бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Человек в психологической науке - (лекции) бесплатно рефераты

p>Одним из первых проблему общественно-исторической обусловленности психики человека стал разрабатывать Л. С. Выготский. Он создал культур но-историческую концепцию развития человека, ввел в психологию понятие о высших психических функциях (понятийное мышление, логическая память, произвольное внимание и др. ) как о специфически человеческих формах психики и сформулировал закон их развития: "Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимо действия, как средство социального приспособления, т. е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального по ведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т. е. как категория интрапсихологическая". Иначе го воря, индивидуальные психологические способности первоначально сущест вуют вовне, в социальной форме и лишь затем индивид осваивает их, "пе реносит" внутрь. Механизм формирования индивидуальных способностей интериоризация.

Учение об общественно-историческом происхождении человеческой пси хики противостояло натуралистическим и социологизаторским концепциям человека в психологии. В натуралистических теориях взаимоотношения че ловека и общества рассматриваются по аналогии с животным миром как приспособление индивида к условиям своего существования. Социологиза торские концепции полагают социальное устройство в качестве главной детерминанты и объяснительного принципа развития человека, который формируется по меркам этого социума.

Еще один аспект общественно-исторического подхода к изучению психи ки человека представлен постановкой проблемы сознания и деятельности. Важный вклад в анализ этой проблемы внес С. Л. Рубинштейн. "Основной за кон исторического развития психики человека, - писал он, - заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяет ся сам; порождая в своей деятельности практической и теоретической предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу". С. Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший основополагающим для советской психологии. Но наиболее важные философско-психологические проблемы человека рассматриваются С. Л. Ру бинштейном в его фундаментальном труде "Человек и мир".

Наиболее полно категория деятельности в психологии разработана А. Н. Леонтьевым. Категорию деятельности он считал исходной и важнейшей для построения целостной системы психологии и полагал, что введение ее в психологию "меняет весь понятийный строй психологического знания". А. Н. Леонтьев понимал деятельность как содержательный процесс, в кото ром субъект осуществляет преобразующие действия с предметным миром; посредством деятельности человек включается в систему общественных связей и отношений. Психологическое развитие человека - по А. Н. Леон тьеву - это процесс развития его деятельности, сознания, личности. Общепсихологические представления о социальной и деятельностной природе человека были реализованы в возрастной и педагогической психо логии. Известный психолог В. В. Давыдов пишет: "Диалектико-материалисти ческое понимание процессов исторического и онтогенетического развития деятельности, психики и личности человека, сложившиеся в советской фи лософии и психологии, является основой психолого-педагогической теории развивающего обучения и воспитания подрастающих поколений". Централь ным для этой теории является положение о том, что "всеобщими формами психического развития детей выступают их обучение и воспитание, в ко торых выражается сотрудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством".

В целом для советской возрастной и педагогической психологии харак терным является утверждение о решающей роли обучения и воспитания в становлении человеческой личности, о безграничной возможности развития человека в благоприятных социальных условиях. В педагогической практи ке эта оптимистическая позиция проявилась в единообразных учебных программах обучения и воспитания, которые должны были осваивать все без исключения учащиеся, в одни и те же сроки. И хотя наличие индиви дуальных различий среди школьников (в том числе и трудно воспитуемых) не отрицалось, в педагогическом процессе они не учитывались. Анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах психологии позволяет сделать определенные выводы.

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психоло гии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т. д.

2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека уже в ка честве базовых категорий объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления.

3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психо техники.

4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообраз ных жизненно важных проблем реальных людей.

    Проблема целостного и частичного описания
    человека в психологии
    Научное и художественное описание человеческой психологии.

Критика рационально-частичных представлений о психологии человека. Психотерапия и целостность человеческой реальности

В чем достоинство художественного описания человеческой психологии? В чем причина того, что психология человека в основных научных школах и направлениях предстает как частная его проекция? Возможно ли целост ное представление внутреннего мира человека в психологической науке? Почему психотерапевт и антропотехник нуждаются в целостном взгляде на человека?

    Научное и художественное описание человеческой психологии

Проблема целостности обсуждалась в связи с попытками целостного постижения феномена человека в философии, науке, искусстве и религии и др. Субъективность человека, его внутренний мир, человеческая индиви дуальность анализируются с помощью понятий в психологической науке и изобразительными средствами - в искусстве.

