бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Человек в психологической науке - (лекции) бесплатно рефераты

p>Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через зараже ние, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как оп ределенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобраз ный шок.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие од ного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообще ния или информации.

В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т. п. ), внушение носит, напро тив, вербальный характер, т. е. осуществляется посредством речевого со общения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самос тоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принци пов и убеждений, неуверенных в себе.

Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

    Психологическое самообразование
    Вопросы для обсуждения и размышления

1. Философ Э. В. Ильенков утверждает, что "личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внеш нюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той куль турой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к челове ческой деятельности".

Как категория "деятельность" связывает между собой понятия "инди вид", "субъект", "личность", с одной стороны, и понятия "норма", "эта лон", "культура" - с другой?

2. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский пишет: "Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забве нии учителем того, что урок - это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотноше ниями, которые складываются между преподавателями и учащимися". Можно ли полагать, что в структуру взаимоотношений школьников в классе входят связи и отношения школьников и педагогов?

3. Если "личность начинается, реализуется и осуществляет себя в реаль ных поступках", то каковы возможности школы в становлении личности? 4. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80% всей информации, по лучаемой детьми 12-15 лет, черпается ими не в школе, а в процессе вне учебного общения.

Какие педагогические выводы можно сделать на основе этого факта? 5. Почему первое впечатление школьников об учителе является столь важ ным фактором их взаимодействия в учебной работе.

6. Психолог Т. В. Драгунова так характеризует подростковый возраст: "У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к обще нию и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллектив ной жизнью, иметь близких товарищей, друга.... Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка.... Достоинства понравившегося сверст ника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появляется желание быть такими же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка".

В чем, на ваш взгляд, своеобразие взаимосвязи деятельности, общнос ти и сознания подростка? Можно ли приведенную характеристику использо вать применительно к начальному периоду студенческой жизни?

    Литература для чтения
    Андреева Г. М. Социальная психология. М. , 1994.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. , 1968. Бодалев А. А. Личность и общение, М. , 1983.

Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психологии. 1994. №1.

    Бубер М. Я и Ты. М. , 1993.

Виноградова М. Д. , Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М. , 1977.

    Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М. , 1988.

Гордеева Н. Д. , Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М. , 1982.

Давыдов В. В. Понятие деятельности и психики в трудах А. Н. Леонтье ва // Проблемы развивающего обучения. М. , 1986. С. 217-224.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М. , 1987.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М. , 1987.

    Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии. М. , 1994.
    Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М. , 1979.
    Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. , 1979.

Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М. , 1984. Общение и оптимизация совместной деятельности // Под ред.

    Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М. , 1987.

Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. , 1982. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. , 1971. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М. , 1989. Т. 2. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1991. №2.

Фейгенберг Е. И. , Асмолов А. Г. Культурно-историческая концепция и воз можности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопр. психологии. 1994. №6.

    Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1994.
    Эльконин Д. Б. Психология игры. М. , 1978.
    ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Изложение психологии межличностных отношений представляет опреде ленные методические трудности, вызванные тем что теоретико-психологи ческие представления о человеческих сообществах находятся в определен ной зависимости от идеологических, мировоззренческих и философско-со циологических установок и положений, которых придерживаются исследова тели. Советская психология ориентировалась на марксистско-ленинское учение об обществе и личности и выполняла, по сути, идеологический за каз на обоснование преимуществ социальных объединений людей (коллекти вов) при социализме.

Многие социально-психологические исследования, проведенные в со ветской психологии, требуют перепроверки и реинтерпретации. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности описательно-констатирующего представления такого материала и о правомерности изложения его с кри тических позиций. Решение вопроса в конструктивном описании отечест венных философско-психологических исследований, имеющих теоретическое и практическое значение для психолого-педагогической науки и для педа гогической практики. Это прежде всего представления Г. С. Батищева о ти пах и формах социальных объединений и В. И. Слободчикова о социальных организованностях и со-бытийных общностях.

В зарубежной социальной психологии и социологии накоплен огромный теоретический и фактический материал по социальным объединениям. Не вдаваясь в анализ многочисленных социально-психологических теорий и концепций зарубежной психологии, мы изложим лишь общепризнанные психо логические разработки о социальной (прежде всего - малой) группе и групповой динамике. Эти данные также важны для описания социального бытия человека, для понимания и объяснения социально-психологических феноменов, возникающих в педагогической практике.

В соответствии с этим определяется и перечень обсуждаемых вопросов, которые посвящены описанию возможных типов и форм социальных сооб ществ, структуры и механизмов развития двух принципиально различных типов объединений людей - социальной организованности и событийной общности.

Конечно, этими вопросами не исчерпывается предметная область со циальной психологии. Но в наши задачи не входит систематическое изло жение социально-психологических учений и фактологии. Эта задача может быть решена в рамках отдельного курса - социальной психологии. В контексте курса важно дать общее представление о социальной жизни человека и выявить состав категорий и понятий, характеризующих со циально-психологическую реальность.

    Типы и формы социальных объединений
    Социальная структура и неструктурированная общность.
    Классификация социальных объединений в психологии

Возможно ли при многообразии социальных объединений выделить типич ные и на каком основании?

