бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Человек в психологической науке - (лекции) бесплатно рефераты

p>Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555 565 нм.

Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек переме щается в сторону более коротких ноли - 50O нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркине).

Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек, приспособленные к отражению переадов яркости цвета - это инструмент сумеречного зрения.

В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек.

В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбоч ки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. (Вот почему при сумеречном освещении мы не различаем хроматические цвета, т. е. цветовую окраску предметов. ) Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность. Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нес кольких квантов световой энергии.

Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылоч ной области коры головного мозга, которая построена по экранному прин ципу, т. е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры. Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения. Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это яв ляется причиной возникновения последовательных образов - сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия светового раздражителя. (Вот почему мы не замечаем перерывов между кадрами кино фильма. Они оказываются заполненными следами от предшествующего кад ра. )

Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета (этот недостаток, описанный английским физиком Дальтоном, назы вается дальтонизмом). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется куриной слепотой).

Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность. На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на жел том фоне. Цветовая однотипность, как и резкие цветовые контрасты, утомляет зрение.

Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабочей обстановки предпочтительна мягкость тонов, небольшая цветовая насыщен ность.

При различении объектов цветовое их сходство может привести к зат руднению их дифференцирования. Предметы одного цвета могут быть оши бочно отнесены к однородной группе объектов.

Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с угловой величиной 1-3 град.

Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецеп тор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в результате ко лебания издающих звуки предметов. Эти колебания концентрируются наруж ным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются через систему косточек среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка за полнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возни кают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздей ствуют на слуховой рецептор - орган Корти. Основной частью этого орга на является мембрана, состоящая из 24 тыс. волокон. Длина этих волокон возрастает от основания улитки к вершине. Предполагается, что эти во локна отвечают на внешние звуковые воздействия по принципу резонанса. Резонирующее колебание того или иного волокна трансформируется в нерв ный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височ ной области коры головного мозга. Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источ ника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду. Но наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 - 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины). За верхним порогом звуковой чувствительостение в психологию развития. М. , 1994. Гл. II.

    Ярошевский М. Г. История психологии. М. , 1985. Гл. 10-14.
    МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке

Понятие о методе науки. Методология как учение о методе. Естест веннонаучная, или сциентистская, парадигма в познании. Гуманитар ная парадигма в науках о человеке и обществе. Различение объясни тельной и описательной психологии. Естественно-научная и гумани тарная парадигмы в психологии и ее методах

Что есть метод науки и что такое методология? Возможна ли фило софская антропология в качестве методологии? В чем специфика сциентистского подхода в науке или естественнонаучной парадигмы? Что отличает гуманитарный подход в науке? Как проявились естест веннонаучный и гуманитарный подходы в психологии ?

    Понятие о методе науки

В ходе анализа истории предмета психологии мы неоднократно ис пользовали понятие метода. Рассмотрение основных направлений психоло гии показало, что определение научного предмета связано с построением соответствующего метода. Разные научные школы психологии вырабатывали и разные методы исследования. В психологии сознания - это самонаблюде ние, в бихевиоризме - внешнее наблюдение и эксперимент, во фрейдизме психоанализ и т. д.

Метод - это путь научного исследования или способ познания какой либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает од ну совокупность операций, а метод эксперимента - совершенно иную. Представление о методе или способе изучения психической реальности исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же истори ческих определений предмета психологии приводит к возникновению и со существованию многих психологических школ и направлений. Подобное ут верждение верно и относительно методов психологии.

Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный под ход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в ме тодологических принципах, т. е. установках, организующих направление и характер исследования. Психология сознания с ее интроспективным мето дом представляет собой субъективистский подход к изучению психическо го. Бихевиоризм - это пример объективистского научного подхода к ис следуемой реальности: он реализует методологический принцип детерми низма - включенности поведения в причинно-следственные зависимости от окружающего мира и т. д. В рамках научного подхода советской психологии важное место отводилось принципам детерминизма, единства сознания и деятельности, генетическому принципу.

Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах. Исследовательский метод есть форма организации определенного способа познания. Требованиям объек тивности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимен та, тестов и т. д. Методологические установки изучения развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического изучения, в формирующем эксперименте и т. д.

В свою очередь, метод психологии конкретизируется в исследовательс ких методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследова ния, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный ме тод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, лич ности и других сторон психологической реальности.

Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначно го набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы, которые используются только представителями данного направле ния в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях. Изложение вопроса о методах психологии мы будем вести с учетом: 1) дифференциации современной психологии на направления, научные школы, отрасли знания, 2) возможностей метода с точки зрения целостного, научного понимания внутреннего мира человека, 3) приложимости их к пе дагогической практике и использования практикующими педагогами.

    Методология как учение о методе

Учение о методе составляет особую область знания - методологию, ко торая определяется как система принципов и способов организации, пост роения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. С этой точки зрения существуют ме тодология педагогической деятельности, методология психологической науки и т. п. Методология учит, как надо действовать ученому или прак тику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механиз мы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т. п.

Различают философский и конкретно-научный уровни методологии. Фило софская методология разрабатывает всеобщий метод познания мира, спосо бы духовной деятельности людей. Различные философские системы предла гают собственное объяснение мира, свое понимание метода достижения ис тинного знания о нем, указывают на способ практического преобразования мира. Например, философское учение Ф. Бэкона обосновывало индуктивный эмлирический подход к явлениям природы, согласно которому научное поз нание должно базироваться на планомерном и точном эксперименте. Р. Де карт разработал правила рационалистического метода, исходящего из тре бования допускать в качестве истины только такие положения, которые отчетливо осознаются. Познание, по Р. Декарту, строится на основе акси ом как самоочевидных истинах, усматриваемых разумом интуитивно, безо всякого доказательства; из них путем дедуктивного доказательства выво дится новое знание. В марксистской философии разработан диалектико-ма териалистический метод познания мира, выраженный в учении о принципах, категориях, законах познавательной деятельности.

