бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Валютное право бесплатно рефераты

Отношения публичного характера возникают между участниками валютных операций и субъектами, осуществляющими валютное регулирование и валютный контроль. Таким отношениям свойственна централизация, построение их на основе власти и подчинения. В данных отношения реализуется публичный интерес.

Обстоятельством, объединяющим указанные частные и публичные отношения в предмет валютного права, является то, что они так или иначе возникают по поводу валютных операций. С учетом этого в качестве специфического признака валютных отношений следует отметить непременное наличие в их составе иностранного элемента. Этим элементом являются валютные ценности и (или) специфический субъект — нерезидент.

Метод валютного права. Метод, используемый валютным правом, предопределяется характером регулируемых им общественных отношений. Широта спектра общественных отношений, составляющих предмет валютного права, предопределяет сложный состав приемов и способов правового воздействия на них. В частности, воздействие на предмет валютного права осуществляется такими способами правового регулирования, как властное предписание (позитивное обвязывание, запрещение) и предоставление возможности самостоятельного выбора поведения (дозволение). Таким образом, сочетание в предмете валютного права частных и публичных отношений предопределяет его комплексное регулирование императивным и диспозитивным методами правового воздействия. Соотношение же указанных методов создает особый правовой режим проведения валютных операций.

Правовой режим валютных операций представляет собой сочетание различных взаимодействующих способов правового регулирования (дозволений, запретов, позитивных обязываний), создающее особую направленность государственного воздействия на отношения, возникающие в связи с проведением валютных операций.

Комплексный характер валютных отношений создает для законодателя потенциальную возможность осуществлять настройку правового режима проведения валютных операций с акцентом на различные способы правового регулирования. Выбор государством того или иного правового режима для регулирования валютных операций диктуется конкретной ситуацией, складывающейся в экономике страны, целями его внутренней и внешней политики.

Таким образом, соотношение публично-правовых и частноправовых элементов в методе правового регулирования общественных отношений, в том числе и валютных, может меняться в зависимости от конкретных исторических условий существования государства. Довольно точно охарактеризовал причины, влияющие на такое соотношение, М. М. Агарков в своей статье «Ценности частного права» (1920 г.), утверждавший, что пропорция указанных элементов «...зависит от хозяйственных условий, и социальной психологии эпохи. Та или иная комбинация будет всегда самым лучшим показателем характера общественного строя определенного периода истории».

Схожим образом оценивается данная ситуация и в современной юридической литературе. Так, Е. П. Губин и П. Г. Лахно ставят соотношение использования государством публично-правовых и частноправовых средств регулирования в зависимость от конкретных условий развития экономики. Используя международный опыт правового регулирования экономики, они приходят к выводу, что «в тех странах, где рынок сформировался и основные принципы рыночной экономики эффективно функционируют, использование публично-правовых инструментов регулирования сведено к минимуму (например, США, Япония и др.). Там же, где происходит процесс становления рыночной экономики, имеются особенности исторического, географического характера, роль публично-правовых средств наоборот весьма существенна».

§ 3. Принципы валютного права


Специальными (отраслевыми) принципами валютного права являются основные, общеобязательные положения правового регулирования валютных отношений, закрепленные в законодательстве.

Принципы валютного права нашли свое отражение в ст. 3 Федерального закона №. 173-ФЗ, в соответствии с которой к ним относятся:

·        приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

·        исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

·        единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

·        единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

·        обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Указанные принципы являются общими как для правового воздействия на валютные отношения, так и для иных способов государственного регулирования данной сферы. В целом они отражают стремление законодателя создать механизм валютного регулирования и валютного контроля как составной элемент системы регулирования национальной экономики.

Принцип приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Законодательное закрепление приоритета экономических мер в реализации государственной валютной политики является исключительно важным программным заявлением государства относительно отхода от преобладания административного воздействия на валютные отношения и перехода к рыночным инструментам их регулирования.

