бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Человек в психологической науке - (лекции) бесплатно рефераты

p>Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетиро вания данные могут быть статистически обработаны. В педагогической практике анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной информации, но и компрометирует сам метод. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.

Получение информации в процессе непосредственного общения исследо вателя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более "психологичной" формой опроса, так как в ней имеет мес то взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психо логическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состо ит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.

Не всякая беседа педагога с учащимся может рассматриваться как оп рос. Беседа как метод имеет место в том случае, если педагог занимает исследовательскую позицию, когда ее проведение определяется целями изучения или оценки каких-либо явлений. Педагогическая практика пре доставляет большие возможности применения метода беседы для психологи ческого изучения школьников. К сожалению, многие педагоги не использу ют такую возможность и ограничивают свое общение со школьниками рамка ми урока, изучаемого предмета, вопросами дисциплины, поддержания по рядка и т. п.

Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Правомерность использования метода анализа продуктов деятельности не вызывает сомнений. О силе таланта и личности писателя мы судим на основе его произведений. Л. Н. Толстой писал, что он весь в своих творе ниях. В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности - контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специ фические характеристики литературных, научных, публицистических текс тов и на их основе определять психологические характеристики их авто ра. Метод контент-анализа широко использует математические модели ис следования текстовой информации с использованием ЭВМ.

Специфической формой метода анализа результатов деятельности высту пает графология. Психологи установили, что характеристики почерка свя заны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные, формализованные и стандартизованные формы метода анализа результатов деятельности. Пользование этими методами предполагает специальную под готовку исследователя, психологическую практику их использования. В педагогической деятельности используются менее строгие формы этого ме тода, основанные на качественном анализе продуктов ученической дея тельности: сочинений, поделок, рисунков и т. п.

Математические методы в психологии используются как средство повы шения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обос нования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на опреде ленных этапах эксперимента или тестового обследования.

Данные методы становятся необходимыми, когда в эксперименте иссле дователь работает одновременно с несколькими переменными, с набором гипотез, предполагающих вовлечение в исследование большого массива эм пирических данных. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов. Особые математические процедуры и формулы используются при обработке результатов тестового обследования.

Проблема возможностей и границ использования математических методов в психологии вызывает споры среди психологов. Представители естествен нонаучного направления настаивают на необходимости превращения психо логии в точную науку, на широком использовании в ней количественных методов. Сторонники гуманитарной ориентации в психологии указывают на невозможность установить количественные границы такого феномена, как внутренний мир человека. Понятие точности познания применительно к че ловеку наполняется иным содержанием, нежели в естествознании и матема тике. Гуманитарная психология ориентируется на специфические методы познания человека.

    Методы описательной (гуманитарной) психологии
    Назначение методов описательной психологии.
    Методы описания и понимания психологии человека
    Каковы возможности понимания человеческого в человеке?
    В чем состоит своеобразие методов гуманитарной психологии?
    Каковы методы понимания психологии человека?
    Назначение методов описательной психологии

В предыдущем изложении мы стремились показать, что ориентация пси хологии на естественнонаучную парадигму познания приводит к тому, что человек в ней рассматривается не как целое, а как совокупность опреде ленных свойств, процессов, состояний, элементов и структур. Изучение человека при таком подходе состоит в абстрагировании какой-либо части и исследовании ее как самостоятельной и самоценной. Для этого в психо логии используются приемы исследования, заимствованные из арсеналов естествознания, объективные методы, и в первую очередь наблюдение и эксперимент.

Такой подход к человеку не является вполне адекватным. Человек не только и не столько природное существо, сколько существо социальное и духовное. Он живет по законам общества, истории, морали. Способы и пу ти познания природного мира, выработанные в естествознании, не могут быть прямо и целиком перенесены в науки, изучающие человека и общест во, в котором он живет.

Гуманитарные науки (или гуманитарная парадигма в науке) возникли в XIX в. , т. е. спустя два века после оформления естествознания. В предс тавлении исследователей уже были выработаны образцы научности - это математика, физика, химия, биология и другие науки. От гуманитарного знания требовались ориентация на естествознание, рассматриваемое как всеобщая форма научного знания, и на выработанные внутри него методы познания. Поэтому гуманитарные науки вынуждены были резко противопос тавиться естественным наукам. В психологии это проявилось в различении В. Дильтеем "объяснительной" и "описательной" психологии.