    Социальная структура и неструктурированная общность

Становление субъективности человека прямо связано с историческими формами социальных объединений, принципами их организации, динамикой их изменения и развития. Проблема состоит в необходимости признания сущностного и родового характера связей и отношений между людьми, без которых немыслимо никакое общество и, соответственно, субъективное бы тие человека.

В социальных науках принята к рассмотрению оппозиция между понятием "социальная структура" (в дальнейшем - "структура") и понятием "нест руктурированная общность" (коммунитас - по терминологии В. Тэрнера). Наиболее проработано понятие структуры, которая определяется отчетли вой расстановкой социальных позиций, статусов, ролей. Структура всегда возникает в естественном течении событий, когда группы людей (или от дельные индивиды) с теми или иными нуждами и возможностями взаимо действуют друг с другом.

Коммунитас возникает там, где нет социальной структуры. По словам М. Бубера, неструктурированная общность - это жизнь множества людей, но не рядом, а вместе. Коммунитас всегда принадлежит настоящему; структу ра коренится в прошлом и распространяется на будущее посредством язы ка, законов, обычаев.

В коммунитас между людьми существует родовая связь и обусловленное ею чувство "принадлежности к человечеству". По существу, коммунитас это гомогенное, неструктурированное состояние некоторой группы, кото рое определяется многообразными связями между конкретными исторически ми личностями, не разделенными по ролям и статусам; границы такой группы в идеале совпадают с границами рода человеческого.

Философ Г. С. Батищев при анализе социальной природы человека сделал попытку заполнить интервал между структурой и коммунитас промежуточны ми формами организации человеческих общностей. Своеобразие каждой из них определяется той или иной совокупностью связей между членами общ ности и типом их отношений к миру и самим себе.

Автор различает систему социал-органических связей и отношений, где каждый индивид, как правило, есть несамостоятельная часть некоторого целого, которое оказывается центром действительного бытия человека, его жизни, поведения, его ценностей и ответственности. Целое (напри мер, ранняя родовая община) выступает для индивида как его изначальная субстанция, несущая логику прямой и косвенной предопределенности. В той мере, в какой индивид включен именно в эту систему, он не есть субъект; вместо него целое обладает статусом субъекта.

Другой класс систем конституирован социал-атомистическими связями и отношениями. Подобные системы наиболее характерны для любого буржуаз ного (гражданского) общества, где уже сам индивид есть самодовлеющее целое, ничему не желающее принадлежать, со своим собственным центром; он сам себе авторитет. Общность же, общественные условия - есть нечто вторичное, внешнее, вынужденное, с которым приходится считаться и со существовать. Именно в этих системах возможна практическая иллюзия, что самодостаточный, безразличный к миру "атом-индивид" и есть подлин ный субъект.

    Классификация социальных объединений в психологии

Предварительно отметим, что психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально, т. е. исследует психологические особенности, закономерности реально существующих групп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной дея тельностью, помещены в идентичные условия и определенным образом осоз нают свою принадлежность к этому образованию. При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых групп.

В психологической литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации малых групп: называются разные числа и основа ния этих классификаций. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификаций групп. Наибольшее распространение в западной социальной психологии получило деление малых групп на: первичные и вторичные; формальные и неформальные; "группы членства" и "референтные группы".

Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первич ных группах (семья, группа друзей, команда и т. п. ) между людьми су ществуют непосредственные контакты.

Вторичные группы - это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные "посредники", например в виде средств связи. Если студенческую группу можно рассмат ривать как первичную группу, то студенты факультета составляют вторич ное объединение.

Деление малых групп на формальные и неформальные соответствует рас смотренной выше типологии социальных объединений. Согласно американс кому психологу Э. Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа отличается тем, что в ней четко определены статусы ее членов - они предписаны групповыми нормами. Соответственно в фор мальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения ("структура власти"). Примером формаль ной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной дея тельности: рабочая бригада, спортивная команда и т. д. При таком пони мании существа формальной группы в ее определении в слове "формальный" не содержится каких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа. В отличие от формальных групп, Э. Мэйо обнаружил внутри них еще и "неформальные" группы, такие, которые складываются и возникают стихий но, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т. е. отсутствует строгая структура "власти". Неформальная группа может образоваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в по ход), несмотря на их неформальный характер, возникает совместная дея тельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Психологические исследования показывают, что в реальной действи тельности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возни кали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается струк тура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы. Различение было введено американским психологом Г. Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г. Хаймен назвал рефе рентными.

Как отмечает социальный психолог Г. М. Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина "референтная группа": иногда - как группа, противостоящая группе членства, иногда - как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при ко тором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т. п.

    Единицы анализа форм организации
    человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия "связи" и "отношения". В современных гуманитарных науках "от ношение" считается одним из основных логико-философских понятий, отра жающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, "связь" - это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь - это взаимозависимость (а не противопоставленность) яв лений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сооб ществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, со циальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функцио нально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др. В развивающихся системах происходит постоянное преобразование свя зей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное пре образование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: а) места, распределенные между участниками не которой общности; б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологи ческого анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, дея тельностные, субъективные характеристики общности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42