бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Человек в психологической науке - (лекции) бесплатно рефераты

p>Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни. И социальные, и тем более игровые роли - это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать. Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угро зы болезненного раздвоения личности.

Отличие общностей навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле слу чая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле. Социально-ролевые общности достаточно подробно описаны в теории "социальных ролей", но описаны как общая характеристика любых челове ческих отношений, вне проводимого здесь противопоставления. Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несво бодность выбора различает социальную и игровую роль. Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему со циальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-ха рактерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую ма лосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий вы талкивая их в определенные социальные роли. Так, почти в каждом сти хийно живущем классе существуют и исполняются роли "лидера", "умника", "шута", "козла отпущения", "дурочки", "мальчика для битья", "красот ки", "недотроги", "аутсайдера" и пр.

Игровые общности иллюстрировать, пожалуй, нет нужды. На игровые от ношения взрослых можно без натяжки перенести основные характеристики детской ролевой игры: добровольность, условность атрибутики ролей, вы разительность и адресованность действий, двусмысленность (различение сюжетного и смыслового плана), богатство воображаемого плана, беско рыстие, полноту удовольствия от самого играния и возможность, закончив эту игру, потом играть в другую или вовсе не играть. Симптоматично, что именно игровая психотерапия, предлагая человеку сознательно и на меренно играть навязанную ему роль (например, роль "жертвы" или "обид чика"), способствует хотя бы частично временному освобождению человека от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний (если такая несвобода его тяготит).

Рассмотрев четыре основные единицы анализа, необходимо теперь при вести в соответствие с ними описанные выше типы общностей с характер ными видами связей внутри них. Так, общности с социал-органическими связями в наибольшей степени допускают статусные отношения - от отно сительно аморфных в нерегламентированных общинах до строго (жестко) иерархизированных в номенклатурных системах. Соответственно, в общно стях с социал-атомистическими, функциональными связями преобладают ро левые отношения; диапазон общностей с функциональными связями и роле выми отношениями может иметь своими пределами от роли иностранца в чу жой стране с незнанием языка до "театральной программки", где "все ро ли уже расписаны". В общностях соборного типа с гармоническими связями возможны прежде всего позиционные отношения, в наибольшей степени вы ражающие родовую сущность человека. В двух крайне вырожденных формах общности можно фиксировать: в "коммунитас" - всеобщую связанность с выпадением из всяких отношений; в "формальной структуре" - множествен ную относительность всего ко всему с разорванностью всех возможных связей.

Для нашей культуры с ее сверхценностью человеческой самостоятель ности, свободы самоопределения позиционные отношения являются более желанными, выше ценимыми, чем отношения статусные, социально-ролевые и игровые. Поэтому способность человека строить позиционные отношения стала (для нашей культуры) одной из тех вершин, целей психического развития, вектор к которой направляется (взрослыми, обществом) очень рано. С первых месяцев жизни достижения ребенка оцениваются именно тем, что он сделал "сам" - по собственной воле, а не под властью обстоятельства и ситуации.

    Социальная организованость - объединение
    с целевой детерминацией деятельности

Малая группа - форма социальной организованности. Характер связей и от ношений в организации. Социально-психологические явления в малой группе

Что такое социальная организованность? В каких формах она прояв ляется? Какие социально-психологические феномены выявляются в социаль ных организованностях?

    Малая группа - форма социальной организованности

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизне деятельности, составляет основную область исследований социальной пси хологии. Реальность социальных связей и отношений всегда дана как реальность связей и отношений в группе и между социальными группами. Выше мы различили два типа человеческих сообществ: "социальную струк туру" (организованность) и "коммунитас" (бытийную общность). Данное различение было воспроизведено в дифференциации групп на формальные и неформальные, на статусные и позиционные. Каждый тип общностей имеет свои социально-психологические особенности.

Основной формой социальной организованности выступает группа, а точнее малая группа. В социальной психологии группой называют общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осу ществляемой ими совместной деятельности и общению.

Малую группу определяют как малочисленную по своему составу сово купность людей, члены которой объединены общей деятельностью и нахо дятся в устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, ан типатии, безразличия), так и особых групповых ценностей и норм поведе ния.

