бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Человек в психологической науке - (лекции) бесплатно рефераты

p>3. И. П. Павлов писал о методе так: "Метод - самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследо вания. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень та лантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениаль ный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных. Только ли относительно исследовательских методов справедливо данное высказывание?

Противостоят ли друг другу методы объяснительной, описательной и практической психологии? Возможно ли их взаимодополнение? Определите области, сферы их преимущественного использования.

4. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе и в каких целях?

    Литература для чтения
    Ассаджиоли Р. Психосинтез. М. , 1994.
    Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. , 1979.
    Братусь Б. С. Аномалии личности. М. , 1988. Гл. III.

Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической тео рии // Моск. психотер. журнал. 1992. №1.

Выготский Л. С. По поводу статьи К. Коффки "Самонаблюдение и метод пси хологии". Вместо предисловия: Инструментальный метод и психоло гии // Собр. соч. : В 6 т. М. , 1982. T. I. С. 98-108.

    Гадамер Х. -Г. Истина и метод. М. , 1988. Часть 1.
    Годфруа Ж. Что такое психология. М. , 1992. T. I. Гл. 3.

Гуманитарное знание. Сущность и функции // Под ред. Г. А. Подкорытова. СПб. , 1991.

    Джемс У. Психология. М. , 1991. Гл. 1.
    Дильтей В. Описательная психология. М... 1924.

Дильтей В. "Понимающая психология" // Хрестоматия по истории психоло гии. М. , 1980.

Естественно-научное и социогуманитарное знание: методологиче ские аспекты шаимодействия. Л... 1990.

Забродин 10. М... Похилько В. И. Теоретические истоки и назначение репер туарных личностных методик. Предисловие к кн. Ф. Франселла, Д. Баннис тер. Новый метод исследования личности. М. 1987. С. 5-26.

Кольев А. Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической ин терпретации // Вопр. психологии. 1990. №3.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. , 1975. Гл. 1. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М. , 1994. Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. М. , 1994. Гл. 1. __3-4.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М. , 1990.

Соколова Е. Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расст ройств // Вопр. психологии. 1995. №2.

Степин B. C. Научная рациональность в гуманистическом измерении // О человеческом в человеке. М. , 1991.

Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М. , 1980.

Эткинд А. М. Психология практическая и академическая: расхождения ког нитивных структур внутри профессионального сознания // Вопр. психоло гии. 1987. №6.

    ОНТОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.

Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундаментальное основа ние онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе реально практических, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначаль но - с матерью, затем - с близкими, впоследствии - с дальними). Усили вая эту мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем уви деть человека до и вне его связи с другими - он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило - в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека.

Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что человек есть существо сознательное и деятельное. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существования человека. С. Л. Ру бинштейн писал: "Наличие сознания и действия есть фундаментальная ха рактеристика человеческого существования в мире".

Но человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой люди всту пают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер де ятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, до биваться взаимопонимания.

Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого мо мента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предпо лагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык - изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками. На ранних этапах как фило-, так и онтогенеза этот способ нерасчленен: здесь все во всем. А потому и психологический анализ должен изн чайьно быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности.

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ КАК СПОСОБЫ
    СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
    Деятельностное бытие человека

Многомерность категории "деятельность". Философское определение деятельности. Деятельностный подход в психологии

Однозначно ли понятие деятельности? В чем специфика философского и психологического изучения деятельности?

    ьности по переработке,

хранению и использованию информации. Когнитивная психология ввела в арсенал психологической науки такие термины, как информация, перера ботка, кодирование, подпрограмма, когнитивная карта и др. Однако пред лагаемые ею объяснительные модели когнитивных процессов далеки от ре альной жизни человека. "Изучение процессов переработки информации, пишет теоретик когнитивной психологии У. Найссер, - становится все бо лее распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе приме нение за пределами лаборатории".

Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Характерной в этом отношении является точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г. Саймона, согласно которой "человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды".

    Общественно-историческая и деятельностная сущность
    человеческой психики в советской психологии

Советская психология представляла собой развитую, сложно расчленен ную систему научных представлений о психическом. Охватить единой фор мулой советскую психологию невозможно: внутри ее существуют свои нап равления и научные школы, она дифференцирована в многочисленных струк турных отраслях. Различия в научных школах касаются принципиальных вопросов предмета и метода психологии, воззрений на ее фундаментальные проблемы и подходы к их решению.