Роль экономических мер в регулировании валютных операций трудно переоценить, но, как правило, указанные меры становятся действительно доминирующими только в странах с сильной экономикой, способной справиться с дисбалансом внешнеэкономической деятельности без применения властного воздействия на участников валютных операций. Наиболее распространенной в мировой практике экономической мерой валютного регулирования является валютная интервенция. Целью валютной интервенции является поддержание стабильности национальной валюты путем недопущения значительных колебаний курсов национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Валютные интервенции осуществляют за счет резервов иностранной валюты центральных банков, привлеченных ими средств в иностранной валюте, средств казначейства или специально созданных для этого стабилизационных валютных фондов. Статья 41 Закона о Банке России определяет валютные интервенции Банка России как куплю-продажу Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Банк России обладает и другими экономическими инструментами реализации государственной валютной политики, например: установление процентных ставок по операциям Банка России, проведение операций на открытом рынке (ст. 35 Закона о Банке России).

Административное воздействие на участников валютных операций выражается в установлении валютных ограничений, т. е. в установлении государством с помощью норм права специального порядка и условий проведения валютных операций, запрета на проведение отдельных видов валютных операций. Действующее законодательство кроме прямого запрета на проведение отдельных видов валютных операций также предусматривает репатриацию выручки от внешнеторговой деятельности-(ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ).

Таким образом, закрепление в области валютного регулирования приоритета экономических мер регулирования над административными мерами свидетельствует о снижении роли императивного метода воздействия на валютные отношения и законодательном стимулировании органов валютного регулирования в преимущественном использовании экономических средств воздействия на участников валютных отношений.

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов в какой-то мере является продолжением предшествующего принципа, но носит главным образом декларативный характер, подтверждая направленность государственной валютной политики на снижение уровня императивного регулирования валютных операций.

Как справедливо отмечают авторитетные западные специалисты в области валютного права, в странах с рыночной экономикой валютные ограничения не могут вводиться на продолжительное время, поскольку нарушают права индивида на свободу выбора. Такая ситуация может быть оправдана только чрезвычайными экономическими или политическими причинами. В связи с этим целесообразно обратить внимание на ст. 8 Конституции РФ, гарантирующую свободное перемещение финансовых средств, свободу экономической деятельности, а также на ст. 35, согласно которой каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Принцип единства внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации. Государственная валютная политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства. Взаимозависимость внешней и внутренней валютной политики государства предопределяется наличием у данных видов государственной деятельности общих целей, что предполагает согласование и сочетание мер государственного регулирования валютных операций, осуществляемых на территории РФ, и валютных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Право является одним из способов обеспечения реализации политической воли государства и выражения его целей. Валютное право, определяющее меры валютного регулирования, должно обеспечить их согласованную направленность на достижение целей валютной политики.

Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля. В наиболее общем плане этот принцип закреплен в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которым валютное регулирование отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Данное положение исключило возможность на региональном уровне дифференцировать подходы к правовому регулированию валютных отношений и организационному обеспечению валютного регулирования и валютного

контроля.

Кроме того, данный принцип, на наш взгляд, предполагает сочетание мер валютного регулирования с мерами валютного контроля в едином комплексе государственного воздействия на участников валютных отношений. Необходимость такого единства вполне объективна, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения валютных операций главным образом путем контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства.

В качестве примера организационного проявления данного принципа можно привести одновременное наделение Правительства РФ и Банка России функциями как по валютному ре­гулированию, так и по осуществлению валютного контроля.

Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является относительно новым принципом валютного регулирования. Не вызывает сомнений, что обеспечение устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка соответствует интересам подавляющего большинства участников валютных операций. Таким образом, цели валютного регулирования, заявленные в преамбуле Федерального закона № 173-ФЗ, и интересы резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций совпадают. Данное обстоятельство теоретически действительно позволяет сделать вывод о том, что государственная деятельность по валютному регулированию объективно должна обеспечивать защиту прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов как участников валютных операций.

