бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Валютное право бесплатно рефераты

Судом установлено, что ЗАО АКБ «Алеф-Банк» (далее — Банк) и Общество (далее — Клиент) заключили договор банков­ского счета № ОУ-РВД-0586-03 от 18 ноября 2003 г. в иностран­ной валюте на открытие в долларах США: текущего валютного счета № 40702840500000202660, транзитного валютного счета № 40702840400000292660, специального транзитного валютного счета № 40702840300000282660 и осуществления расчетного и кас­сового обслуживания в порядке и на условиях определяемых дан­ным договором и положениями действующего законодательства. Режим счета, порядок проведения операций по нему определяют­ся действующим законодательством РФ. В соответствии с п. 2.3.3 договора плата за услуги Банка взимается из денежных средств Клиента, находящихся на счете, в безакцептном порядке в разме­рах и в сроки, установленные тарифами. Данный договор вступает в силу со дня его подписания и действует в течение неопределен­ного срока.

С текущего валютного счета № 40702840500000202660 5 октября 2004 г. Банком были списаны денежные средства Общества в ино­странной валюте за осуществление Банком функций агента валют­ного контроля в размере 6702,50 доллара США и 162 доллара США и зачислены на валютный счет ЗАО АКБ «Алеф-Банк» № 4742284050000050027 согласно мемориальным ордерам № 516 от 5 октября 2004 г. и № 265 от 5 октября 2004 г.

В счетах-фактурах от 5 октября 2004 г. № 002/10 и № 005/10, выставленных ЗАО АКБ «Алеф-Банк» в адрес Общества, указано следующее наименование оказанных услуг: «За осуществление бан­ком функций агента валютного контроля».

Указанные суммы являются платой за услуги Банка по выпол­нению им функций агента валютного контроля и составляют 0,07 и 0,1% соответственно от суммы платежа 9 575 000 долларов США поимпортному контракту № ВК/040927 и от суммы платежа 162 000 дол­ларов США по контракту № ASH/KSG/01 от 25 марта 2004 г. со­гласно подп. 6.1 п. 6 перечня тарифов за оказанные банком услуги по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц по опера­циям в российских рублях и иностранной валюте, который являет­ся неотъемлемой частью договора банковского счета.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ Общество и ЗАО АКБ «Алеф-Банк» являются резиден­тами. Списание указанных сумм иностранной валюты в безакцепт­ном порядке по договору банковского счета от 18 ноября 2003 г. № ОУ-РВД-0586-03 с текущего счета Общества является валютной операцией.

В силу п. 6 ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения является разрешенной валютной операцией.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответ­ствующего условия предписано законом или иными правовыми ак­тами (ст. 422 ГК РФ).

Статьей 29 Закона о банках установлено, что процентные став­ки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграж­дение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федераль­ным законом.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключен­ным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям до­говора. Существенными являются условия о предмете договора, ус­ловия, которые названы в законе или иных правовых актах как су­щественные или необходимые для договоров данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно положениям Федерального закона № 173-ФЗ уполно­моченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функ­ций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, офор­мивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым кон­трактам. При этом Федеральным законом № 173-ФЗ ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не ус­тановлено.

Учитывая указанные нормы, суд правомерно пришел к выводу, что уполномоченные банки вправе самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций аген­тов валютного контроля, в том числе как в валюте РФ, так и в ино­странной валюте.

Пунктом 2.1.6 договора банковского счета между Обществом и ЗАО АКБ «Алеф-Банк» виды оплачиваемых услуг, а также размер вознаграждения, взимаемого за их оказание, определяются согла­сованными тарифами ставок комиссионного вознаграждения за выполнение поручений клиентов в иностранной валюте. То есть стороны определили, что плата за выполнение в том числе функ­ций агента валютного контроля является по своей правовой при­роде комиссионным вознаграждением, взимаемым банком за ока­зываемые услуги по расчетно-кассовому обслуживанию юридиче­ских лиц.

Анализируя положения п. 3 ч. 5 ст. 21 Федерального закона № 173-ФЗ, арбитражный суд обоснованно указал, что оплата ис­полнения функций агента валютного контроля по своей природе аналогична оплате банком комиссионного вознаграждения и явля­ется разрешенной валютной операцией1.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нере­зидентами актов валютного законодательства РФ и актов орга­нов валютного регулирования;

представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, ус­тановленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования2.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служеб­ную тайну, ставшую им известной при осуществлении их пол­номочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии инфор­мации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляю­щим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому при­меняются в соответствии с законодательством РФ иным орга­ном валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, сле­дующую информацию:

·        в отношении юридического лица — наименование, иденти­фикационный номер налогоплательщика, место государствен­ной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содер­жание нарушения с указанием нарушенного нормативного пра­вового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

·        в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму неза­конной валютной операции или указанного нарушения.


§ 4. Права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютного контроля


Права и обязанности резидентов и нерезидентов при прове­дении валютного контроля закреплены в ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ. В соответствии с названной статьей резиден­ты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

1)  знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2)  обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Решение (постановление) органа валютного контроля о привлечении ре­зидента или нерезидента к ответственности может быть обжа­ловано как в вышестоящий орган, так и в суд. В соответствии со ст. 30.1—30.3 КоАП РФ постановление по делу об админист­ративном правонарушении может быть обжаловано: вынесен­ное судьей — в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиально­го органа; вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае если жалоба на постановление по делу об админи­стративном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматри­вает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится ре­шение.