Американский психолог Г. Олпорт вынес эту проблему в заголовок статьи "Личность: проблема науки или искусства? ". Он пишет, что лич ность - это "прежде всего реальная, существующая, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индиви дуальных", и как таковая может быть предметом искусства (литературы) и науки (психологии).

Основной урок, который литераторы могут преподать психологам, по мысли Г. Олпорта, состоит в том, что личность в изображении писателя психолога предстает в целостности характера, в непротиворечивости мо тивационных тенденций - имеющая внутреннюю логику развития. Психология как раз "терпит неудачу в раскрытии или исследовании той целостности и последовательности характеров, которые в действительности существуют". Другое преимущество литературы перед психологией - ее интерес к ин дивидуальности. Психология же стремится иметь дело с общими, универ сальными законами, в которых индивидуальность, как правило, не учиты вается. В то же время человеческая психология существует только в кон кретной, индивидуальной форме. И если психология не включит индиви дуальность в предмет своего изучения, не научится понимать конкретную личность в ее целостности, то выявленные закономерности так и останут ся абстрактно-всеобщими, одинаково приложимыми ко всем людям и ни к кому в отдельности.

В то же время Г. Олпорт подчеркивает и достоинства психологии как науки, ее определенные преимущества перед литературой. Научный метод имеет строгий, доказательный характер, ему чужда пристрастность в ис толковании фактов психической жизни. Психология строже в употреблении терминов, точнее в установлении причинно-следственных зависимостей, ее данные более надежны, выводы - проверяемы. Свою работу Г. Олпорт закан чивает выводом о том, что и литература, и психология имеют свои дос тоинства, необходимые для комплексного изучения человека.

Вывод Г. Олпорта примечателен тем, что он не отрицает возможности научного познания личности как живой индивидуальности, а лишь фиксиру ет непродуктивность такого познания с помощью традиционных психологи ческих методов. По сути дела, речь должна идти о поиске особого пред мета психологического познания и других методов психологии. Полнота представленности человеческой личности в психологии возможна лишь в рамках целостного подхода к человеку.

В этом отношении интересен анализ М. М. Бахтиным проблемы героя в творчестве Ф. М. Достоевского: "Герой интересует Достоевского, - пишет он, - не как явление действительности, обладающее определенными и твердыми социально-типическими и индивидуально-характерологическими признаками, не как определенный облик, слагающийся из черт односмыс ленных и объективных, в своей совокупности отвечающих на вопрос "кто он? ". Нет, герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на себя самого, как смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к самому себе и по отношению к окружающей действительности. Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде все го то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя само го". Художественной доминантой для Ф. М. Достоевского было самосознание изображаемого им человека. В этом М. М. Бахтин видит радикально новую, целостную авторскую позицию Ф. М. Достоевского, которая дает ему возмож ность открытия "нового, целостного аспекта человека" или "человека в человеке". Самосознание не позволяет "превращать живого человека в безгласный объект заочного завершающего познания. В человеке всегда есть что-то, что только сам он может открыть в свободном акте самосоз нания и слова, что не поддается овнешняющему заочному определению". "По художественной мысли Достоевского, - продолжает М. М. Бахтин, подлинная жизнь личности совершается как бы в точке этого несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предс казать помимо его воли, "заочно". М. М. Бахтин называет и метод целост ного постижения человека - диалог: "Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя".

История психологии дает нам много примеров рационально-частичного познания человеческой психологии, не открывающего нам человека, а зак рывающего его от нас.

    Критика рационально-частичных представлений
    о психологии человека

Экспериментальная психологическая наука с самого начала исключила реальность душевной жизни в качестве предмета исследования, определив областью своих интересов психику и ее различные проявления. В. Вундт видел предмет психологии в изучении способов работы сознания. Сознание оставалось замкнутым в самом себе, а процессы, протекающие в нем, не предполагали никакого участия субъекта. В психологии В. Вундта нет субъекта и личности; нет деятельности и поведения; из описания исчезла собственно психическая реальность человека. Неудивительно, что такая психология, по меткому замечанию ее критиков, могла интересовать толь ко тех, кто ею непосредственно занимался. Это направление достаточно быстро прекратило свое существование.