Юридической гарантией соблюдения указанного принципа является ч. 12 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных валютным законодательством РФ, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

§ 4. Источники валютного права.

Источники права представляют Собой форму установления и выражения правовых норм. К источникам валютного права относятся Конституция РФ, решения Конституционного Суда РФ, федеральные законы, нормативные акты органов валютного регулирования и органов валютного контроля, международные договоры.

Источником валютного права является Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой в российской правовой системе. Конституция РФ выступает нормативным актом прямого действия и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В Конституции РФ не много норм валютного права, но они образуют основу правового регулирования валютных отношений. Как отмечалось выше, Конституция РФ в п. «ж» ст. 71 относит валютное регулирование к исключительному ведению Российской Федерации. Данное положение логично следует из ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей одну из основ конституционного строя — единство экономического пространства. Обеспечение единого экономического пространства России предполагает единое регулирование валютных операций на всей территории страны. Таким образом, рассматриваемое положение Конституции РФ является правовой основой установления единообразного правового регулирования валютных отношений на всей территории РФ.

Источниками валютного права являются решения Конституционного Суда РФ. В частности, Конституционный Суд РФ осуществляет толкование Конституции РФ, разрешает дела о соответствии Конституций РФ нормативных актов и не вступивших в силу международных договоров РФ в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В соответствии со ст. 79 указанного Федерального конституционного закона решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Указанное решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органа­ми и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ и не вступив­шие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Из указанных положений видно, что Конституционный Суд РФ, выполняя возложенные на него функции, осуществляет в строго определенных пределах и правотворчество.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ валютное законодательство РФ состоит из указанного Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов. В настоящее время действует ряд федеральных законодательных актов, которые в той или иной мере регулируют валютные отношения, например: Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) (ст. 140, 141, 317), Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) (п. 5 ст. 45, п. 5 ст. 46 и др.), Таможенный кодекс РФ (далее — ТК РФ) (ст. 12, 158 и др.), Закон о Банке России (ст. 4, 35, 68 и др.), Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон о банках) (ст. 5, 30 и др.) и др.

Отдельно следует обратить внимание на ст. 18 Федерального закона от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономиче­ской зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», устанавливающую   особенности   применения   законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле на соответствующей территории. Особенности валютного регулирования, установленные указанным Федеральным законом для одного из субъектов РФ, можно рассматривать как индивидуальное исключение из единого порядка валютного регулирования на территории страны. Однако специфика географического положения и значение для национальных интересов Калининградской области с учетом незначительности льгот в валютном регулировании, установленном для этого региона, позволяют говорить об отсутствии нарушения единства экономического пространства Российской Федерации подобным исключением. Органы валютного регулирования вправе издавать нормативные акты по вопросам валютного регулирования в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 173-ФЗ (например, ч. 4 ст. 5). Указанный Федеральный закон относит к органам валютного регулирования Правительство РФ и Банк России. Закон РФ № 3615-1 предусматривал возможность участия в нормативном регулировании валютных отношений кроме Правительства РФ и Банка России также Президента РФ, Мини­стерства финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ (ст. 2 и 6).

Федеральный закон № 173-ФЗ предусматривает право органов валютного контроля издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Данные акты не должны содержать положения, касающиеся вопро­сов регулирования валютных операций. При этом Федеральный закон № 173-ФЗ не указывает (в том числе и в гл. 4 «Валютный контроль») вопросы, применительно к которым органы валютного контроля вправе издавать свои акты. Статья 12 Закона РФ № 3615-1 прямо предусматривала, что указанные органы вправе определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Надо полагать, что Федеральный закон № 173-ФЗ содержит возможность сохранения указанного объема полномочий за органами валютного контроля. Это потенциально может быть раскрыто в принятых в соответствии с ним федеральных законах и актах органов валютного регулирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18