указанных субъектов.
Ущерб, причиненный
Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, а также федеральными органами
исполнительной власти, являющимися агентами валютного контроля, возмещается
за счет казны РФ, от имени которой выступает Министерство финансов РФ.
В последнем случае
ответчиком признается Российская Федерация в лице упомянутого Министерства
финансов РФ. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно
к государственному органу, допустившему соответствующее нарушение, не может
служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его
возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика
по делу соответствующий финансовый орган. При удовлетворении иска взыскание
денежных сумм производится за счет средств федерального бюджета, а при
отсутствии денежных средств — за счет иного имущества, составляющего казну РФ.
Резиденты и
нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять
органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые
предусмотрены ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ;
2) вести в
установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным
операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в
течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции,
но не ранее срока исполнения договора;
3) выполнять
предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов
валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Общий порядок
представления резидентами и нерезидентами документов и информации и учета
валютных операций установлен гл. 1 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г.
№ 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным
банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке
учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов
сделок» с последующими изменениями (далее — Инструкция Банка России № 117-И).
Он распространяется на все валютные операции, за исключением валютных операций,
осуществляемых:
·
кредитными организациями —
резидентами от своего имени и за свой счет, за исключением валютных операций,
осуществляемых с использованием специальных банковских счетов нерезидентов в
валюте РФ;
·
через счета резидентов и
нерезидентов, открытые в Банке России;
·
между нерезидентом и
федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными
Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст.
5 Федерального закона № 173-ФЗ;
·
физическими лицами —
резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Указанный порядок
состоит в следующем.
Резиденты (юридические
лица и физические лица, в том числе физические лица — индивидуальные
предприниматели) При осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют
в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) следующие документы:
справку об
идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте,
поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента,
открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим
совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в
приложении 1 к Инструкции Банка России № 117-И;
иные документы,
являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в ч. 4 ст. 23
Федерального закона № 173-ФЗ.
Указанные документы
представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в
уполномоченном банке либо не позднее семи рабочих дней со дня поступления иностранной
валюты на его счет в уполномоченном банке.
При поступлении
иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке, в случае если
договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено,
что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях,
указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется. В этом
случае справка подписывается сотрудником банка, уполномоченным осуществлять
действия по валютному контролю.
Уполномоченный банк
принимает справку о валютных операциях либо отказывает в ее принятии не
позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом.
Уполномоченный банк
проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о валютных
операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для
проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления
указанной справки, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее
представления резидентом в уполномоченный банк. Принятая справка о валютных
операциях подписывается ответственным лицом уполномоченного банка и заверяется
печатью уполномоченного, банка, используемой для целей валютного контроля.
Уполномоченный банк
отказывает в принятии справки о валютных операциях в следующих случаях:
представленная резидентом
справка о валютных операциях составлена резидентом с нарушением установленных
требований;
из представленных
резидентом документов следует несоответствие вида проводимой валютной операции
коду, указанному резидентом в соответствии с Перечнем валютных операций
клиентов уполномоченных банков, указанным в приложении 2 к Инструкции Банка
России № 117-И.
Справка о валютных
операциях с отметкой ответственного лица уполномоченного банка о причине
возврата, а также другие документы, представленные резидентом, возвращаются
уполномоченным банком резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением
о вручении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления
в уполномоченный банк, либо передаются под расписку резиденту или лицу,
действующему на основании его доверенности. В этом случае уполномоченный банк
отказывает резиденту в осуществлении валютной операции в соответствии с абз. 4
ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ.
В случае представления
резидентом в уполномоченный банк документов в электронном виде служащий
уполномоченного банка, принявший указанные документы, распечатывает их на
бумажном носителе, заверяет их своей подписью с указанием даты распечатки.
Указанные документы подписываются ответственным лицом уполномоченного банка и
заверяются печатью.
При осуществлении
валютных операций в валюте Российской Федерации резидент, за исключением
кредитной организации, представляет в уполномоченный банк следующие документы:
расчетный документ, оформленный в соответствии с требованиями, установленными
п. 1.14 Инструкции Банка России № 117-И; документы, являющиеся основанием для
проведения валютной операции, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального закона №
173-ФЗ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|