бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Человек в психологической науке - (лекции) бесплатно рефераты

Человек в психологической науке - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
    ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОЗНАНИЕ
    Феномен человека

Человек как природное явление. Общественная форма жизни человека. Человек как душевная и духовная реальность.

Что есть человек и в чем он проявляется? Какова человеческая сущ ность? Каково место и назначение человека в мире? В чем смысл жизни человека? Что есть человеческое в человеке?

Поставленные выше вопросы можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Без образа человека, без понимания его сущности невозможна осмысленная гуманитарная практика и, в первую очередь, педагогическая. Для педагога знания о человеке и его развитии составляют самую суть его профессии.

    Человек как природное явление

Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многооб разие его свойств. Человек - существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному восприятию. Это прежде всего внешние особенности человека. Есть попыт ки описать человека только на основе его чувственно воспринимаемых те лесных особенностей. Известно идущее из античности ироничное определе ние человека как птицы без перьев, подчеркивающее неправомерность све дения человека только к одному свойству - прямохождению. Художествен ной иллюстрацией бесплодности определения человека по его внешним признакам служит роман Веркора "Люди или животные? ".

Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчерки вается, что человек - это часть природы. Человек - живое существо и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. В том, что человек - органи ческое существо, каждый из нас убеждается ежедневно, переживая так на зываемые органические потребности: в воде, в пище, в тепле, в отдыхе и т. д. Наше психическое самочувствие находится в зависимости от природ ных явлений: оно одного качества в теплый солнечный день, другого - в день пасмурный и холодный. Атмосферные явления влияют на наше состоя ние, настроение, работоспособность, продуктивность деятельности. Пуб ликуемые регулярно в печати сведения о неблагополучных для людей днях основаны на явлениях метеозависимости человека.

Человеческое тело - его форма, строение, функционирование есть про должение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. "Человек, - писал Н. А. Бердяев, - есть принципиальная новизна в природе". Тело человека - культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека. "Форма человеческого тела, лицо че ловека духовно".

Человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Они удовлетворяются иными предметами, иными способами, а главное - культурно обусловлены. Но принципиальное отли чие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.

    Общественная форма жизни человека

Человек - общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека. Личность - это способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и твор ческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных пос тупках, в принятии ответственности за последствия своих социальных де яний. Личность - это всегда определенная позиция.

Сугубо человеческой формой жизни является такая общность, как семья. Животные также образуют устойчивые пары, заботятся о потомстве, но они создаются исключительно с целью продолжения рода. Детеныши жи вотных достаточно рано расстаются со своими родителями и забывают их. У животных отсутствуют межпоколенные связи. Иначе у людей. У человека самое длительное детство. Дети для родителей всегда остаются детьми. По меткому и емкому определению психолога К. К. Платонова, человек - это существо, имеющее бабушек и дедушек.

Еще одной, специфически человеческой формой общности являются раз личные клубные объединения. Клуб - это добровольное и желанное объеди нение людей по интересам. В клубе люди предстают друг перед другом как равноправные личности. Здесь человек удовлетворяет специфически чело веческие духовные потребности: в общении и самовыражении. На опреде ленном этапе жизни - в период взросления - человек остро ощущает пот ребность в совместной общественной деятельности, во вхождении в сооб щества, организованные на общих ценностях.

Способом жизни человеческого общества является общение. "Человечес кая сущность, - писал Л. Фейербах, - налицо только в общении, в единст ве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты".

Человек живет в мире культуры, которая, по образному выражению фи лософов, составляет его вторую природу. Поведение человека с самого раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями, нормами, традициями, правилами. Особо подчеркнем, что слова "культура" и "образование" тесно связаны друг с другом. Культурный человек - это образованный человек, воспитанный на основе образа Человека, идеала данной культуры. До революции в России издавалась художественная серия "Образы человеческие", которая была посвящена жизнеописанию лучших сы нов и дочерей Отечества. Она была ориентирована в первую очередь на подрастающее поколение. Образование как обучение, воспитание, формиро вание является основной культурной формой человеческого существования, оно лежит в его основе. Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможно представить себе человеческую жизнь. Наряду с образованием, культура включает в себя такие формы челове ческой деятельности, как наука, философия, искусство, религия, этика, политика, экономика и др. Все эти формы человеческой деятельности сос тавляют содержание материальной и духовной культуры. Любая из форм культуры является выражением "собственно человеческого в человеке". Занятия философией и наукой отчетливо проявляют разумность человека, его способность в принципе постигать сущность предметов мира и самого себя.

Искусство строится на способности человека к эстетическому наслаж дению прекрасным, на неутилитарном восприятии окружающего мира. Л. Фей ербах писал, что лишь человеку "бесцельное созерцание звезд дает не бесную отраду, лишь он при виде блеска благородных камней, зеркала вод, красок цветов и бабочек упивается одной негой зрения; лишь его ухо восторгается голосами птиц, звоном металлов, лепетом ручейков, ше лестом ветра.... ".

Этика раскрывает не оформляемые в специальном кодексе отношения че ловека к человеку. Высшим принципом нравственного отношения человека к человеку является сформулированный И. Кантом категорический императив: поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никог да - только как к средству. Великий писатель-гуманист Ф. М. Достоевский предельно остро выразил эту мысль в "Братьях Карамазовых", отвергнув саму возможность достижения всеобщего счастья, если ради этого будет пролита хоть одна слеза ребенка.

