Валютное право
К лицам,
осуществляющим валютный контроль, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального
закона № 173-ФЗ относятся Правительство РФ, органы и агенты валютного контроля.
Органами валютного
контроля являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы)
исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. В настоящее
время таким федеральным органом исполнительной власти, наделенным
Правительством РФ полномочиями органа валютного
контроля, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
(Росфиннадзор).
Агентами валютного
контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не
являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных
бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному
органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральной службе по
финансовым рынкам), таможенные и налоговые органы.
Деятельность органов
валютного контроля сводится к проверке соблюдения участниками валютных
операций валютных ограничений, установленных валютным законодательством РФ и
органами валютного регулирования, и к привлечению к юридической
ответственности лиц, их нарушающих. Агенты валютного контроля оказывают
содействие органам валютного контроля в выполнении их контрольных функций.
Глава
III ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
§
1. Понятие, цели и направления валютного регулирования
Несмотря на
использование термина «валютное регулирование» в наименовании и тексте
Федерального закона № 173-ФЗ, в законодательстве РФ до сих пор нет легального
определения этого понятия.
В литературе высказаны
различные точки зрения относительно его содержания, но единой их чертой можно
считать то, что валютное регулирование рассматривается как
одно из направлений государственного регулирования. В связи с этим валютное
регулирование в Российской Федерации можно представить как комплекс мер,
осуществляемых государственными органами, в целях:
·
создания и обеспечения
функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного
контроля; -
·
установления и реализации
определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем
валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства
или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных
инвестиций;
·
обеспечения и защиты права
собственности на валютные ценности;
·
регламентации
международных расчетов;
·
поддержания стабильного
курса национальной валюты и национального платежного баланса;
·
обеспечения желаемого
(интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым
валютным рынком.
В гл. 2 Федерального
закона № 173-ФЗ раскрываются основные аспекты валютного регулирования, а
именно:
·
система органов валютного
регулирования (ст. 5), порядок осуществления валютных операций между
резидентами и нерезидентами, а также между резидентами и между нерезидентами
(ст. 6, 9, 10);
·
регламентация внутреннего
валютного рынка РФ (ст. 11);
·
режим счетов резидентов в
банках, расположенных за пределами территории РФ (ст. 12),, а также счетов
(вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ (ст. 13);
·
определение прав и
обязанностей резидентов при осуществлении валютных операций (ст. 14);
·
порядок ввоза в Российскую
Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты
Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).
Приведенный перечень
вопросов валютного регулирования достаточно широк, однако он не является
исчерпывающим (в частности, нормы о репатриации резидентами иностранной валюты
и валюты Российской Федерации (гл. 3 Федерального закона № 173-ФЗ) также
относятся к сфере валютного регулирования).
В литературе выделены
следующие уровни валютного регулирования в зависимости от его
территориальной направленности:
1) межгосударственный.
Валютное регулирование на данном уровне проводится в целях формирования
структурной основы, способствующей обмену товарами и услугами и движению капитала
между странами и поддерживающей устойчивый экономический рост. В целях
непрерывного совершенствования упорядоченных базисных условий, необходимых для
финансовой и экономической стабильности, государства сотрудничают между собой и
с международными организациями (МВФ и др.) для обеспечения упорядоченности
валютных режимов и содействия стабильности системы обменных курсов. Это
сотрудничество может происходить путем координации валютной политики государств
и общеэкономической интеграции, принятия совместных мер по преодолению
кризисных ситуаций, а также согласования валютной политики отдельных
государств в отношении третьих стран. Представляется справедливым мнение, что
в настоящее время происходит универсализация правового режима в международной
валютной системе и международное право в этой сфере приобретает примат над
правом внутригосударственным3.
2) внутригосударственный
(национальный). По своей природе внутригосударственное валютное
регулирование направлено на установление контроля со стороны государства за
внешними (экспортными и импортными) и внутренними валютными по токами, а также за ситуацией на внутреннем валютном
рынке с целью поддержания равновесия платежного баланса государства и
устойчивости национальной валюты.
Как уже отмечалось, в
соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование находится в
ведении Российской Федерации. Валютное регулирование является важнейшим
средством реализации валютной политики государства, ее выражением. В связи с
этим вопросы валютного регулирования не могут быть переданы в ведение
субъектов РФ.