В качестве мировоззренческой основы психологической антропологии может быть определена философская антропология как учение о целостной человеческой реальности. Человек в философской антропологии понимается как самостоятельное и свободное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия. Конкретно-научное познание человека должно исходить из философского понимания сущности человека, из выявления ос новной структуры человеческого бытия, из фундаментальных свойств чело веческого способа существования. В свою очередь, философская антропо логия призвана синтезировать конкретно-научное изучение различных сто рон и сфер человеческого бытия.

Одним из постулатов методологии философской антропологии является положение о бесконечности человека и о принципиальной незавершенности его бытия. Поэтому невозможно окончательно познать и определить чело века. Следует различать познание абстрактного человека в специальных науках и понимание его духовной сути, выявление "человека в человеке", его живой человеческой индивидуальности.

Основополагающим для психологической антропологии является различе ние в рамках философской антропологии естественнонаучного и гуманитар ного подходов в объяснении и понимании человека. В отечественной пси хологии на такое различение лишь указывается, но оно не выступает ос новой определения метода познания человека. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из под ходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм иссле дования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний.

Естественнонаучная, или сциентистская, парадигма в познании Наука представляет собой особую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительном мире. Как сфера человеческой дея тельности наука сложилась в эпоху Просвещения, а первой системой науч ного знания стало естествознание. Две установки характерны для класси ческого естествознания: ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного при ращения объективного знания о мире (как результат исследования). Объективность познания мира, согласно положениям естествознания, достижима при условии, если из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедурам его познавательной деятель ности. Главной целью естествознания провозглашалось построение абсо лютно истинной картины мира, познание объективных законов природы. Наука ориентирована на предметное и объектное исследование действи тельности. Фактическим образцом для наук XVIII в. стала новая механика Ньютона, а идеи механицизма стали в классическом естествознании доми нирующими. Свойства целого объекта полностью определяются состоянием и свойствами его частей. Объяснение понималось как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого явления.

Научное познание природного мира строилось при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами природы. Исследователь занимал по от ношению к объекту познания позицию извне, позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Центральное место в естествознании отводи лось индуктивному методу: достаточное количество сходных единичных наблюдений или экспериментальных данных служило основанием для утверж дения причинной связи в изучаемом объекте, условием формулирования об щего правила. Количество накопленного эмпирического материала опреде ляло основательность вывода. Содержание знания приобретало единое для всех значение. Общезначимость являлась одним из критериев естественно научного знания.

Важным способом построения знания в естествознании является гипоте за, состоящая в выдвижении предположения об устройстве объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Формулирование гипотез и их пос ледующая опытная проверка составляет неотъемлемый атрибут естествозна ния. Проверяемость и воспроизводимость результатов научного исследова ния и есть критерии его истинности.

Естествознание ориентировано на выявление общих зависимостей и за конов, на построение типов, на подведение единичных случаев и фактов под общую зависимость. Единичность и индивидуальность не составляют область исследования естествознания. При построении типологии, класси фикаций, законов и т. п. широко практикуются математические, количест венные методы обработки полученных данных. Основным критерием естест веннонаучного познания служит использование полученных результатов на практике.

В своем историческом развитии естествознание претерпело радикальные перемены. Философ В. С. Степин отмечает, что классическое естествознание развилось в неклассическое, а затем и постнеклассическое. Современное естествознание ориентировано на междисциплинарные исследования; их объектом становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. В естествознание внесен принцип развития и историзма, оно отказывается от объяснительных схем жесткого детерминизма. Естест вознание включает ценностные факторы в состав объясняющих положений. Вместе с тем естественнонаучная парадигма сохраняет ценность объек тивно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, на принцип использования ("полезности") научных знаний. Основным типом деятельности ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент, его "срез". Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности. Следование идеалам естественнонаучного познания (или "классическому идеалу рацио нальности") в науке характеризует позицию сциентизма (самоценности научного знания).

Многие современные направления в психологии исходят из позиций сциентизма. При этом естественнонаучное изучение человека, его внут реннего мира принципиально не отличается от исследования в нем природ ных явлений. Человек рассматривается как объект в ряду других объек тов. Как и объекты природы, человек ставится исследователем под конт роль и превращается в источник информации. Для получения искомых зна ний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперимен ту и т. п.

В процессе исследования ученый-естествоиспытатель активен: он опре деляет цели, процедуры опыта, варьирует условия, устанавливает нормы поведения испытуемого. Человек - объект в таком исследовании пассивен, он должен точно следовать данной ему инструкции, отвечать на постав ленные вопросы, информировать о психических процессах, состояниях и т. п. Он существует отстраненно от исследователя, а последний изучает его беспристрастно, с внешней позиции, строит объективное знание. Именно поэтому объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность.

    Гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе

Буквальное значение слова "гуманитарный" - относящийся к познанию человека. Различают широкое и узкое понимание термина "гуманитарный". Широкое понимание термина вбирает в себя всю проблематику человека: его общественное бытие, культуру, самого человека. В соответствии с этим некоторые из естественных наук должны относиться к классу гумани тарных, так как они изучают человека (анатомия, медицина и т. п. ). Специальное понимание термина "гуманитарный" связано со знанием собственно человеческого в человеке, с познанием человеческой субъек тивности. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, об ращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42