бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Валютное право бесплатно рефераты

Валютное право

Реферат

Валютное право


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Понятие и содержание валютного права

§ 1. Понятие валютного права и его место в системе права. Валютная политика

§ 2. Предмет валютного права. Метод валютного права.

Понятие правового режима валютных операций

§ 3. Принципы валютного права

§ 4. Источники валютного права

Глава П. Валютные правоотношения

§ 1. Понятие и классификация валютных правоотношений

§ 2. Понятие, признаки и виды валютных операций

§ 3. Объекты валютных операций

§ 4. Субъекты валютных правоотношений

Глава III. Валютное регулирование

§ 1. Понятие, цели и направления валютного регулирования

§ 2. Правовой режим валютных операций

§ 3. Понятие и виды валютных ограничений

§ 4. Система и компетенция органов валютного регулирования

§ 5. Валютные операции между резидентами...........................'..95

§ 6. Валютные операции между нерезидентами........................100

Глава ГУ. Валютный контроль. Ответственность

за нарушения валютного законодательства

Российской Федерации и актов органов

валютного регулирования

§ 1. Понятие, цели, принципы и направления  валютного контроля

§ 2. Формы и методы валютного контроля

§ 3. Органы валютного контроля и агенты

валютного контроля, их компетенция

§ 4. Права и обязанности резидентов и нерезидентов

при проведении валютного контроля

§ 5. Ответственность резидентов и нерезидентов за нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

§ 6. Особенности ответственности уполномоченных банков

Общая часть.

§ 1. Понятие валютного права и его место в системе права. Валютная политика

Понятие валютного права. До начала 90-х гг. XX в. валютное регулирование заключалось в закреплении валютной монополии государства, которая проявлялась в строгом ограничении количества участников внешнеэкономических операций, осуществлении международных расчетов только через Государственный банк СССР и Банк для внешней торговли СССР, плановом распределении валютных средств по отраслям промышленности и регионам. В качестве цели государственной валютной монополии правовая доктрина рассматривала создание условий для планирования и регулирования международных расчетов Советского Союза для обеспечения равновесия платежного баланса страны.

Существовавший в СССР уровень изолированности внутреннего товарного и. денежного рынка от мировых рынков товаров, работ, услуг и капиталов, централизация управления ва­лютными ресурсами государства объективно не требовали наличия развитой правовой основы регулирования валютных отношений, характерной для стран с рыночной экономикой. В правовом отношении ситуация стала меняться с принятием в 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании». Указанным Законом было положено начало либерализации валютного регулирования. После распада СССР начатая либерализация в Российской Федерации была продолжена Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон РФ № 3615-1) и Федеральным зако­ном № 173-ФЗ. Принятие указанных законодательных актов в соответствующие периоды времени главным образом обусловливалось состоянием экономики страны и выбранным направлением ее реформирования.

В настоящее время можно констатировать, что увеличение роли валютных операций в экономическом обороте, произошедшее за истекший период построения рыночной экономики, подняло на качественно новый уровень значение норм валютного права. Увеличился не только объем соответствующих норм, но и возросла их способность существенным образом влиять на макроэкономическую ситуацию в стране. В современных экономических условиях создание эффективного механизма регулирования общественных отношений, возникающих по поводу проведения валютных операций (валютных отношений), является необходимым условием позитивного развития национальной экономики. Валютное право является составным и необходимым элементом этого механизма.

По поводу статуса валютного права в системе права в юридической литературе нет единого мнения. Преимущественно предлагается рассматривать валютные отношения как составляющую предмета финансового, гражданского или предпринимательского права2. Ни один из предложенных подходов не по­зволяет рассмотреть отношения, возникающие по поводу проведения валютных операций, в полном объеме.

В научных работах по теории права широкое распространение получило деление отраслей права на базовые (первичные) и комплексные (вторичные). К базовым отраслям права относятся конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, а также процессуальные отрасли — гражданское процессуальное право, административно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.

Комплексные отрасли права формируются из норм нескольких первичных отраслей, группирующихся в обособленный комплекс норм исходя из видов общественных отношений, которые они совместно регулируют. Для формирования комплексной отрасли права необходимо наличие отдельной области общественных отношений, требующей специфического режима правового регулирования. Указанные отношения возникают по поводу наиболее социально значимых видов деятельности, что и предполагает особый подход к их правовому регулированию относительно методов, используемых в базовых отраслях права.