    В бихевиоризме и его раЗй
    _ __

__O__K_ _Й_O_ЁLrЧU+QLT_Qu+¦U+_qW___ЕsёW_p+pёPQUўTё_RTРVЧЖ____'А_Д_АД_gр'З_________gА__Д_Д_____ gШ__Д_Д__Жg°8_gА_Д_____'А_Д_АД__чА__Д_____БчЗ__АЖ__А_`_Д_А__Ж___'А____Д__Д чЗ_Д_

88__А_БД_чБЗ_____А'БД'А__Д_____БчЗ_______Ж___'АБЗчД_______рgШ____Д__Д'°8___А_gЗЗЗ__ЗЖ_БЖ_Ж_З_'З'Ж__А_Ж_ЗА_`__ЗЖ_ЗЖ_Д_____'Ж____чД_Д__А чА_Аg°8__`чД__gАА___gЗ___чБЗ____Д___А_gБчА_А_____А__ЗА__А_`x8gччЬ__АД__Ж_А'А_А_____А______чА__Д__А_А_Д_чЗ_______чЖgЗ___Д__БчД_____ 88______'А__Д_____БчАgЗ_______Ж___А__чА_____А_рgефа, объемности предмета главную роль играет би

нокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает стереоскопический эффект.

Для восприятия рельефа и удаленности предметов существенное значе ние имеют линейная и воздушная перспективы. При значительном удалении предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух параллельных линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта. Линейная пер спектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, выпаде нием отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некото ром изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка слоя воздуха.

Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается в зависимости от их удаленности и скорости движения. Человек не восп ринимает очень медленные движения и судит о них лишь по косвенным признакам (например, движение минутной стрелки часов воспринимается в результате сопоставления ее различных положений). Не замечаются также и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены предметы, тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии движения про исходит перемещение изображения по сетчатке глаз. Восприятие движения зависит также от движения глаз и головы.

Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета стробоскопический эффект (например, при восприятии фильма, когда в се кунду сменяются 24 кадра с неподвижными изображениями).

Способность правильно оценивать пространственные отношения назы вается глазомером. Различают статический и динамический глазомер. Статический глазомер - определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем. Динамический глазомер - способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамичес кий глазомер имеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпев ших и обвиняемых о направлении и скорости движения объектов в момент происшествия.

Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется мини мальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением раз личают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг ловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и является единицей остроты зрения. Острота зрения зависит от предвари тельной ознакомленности с объектом, от ожидания его в поле зрения, цветовой окраски объекта, контраста между объектом и фоном, продолжи тельности действия зрительного стимула. Острота зрения повышается с увеличением освещенности объекта и снижается с возрастанием угловой скорости объекта, при вибрации тела.

Иллюзии зрительного восприятия. При восприятии пространственного взаиморасположения объектов в некоторых случаях возникают иллюзии зри тельного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая - это пример физической иллюзии. Если надавить на глазное яблоко сбоку, то видимый предмет раздваивается - это пример физиологической иллюзии. Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависи мости от различных причин, которыми они вызываются.

Закономерности восприятия, в том числе и иллюзии, следует учитывать в следственной практике.

Например, при просмотре фотографии с изображением отпечатка следа преступника может возникнуть иллюзия - выступы могут показаться углуб лениями. У людей выработан стереотип: обычно неосознанно предполагает ся, что освещение изображаемого объекта (на фотографии, рисунке) про исходило с противоположной от наблюдателя стороны (а не из-за спины). Поэтому в необходимых случаях следует на фотографиях указывать распо ложение источника света.

Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последова тельности явлений.

Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усили вается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования последователь ных воздействий). Восприятие времени, как и любое психическое отраже ние, является субъективным образом объективной реальности. Длитель ность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный - к преуменьше нию. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длитель ным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрица тельных - переоценивается. Преуменьшение времени всегда является ре зультатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое вознякает от одно образных, малозначимых раздражителей.

Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями при роды (смена дня и ночи, времен года и др. ) и в организме человека (об мен веществ, газообмен и др. ).

    Учет закономерностей восприятия в следственной практике

Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначаль ной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысли вает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения. При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные фак ты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т. д. ). При этом следует учи тывать, что люди часто не способны точно оценить количество восприни мавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотно шение и размеры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42