бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Человек в психологической науке - (лекции) бесплатно рефераты

p>У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувстви тельности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях - к ее понижению, т. е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в "громких цехах" понижает зрительную чувствительность. Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощу щений.

Контраст ощущений - это повышение чувствительности к одним свойст вам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется тем ной, а на черном - светлой.

Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Нап ример, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет - ощущение кислого. Это явление называется синестезией.

    Особенности отдельных видов ощущений

Зрительные ощущения - ощущения цвета и света (перепадов яркости). Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор - сетчатку глаза.

Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. "chro ma" - цвет) и ахроматические - бесцветные (черный, белый и промежуточ ные оттенки серого цвета).

В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки - колбочки, чувствительные к различным зонам светового спектра. Световые (электро магнитные) лучи разной длины вызывают разные цветовые ощущения. Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700 нм (нанометров). Длина волны 680 нм дает ощущение красного; 580 - жел того; 520 - зеленого; 430 - синего; 390 - фиолетового цветов. Смешение всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета. Центральная нервная система человека обладает способностью классифици ровать распределение световой энергии, попадающей в глаз. Цвет - это психическое явление, а не свойство электромагнитной энергии, это ощу щение человека, вызываемое различной энергией.

Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно кото рой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в результате работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов - красного, зеленого и синего (колбочки делятся на группы этих трех цветов). В зависимости от степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают раз личные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.

К различным участкам спектра наш глаз имеет неодниковую чувстви тельность. Чувствительность к синему цвету значительно меньше, чем к зеленому и желтому цветам.

Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555 565 нм.

Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек переме щается в сторону более коротких ноли - 50O нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркине).

Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек, приспособленные к отражению переадов яркости цвета - это инструмент сумеречного зрения.

В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек.

    В условиях достатохологии. М. , 1978.
    Ухтомский А. А. Собр. соч. : В 10 т. М. , 1950. T. I.
    ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТНОСТИ
    (душевная жизнь человека)
    Понятие о субъекте и его психологической организации

Субъект как источник активности, распорядитель душевных сил. Целост ность психологической организации субъекта. Три стороны душевной жизни человека: желания, чувства, разум

В чем состоит психологический смысл понятия "субъект"? Что значит быть распорядителем душевных сил? Каково психологическое строение субъект ности?

Субъект как источник активности, распорядитель душевных сил Рассмотрение человека как субъекта подводит нас к изучению осново полагающих проблем психологии человека. Определяя предмет антропологи ческой психологии, мы указали на субъективность как на ее основной предмет. По самой своей семантике "субъективность" - двусложное слово, которое можно представить как субъ=ективность. И если вторая часть слова - это в общем смысле "активность, действие", то первая - это то, что лежит "под", или "перед", или "до" - некоторый источник, первопри чина активности. Иными словами, уже на уровне субъективности обнаружи вается первичное расщепление, а следовательно, и различение самой ак тивности (например, живое движение), и ее источник (телесность). Это расщепление в явном виде обнаруживает себя именно на уровне субъектно го бытия человека, где субъективность и ее источник не только различе ны, но и противопоставлены как разные реальности и где источник актив ности становится ее своеобразным хозяином, распорядзависит легкость, ско рость образования временных нервных связей); другое - лабильность (от этого свойства зависит скорость возникновения и прекращения нервного процесса). Выделение этих новых свойств стало важным шагом на пути изучения психофизиологии индивидуальных различий. Исследования в этом направлении продолжаются.

Другой важный вопрос изучения темперамента - вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологи ческим "наполнением" темперамента. В работах Б. М. Теплова, В. Д. Небыли цына, В. С. Мерлина была развита концепция двухаспектности психики, суть которой состоит в выделении в психике человека двух аспектов: предмет но-содержательного и формально-динамического.

Содержательный аспект психического представлен образами, идеями, отношениями, мотивами, смыслами, ценностями и т. д. Содержание психи ческого складывается в результате взаимодействия человека с предметным миром, межличностного взаимодействия, реализации деятельности и обще ния.

Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности незави симо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляю щиеся во "внешней картине поведения" (И. П. Павлов). Динамические осо бенности психики обусловливаются нейрофизиологическими свойствами ор ганизма человека, формально-динамические особенности психики человека и составляют то, что мы называем темпераментом.

В работах отечественных психофизиологов были выделены две наиболее фундаментальные формально-динамические характеристики темперамента че ловека - общая психическая активность и эмоциональность. Основными по казателями общей активности поведения человека являются темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, сила, выносливость, энергич ность и т. п. Активность - это прежде всего динамико-энергическая нап ряженность поведения человека, проявляющаяся в его взаимоотношениях с природным и социальным миром.

Эмоциональность человека включает в себя все богатство и разнообра зие аффектов и настроений человека: впечатлительность, чувствитель ность, импульсивность, эмоциональную возбудимость, эмоциональную ус тойчивость, лабильность, а также доминирование одного из ведущих наст роений (радости, гнева, страха и печали). Эмоциональность - это фор мально-динамическая составляющая темперамента, выражающая знак или ха рактер отношения человека к предметному миру, обществу и к себе. Таким образом, темперамент можно определить как формально-динамическую сос тавляющую поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимо действия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам.

