Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительн...
Однако
усиление экономического кризиса привело к необходимости введения режима жесткой
экономии финансовых средств и сокращения или полной ликвидации ряда
образовательных программ. Сокращение финансирования системы образования привело
к торможению процесса дальнейшего развития системы образования. Этот период
заставил отодвинуть в сторону собственно педагогические цели реформирования
системы образования, на время остановить их реализацию и выдвинуть вперед чисто
экономические задачи - задачи выживания системы в существующем ее виде. Второй
важнейшей особенностью реформирования системы образования в России явилась
параллельность развития экономико-политических преобразований и реформирования
образования. Углубление реформы в образовании шло рука об руку с усилением
экономических изменений в стране. Такая параллельность явилась не обходимым
условием развития реформы на протяжении длительного промежутка времени.
Другой
важнейшей особенностью реформирования системы образования в России являются ее
продолжительность и растянутость. Начиная с 1984 г. в системе образования
происходит целый ряд серьезных изменений. За крутыми экономическими переменами
последовали изменения во всех социальных сферах, в том числе и в образовании.
Общие экономические и политические преобразования в
стране привели к созданию новых экономических условий функционирования системы
образования. Таким образом, с начала 90-х годов появляется еще одна причина,
требующая изменений, - это необходимость приспособления системы образования к
новым экономическим условиям существования общества.
По
мере усиления общегосударственных экономических преобразований значение этой
причины возрастало, вопросы выживания системы выходили на первый план. При
этом, начиная с середины второго этапа, ввиду своей серьезности эта причина
отодвинула чисто педагогические задачи и проблемы и начала тормозить развитие
системы образования в целом.
Развитие
демократических свобод в образовании, предоставление больших прав и
возможностей самим образовательным учреждениям привело и к ряду негативных
явлений. Свои программы, курсы, пособия и учебники стали разрабатывать очень
многие. Многие из них не имели для этого достаточного количества
психолого-педагогических знаний и практического опыта. В результате появилось
большое количество разработок низкого качества. И хотя они назывались
инновационными курсами, построенными на современных развивающих принципах
обучения, но в действительности таковыми не являлись. Чаще всего такие
разработки представляли собой усложненные и интенсифицированные курсы, не
учитывающие возрастных возможностей учащихся, ведущие к обыкновенному
натаскиванию учащихся и не способствующие их скорейшему психическому развитию.
Такие разработки внешне выглядели весьма привлекательно, но по содержанию
значительно уступали даже старым традиционным программам, пособиям, учебникам.
Увеличение
количества «инновационных» разработок привело к снижению качества образования в
стране. Перед системой образования встали задачи, во-первых, остановить
снижение качества образования и, во-вторых, создать условия для его дальнейшего
повышения. Для того чтобы каждый ребенок, обучаясь в школе, был уверен, что
получит необходимости гарантируемое законодательством образование, необходимо
было четко определить границы деятельности образовательных учреждений. Рамки
должны были описать тот обязательный минимум, который ребенок мог бы
гарантированно получить. Таким образом, пришла идея создания государственных
образовательных стандартов. Поэтому следующей причиной реформирования
выступила необходимость создания условий для качественного освоения учащимися
знаний.
Начиная с середины 80-х годов реформирование
системы образования протекало неравномерно. Можно выделить несколько этапов
реформирования, каждый из которых отличался от других своей основной задачей,
условиями проведения и, конечно, результатами.
В
1992 г. с принятием Федерального закона «Об образовании» новое вариативное образование
получило свое законодательное оформление. В стране открылось значительное
количество негосударственных образовательных учреждений, разрабатывалось и
использовалось на практике громаднейшее число инновационных авторских программ
и методик. Педагоги на деле ощутили свободу в преподавании и творчестве. Этот
период по праву можно назвать периодом законодательного оформления и
становления вариативного образования.
Опыт
отдельных педагогов-новаторов исподволь готовил переход от традиционного
образования к личностно ориентированному. Их разработки определили общее
направление инновационной деятельности в общеобразовательных учреждениях. В
России выделились целые регионы, образовательная деятельность которых
основывалась на идее личностно ориентированного образования.
С
другой стороны, развитие психологии позволило разработать и научно обосновать
личностно ориентированный подход.
Ученые
доказали, что такой подход является оптимальным с точки зрения психического и
личностного развития учащихся. В основу личностно-ориентированного образования
закладываются переосмысленные функции образования. Его базовыми ценностями
становятся самореализация, творчество, раскрытие индивидуальных особенностей и
др., отражающие развитие сущностных сил ребенка и подтверждающие, что целью
является становление личности человека.
Таким
образом, функция обучения меняет свое наполнение. От обычной передачи учащимся
знаний она переходит к передаче знаний, в ходе которой осуществляется развитие
индивидуальных особенностей и личности ребенка, т.е. к развивающему обучению.
Предметом
особой заботы в массовой школе была функция воспитания. Ее специфика была столь
велика, что обучение и воспитание теоретически обосновывались и осуществлялись
как два автономных процесса, имеющих собственные цели, принципы, содержание,
методы, формы организации, результаты.
