бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Человек в психологической науке - (лекции) бесплатно рефераты

p>Различаются также между собой группы членства и референтные группы. Различение было введено американским психологом Г. Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г. Хаймен назвал рефе рентными.

Как отмечает социальный психолог Г. М. Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина "референтная группа": иногда - как группа, противостоящая группе членства, иногда - как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при ко тором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т. п.

    Единицы анализа форм организации
    человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия "связи" и "отношения". В современных гуманитарных науках "от ношение" считается одним из основных логико-философских понятий, отра жающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, "связь" - это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь - это взаимозависимость (а не противопоставленность) яв лений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сооб ществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, со циальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функцио нально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др. В развивающихся системах происходит постоянное преобразование свя зей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное пре образование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: а) места, распределенные между участниками не которой общности; б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологи ческого анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, дея тельностные, субъективные характеристики общности.

Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать. В ос нову предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристи ки связей и отношений: 1) ситуативность-внеситуативность, 2) свободный или навязанный характер. По этим основаниям может быть построена типо логия общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анали за.

В рамках данной типологии можно получить следующие определения: по зиция - единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус - единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль - единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаи модействия; игровая роль - единица анализа свободных, но временных общностей.

Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегратив ная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной са моопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: "Он нашел свое место в жизни" (т. е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории). Такое "место" определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Но "построить позицию" невозможно раз и навсегда, обретение "места в жизни" - событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. "На том стою и не могу иначе! " - в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в пози цию отношения человека и мира. Ясно, что речь идет об отношении, кото рое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выве ряться, доопределяться.

Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) это "врожденная социальность": стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. "Стать истинным дворяни ном", "стать истинным офицером" - значит "отлиться по форме" заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не су ществует, ибо разеферат докт. дисс. М. , 1994.

Слободчиков В. И. , Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в млад шем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1990. №3.

    Столин В. В. Самосознание личности. М. , 1984.
    Фрейд 3. Психология бессознательного. М. , 1989.

сные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны. Второе отли чие внеситуативных общностей - их интегрированность (самотождествен ность): например, дворянин не может позволить себе одновременное сос тояние в дворянском статусе и вне его. Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общече ловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева).

Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни. И социальные, и тем более игровые роли - это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать. Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угро зы болезненного раздвоения личности.

Отличие общностей навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле слу чая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле. Социально-ролевые общности достаточно подробно описаны в теории "социальных ролей", но описаны как общая характеристика любых челове ческих отношений, вне проводимого здесь противопоставления. Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несво бодность выбора различает социальную и игровую роль. Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему со циальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-ха рактерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую ма лосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий вы талкивая их в определенные социальные роли. Так, почти в каждом сти хийно живущем классе существуют и исполняются роли "лидера", "умника", "шута", "козла отпущения", "дурочки", "мальчика для битья", "красот ки", "недотроги", "аутсайдера" и пр.

Игровые общности иллюстрировать, пожалуй, нет нужды. На игровые от ношения взрослых можно без натяжки перенести основные характеристики детской ролевой игры: добровольность, условность атрибутики ролей, вы разительность и адресованность действий, двусмысленность (различение сюжетного и смыслового плана), богатство воображаемого плана, беско рыстие, полноту удовольствия от самого играния и возможность, закончив эту игру, потом играть в другую или вовсе не играть. Симптоматично, что именно игровая психотерапия, предлагая человеку сознательно и на меренно играть навязанную ему роль (например, роль "жертвы" или "обид чика"), способствует хотя бы частично временному освобождению человека от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний (если такая несвобода его тяготит).

Рассмотрев четыре основные единицы анализа, необходимо теперь при вести в соответствие с ними описанные выше типы общностей с характер ными видами связей внутри них. Так, общности с социал-органическими связями в наибольшей степени допускают статусные отношения - от отно сительно аморфных в нерегламентированных общинах до строго (жестко) иерархизированных в номенклатурных системах. Соответственно, в общно стях с социал-атомистическими, функциональными связями преобладают ро левые отношения; диапазон общностей с функциональными связями и роле выми отношениями может иметь своими пределами от роли иностранца в чу жой стране с незнанием языка до "театральной программки", где "все ро ли уже расписаны". В общностях соборного типа с гармоническими связями возможны прежде всего позиционные отношения, в наибольшей степени вы ражающие родовую сущность человека. В двух крайне вырожденных формах общности можно фиксировать: в "коммунитас" - всеобщую связанность с выпадением из всяких отношений; в "формальной структуре" - множествен ную относительность всего ко всему с разорванностью всех возможных связей.

Для нашей культуры с ее сверхценностью человеческой самостоятель ности, свободы самоопределения позиционные отношения являются более желанными, выше ценимыми, чем отношения статусные, социально-ролевые и игровые. Поэтому способность человека строить позиционные отношения стала (для нашей культуры) одной из тех вершин, целей психического развития, вектор к которой направляется (взрослыми, обществом) очень рано. С первых месяцев жизни достижения ребенка оцениваются именно тем, что он сделал "сам" - по собственной воле, а не под властью обстоятельства и ситуации.

    Социальная организованость - объединение
    с целевой детерминацией деятельности

Малая группа - форма социальной организованности. Характер связей и от ношений в организации. Социально-психологические явления в малой группе

Что такое социальная организованность? В каких формах она прояв ляется? Какие социально-психологические феномены выявляются в социаль ных организованностях?