Нормы комплексных отраслей права содержатся в соответствующих одноименных им комплексных отраслях законодательства, образование которых в системе законодательства «...является результатом, как отраслевой дифференциации правового регулирования, так и межотраслевой интеграции правовых норм, которая определяется необходимостью единого согласованного регулирования соответствующей сферы (области) государственного управления (народным хозяйством, культурой и т. д.)»1. Таким образом, к признакам комплексной отрасли права следует отнести наличие соответствующей области законодательства, которое, как правило, выражается в наличии специального законодательного акта, содержащего нормы различных базовых отраслей права.

Наиболее наглядными и широко признанными в юридической литературе примерами комплексных отраслей права могут служить предпринимательское и банковское право.

В юридической литературе наряду с базовыми и комплексными отраслями права ряд авторов также выделяет специальные отрасли права — трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право, которые также могут принимать участие в формировании комплексных отраслей права.

С точки зрения указанного подразделения отраслей права валютное право с полным основанием можно рассматривать как комплексную отрасль права, обладающую всеми перечисленными выше специальными признаками. Отсутствие широкого признания такого подхода можно объяснить лишь слабостью научной разработки валютного права, обусловленной его молодостью и относительной узостью регулируемых им отношений. В связи с этим валютное право в специальных учебных курсах наиболее часто рассматривается в качестве комплексной отрасли законодательства.

Однако эффективность правового регулирования той или иной сферы общественных отношений определяется не только деятельностью законодателя по принятию и совершенствованию нормативных актов, но и уровнем разработки теории правового воздействия на соответствующие отношения. Система теоретических знаний, накопленных в соответствующей области права, способствует не только успешному нормотворческому процессу, но и правильному пониманию и применению норм права.

В настоящем учебном пособии валютное право рассматривается в качестве комплексной отрасли права, регулирующей самостоятельную область общественных отношений и исполь­зующую специфический режим правового воздействия.

Валютное право — комплексная отрасль права, нормы которого направлены на регулирование общественных отношений частного и публичного характера, возникающих по поводу проведения валютных операций.

Общественные отношения, регулируемые валютным правом, состоят из отношений публично-правового характера, в частности отношений, возникающих в связи с валютным регулированием и валютным контролем, и отношений частноправового характера, возникающих между участниками валютных операций при их проведении.

Таким образом, в валютном праве как в комплексной отрасли права присутствуют нормы различных отраслей права, преимущественно гражданского и административного.

Валютная политика. Политика как социальное явление имеет свойство определять тенденции и перспективы общественного развития. Основной формой реализации государственной политики является закрепление в праве норм, направленных на достижение ее целей. Содержание политики и права предопределяется единой системой природных (географическая среда, климатические условия и т. д.) и социальных (экономических, исторических, идеологических, религиозных и т. п.) факторов объективного и субъективного характера. Политика и право отражают потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая активное влияние на экономические и социальные процессы.

Валютное право как один из государственных регуляторов общественных отношений, возникающих в связи с проведением валютных операций, направлено на достижение целей валютной политики государства.

Валютная политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства, направленной на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание ее устойчивого международного валютно-финансового положения.

Исходя из указанных целей валютной политики законодатель установил частные цели валютного регулирования. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ к таким целям относятся:

предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов;

предотвращение резких колебаний курса национальной валюты;

поддержание устойчивости платежного баланса России.

Основные направления внутренней и внешней политики государства формулируются в соответствии со ст. 84 Конституции РФ в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В частности, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2003 г. применительно к валютной политике было отмечено, что одна из самых крупных стратегических задач государства, которую надо решать, — «это достижение полной конвертируемости рубля. Конвертируемости не только внутренней, но и внешней. Не только по текущим, но и по капитальным операциям».

Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ (далее — Банк России) и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год должны быть представлены в Государственную Думу не позднее 1 декабря текущего года. Предварительно их проект представляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Государственная Дума должна рассмотреть и утвердить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год не позднее принятия ею федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период (ст. 45 Федерального за­кона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1 с последующими изменениями (далее — Закон о Банке России)).