Множество групп как социальную организованность можно первом приб лижении типологизировать следующим образом:

Группа с лидером - это группа, связи и отношения в которой не структурированы и недифференцированы; задаются и обеспечиваются они только лидером, прежде всего - его личным авторитетом, который он вы нужден постоянно подтверждать; в противном случае - неизбежна смена лидера.

Команда с командиром - здесь достаточно отчетливо структурированы и формализованы отношения между подчиненными и руководителем, права ко торого определены заранее; организация задана принципом единоначалия. Отряд с предводителем (вожатым) - наиболее развитая статусная груп па, с достаточно широким набором социальных ролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители), и у подчиненных (в за висимости от сложности и расчлененности совместной деятельности). Коллектив с советом - хорошо структурированная и дифференцированная по связям и отношениям группа с коллегиальным принципом управления. Корпорация, партия с вождем - как правило, это объемная полиролевая система во главе либо с харизматическим лидером (Ленин, Сталин), либо с главным функционером-организатором; способ управления - на основе программы, вырабатываемой на конференциях, съездах.

Ассоциация с президентом - наиболее свободное объединение людей, имеющих помимо общих целей еще и совокупность разделяемых ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована на принципах самоуправления. Можно сказать, что все типы социальной организованности людей де терминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентиро вана на дело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая деятель ность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и ха рактер определяют тип социальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела, достижение цели "рассыпают" конкретную орга низованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.

    Характер связей и отношений в организации

Малая группа прежде всего обладает теми признаками, которые опреде ляются ее существованием в определенной системе общественных отноше ний, характером конкретного вида социальной деятельности. В группу объединяются люди, имеющие свои индивидуально-психологические особен ности. Психолог Г. М. Андреева приводит достаточно лаконичную формули ровку, подчеркивающую этот момент: "Малая группа - это группа, в кото рой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов". Причем не просто любые контакты между людьми (ибо контакты есть всегда и в произвольном, случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и отношения, ко торые опосредованы совместной деятельностью.

Следовательно, малая группа всегда есть единство общественных (про изводственных, деловых, служебных, деятельностных) н личных (психоло гических, эмоциональных, межличностных) связей и отношений. Именно на личие двоякого рода отношений и определяет специфические особенности конкретных социальных организованностей: преобладание отношений дело вых и эмоциональных, их своеобразная композиция образуют специфическую структуру взаимоотношений определенной группы. В советской психологии было принято положение о ведущем и определяющем значении отношений от ветственной зависимости (А. С. Макаренко), т. е. отношений, складывающих ся внутри конкретной деятельности и на ее основе. Наиболее последова тельно это положение было реализовано в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, разработанной А. В. Петровским. Процесс формирования группы и ее дальнейшего развития понимается здесь как процесс все большего сплачивания ее, и не на основе увеличе ния лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности. На наш взгляд, в данной концепции адекватно представлена психологическая реальность, связанная с развитием социальной организованности. Теоретические и экспериментальные разработки представителей данного направления иссле дований в социальной психологии были широко представлены и получили признание.

Подчеркнем, что речь идет лишь о социальной организованности. Изло жим самые общие представления о процессе развития организации и харак тере связей и отношений в ней.

Вступая в общение и взаимодействие внутри конкретной группы, люди обнаруживают свои отношения друг к другу, которые основываются на двоякого рода связях. В одном случае взаимодействие может базироваться на непосредственных отношениях между людьми: симпатии или антипатии, внушаемости или ее отсутствия, общительности или замкнутости. В груп пах, где отсутствуют или слабо выражены общие, принятые всеми членами группы цели, задачи и интересы, которые могли бы опосредствовать лич ные взаимоотношения, подобное непосредственное взаимодействие является преобладающим. В другом случае взаимоотношения между членами группы опосредствуются принятыми в ней целями совместной деятельности, строятся на основании распределения действий и характера ее реализа ции.

На этом основании группы классифицируются по уровню их развития и, соответственно, по характеру взаимоотношений в них. Ведущим критерием классификации является опосредствование групповых взаимоотношений со держанием совместной деятельности.