Советская психология имела единую философско-методологическую и ми ровоззренческую основу - марксизм. Начиная с 20-х гг. она строилась как марксистская, материалистическая психология. Видный представитель советской психологии А. Н. Леонтьев писал: "Методологическому плюрализму советские психологи противопоставили единую марксистско-ленинскую ме тодологию, позволяющую проникнуть в действительную природу психики, сознания человека". Существо марксистского подхода к пониманию психо логии человека сводилось к утверждению общественно-исторической и со циальной сущности человека и к обоснованию деятельностного способа его существования.

Одним из первых проблему общественно-исторической обусловленности психики человека стал разрабатывать Л. С. Выготский. Он создал культур но-историческую концепцию развития человека, ввел в психологию понятие о высших психических функциях (понятийное мышление, логическая память, произвольное внимание и др. ) как о специфически человеческих формах психики и сформулировал закон их развития: "Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимо действия, как средство социального приспособления, т. е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального по ведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т. е. как категория интрапсихологическая". Иначе го воря, индивидуальные психологические способности первоначально сущест вуют вовне, в социальной форме и лишь затем индивид осваивает их, "пе реносит" внутрь. Механизм формирования индивидуальных способностей интериоризация.

Учение об общественно-историческом происхождении человеческой пси хики противостояло натуралистическим и социологизаторским концепциям человека в психологии. В натуралистических теориях взаимоотношения че ловека и общества рассматриваются по аналогии с животным миром как приспособление индивида к условиям своего существования. Социологиза торские концепции полагают социальное устройство в качестве главной детерминанты и объяснительного принципа развития человека, который формируется по меркам этого социума.

Еще один аспект общественно-исторического подхода к изучению психи ки человека представлен постановкой проблемы сознания и деятельности. Важный вклад в анализ этой проблемы внес С. Л. Рубинштейн. "Основной за кон исторического развития психики человека, - писал он, - заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяет ся сам; порождая в своей деятельности практической и теоретической предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу". С. Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший основополагающим для советской психологии. Но наиболее важные философско-психологические проблемы человека рассматриваются С. Л. Ру бинштейном в его фундаментальном труде "Человек и мир".

Наиболее полно категория деятельности в психологии разработана А. Н. Леонтьевым. Категорию деятельности он считал исходной и важнейшей для построения целостной системы психологии и полагал, что введение ее в психологию "меняет весь понятийный строй психологического знания". А. Н. Леонтьев понимал деятельность как содержательный процесс, в кото ром субъект осуществляет преобразующие действия с предметным миром; посредством деятельности человек включается в систему общественных связей и отношений. Психологическое развитие человека - по А. Н. Леон тьеву - это процесс развития его деятельности, сознания, личности. Общепсихологические представления о социальной и деятельностной природе человека были реализованы в возрастной и педагогической психо логии. Известный психолог В. В. Давыдов пишет: "Диалектико-материалисти ческое понимание процессов исторического и онтогенетического развития деятельности, психики и личности человека, сложившиеся в советской фи лософии и психологии, является основой психолого-педагогической теории развивающего обучения и воспитания подрастающих поколений". Централь ным для этой теории является положение о том, что "всеобщими формами психического развития детей выступают их обучение и воспитание, в ко торых выражается сотрудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством".

В целом для советской возрастной и педагогической психологии харак терным является утверждение о решающей роли обучения и воспитания в становлении человеческой личности, о безграничной возможности развития человека в благоприятных социальных условиях. В педагогической практи ке эта оптимистическая позиция проявилась в единообразных учебных программах обучения и воспитания, которые должны были осваивать все без исключения учащиеся, в одни и те же сроки. И хотя наличие индиви дуальных различий среди школьников (в том числе и трудно воспитуемых) не отрицалось, в педагогическом процессе они не учитывались. Анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах психологии позволяет сделать определенные выводы.

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психоло гии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т. д.

2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека уже в ка честве базовых категорий объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления.

3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психо техники.