Инструменты,
используемые для обеспечения требуемых пропорций спроса и предложения валют,
являются методами валютного регулирования, которые можно подразделить на
два вида:
·
прямые (императивные) —
когда валютное регулирование
осуществляется путем издания органами государственной власти нормативных
правовых актов и совершения ими иных административных действий. Обычно это
проявляется в установлении государством специального порядка проведения валютных
операций (всех или отдельных) либо запрета на их проведение;
·
косвенные
(диспозитивные) — когда
используются экономические рычаги влияния на поведение субъектов валютного
рынка, которым предоставляется право самостоятельно принимать решение об
участии (неучастии) в проведении валютных операций. Например, такими методами
являются валютные интервенции, операции на открытом рынке и политика процентных
ставок, проводимые центральными банками.
Следует учитывать, что
и инструменты прямого валютного регулирования, и инструменты косвенного могут
способствовать развитию рыночных отношений при условии взвешенного их выбора с
учетом конкретной экономической и политической ситуации в стране. Отмечено, что
«для стран с переходной экономикой и нарождающимися рынками процесс
становления валютного регулирования предполагает использование как прямого
регулирования валютных отношений, так и постепенное расширение форм косвенного
регулирования валютного рынка», так как рыночная инфраструктура только
формируется. При этом «для стран, совершающих переход от
централизованно-плановой экономики к рыночной, необходимо использование не
только косвенных, но и прямых форм валютного регулирования и совершенствование
валютного контроля для обеспечения экономической и финансовой стабильности и
процесса структурного совершенствования денежно-кредитной и валютной систем».
Из этого следует, что методы валютного регулирования в Российской Федерации на
современном этапе должны, с одной стороны, обеспечивать необходимый контроль за
движением трансграничных денежных потоков, а с другой — последовательно
проводить либерализацию валютного законодательства РФ для приведения его в
соответствие с международными нормами. Поэтому валютная политика Российской
Федерации направлена на поиск компромисса публичных и частных интересов в
валютной сфере и постепенную замену административных методов регулирования,
возникающих в данной сфере отношений, более эффективными экономическими
методами.
Преимущественное
применение устаревших административных методов валютного регулирования в
России повлекло неблагоприятные экономические последствия (в частности, «бегство»
капитала из страны). При этом начался объективный процесс интеграции России в
международную экономическую систему. В связи с этим возникла необходимость
пересмотра самих принципов валютного регулирования, которые стали основой для
последовательной либерализации валютного законодательства.
В литературе выделены три
режима валютного регулирования
·
Валютная монополия государства
- валютные операции сосредоточиваются в центральных или специально уполномоченных
банках, и в силу значительных валютных ограничений национальная валюта не
подлежит конвертации и является замкнутой. Как правило, такая ситуация
складывается в странах с неконвертируемой валютой;
·
Наличие системы валютных
ограничений - национальная валюта имеет тенденцию к выходу за пределы
внутреннего денежного рынка и становится ограниченно конвертируемой.
Например, в Российской Федерации валютные ограничения установлены в целях
предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких
колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания
устойчивости платежного баланса РФ (ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ)
·
Отсутствие валютных
ограничений - национальная валюта выходит на мировой валютный рынок и
становится свободно конвертируемой.
§ 2. Правовой режим
валютных операций
Правовой режим
валютных операций представляет собой урегулированный законодательством с
помощью определенного набора правовых средств (запретов, дозволений, позитивных
обязывают) порядок их проведения. В зависимости от преобладания дозволений или
запретов в комплексе правовых средств, регулирующих общественные отношения,
можно выделить соответственно два типа правового режима: общедозволительный
(или правовой режим общедозволительного профиля) и разрешительный (правовой
режим разрешительного профиля).
Первый правовой режим
основан на диспозитивных началах, второй — на императивных.
Правовой режим
валютных операций определяющим образом характеризуется соотношением, имеющихся
в арсенале государства экономических и административных мер валютного
регулирования. Преобладание административных мер в валютном регулировании
означает и преобладание в составе правовых средств, используемых
законодателем, запретов и позитивных обязываний. Акцент государства на
экономические меры валютного регулирования создает условия для преобладания в
валютном законодательстве дозволений.
Ранее действовавший
Закон № 3615-1 подразделял валютные операции по правовому режиму на «текущие
валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капитала».
