бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Человек в психологической науке - (лекции) бесплатно рефераты

p>определенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и не повторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная лич

ность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индиви дуальность - это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.

    Понятия и фиксируют раз
    ные стороны, разные измерения духовной сущности человека .

Суть этого различия схватывает наш язык. Со словом мы употребляем такие эпитеты, как , , . , подчеркивая тем самым ее деятельную представ ленность в глазах других людей. Об индивидуальности мы гово 12 Заказ 57372

    Раздел III. Образы субъективной реальности

рим: , , , как о качествах са мостоятельной сущности.

    В философско-психологической литературе из двух опреде
    лений человека - личность и индивидуальность -     ным> считают личностное бытие человека. Личность понимают
    как высшую, интегральную форму организации человеческой ре

альности. Психолог Б. Г. Ананьев писал: всей структуры человеческих свойств, то индивидуаль

    ность - это личности и субъекта деятельности>^.
    С нашей точки зрения, понятие личности фиксирует соци

ально значимые качества человека, описывает включенность ин дивида в систему социальных связей и отношений в группах и

сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение об щественных отношений.

    Индивидуальность - это не только и не столько включен

ность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отно шений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупно сти связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.

    Про одни социальные нормы и ценности он может сказать:
    

буду отстаивать вплоть до смерти>. Эти нормы и ценности вхо дят во внутреннюю сущность конкретного человека, становятся его неотторжимым достоянием. Про другие социальные реально

сти индивид может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне их не разделяет.

    Без определенного ограничения социальных связей и отно
    шений, сферы своей деятельности невозможно индивидуальное

самоопределение. ^.

    На определенном этапе своей жизни человек должен отве

тить на вопрос: , , , . Ответы типа:
    дер группы, член сборной команды, участник общественного
    движения> и т. п. - неудовлетворительны по той простой при

*" Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. , 1969. С. 329. ^ Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М. , 1977. Т. 2. С. 553.

Глава 9. Человек как личность, индивидуальность и универсальнос"ь (35%

    Ж__JXA¦-\L8

ОТТ+КРf_X_E%)%u_a_`__x`p__д_3_PAJБЮ__ого. Со¦иаль- `_UTТЧА__чБА_цДЖ_ __Бц__АБчБ_dЗ___&R дГP _м+щ__иI%ГЩkй*++И+¬ийHк8¬_8ihiI+°; ы+И*_9щxxк@03ЁH__3T_Г_sL@____А_ГГ____@__sL___T____L_3TC+__T_+3L__T_L@_T_+L____s+Г_____LєL_0_____T__L__3¦3L+А______@__+А__+L_@___+L__Ёs+3L_АВ_Г_____________B__T_s+3L_Г_В_Г_____C_3TB_____@__Г_sT______3T@_____+__0____+_sT__0__3+Г___Ё_+__L_L_@___sL_______LL@__s+ГL@_А______0T_@L_Г_______+3+Г___s+L_B_Р

Последователь и ученик В. Дильтея, создатель психологии как науки о духе, Э. Шпрангер писал, что "субъект с его переживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, исторического и общественного по своему характеру". Как духовное существо человек не может рассмат риваться в положении "уединения, подобного находящемуся на острове", он должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с истори ей. Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностями жизни. "Эти ценности, - отмечал Э. Шпрангер, - возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой". Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека. Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в продук тах его художественно-эстетической деятельности - произведениях лите ратуры, изобразительного искусства, музыки, драматургии.

Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психи ческой деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность при дает смысл жизни отдельному человеку, в нем человек ищет и находит от веты й_¦

    _____@¦_____¦__O__
    _
    +¦____
    _¦_

_¦____ чение в жизмЗГЮ___Ярр__++AI]Bг\X_Ю_гп$Ю__Ш__Ю_Ю_? _________ГЮ_? ?_____Ю_Ю еЗоб азное и$т. дД +АЦi'-u_mu)__ ___E__/_ I___5__ __q___-H

_К¦¦М¬К-а$? _@_иЙq_ДБHHHшJйjЛCB¬к(лkйK_*и*И*8xл¬*9щxjлйH(йш*++й)jxxитема? Как функционирует нервная система? Есть ли специализация отделов мозга в реализации пси хических функций? Что такое функциональный орган субъективности?

Человек как индивид - это психосоматическая или душевно-телесная реальность. Телесность есть один из способов бытия человека, его субъективности. Задача этого раздела - дать общее представление о ма териальной основе психического, сформировать понимание психического как особого высшего функционального органа (функциональной системы), приобретает все

большую отрицательность, "небытие". Определяющая рефлексия осуществля ется в форме понятия, которое выступает и как форма данности некоторой объектности, и как средство его мысленного воспроизведения. Первый мо мент позволяет человеку осознавать независимое от него существование объекта; второй есть акт его (объдА_ГЮ__Ю_РТ_Р__ДЮ_____? _Ж_БЮL_____Д ф__LRТqPUWTРpLqq¦sTT_p+SVC_(щ мм_Y_

0_@H@__O[ALATE\vIP@ZA>AOY

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в по ход), несмотря на их неформальный характер, возникает совместная дея тельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Психологические исследования показывают, что в реальной действи тельности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возни кали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается струк тура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы. Различение было введено американским психологом Г. Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г. Хаймен назвал рефе рентными.