В. Дильтей обосновал специфический предмет описательной (понимающей) психологии и доказал, что такая психология должна выработать собствен ные способы и методы познания. Предметом описательной психологии явля ется душевная жизнь человека в ее целостности и связи. Гуманитарная психология выявляет структуру душевной жизни как целого, а не суммиру ет его из отдельных частей. "Необходима и возможна психология, - писал В. Дильтей, - кладущая в основу своего развития описательный и аналити ческий метод", нацеленный на понимание связности и целостности внут реннего мира человека, дающий основу "для постижения отдельных форм душевной жизни, различий полов, национальных характеров, вообще глав ных типов целевой человеческой жизни, а также типов индивидуальнос тей".

Таким образом, назначение методов описательной психологии, в отли чие от объяснительной, состоит не в построении причинно-следственных конструкций психического, а в понимании и постижении духовно-душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей. Основной подход к психологии человека - это не объяснение ее в терминах причин ных зависимостей, а понимание ее целостности с последующим анализом и расчленением по законам самого этого целого. Объяснению в естествозна нии гуманитарная психология противопоставляет понимание.

    Методы описания и понимания психологии человека

Понимание в гуманитарной психологии выступает как научный подход, как особый метод. Понимание - это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или момен тах познания, приводящих в итоге к определенному толкованию явлений душевной жизни. В качестве конкретных форм понимания или методов опи сательной психологии выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика.

Предваряя описание конкретных методов понимания в гуманитарной пси хологии, отметим существующую здесь объективную трудность: в система тическом виде эти методы пока не изложены. В данном случае - это одна из первых попыток такого рода. Потому она не претендует на полноту и завершенность классификации метода. Различение понятий "описание" и "понимание" в контексте изложения связано с достаточно очевидным зна чением термина "описание" - словесным (знаковым) выражением понимаемо го, знаемого.

Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходит из фундаментальной особенности человеческой психики - ее рефлексивной природы, которая обнаруживается в непосредственной представленности субъекту его собст венных психических состояний. Интроспекция есть "всматривание" во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические пе реживания. В. Дильтей отмечал, что в основе психологии всегда лежит связь душевной жизни как непосредственно и первоначально данное и эта связь может быть постигнута внутренним восприятием. Так же, как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с по мощью логических процессов - различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения.

Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения. С. Л. Рубинштейн отмечал, что "данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира". Тем большее значение данные самонаблюде ния имеют для психологии как науки о внутреннем мире человека. Высоко оценивая самонаблюдение и субъективное познание, американ ский психолог К. Роджерс писал, что "один из важных путей познания идет через формирование внутренних гипотез, которые мы проверяем, обращаясь к внутреннему опыту", однако "этому типу познания уделяется мало вни мания, ибо он считается небезошибочным, не ведущим к широко признанным знаниям. Но, с моей точки зрения, это основной путь познания, это глу бокое организменное чувствование, на базе которого мы формируем и уточняем наши сознательные представления и концепции".

Самонаблюдению открываются собственные переживания, чувства, мысли, отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т. п. Од нако требуется особая внутренняя работа по их осмыслению, истолкова нию, пониманию, расчленению. Не все люди одинаково способны к такого рода работе. Различия между людьми в этом отношении заключаются в уровне их самосознания и рефлексии.

Самонаблюдение тесно связано с методом внешнего наблюдения. Показа ния самонаблюдения соотносятся человеком с внешним миром, с фактами собственного поведения, проверяются оценками других людей. Напомним отмеченную ранее особенность психического - внутренний субъективный мир есть объективная реальность. В самонаблюдении мы находим мысли, образы, переживания, связывающие нас с окружающей действительностью. Интроспекция не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас на внешний - природный и социальный - мир.

Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о резуль татах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет стано вится доступным для анализа другими.

Культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиог рафии, исповеди, дневники. Важными достоинствами самоотчета как метода гуманитарной психологии является то, что в самоотчете представлена уникальность внутреннего мира человека в единстве переживания, понима ния, отношения, его отраженность в самосознании автора. В самоотчете человек предстает на определенном отрезке своей жизни, часто достаточ но значительном.

В психологии отмечается, что самоотчету бывают свойственны ошибки, одна из которых - склонность автора представлять себя перед другими в возможно более выгодном свете. Однако такое стремление само по себе интересно с психологической точки зрения, так как показывает, что бо лее всего ценится автором самоотчета в его представлении перед други ми. Большинству же писем, автобиографий, дневников, исповедей свойст венно стремление обнажать самые интимные переживания и мысли их авто ров, описывать внутренние мотивы поступков в реальных жизненных ситуа циях. Замечательным примером здесь может служить "Исповедь" Л. Н. Толс того.

Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблю дения. В отличие от объективного наблюдения, при котором отстраненный наблюдатель исследует фрагменты внешнего поведения другого, включенное наблюдение предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дискуссии и т. п. Исследователь выступает как равный участник совместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявля ет о собственных ценностях и установках. В такого рода наблюдении оп ределенная человеческая проблема изучается целостно. Она равно затра гивает как исследуемого, так и исследователя. Собственно, во включен ном наблюдении нет как такового жесткого разделения на исследователей и исследуемых. Каждый из участников групповой работы может занять по зицию исследователя как относительно другого, так и относительно себя. В психологии метод включенного наблюдения применяется в практике психотерапевтической работы. В педагогической практике метод включен ного наблюдения может органично использоваться педагогом при проведе нии совместной деятельности со школьниками.

Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему - пережи вании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытыва ет собеседник, через отождествление с ним. Эмпатическое слушание обос новал и использовал в своей психотерапевтической практике К. Роджерс. Как способ общения с собеседником и его познания, эмпатическое слу шание представляет собой определенную технику поведения субъекта-ис следователя (терапевта, педагога) и субъекта-исследуемого (пациента, клиента, ученика). Это близкая дистанция между сидящими друг против друга собеседниками, контакт глаз, полная поглощенность собеседником ("центрированность" на нем), эмоциональное сопереживание содержанию высказываемого и т. д. Подобное поведение терапевта (педагога) спо собствует установлению психологического контакта в беседе, максималь ной открытости и откровенности в общении. Поэтому использование данно го метода, по К. Роджерсу, "требует определенного мастерства, и эмпати ческое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении реле вантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание". Идентификация как метод понимания другого представляет собой спо собность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. В отличие от эмоционального сопереживания (эмпа тии), идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т. п.

Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его поз нание усматривается только через понимание. "Точные науки, - писал М. М. Бахтин, - это монологическая форма знания; интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Ему противостоит безгласная вещь, но субъект не может изучаться как вещь, не может стать безгласным, позна ние его может быть диалогичным". В диалоге активны оба собеседника: не только ведущий беседы имеет право и возможность задавать вопросы, но такими же правами обладает и его партнер. В беседе как диалоге иссле довательская задача не является преобладающей, она выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями. Гуманитарное познание превращается в активный процесс диалогического общения и взаимодейст вия.

Биографический метод как способ познания человека основан на изуче нии психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жиз ни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни челове ка. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности и т. п. Достоинство метода заключается в надежности и обосно ванности выводов о психологических особенностях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может использоваться очень широко.

Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, автобиографий, свиде тельств очевидцев (близких людей, современников), с изучением продук тов деятельности и т. д.

Интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу этого субъект имеет знания как результат "непосредственного усмотрения", внутреннего постижения. Описать спосо бы и пути интуитивного постижения другого человека не представляется возможным в силу самой природы интуиции. Однако в психологии установ лено, что интуитивное усмотрение, "целостное схватывание" ситуации становится возможным, если человек имеет большой опыт практической или познавательной деятельности в соответствующей области. Интуитивное схватывание, понимание внутреннего мира человека более развито у лю дей, профессионально работающих с людьми (врачей, педагогов, психоло гов и т. п. ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42