В указанном документе, в частности, определяются целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год. Таким образом фиксируются планируемые интервальные показатели инфляции, показатели денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов, а также предлагаемые варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры.

Валютная политика государства формируется под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.

Основным внешним фактором, формирующим валютную политику, является объективная потребность в интеграции российской национальной валюты в международную валютную систему в соответствии с реальным экономическим потенциалом Российской Федерации. Решение такой задачи будет способствовать повышению роли России в системе мировых хозяйственных связей и исключению дискриминации рубля как средства международных расчетов.

Национальные хозяйства связаны цепью взаимных обязательств, и в этом смысле валютные отношения представляют собой ключевую форму международных экономических связей. Данный факт предопределяет усиление тенденций к валютной интеграции экономически развитых стран по мере роста таких связей. Наглядным примером проявления такой тенденции является создание Европейского валютного союза на базе евро.

Очевидно, что Российская Федерация как часть мирового сообщества не может оставаться в стороне от этого процесса. Концепция национальной безопасности РФ провозгласила стремление России к более широкой интеграции в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Движение Российской Федерации в направлении вступления во Всемирную торговую организацию, участие Российской Федерации в Международном валютном фонде (далее — МВФ), Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития свидетельствуют о стремлении нашей страны играть активную роль в международных экономических отношениях. Однако такая роль предполагает не только ее участие в международных экономических и финансовых институтах, но и наличие в национальных экономике и законодательстве условий для включения российской валюты в международную валютную систему. Приоритетное значение в этом процессе следует признать за экономическими предпосылками, поскольку отмена законодательных ограничений в валютной сфере сама по себе не достаточна для появления у участников международных экономических отношений доверия к рублю и желания использовать его в международных расчетах.

Доминирующим внутренним фактором, формирующим валютную политику государства, является относительная слабость рубля по отношению к ведущим мировым валютам, потребность в защите его покупательной способности на внутреннем валютном рынке как экономическими, так и административными мерами. Проблема интеграции российской валюты в международную валютную систему может быть эффективно решена только при наличии твердых позиций рубля на внутреннем валютном рынке. Задача укрепления рубля, как следует из Концепции национальной безопасности РФ, должна решаться путем создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Совокупность факторов, формирующих валютную политику, нашла свое отражение в валютном законодательстве РФ. Так, согласно преамбуле Федерального закона № 173-ФЗ целью валютного законодательства РФ является обеспечение реализации единой государственной валютной, политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного' рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Очевидно, что цели валютной политики, сформулированные в валютном законодательстве РФ, преимущественно направлены на решение экономических задач. Таким образом, связка экономики, политики и права как естественной цепи взаимосвязанных социальных процессов наглядно отражается в нормах валютного права. Необходимо отметить, что валютное право представляет собой совокупность основополагающих, общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают государственную волю в области общественных отношений, возникающих по поводу валютных операций. С этой точки зрения валютное право является проявлением и концентрированным выражением валютной политики государства, основополагающим образом обусловленной экономическими факторами.


§ 2. Предмет валютного права. Метод валютного права. Понятие правового режима валютных операций

Предметом валютного права являются общественные отношения частного и публичного характера, возникающие по поводу проведения валютных операций.

Отношения частного характера возникают между участниками валютных отношений в связи с владением, пользованием и распоряжением объектами валютных операций. Валютные отношения частного характера по своей природе являются разновидностью товарно-денежных отношений, возникающих в целях обеспечения обмена товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, а также осуществления инвестиционной деятельности в международном экономическом обороте. Такого рода отношения возникают, например, при предоставлении банком валютного кредита юридическому или физическому лицу, между участниками внешнеэкономической деятельности при осуществлении расчетов, при покупке или продаже физическими лицами иностранной валюты в обменных пунктах, в других случаях проведения сделок с валютными ценностями или иными объектами валютных операций.

Валютные отношения частного характера обладают такими признаками, как юридическое равенство их участников, возможность выбора ими того или иного варианта поведения. В указанных общественных отношениях реализуется преимущественно частный интерес. Однако возможны и случаи реализации публичного интереса в частных отношениях. Примером здесь может послужить осуществление Банком России сделок купли-продажи иностранной валюты, с целью воздействия на колебания курса национальной валюты (валютные интервенции).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18