    Малая группа - форма социальной организованности

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизне деятельности, составляет основную область исследований социальной пси хологии. Реальность социальных связей и отношений всегда дана как реальность связей и отношений в группе и между социальными группами. Выше мы различили два типа человеческих сообществ: "социальную струк туру" (организованность) и "коммунитас" (бытийную общность). Данное различение было воспроизведено в дифференциации групп на формальные и неформальные, на статусные и позиционные. Каждый тип общностей имеет свои социально-психологические особенности.

Основной формой социальной организованности выступает группа, а точнее малая группа. В социальной психологии группой называют общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осу ществляемой ими совместной деятельности и общению.

Малую группу определяют как малочисленную по своему составу сово купность людей, члены которой объединены общей деятельностью и нахо дятся в устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, ан типатии, безразличия), так и особых групповых ценностей и норм поведе ния.

Множество групп как социальную организованность можно первом приб лижении типологизировать следующим образом:

Группа с лидером - это группа, связи и отношения в которой не структурированы и недифференцированы; задаются и обеспечиваются они только лидером, прежде всего - его личным авторитетом, который он вы нужден постоянно подтверждать; в противном случае - неизбежна смена лидера.

Команда с командиром - здесь достаточно отчетливо структурированы и формализованы отношения между подчиненными и руководителем, права ко торого определены заранее; организация задана принципом единоначалия. Отряд с предводителем (вожатым) - наиболее развитая статусная груп па, с достаточно широким набором социальных ролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители), и у подчиненных (в за висимости от сложности и расчлененности совместной деятельности). Коллектив с советом - хорошо структурированная и дифференцированная по связям и отношениям группа с коллегиальным принципом управления. Корпорация, партия с вождем - как правило, это объемная полиролевая система во главе либо с харизматическим лидером (Ленин, Сталин), либо с главным функционером-организатором; способ управления - на основе программы, вырабатываемой на конференциях, съездах.

Ассоциация с президентом - наиболее свободное объединение людей, имеющих помимо общих целей еще и совокупность разделяемых ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована на принципах самоуправления. Можно сказать, что все типы социальной организованности людей де терминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентиро вана на дело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая деятель ность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и ха рактер определяют тип социальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела, достижение цели "рассыпают" конкретную орга низованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.

    Характер связей и отношений в организации

Малая группа прежде всего обладает теми признаками, которые опреде ляются ее существованием в определенной системе общественных отноше ний, характером конкретного вида социальной деятельности. В группу объединяются люди, имеющие свои индивидуально-психологические особен ности. Психолог Г. М. Андреева приводит достаточно лаконичную формули ровку, подчеркивающую этот момент: "Малая группа - это группа, в кото рой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов". Причем не просто любые контакты между людьми (ибо контакты есть всегда и в произвольном, случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и отношения, ко торые опосредованы совместной деятельностью.

Следовательно, малая группа всегда есть единство общественных (про изводственных, деловых, служебных, деятельностных) н личных (психоло гических, эмоциональных, межличностных) связей и отношений. Именно на личие двоякого рода отношений и определяет специфические особенности конкретных социальных организованностей: преобладание отношений дело вых и эмоциональных, их своеобразная композиция образуют специфическую структуру взаимоотношений определенной группы. В советской психологии было принято положение о ведущем и определяющем значении отношений от ветственной зависимости (А. С. Макаренко), т. е. отношений, складывающих ся внутри конкретной деятельности и на ее основе. Наиболее последова тельно это положение было реализовано в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, разработанной А. В. Петровским. Процесс формирования группы и ее дальнейшего развития понимается здесь как процесс все большего сплачивания ее, и не на основе увеличе ния лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности. На наш взгляд, в данной концепции адекватно представлена психологическая реальность, связанная с развитием социальной организованности. Теоретические и экспериментальные разработки представителей данного направления иссле дований в социальной психологии были широко представлены и получили признание.

Подчеркнем, что речь идет лишь о социальной организованности. Изло жим самые общие представления о процессе развития организации и харак тере связей и отношений в ней.

Вступая в общение и взаимодействие внутри конкретной группы, люди обнаруживают свои отношения друг к другу, которые основываются на двоякого рода связях. В одном случае взаимодействие может базироваться на непосредственных отношениях между людьми: симпатии или антипатии, внушаемости или ее отсутствия, общительности или замкнутости. В груп пах, где отсутствуют или слабо выражены общие, принятые всеми членами группы цели, задачи и интересы, которые могли бы опосредствовать лич ные взаимоотношения, подобное непосредственное взаимодействие является преобладающим. В другом случае взаимоотношения между членами группы опосредствуются принятыми в ней целями совместной деятельности, строятся на основании распределения действий и характера ее реализа ции.

На этом основании группы классифицируются по уровню их развития и, соответственно, по характеру взаимоотношений в них. Ведущим критерием классификации является опосредствование групповых взаимоотношений со держанием совместной деятельности.

В зависимости от содержания совместной деятельности, т. е. от целей, задач, принципов, значимости групповой деятельности, А. П. Петровский предлагает следующую иерархию уровней развития групп и соответственно их виды: 1) диффузная, 2) просоциальная ассоциация, 3) коллектив, 4) асоциальная ассоциация, 5) корпорация.

Диффузная группа - общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями и цен ностями. В ряде случаев совместная деятельность в диффузной группе вообще отсутствует. Случайное собрание людей в очереди, в автобусе, на вечеринке, где присутствующие едва знакомы друг с другом; больные, на ходящиеся в одной палате; только что возникшая компания - примеры диф фузных групп.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42