Как отмечает социальный психолог Г. М. Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина "референтная группа": иногда - как группа, противостоящая группе членства, иногда - как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при ко тором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т. п.

    Единицы анализа форм организации
    человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия "связи" и "отношения". В современных гуманитарных науках "от ношение" считается одним из основных логико-философских понятий, отра жающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, "связь" - это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь - это взаимозависимость (а не противопоставленность) яв лений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сооб ществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, со циальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функцио нально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др. В развивающихся системах происходит постоянное преобразование свя зей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное пре образование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: а) места, распределенные между участниками не которой общности; б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологи ческого анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, дея тельностные, субъективные характеристики общности.

Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать. В ос нову предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристи ки связей и отношений: 1) ситуативность-внеситуативность, 2) свободный или навязанный характер. По этим основаниям может быть построена типо логия общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анали за.

В рамках данной типологии можно получить следующие определения: по зиция - единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус - единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль - единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаи модействия; игровая роль - единица анализа свободных, но временных общностей.

Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегратив ная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной са моопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: "Он нашел свое место в жизни" (т. е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории). Такое "место" определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Но "построить позицию" невозможно раз и навсегда, обретение "места в жизни" - событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. "На том стою и не могу иначе! " - в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в пози цию отношения человека и мира. Ясно, что речь идет об отношении, кото рое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выве ряться, доопределяться.

Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) это "врожденная социальность": стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. "Стать истинным дворяни ном", "стать истинным офицером" - значит "отлиться по форме" заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не су ществует, ибо разеферат докт. дисс. М. , 1994.

Слободчиков В. И. , Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в млад шем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1990. №3.

    Столин В. В. Самосознание личности. М. , 1984.
    Фрейд 3. Психология бессознательного. М. , 1989.

сные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны. Второе отли чие внеситуативных общностей - их интегрированность (самотождествен ность): например, дворянин не может позволить себе одновременное сос тояние в дворянском статусе и вне его. Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общече ловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева).

Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни. И социальные, и тем более игровые роли - это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать. Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угро зы болезненного раздвоения личности.

Отличие общностей навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле слу чая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле. Социально-ролевые общности достаточно подробно описаны в теории "социальных ролей", но описаны как общая характеристика любых челове ческих отношений, вне проводимого здесь противопоставления. Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несво бодность выбора различает социальную и игровую роль. Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему со циальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-ха рактерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую ма лосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий вы талкивая их в определенные социальные роли. Так, почти в каждом сти хийно живущем классе существуют и исполняются роли "лидера", "умника", "шута", "козла отпущения", "дурочки", "мальчика для битья", "красот ки", "недотроги", "аутсайдера" и пр.

Игровые общности иллюстрировать, пожалуй, нет нужды. На игровые от ношения взрослых можно без натяжки перенести основные характеристики детской ролевой игры: добровольность, условность атрибутики ролей, вы разительность и адресованность действий, двусмысленность (различение сюжетного и смыслового плана), богатство воображаемого плана, беско рыстие, полноту удовольствия от самого играния и возможность, закончив эту игру, потом играть в другую или вовсе не играть. Симптоматично, что именно игровая психотерапия, предлагая человеку сознательно и на меренно играть навязанную ему роль (например, роль "жертвы" или "обид чика"), способствует хотя бы частично временному освобождению человека от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний (если такая несвобода его тяготит).

Рассмотрев четыре основные единицы анализа, необходимо теперь при вести в соответствие с ними описанные выше типы общностей с характер ными видами связей внутри них. Так, общности с социал-органическими связями в наибольшей степени допускают статусные отношения - от отно сительно аморфных в нерегламентированных общинах до строго (жестко) иерархизированных в номенклатурных системах. Соответственно, в общно стях с социал-атомистическими, функциональными связями преобладают ро левые отношения; диапазон общностей с функциональными связями и роле выми отношениями может иметь своими пределами от роли иностранца в чу жой стране с незнанием языка до "театральной программки", где "все ро ли уже расписаны". В общностях соборного типа с гармоническими связями возможны прежде всего позиционные отношения, в наибольшей степени вы ражающие родовую сущность человека. В двух крайне вырожденных формах общности можно фиксировать: в "коммунитас" - всеобщую связанность с выпадением из всяких отношений; в "формальной структуре" - множествен ную относительность всего ко всему с разорванностью всех возможных связей.

Для нашей культуры с ее сверхценностью человеческой самостоятель ности, свободы самоопределения позиционные отношения являются более желанными, выше ценимыми, чем отношения статусные, социально-ролевые и игровые. Поэтому способность человека строить позиционные отношения стала (для нашей культуры) одной из тех вершин, целей психического развития, вектор к которой направляется (взрослыми, обществом) очень рано. С первых месяцев жизни достижения ребенка оцениваются именно тем, что он сделал "сам" - по собственной воле, а не под властью обстоятельства и ситуации.

    Социальная организованость - объединение
    с целевой детерминацией деятельности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42