Текущие валютные операции могли проводиться без ограничений, а валютные
операции, связанные с движением капитала, — только в порядке и на условиях,
определяемых Банком России. При этом текущие валютные операции были
исчерпывающим образом перечислены в указанном Законе, а к валютным операциям,
связанным с движением капитала, относились все валютные операции, не являющиеся
текущими. Таким образом, доминантным принципом правового регулирования
валютных операций являлся принцип «запрещено все, кроме того, что прямо
разрешено», который соответствует правовому режиму разрешительного профиля.
Данный правовой режим характеризовался очевидным преобладанием
административных мер в составе средств валютного регулирования.
Произошедшие в
последние годы позитивные изменения в экономике страны предопределили и
изменение ориентиров валютной политики. Поставленная государством цель по достижению
полной конвертируемости рубля, созданию условий для его свободного обращения на
международных рынках, безусловно, требовала корректировки существовавшего
правового режима валютных операций.
Действующее валютное
законодательство закрепило в качестве одного из принципа регулирования
валютных отношений приоритет экономических мер в реализации государственной
политики в области валютного регулирования. Тем не менее, несмотря на
значительное ослабление императивного воздействия на участников валютных
операций, административные меры по-прежнему играют существенную роль в
механизме валютного регулирования.
Специфический характер
валютных отношений создает для законодателя потенциальную возможность
устанавливать одновременно различные типы правовых режимов для разных видов
валютных операций. Федеральный закон № 173-ФЗ выделяет четыре группы валютных
операций, регулирование которых осуществляется с различным сочетанием запретов,
дозволений, позитивных связываний:
валютные операции
между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами;
валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из
Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и
внутренних ценных бумаг.
Нормы
законодательства, регулирующие валютные операции между резидентами и
нерезидентами, являются преимущественно дозволительными. В соответствии со ст. 6 Федерального закона №
173-ФЗ указанные операции осуществляются без ограничений.
Применительно к
внешнеторговой деятельности действуют требования об обеспечении резидентами
репатриации (возврата в страну) иностранной и российской валюты. В соответствии
со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты обязаны обеспечить
репатриацию иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающейся им
от нерезидентов, на свои счета в уполномоченных банках.
В целом, оценивая
характер норм, регулирующих валютные операции между резидентами и нерезидентами,
можно сделать вывод, что законодателем установлен для них общедозволительный
правовой режим. Соответственно, применительно к данным валютным операциям
действует принцип «разрешено все, кроме того, что прямо запрещено».
Валютные операции
между резидентами, наоборот, запрещены,
за исключением операций, указанных в ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ.
Сочетание правовых
средств, используемых для регулирования валютных операций между резидентами,
указывает на то, что на них распространяется разрешительный правовой режим. То
есть действует принцип «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено».
Согласно ст. 10
Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты вправе без ограничений переводить
друг другу иностранную валюту с банковских счетов (банковских вкладов) в
уполномоченных банках на банковские счета (банковские вклады), открытые за
пределами Российской Федерации, или в уполномоченных банках, а также
осуществлять переводы иностранной валюты из-за границы на банковские счета
(банковские вклады), открытые в уполномоченных банках.
При проведении
нерезидентами между собой на территории РФ валютных операций с внутренними
ценными бумагами они обязаны соблюдать требования российского антимонопольного
законодательства и законодательства РФ о рынке ценных бумаг.
Правовой режим
валютных операций между нерезидентами можно охарактеризовать как общедозволительный,
поскольку ограничения, подлежащие применению к ним, сформулированы как
исключения, применяемые к отдельным видам валютных операций.
Правовой режим таких
валютных операций, как ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской
Федерации валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг, дифференцирован
валютным законодательством в зависимости от вида объекта валютных операций, его
стоимости и направления перемещения — ввоз или вывоз, а также статуса лица,
осуществляющего такую операцию.
Так, в соответствии со
ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию объектов
валютных операций (иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных
чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме) осуществляется
резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований
таможенного законодательства РФ.
При единовременном
ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами (резидентами и нерезидентами)
наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, а также дорожных
чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме,
превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США, указанные объекты валютных
операций подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной
таможенной декларации на всю сумму ввозимого имущества.
В отличие от ввоза
вывоз объектов валютных операций из Российской Федерации может осуществляться
только при соблюдении ряда валютных ограничений.
Так, физические лица
(резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из Российской Федерации
иностранную валюту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные
бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую
Федерацию, в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе,
подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию. В случае отсутствия
указанных обстоятельств или отсутствия подтверждающих их документов физические
лица имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную
валюту и валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 10
тыс. долларов США.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|