Безусловный приоритет ценности конкретного человека перед любыми абстрактными идеями присущ религиозному, христианскому мировоззрению. Человек в отношениях с Богом - еще одна антропологическая тема. Чело век - единственное существо на земле, у которого есть идея Бога, кото рый верит в высшее, нежели он сам, начало, в божественное происхожде ние мира. Еще Цицерон писал, что нет ни одного народа, до такой степе ни грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал его существа. Сущность человека особым образом высвечивается в его отношении к божественному.

Во всех указанных формах культуры мы находим стержневую характерис тику человека - его деятельную, преобразовательно-созидающую сущность.

    Человек как душевная и духовная реальность

Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, пла нирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь чело века - это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и пр. Субъективный мир человека сложно организован, он без граничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прош лое, настоящее, будущее и даже - вечное. Только человек может загляды вать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью. Именно эту особенность имел в виду Ф. Ницше, когда афористично говорил, что человек - это животное, способное обещать.

Человеческий субъективный мир - это мир сознания и самосознания. В сознании человек способен познавать сущность предметного мира, пони мать его и одновременно знать о том, что он знает или не знает. Пред метом сознания может стать сам человек, его собственное поведение и внутренние переживания. Сознание здесь принимает форму самосознания. Но предметом сознания может стать и самосознание, его схемы, механиз мы, понятия и т. п. На этом уровне сознание принимает форму рефлексив ного сознания. Но во всех этих случаях есть общая принципиальная черта - в сознании человек как бы выходит за пределы самого себя, занимает позицию над ситуацией. Очень точно об этом сказал М. Шелер: "Только че ловек - поскольку он личность - может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространст венно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого".

В своем сознании человек открывает смысл своих действий, поступков, поведения, своей жизни. Человеческая жизнь, по определению, осмыслен на. Человек не может жить вне смысла. Без субъективного смысла жизнь человека теряет свою ценность. Известный австрийский врач и психолог В. Франкл в книге "Человек в поисках смысла" убедительно показал, какое важное место в жизни человека занимает проблема смысла жизни и его по иска. Он обосновал особое направление в психокоррекции - логотерапию, т. е. помощь человеку в обретении смысла жизни.

Со смысловой сферой личности связана совесть человека. Совесть это внутренний судья человека, указывающий на подлинный мотив того или иного поступка человека, его смысл. И если поступок, совершенный чело веком, расходится с его нравственными принципами, с его представлением о должном, челоэ) - у холерика, слизи (флегмы) - у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) - у меланхолика. Слово "темперамент" про исходит от латинского "tempero" - смешанный в надлежащем соотношении. Наряду с совокупностью свойств нервной деятельности, обусловливающих тот или иной темперамент, можно выделить следующие психические особен ности, которые в различных комбинациях входят в соответствующий темпе рамент.

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическая ак тивность.

2. Преимущественная подчиненность поведения внешним впечатлениям экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям - интроверсия.

3. Приспособляемость, пластичность, адаптированность к внешним из меняющимся условиям, подвижность стереотипов. (Пониженная приспособ ляемость, негибкость - ригидность).

4. Чувствительность, сензитивность, эмоциональная возбудимость и сила эмоций, эмоциональная устойчивость.

Сангвинический темперамент. И. П. Павлов дает следующую характеристи ку особенностей сангвинического темперамента. "Сай,

    ____¦LO

______A¦Ёp____R_WЁWRs-qTQTА_'ДД_____рчА_gА_БАчЖ___ЗрчА___ЗчЖ'Б! hыИ)xx¬_++kиыИ*+KCB¬йx)xkkиыИ))jш _8лИ)xx¬_+ы¬xл¬ыk+йH(лйшxщй)kj)KИ"лищ(_)йH8и*лиыИ))jш__BлixЛ_+лH8xи+kик8¬{L8j¬•ъъ(¦ы _(¬ъ·ы

ЛЛИЛГBИ__$h+hшк+j*И+¬къ9ш)x¬{L*щhълкH+°*8kы¬kиjvщk+¬x¬; И*И*)ы)k{v¦j+8x{L8°KCBкыик; ы_)к)ыj _+ыи¦·)kkkкH*ллxи*¬лk¬x¬; И8H+к¬8щи; ¦j+*_*vй; +*

    _+иzj8йjv

CBлk¬x¬; ЛИ%°ш¬xии_8h+hшк+j*и_*щhълИ(лйыj*и; ¬И*_(z°x¬+И8k)k{v¬¬{TИ$L8h+hTCBик+j*избира тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле ния - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых собы тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способ ность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления.

Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Су щественное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К реше нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила.

В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего.

    Мыслительные операции

Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравне ния, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и системати зации.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Поз нание объектов окружающего мира начинается прежде всего путем их срав нения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез). Для сравне мия об¦ектов мР________Ю_____Ю__? _________Ю________Ю_______Ю_Ю____ГЯрр____? __Ю__? _______Ю____Ю___Ю_? ?____Q¦\A_@A++о опыта. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны.

6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде.

Константность восприятия - независимость отражения объективных ка честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко го расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерп ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспри ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий освещения.

Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не естественно уменьшенными).

Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое при ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных ус ловиях и успешно ориентируемся среди них.

    Особенности восприятия пространства и времени

Восприятие пространства. Восприятие пространства состоит из вос приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения.

Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических (мускульно-двигательных) ощущений.

Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличи вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрус талик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависи мости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодаци ей.

Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информаци и их виды.

4. Дайте краткую характеристику отдельных видов эмоций и чувств. 5. В каких случаях и почему сильное душевное волнение может быть смягчающим обстоятельством при определении меры наказания за преступ ление?

    6. Перечислите общие закономерности эмоций и чувств.
    метов.

Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в результате взаиморасположения зрительных осей).

Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет би нокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает стереоскопический эффект.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42