бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Валютное право бесплатно рефераты

Следовательно, только после обращения к указанной норме и установления того, что конкретная ценная бумага является эмиссионной, уже затем для квалификации ее как «внутрен­ней» нужно использовать признаки, указанные в подп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ.

Отнесение физических лиц к резидентам или нерезидентам осуществляется на основе определения их постоянного места жительства.

К резидентам относятся российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, если они имеют постоянное место жительства в Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражда­нин постоянно или преимущественно проживает. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федера­ции на свободу передвижения, выбор места пребывания и жи­тельства в пределах Российской Федерации» с последующими изменениями устанавливает, что граждане РФ обязаны регист­рироваться по месту жительства в пределах Российской Федера­ции. В населенных пунктах, где имеются органы внутренних дел, они исполняют функции органов регистрационного учета граждан по месту жительства, в остальных населенных пунктах указанные функции исполняет местная администрация. Отметки о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства проставляются в паспорте гражданина РФ.

Документом, подтверждающим факт постоянного прожива­ния иностранных граждан и лиц без гражданства на террито­рии РФ, является вид на жительство. Статья 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с последующими изменениями определяет вид на жительство как доку­мент, выданный иностранному гражданину или лицу без граж­данства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Для получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

К нерезидентам относятся российские и иностранные гра­ждане, лица без гражданства, если указанные лица не имеют постоянного места жительства в Российской Федерации. Как видно из положений Федерального закона № 173-ФЗ, валют­ное законодательство допускает ситуацию, когда российский гражданин является резидентом иностранного государства и, соответственно, нерезидентом Российской Федерации. Данная ситуация имеет место, когда российский гражданин постоянно проживает на территории иностранного государства. Как следу­ет из подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, признание гражданина РФ постоянно проживающим в ино­странном государстве должно осуществляться в соответствии с национальным законодательством этого государства. Исходя из этого установить факт постоянного проживания российского гражданина на территории иностранного государства можно только на основании документов, выданных ему уполномочен­ными органами соответствующего иностранного государства. Таким документом может быть разрешение на постоянное жи­тельство (вид на жительство) или аналогичный ему документ.

Российское валютное законодательство в составе резидентов и нерезидентов отдельно не выделяет физических лиц, зани­мающихся предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица (индивидуальных предпринимателей). Таким образом, определение резидентства индивидуальных предпринимателей должно осуществляться исходя из страны постоянного места жительства таких физических лиц независи­мо от страны места осуществления ими предпринимательской Деятельности. При этом право физического лица заниматься самой предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется по праву страны, где такое Физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если обязательная регистрация индивиду­альных предпринимателей не предусмотрена, то для определения указанного права применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (ст. 1201 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица с момента государственной регистра­ции в качестве индивидуального предпринимателя. Федераль­ный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей»1 с последующими изменениями (далее — Закон о го­сударственной регистрации) установил, что в качестве индиви­дуальных предпринимателей в Российской Федерации могут быть зарегистрированы российские и иностранные граждане, лица без гражданства, как имеющие постоянное место жи­тельства в Российской Федерации (резиденты), так и имеющие временное место жительства в Российской Федерации (нерези­денты).

Несмотря на то что физические лица — индивидуальные предприниматели и физические лица, не осуществляющие ин­дивидуальную предпринимательскую деятельность, Федераль­ным законом № 173-ФЗ в составе физических лиц (резидентов и нерезидентов) никак не разграничены, тем не менее, их пра­вовое положение имеет определенные отличия. Но, несмотря на это, представляется более правильным, чтобы резидентство индивидуальных предпринимателей определялось не по стране их постоянного места жительства, а по стране регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Такой подход создал бы равные формально-юридические условия участия в валютных отношениях индивидуальных предпринимателей, за­регистрированных в этом качестве в Российской Федерации, независимо от страны места их постоянного жительства.

Критерием разделения юридических лиц на резидентов и нерезидентов является законодательство, в соответствии с ко­торым юридическое лицо создано. В соответствии со ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица, определяющим его статус, является право страны, где учреждено юридическое лицо.

Юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, должны быть созданы в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ, и зарегистрированы в каче­стве юридических лиц органами Федеральной налоговой служ­бы в Едином государственном реестре юридических лиц. Факт государственной регистрации юридического лица в Российской Федерации подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица.

