бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Человек в психологической науке - (лекции) бесплатно рефераты

p>Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к дру гим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам от носят любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, дос тоинство, стыд и т. д. Многообразие нравственных чувств отражает много образие человеческих отношений. Высшей формой нравственных чувств яв ляется любовь к добру. Этические чувства регулируют поведение челове ка. Если он ведет себя в соответствии со сложившимися нормами поведе ния, он испытывает удовлетворение, уверенность в себе. Если же поведе ние человека не соответствует признаваемым им и общепринятым нормам, он переживает состояние неловкости, стыда.

Стыд, по определению Г. Гегеля, "представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, что я должен и хочу быть, следовательно, защиту моего внутреннего существа против неподобающего проявления его во мне". В основе стыда лежит также нео сознаваемое чувство вины, основой которой может быть не только гнев на себя, но и страх за нарушения принятых норм и предписаний. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Извест но, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания называют "муками совести", в основе которых лежит грех и болезнь отчуждения, отпадения человека от других, предательство своего достоинства как родового существа.

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познаватель ными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств яв ляется как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К ин теллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в осно ве эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художест венных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе вос питания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк - от чувства нас лаждения и восторга до отвращения.

Формирование чувств является необходимым условием развития челове ческой субъективности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реаль ными побуждениями и регуляторами деятельности.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людь ми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. В процессе индивидуального развития чувства появ ляются позже ситуативных эмоций.

Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, ко торые значимы для человека и поэтому воспринимаются эмоционально. Воз никая как результат обобщения эмоционального опыта, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают опреде лять динамику и содержание ситуативных эмоций.

Еще одна сторона проявлений чувств человека - различение их модаль ности, качества переживания. Наиболее выпукло этот аспект эмоциональ ной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций, раз работанной американским психологом К. Изардом. Он выделил десять фунда ментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-стра дание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Интерес-возбуждение - наиболее часто испытываемая положительная эмоция; она является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес - это единственная мотивация, кото рая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Инте рес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешать ся, расширить свой опыт; подойти птема? Как функционирует

нервная система? Есть ли специализация отделов мозга в реализации пси хических функций? Что такое функциональный орган субъективности?

Человек как индивид - это психосоматическая или душевно-телесная реальность. Телесность есть один из способов бытия человека, его субъективности. Задача этого раздела - дать общее представление о ма териальной основе психического, сформировать понимание психического как особого высшего функционального органа (функциональной системы), приобретает все

большую отрицательность, "небытие". Определяющая рефлексия осуществля ется в форме понятия, которое выступает и как форма данности некоторой объектности, и как средство его мысленного воспроизведения. Первый мо мент позволяет человеку осознавать независимое от него существование объекта; второй есть акт его (объдА_ГЮ__Ю_РТ_Р__ДЮ_____? _Ж_БЮL_____Д ф__LRТqPUWTРpLqq¦sTT_p+SVC_(щ мм_Y_

0_@H@__O[ALATE\vIP@ZA>AOY

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в по ход), несмотря на их неформальный характер, возникает совместная дея тельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Психологические исследования показывают, что в реальной действи тельности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возни кали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается струк тура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы. Различение было введено американским психологом Г. Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г. Хаймен назвал рефе рентными.

Как отмечает социальный психолог Г. М. Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина "референтная группа": иногда - как группа, противостоящая группе членства, иногда - как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при ко тором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т. п.

    Единицы анализа форм организации
    человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия "связи" и "отношения". В современных гуманитарных науках "от ношение" считается одним из основных логико-философских понятий, отра жающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, "связь" - это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь - это взаимозависимость (а не противопоставленность) яв лений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сооб ществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, со циальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функцио нально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др. В развивающихся системах происходит постоянное преобразование свя зей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное пре образование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: а) места, распределенные между участниками не которой общности; б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологи ческого анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, дея тельностные, субъективные характеристики общности.

Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать. В ос нову предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристи ки связей и отношений: 1) ситуативность-внеситуативность, 2) свободный или навязанный характер. По этим основаниям может быть построена типо логия общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анали за.

В рамках данной типологии можно получить следующие определения: по зиция - единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус - единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль - единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаи модействия; игровая роль - единица анализа свободных, но временных общностей.

Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегратив ная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной са моопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: "Он нашел свое место в жизни" (т. е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории). Такое "место" определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Но "построить позицию" невозможно раз и навсегда, обретение "места в жизни" - событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. "На том стою и не могу иначе! " - в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в пози цию отношения человека и мира. Ясно, что речь идет об отношении, кото рое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выве ряться, доопределяться.

Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) это "врожденная социальность": стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. "Стать истинным дворяни ном", "стать истинным офицером" - значит "отлиться по форме" заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не су ществует, ибо разеферат докт. дисс. М. , 1994.

Слободчиков В. И. , Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в млад шем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1990. №3.

    Столин В. В. Самосознание личности. М. , 1984.
    Фрейд 3. Психология бессознательного. М. , 1989.

сные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны. Второе отли чие внеситуативных общностей - их интегрированность (самотождествен ность): например, дворянин не может позволить себе одновременное сос тояние в дворянском статусе и вне его. Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общече ловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева).

Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни. И социальные, и тем более игровые роли - это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать. Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угро зы болезненного раздвоения личности.

Отличие общностей навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле слу чая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле. Социально-ролевые общности достаточно подробно описаны в теории "социальных ролей", но описаны как общая характеристика любых челове ческих отношений, вне проводимого здесь противопоставления. Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несво бодность выбора различает социальную и игровую роль. Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему со циальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-ха рактерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую ма лосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий вы талкивая их в определенные социальные роли. Так, почти в каждом сти хийно живущем классе существуют и исполняются роли "лидера", "умника", "шута", "козла отпущения", "дурочки", "мальчика для битья", "красот ки", "недотроги", "аутсайдера" и пр.

Игровые общности иллюстрировать, пожалуй, нет нужды. На игровые от ношения взрослых можно без натяжки перенести основные характеристики детской ролевой игры: добровольность, условность атрибутики ролей, вы разительность и адресованность действий, двусмысленность (различение сюжетного и смыслового плана), богатство воображаемого плана, беско рыстие, полноту удовольствия от самого играния и возможность, закончив эту игру, потом играть в другую или вовсе не играть. Симптоматично, что именно игровая психотерапия, предлагая человеку сознательно и на меренно играть навязанную ему роль (например, роль "жертвы" или "обид чика"), способствует хотя бы частично временному освобождению человека от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний (если такая несвобода его тяготит).

Рассмотрев четыре основные единицы анализа, необходимо теперь при вести в соответствие с ними описанные выше типы общностей с характер ными видами связей внутри них. Так, общности с социал-органическими связями в наибольшей степени допускают статусные отношения - от отно сительно аморфных в нерегламентированных общинах до строго (жестко) иерархизированных в номенклатурных системах. Соответственно, в общно стях с социал-атомистическими, функциональными связями преобладают ро левые отношения; диапазон общностей с функциональными связями и роле выми отношениями может иметь своими пределами от роли иностранца в чу жой стране с незнанием языка до "театральной программки", где "все ро ли уже расписаны". В общностях соборного типа с гармоническими связями возможны прежде всего позиционные отношения, в наибольшей степени вы ражающие родовую сущность человека. В двух крайне вырожденных формах общности можно фиксировать: в "коммунитас" - всеобщую связанность с выпадением из всяких отношений; в "формальной структуре" - множествен ную относительность всего ко всему с разорванностью всех возможных связей.

Для нашей культуры с ее сверхценностью человеческой самостоятель ности, свободы самоопределения позиционные отношения являются более желанными, выше ценимыми, чем отношения статусные, социально-ролевые и игровые. Поэтому способность человека строить позиционные отношения стала (для нашей культуры) одной из тех вершин, целей психического развития, вектор к которой направляется (взрослыми, обществом) очень рано. С первых месяцев жизни достижения ребенка оцениваются именно тем, что он сделал "сам" - по собственной воле, а не под властью обстоятельства и ситуации.

    Социальная организованость - объединение
    с целевой детерминацией деятельности

Малая группа - форма социальной организованности. Характер связей и от ношений в организации. Социально-психологические явления в малой группе

Что такое социальная организованность? В каких формах она прояв ляется? Какие социально-психологические феномены выявляются в социаль ных организованностях?

    Малая группа - форма социальной организованности

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизне деятельности, составляет основную область исследований социальной пси хологии. Реальность социальных связей и отношений всегда дана как реальность связей и отношений в группе и между социальными группами. Выше мы различили два типа человеческих сообществ: "социальную струк туру" (организованность) и "коммунитас" (бытийную общность). Данное различение было воспроизведено в дифференциации групп на формальные и неформальные, на статусные и позиционные. Каждый тип общностей имеет свои социально-психологические особенности.

Основной формой социальной организованности выступает группа, а точнее малая группа. В социальной психологии группой называют общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осу ществляемой ими совместной деятельности и общению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42