В зависимости от содержания совместной деятельности, т. е. от целей, задач, принципов, значимости групповой деятельности, А. П. Петровский предлагает следующую иерархию уровней развития групп и соответственно их виды: 1) диффузная, 2) просоциальная ассоциация, 3) коллектив, 4) асоциальная ассоциация, 5) корпорация.

Диффузная группа - общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями и цен ностями. В ряде случаев совместная деятельность в диффузной группе вообще отсутствует. Случайное собрание людей в очереди, в автобусе, на вечеринке, где присутствующие едва знакомы друг с другом; больные, на ходящиеся в одной палате; только что возникшая компания - примеры диф фузных групп.

Просоциальная ассоциация - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности. Учебная группа, достигшая определенного уровня сплочен ности; производственная бригада, где личный успех и заработок каждого зависят от общих усилий; спортивная команда в условиях соревнования; артисты, репетирующие спектакль, - примеры просоциальных ассоциаций. Совместная деятельность здесь приобретает для членов группы все бо лее значимый и осознанный характер и становится основой дальнейшего развития группы. Этот уровень группового развития характеризуется бо лее четкой мотивацией внутригрупповых предпочтений, основанной не только на опыте общения, но и на результатах совместной деятельности каждого члена группы. Положение личности в такой группе определяется степенью ее участия и вкладом в совместную деятельность.

Коллектив - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятель ности. Взаимоотношения людей в коллективе опосредствованы содержанием совместной деятельности, но сама эта деятельность выступает для членов коллектива как проекция целей, задач и принципов общества. Коллектив понимается как высший уровень развития социальной группы, т. е. интере сы организации являются для членов группы преобладающими.

Асоциальная ассоциация - общность, где взаимоотношения людей не опосредствуются общим содержанием совместной деятельности. Если такое опосредствование и есть, то асоциальный характер деятельности лишает ее общественной значимости и направляет ее по пути реализации узкой личной выгоды каждого из членов группы. Примеры такого рода групп диссидентская компания, хулиганская шайка и т. п.

Корпорация - это группа, в которой межличностные отношения опос редствуются личностно значимым для ее членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Это максимально струк турированное социально-психологическое объединение, замкнутое в себе, противопоставляющее себя другим общностям. Организованная и активно действующая мафия, адвокатская коллегия - примеры корпораций. Отметим, что данная классификация групп по уровню их развития не охватывает всех видов социальных организаций. Например, в ней нет мес та семье, компании, команде, секте и др. Здесь требуются дополнитель ные исследования и описания.

    Социально-психологические явления в малой группе

В книге "СоциальмЯ-

Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга, назваются анализаторами. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки ко ры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зри тельного ощущения.

Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в ко ре головного мозга нервный импульс по центробежным (эфферентным (от лат. "efferentis" - выносящий) нервным путям, поступая на двигательные или секреторные механизмы, приводит к той или иной ответной реакции, вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора. Мозг, получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулиру ет его работу.

Органы чувств неразрывно связаны с органами движения. Например, в процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп.

Таким образом, процесс ощущений - это не одноактное пассивное отра жение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятель ность анализаторов, имеющая определенную структуру. Деятельность раз личных анализаторов взаимосвязана. Совокупность всех анализаторов на зывается сенсорной сферой психики человека.

Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию. (Известны слу чаи, когда у больного оставался действующим лишь один орган чувств глаз, и, когда больной закрывал этот глаз, единственный канал, связы вающий его с окружающим миром, он немедленно засыпал. )

    Классификация ощущений

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения. Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и стати ческие ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухо жилиях - проприорецептивные ощущения (от лат. "proprio" - собствен ный).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинес тезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Разли чаются также контактные и дистантные ощущения.

    Общие психофизиологические закономерности ощущений

Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения на зывается абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсо лютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточ но воздействия 2 мг на 1 кв. мм поверхности кожи.

Верхний основные закономерности непроизвольной и произвольной па мяти.

    3. Что влияет на реконструкцию воспроизводимого материала?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42