Юридические лица — нерезиденты должны пройти государ­ственную регистрацию в соответствии с национальным законо­дательством страны их учреждения. Законодательство зарубеж­ных стран возлагает на разные государственные органы обязан­ность по государственной регистрации юридических лиц. Как правило, такую регистрацию осуществляют суды общей юрис­дикции, органы юстиции, налоговые органы. Факт регистрации подтверждается свидетельством о регистрации или выпиской из соответствующего реестра.

Например, в Великобритании государственная регистрация большинства юридических лиц осуществляется специальным служащим Департамента торговли и промышленности — Реги­стратором компаний. В подтверждение государственной реги­страции Регистратор выдает сертификат об инкорпорации (Companies Act 1985, Companies Act 1989). В Германии неком­мерческие организации регистрируются в реестре союзов, ко­торый ведется в соответствующем участковом суде (Германское Гражданское уложение, параграф 21). Торговый реестр в соот­ветствии с параграфом 8 Германского Торгового уложения так­же ведется судами. Так, в соответствии с указанной нормой торговое товарищество независимо от его организационно-правовой формы должно быть зарегистрировано в указанном реестре.

В состав лиц, относящихся к нерезидентам, подп. «в» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ включает созданные в соответствии с законодательством иностранных государств ор­ганизации, не являющиеся юридическими лицами и имеющие место нахождения за пределами территории РФ. К таким лицам, в частности, можно отнести полные товарищества, соз­данные по законодательству стран, не признающих их юриди­ческими лицами. В частности, полные товарищества не при­знаются юридическими лицами законодательством Германии и Швейцарии. В Италии не признаются юридическими лицами Коммандитные товарищества. В Великобритании не являются Юридическими лицами и не подлежат государственной регист рации (инкорпорации) организации, созданные в форме парт­нерства1, ассоциации, преследующие некоммерческие цели (об­щественные и благотворительные ассоциации, профессиональ­ные союзы и т. п.), с числом членов не более 20.

Отнесение обособленных или иных самостоятельных струк­турных подразделений организаций, как являющихся юридиче­скими лицами, так и не являющимися таковыми, к резидентам или нерезидентам осуществляется исходя из страны резидентства самой организации. Российское законодательство в каче­стве обособленных подразделений юридического лица выделяет филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ), законодательство иностранных государств по-разному определяет обособленные подразделения. Например, параграф 13 Германского Торгового уложения предусматривает возможность создания торговыми товариществами в качестве самостоятельных подразделений от­делений.

Законодатель расширил круг лиц, относящихся к числу ре­зидентов. Так, по сравнению с ранее действовавшим законода­тельством в данный перечень добавлена Российская Федера­ция, субъекты РФ и муниципальные образования. Очевидно, что указанные публично-правовые образования и ранее явля­лись участниками валютных операций и включение их в состав резидентов является устранением серьезного пробела, имевше­гося в Законе РФ № 3615-1. Например, проведение ряда валют­ных операций публично-правовыми образованиями предусмот­рено БК РФ (ст. 89, 90, 94 и др.).

Официальные представительства Российской Федерации в иностранных государствах, при межгосударственных или меж­правительственных организациях являются резидентами Рос­сийской Федерации. Аккредитованные официальные предста­вительства иностранных государств в Российской Федерации, а также официальные представительства иностранных госу­дарств при межгосударственных и межправительственных ор­ганизациях относятся к нерезидентам. Постоянные официаль­ные представительства подразделяются на дипломатические представительства (посольства, миссии), консульские учрежде­ния, торговые представительства и постоянные представитель­ства государств при международных организациях. Указанные официальные представительства являются специализирован­ными зарубежными органами внешних сношений соответст­вующих государств. Соответственно, официальные представи­тельства являются резидентами тех стран, чьи интересы пред­ставляют в международных отношениях.

Федеральный закон № 173-ФЗ относит межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоян­ные представительства в Российской Федерации к числу нерези­дентов. Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международ­ных договоров (1969 г.) термин «международные организации» означает межправительственные организации. Признаками ме­ждународных организаций являются: создание на основе согла­шения между государствами; наличие постоянных органов; уч­реждение и деятельность в соответствии с нормами международ­ного права1.

Таким образом, международные организации как объедине­ния государств для достижения общих целей являются субъек­тами международного публичного права и обладают междуна­родно-правовой правосубъектностью, что исключает возмож­ность определения их правового статуса как резидентов какого-либо государства.