Постановление по делу об административном правонаруше­нии, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществ­ляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответ­ствии с АПК РФ.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае про­пуска указанного срока он по ходатайству лица, подающего жа­лобу, может быть восстановлен судьей или должностным ли­цом, правомочными рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоя­щий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана и непосредственно в суд, выше­стоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномо­ченным ее рассматривать. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, кото­рым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается;

3) на возмещение реального ущерба, причиненного непра­вомерными действиями (бездействием) органов и агентов ва­лютного контроля и их должностных лиц. Право на возмеще­ние ущерба реализуется путем подачи искового заявления в суд или арбитражный суд в соответствии с правилами, установлен­ными ГПК РФ и АПК РФ.

Возмещению подлежит только реальный ущерб — расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. Упущенная выгода лица — Неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского и хозяйственного оборота, если бы его право не было нарушено, — в данной ситуации не возмещается.

Лицо, которое обратилось за возмещением ущерба, помимо размера ущерба должно доказать:

неправомерность действий (бездействия) органа или агента валютного контроля или его должностного лица, т. е. указать конкретные нормы актов, которые нарушили указанные субъ­екты;

прямую причинно-следственную связь между действиями (бездействием) этих субъектов и возникшим ущербом.

Ущерб, причиненный Банком России как органом валютно­го контроля или агентами валютного контроля, за исключени­ем таможенных и налоговых органов, подлежит возмещению за счет указанных субъектов.

Ущерб, причиненный Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, а также федеральными органами испол­нительной власти, являющимися агентами валютного контро­ля, возмещается за счет казны РФ, от имени которой выступает Министерство финансов РФ.

В последнем случае ответчиком признается Российская Фе­дерация в лице упомянутого Министерства финансов РФ. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска не­посредственно к государственному органу, допустившему соот­ветствующее нарушение, не может служить основанием к отка­зу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответ­чика по делу соответствующий финансовый орган. При удовле­творении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств федерального бюджета, а при отсутствии денежных средств — за счет иного имущества, составляющего казну РФ.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1)  представлять органам и агентам валютного контроля до­кументы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Феде­рального закона № 173-ФЗ;

2)  вести в установленном порядке учет и составлять отчет­ность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей ва­лютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законода­тельства РФ и актов органов валютного регулирования.

Общий порядок представления резидентами и нерезидента­ми документов и информации и учета валютных операций ус­тановлен гл. 1 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезиден­тами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномо­ченными банками валютных операций и оформления паспор­тов сделок» с последующими изменениями (далее — Инст­рукция Банка России № 117-И). Он распространяется на все валютные операции, за исключением валютных операций, осуществляемых:

·        кредитными организациями — резидентами от своего имени и за свой счет, за исключением валютных операций, осуществ­ляемых с использованием специальных банковских счетов не­резидентов в валюте РФ;

·        через счета резидентов и нерезидентов, открытые в Банке России;

·        между нерезидентом и федеральными органами исполни­тельной власти, специально уполномоченными Правительст­вом РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ;

·        физическими лицами — резидентами, не являющимися ин­дивидуальными предпринимателями.

Указанный порядок состоит в следующем.

Резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица — индивидуальные предприниматели) При осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) следующие документы:

справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открыто­го в уполномоченном банке, являющуюся документом, под­тверждающим совершение валютной операции, форма и поря­док составления которой приведены в приложении 1 к Инст­рукции Банка России № 117-И;

иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального зако­на № 173-ФЗ.

Указанные документы представляются резидентом при спи­сании иностранной валюты с его счета в уполномоченном бан­ке либо не позднее семи рабочих дней со дня поступления ино­странной валюты на его счет в уполномоченном банке.

При поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке, в случае если договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом предусмот­рено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется. В этом случае справка подписывается сотрудником банка, уполномоченным осуществлять действия по валютному контролю.

Уполномоченный банк принимает справку о валютных опе­рациях либо отказывает в ее принятии не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом.

Уполномоченный банк проверяет соответствие информа­ции, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основа­нием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления указанной справки, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом в уполномоченный банк. Принятая справка о ва­лютных операциях подписывается ответственным лицом упол­номоченного банка и заверяется печатью уполномоченного, банка, используемой для целей валютного контроля.

Уполномоченный банк отказывает в принятии справки о ва­лютных операциях в следующих случаях:

представленная резидентом справка о валютных операциях составлена резидентом с нарушением установленных требований; 

   из представленных резидентом документов следует несоот­ветствие вида проводимой валютной операции коду, указанно­му резидентом в соответствии с Перечнем валютных операций клиентов уполномоченных банков, указанным в приложении 2 к Инструкции Банка России № 117-И.

Справка о валютных операциях с отметкой ответственного лица уполномоченного банка о причине возврата, а также дру­гие документы, представленные резидентом, возвращаются уполномоченным банком резиденту заказным почтовым от­правлением с уведомлением о вручении в срок не позднее ра­бочего дня, следующего за днем их представления в уполномо­ченный банк, либо передаются под расписку резиденту или ли­цу, действующему на основании его доверенности. В этом случае уполномоченный банк отказывает резиденту в осуществ­лении валютной операции в соответствии с абз. 4 ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ.

В случае представления резидентом в уполномоченный банк документов в электронном виде служащий уполномочен­ного банка, принявший указанные документы, распечатывает их на бумажном носителе, заверяет их своей подписью с указа­нием даты распечатки. Указанные документы подписываются ответственным лицом уполномоченного банка и заверяются печатью.

При осуществлении валютных операций в валюте Россий­ской Федерации резидент, за исключением кредитной органи­зации, представляет в уполномоченный банк следующие доку­менты: расчетный документ, оформленный в соответствии с требованиями, установленными п. 1.14 Инструкции Банка Рос­сии № 117-И; документы, являющиеся основанием для прове­дения валютной операции, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерально­го закона № 173-ФЗ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18