В соответствии с этим подходом выделяются критерии для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Так, В. М. Ру салов выделяет семь таких критериев. "Рассматриваемое психологическое свойство: 1) не зависит от содержания деятельности и поведения, т. е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (является незави симым от смысла, мотива, цели и т. д. ); 2) характеризует меру динами ческого (энергического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности; 3) универсально и проявляется во всех сферах дея тельности и жизнедеятельности; 4) рано проявляется в детстве; 5) ус тойчиво в течение длительного периода жизни человека; 6) высоко корре лирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т. д. ); 7) является наследуемым". В психологии продолжается разработка реализующих психодинамические особенности темперамента физиологических, биологических основ. Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует неправомерность аксиологического ("оценочного") подхода к нему. Не существует "хороших" и "плохих" темпераментов, каж дый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои досто инства, так и недостатки. Нередко слабый тип нервной системы оценива ется негативно. Однако исследования Б. М. Теплова показали важное пре имущество слабого типа нервной системы - высокую чувствительность, со вершенно необходимую в ситуациях деятельности, требующей тонкой диффе ренцировки раздражителей. В. С. Мерлин специально отмечал равноценность "свойств общего типа нервной системы" и широчайшие возможности компен сации человека с разными типами ВНД к различным видам профессиональной деятельности.

С последним обстоятельством связана еще одна проблема исследования темперамента - проблема учета и овладения психодинамическими характе ристиками поведения человека в различных видах деятельности. Существо вание в психике человека устойчивых динамических, энергетических ха рактеристик, формирующихся на основе биологических факторов, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои энергетические возмож ности. Зная свои энергетические особенности, человек может осознанно регулировать режим, ритм, интенсивность различных видов деятельности. В психологических исследованиях В. С. Мерлина, Е. А. Климова проблема уче та и овладения индивидом своими психодинамическими особенностями свя зывается с выработкой им индивидуального стиля деятельности. Изучение в научной психологии темперамента имеет длительную исто рию. Однако и по настоящий день в этой проблеме много неясного и про тиворечивого. Продолжают обсуждаться вопросы о самой возможности типо логизации людей, о количестве человеческих типов, о соотношении типи ческого и индивидуального в человеке, о природных основах различий в поведении людей и т. д. Эти проблемы исследуются в антропологии, в фи зиологии, в нейрофизиологии и дифференциальной психологии.

    Нейропсихологические основы
    телесного бытия человека

Общее строение нервной системы человека. Функциональная организация работы мозга. Нейрофизиологические основы психического. Психическое как функциональный орган индивида

Как устроены мозг человека и его нервная система? Как функционирует нервная система? Есть ли специализация отделов мозга в реализации пси хических функций? Что такое функциональный орган субъективности?

Человек как индивид - это психосоматическая или душевно-телесная реальность. Телесность есть один из способов бытия человека, его субъективности. Задача этого раздела - дать общее представление о ма териальной основе психического, сформировать понимание психического как особого высшего функционального органа (функциональной системы), приобретает все

большую отрицательность, "небытие". Определяющая рефлексия осуществля ется в форме понятия, которое выступает и как форма данности некоторой объектности, и как средство его мысленного воспроизведения. Первый мо мент позволяет человеку осознавать независимое от него существование объекта; второй есть акт его (объдА_ГЮ__Ю_РТ_Р__ДЮ_____? _Ж_БЮL_____Д ф__LRТqPUWTРpLqq¦sTT_p+SVC_(щ мм_Y_

0_@H@__O[ALATE\vIP@ZA>AOY

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в по ход), несмотря на их неформальный характер, возникает совместная дея тельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Психологические исследования показывают, что в реальной действи тельности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возни кали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается струк тура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы. Различение было введено американским психологом Г. Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г. Хаймен назвал рефе рентными.

Как отмечает социальный психолог Г. М. Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина "референтная группа": иногда - как группа, противостоящая группе членства, иногда - как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при ко тором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т. п.

    Единицы анализа форм организации
    человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия "связи" и "отношения". В современных гуманитарных науках "от ношение" считается одним из основных логико-философских понятий, отра жающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, "связь" - это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь - это взаимозависимость (а не противопоставленность) яв лений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сооб ществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, со циальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функцио нально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др. В развивающихся системах происходит постоянное преобразование свя зей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное пре образование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: а) места, распределенные между участниками не которой общности; б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологи ческого анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, дея тельностные, субъективные характеристики общности.

Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать. В ос нову предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристи ки связей и отношений: 1) ситуативность-внеситуативность, 2) свободный или навязанный характер. По этим основаниям может быть построена типо логия общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анали за.

В рамках данной типологии можно получить следующие определения: по зиция - единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус - единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль - единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаи модействия; игровая роль - единица анализа свободных, но временных общностей.

Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегратив ная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной са моопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: "Он нашел свое место в жизни" (т. е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории). Такое "место" определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Но "построить позицию" невозможно раз и навсегда, обретение "места в жизни" - событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. "На том стою и не могу иначе! " - в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в пози цию отношения человека и мира. Ясно, что речь идет об отношении, кото рое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выве ряться, доопределяться.

Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) это "врожденная социальность": стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. "Стать истинным дворяни ном", "стать истинным офицером" - значит "отлиться по форме" заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не су ществует, ибо разеферат докт. дисс. М. , 1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42