К нерезидентам относятся также «иные лица», не отнесен­ные к резидентам и прямо не поименованные в составе нерези­дентов (подп. «ж» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ). Например, к таким лицам можно отнести иностранные госу­дарства, субъекты федерации иностранного государства, муни­ципальные образования иностранного государства.

Среди субъектов валютных отношений (резидентов) законо­датель особо выделил уполномоченные банки и валютные бир­жи (п. 8 и  ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ). Упол­номоченные банки и валютные биржи являются профессио­нальными участниками внутреннего валютного рынка, что и предопределяет их особое правовое положение в области ва­лютных отношений.

   Единственным критерием отнесения кредитной организа­ции к разряду уполномоченного банка является наличие у нее валютной банковской лицензии. Следует отметить, что к упол­номоченным банкам при наличии валютной банковской ли­цензии относятся как банки, так и небанковские кредитные организации. В отличие от банков небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные виды бан­ковских операций, допустимые сочетания которых устанавли­ваются Банком России.

В соответствии со ст. 5 Закона о банках к банковским опе­рациям относятся:

·        привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

·        размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

·        открытие и ведение банковских счетов физических и юри­дических лиц;

·        осуществление расчетов по поручению физических и юри­дических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их бан­ковским счетам;

·        инкассация денежных средств, векселей, платежных и рас­четных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

·        купля-продажа иностранной валюты в наличной и безна­личной формах;

·        привлечение во вклады и размещение драгоценных метал­лов;

·        выдача банковских гарантий;

·        осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключе­нием почтовых переводов).

Все банковские операции согласно указанной статье Закона о банках осуществляются кредитными организациями в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте.

Порядок лицензирования Банком России валютных банков­ских операций определен Инструкцией Банка России от 14 ян­варя 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России ре­шения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности» с последующими изменениями (далее — Инструкция Банка России № 109-И). Согласно указанной Инструкции при учреждении банку может быть выдана лицензия на осуществ­ление банковских операций со средствами в рублях и ино­странной валюте без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц. В дальнейшем в порядке расширения деятельности банком может быть получена лицензия на при­влечение во вклады денежных средств физических лиц в руб­лях и иностранной валюте и генеральная лицензия, предостав­ляющая право на проведение всех видов банковских операций, включая валютные.

Небанковским кредитным организациям (расчетным и депозитно-кредитным) также могут быть выданы валютные бан­ковские лицензии, предоставляющие право на проведение от­дельных видов банковских операций в иностранной валюте, например на осуществление купли-продажи иностранной ва­люты в безналичной форме.

Правовое положение валютных бирж российским законода­тельством не урегулировано. Из действующего валютного зако­нодательства РФ можно лишь сделать вывод, что организация биржевых торгов иностранной валютой не является исключи­тельным видом деятельности для валютных бирж. Определение порядка и условий организации биржевой торговли целиком отнесено к компетенции Банка России.

Представляется, что более правильным было бы урегулиро­вать основные вопросы правового положение валютных бирж в законодательном порядке, в частности в Федеральном законе № 173-ФЗ, по аналогии с регулированием правового положе­ния фондовых и товарных бирж. Например, зафиксировать за­конодательно обязанность Банка России лицензировать бирже­вую деятельность на валютном рынке, тем более что п. 17 ст. 4 Закона о Банке России предусматривает, что Банк России «ус­танавливает порядок и условия осуществления валютными бир­жами деятельности по организации проведения операций по Покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже ино­странной валюты».

Статья 4 Закона РФ № 3615-1 ранее также предусматривала, что валютные биржи действуют в порядке и на условиях, уста­навливаемых Банком России. Но, к сожалению, Банк России не установил ни требований к порядку создания валютных бирж, ни условий их деятельности на валютном рынке, в связи с чем по настоящее время отсутствуют четкие и понятные пра­вила допуска бирж к организации торговли.

Лица, осуществляющие валютное регулирование и валют­ный контроль, относятся к категории субъектов валютных от­ношений, взаимодействующих с участниками валютных опера­ций в области публично-правовых отношений.

К лицам, осуществляющим валютное регулирование, отно­сятся Банк России и Правительство РФ. Компетенция указан­ных органов исчерпывающим образом определена законода­тельством и по своему содержанию сводится к установлению порядка проведения валютных операций или, иначе говоря, к установлению валютных ограничений, их «настройку» под кон­кретные экономические условия. Непосредственными целями деятельности Банка России и Правительства РФ в области ва­лютного регулирования являются предотвращение существен­ного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также поддержание устойчивости платеж­ного баланса Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18