4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообраз ных жизненно важных проблем реальных людей.

    Проблема целостного и частичного описания
    человека в психологии
    Научное и художественное описание человеческой психологии.

Критика рационально-частичных представлений о психологии человека. Психотерапия и целостность человеческой реальности

В чем достоинство художественного описания человеческой психологии? В чем причина того, что психология человека в основных научных школах и направлениях предстает как частная его проекция? Возможно ли целост ное представление внутреннего мира человека в психологической науке? Почему психотерапевт и антропотехник нуждаются в целостном взгляде на человека?

    Научное и художественное описание человеческой психологии

Проблема целостности обсуждалась в связи с попытками целостного постижения феномена человека в философии, науке, искусстве и религии и др. Субъективность человека, его внутренний мир, человеческая индиви дуальность анализируются с помощью понятий в психологической науке и изобразительными средствами - в искусстве.

Американский психолог Г. Олпорт вынес эту проблему в заголовок статьи "Личность: проблема науки или искусства? ". Он пишет, что лич ность - это "прежде всего реальная, существующая, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индиви дуальных", и как таковая может быть предметом искусства (литературы) и науки (психологии).

Основной урок, который литераторы могут преподать психологам, по мысли Г. Олпорта, состоит в том, что личность в изображении писателя психолога предстает в целостности характера, в непротиворечивости мо тивационных тенденций - имеющая внутреннюю логику развития. Психология как раз "терпит неудачу в раскрытии или исследовании той целостности и последовательности характеров, которые в действительности существуют". Другое преимущество литературы перед психологией - ее интерес к ин дивидуальности. Психология же стремится иметь дело с общими, универ сальными законами, в которых индивидуальность, как правило, не учиты вается. В то же время человеческая психология существует только в кон кретной, индивидуальной форме. И если психология не включит индиви дуальность в предмет своего изучения, не научится понимать конкретную личность в ее целостности, то выявленные закономерности так и останут ся абстрактно-всеобщими, одинаково приложимыми ко всем людям и ни к кому в отдельности.

В то же время Г. Олпорт подчеркивает и достоинства психологии как науки, ее определенные преимущества перед литературой. Научный метод имеет строгий, доказательный характер, ему чужда пристрастность в ис толковании фактов психической жизни. Психология строже в употреблении терминов, точнее в установлении причинно-следственных зависимостей, ее данные более надежны, выводы - проверяемы. Свою работу Г. Олпорт закан чивает выводом о том, что и литература, и психология имеют свои дос тоинства, необходимые для комплексного изучения человека.

Вывод Г. Олпорта примечателен тем, что он не отрицает возможности научного познания личности как живой индивидуальности, а лишь фиксиру ет непродуктивность такого познания с помощью традиционных психологи ческих методов. По сути дела, речь должна идти о поиске особого пред мета психологического познания и других методов психологии. Полнота представленности человеческой личности в психологии возможна лишь в рамках целостного подхода к человеку.

В этом отношении интересен анализ М. М. Бахтиным проблемы героя в творчестве Ф. М. Достоевского: "Герой интересует Достоевского, - пишет он, - не как явление действительности, обладающее определенными и твердыми социально-типическими и индивидуально-характерологическими признаками, не как определенный облик, слагающийся из черт односмыс ленных и объективных, в своей совокупности отвечающих на вопрос "кто он? ". Нет, герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на себя самого, как смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к самому себе и по отношению к окружающей действительности. Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде все го то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя само го". Художественной доминантой для Ф. М. Достоевского было самосознание изображаемого им человека. В этом М. М. Бахтин видит радикально новую, целостную авторскую позицию Ф. М. Достоевского, которая дает ему возмож ность открытия "нового, целостного аспекта человека" или "человека в человеке". Самосознание не позволяет "превращать живого человека в безгласный объект заочного завершающего познания. В человеке всегда есть что-то, что только сам он может открыть в свободном акте самосоз нания и слова, что не поддается овнешняющему заочному определению". "По художественной мысли Достоевского, - продолжает М. М. Бахтин, подлинная жизнь личности совершается как бы в точке этого несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предс казать помимо его воли, "заочно". М. М. Бахтин называет и метод целост ного постижения человека - диалог: "Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42