Наиболее
актуальный принцип современной школы и педагогики - принцип диалектического
единства общего и особенного в обучении и воспитании детей, общеобразовательной
подготовки с многообразием содержания и форм развития детских интересов,
склонностей, способностей, талантов и дарований. В основу организации школы
была положена идея диалектического сочетания получении детьми общего среднего
образования с развитием их индивидуальных особенностей. Противоречие между
необходимостью общего и неизбежностью индивидуального развития каждого ребенка
является важной движущей силой совершенствования демократизированной школы.
Общее образование, необходимое для становления личности и упрочения базовой
основы развития индивидуальности, включает в себя комплекс естественнонаучных,
гуманитарных, политехнических знаний, средств эстетического, физического и
трудового развития. Формирование индивидуальных способностей учащимися
происходит за счет вовлечения учащихся в специальную, отвечающую их интересам,
требующую углубленного проникновения в суть дела, разнообразную деятельность.
Общее и специальное развитие - не противоположны и не взаимоисключающие, а,
наоборот, являются взаимодополняющими и обогащающими друг друга.
Важнейшим
современным научным принципом средней общеобразовательной школы остается
политехнизм и соединение обучения школьников с производительным трудом на
современной технической и технологической основе. Речь идет не просто об
общественно полезном труде детей. Политехнизм необходимо осуществлять с учетом
требований НТР, компьютеризации как нового способа мышления, новейших
технологий, тесной связи школ с передовыми предприятиями, научными
учреждениями, агропромышленными государственными, колхозными, арендными,
подрядными объединениями.
Особую
активность приобрел сегодня принцип школы и педагогики - гуманитаризации и
гуманизации.
Важнейшим
направлением его осуществления является гуманизация образования и воспитания.
Соотношение естественнонаучного и гуманитарного образования в средней школе
зависит от требований к человеку, предъявляемых социально-экономическими
условиями жизни общества, так же от той роли, которую играют учебные предметы в
становлении и развитии индивидуальности. Суть гуманитаризации образования - в
очеловечивании всех знаний, полученных ребенком, важности и нужности их не
только для производства, но и для развития, для жизни каждого человека.
Важное
значение приобретает принцип государственно-общественного управления народным
образованием. Школа - учреждение идеологическое, направленное на решение задач
по гражданскому, духовно-ценностному воспитанию подрастающего поколения.
Государственные органы определяют основное содержание учебно-воспитательного
процесса, принципы построения организационных структур, учета интересов всех
классов, социальных групп, всего народа.
Таковы
самые основные и главные, научно-обоснованные принципы организации современной
школы и педагогики.
Переход
к целостной системе непрерывного образования обусловлен нарастающим темпом
изменений материальных и духовных условий жизни, динамизмом и подвижностью
современного знания. Важнейшим звеном всей системы непрерывного образования
является средняя общеобразовательная школа, призванная дать каждому ребенку
общественно необходимый уровень научных знаний, приобщить к богатствам
отечественной и мировой культуры, закалить нравственно и физически. В ней
учащиеся должны получить полноценное среднее образование, развить свои
способности и дарования, потребности и навыки самообразования, приобщиться к
производительному труду, осознано, с учетом потребностей общества, выбирать
профессию и пути продолжения образования.
Сильное
отставание обозначилось в области теоретико-методологических вопросов.
Методология педагогики представляет собой осмысление исходных принципов,
методов познания, исследовательских позиций и подходов ко всем общим и частным
теоретическим и практическим вопросам, устанавливает характер взаимосвязи
педагогики с другими общественными и естественными науками. Каждое
теоретическое обобщение, научная концепция несут в себе снятом,
обобщенном виде философско-методическое обоснование.
В
условиях обновления общества особенно актуальны следующие методологические
проблемы:
-
сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности: как
общественных явлений и педагогического процесса;
-
предмет педагогики как
общественной науки в условиях непрерывного образования и общие законы
воспитания, обучения, педагогической деятельности;
-
диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с
развитием производительных сил и производственных отношений;
-
диалектика взаимосвязи воспитания, обучения, педагогической
деятельности и форм общественного сознания;
-
диалектика становления детской личности как субъекта и объекта
воспитания;
-
социально-педагогические противоречия как источник развития
ребенка и педагогического процесса;
-
диалектика взаимосвязи национального, классового и
общечеловеческого в гражданском воспитании;
-
социальные, философские и психолого-педагогические основы формирования
содержания образования;
-
диалектика социального и биологического, целенаправленного и спонтанного
в формировании детской личности;
-
диалектика общего, особенного и индивидуального в формировании личности;
-
диалектика и логика педагогического мышления.
Требуют
методологического осмысления и такие острые вопросы, как соотношение и
взаимодействие личного и общественного интересов; отказ от идеи всестороннего
развития личности как отдаленного идеала в пользу разностороннего развития;
возвращение к педологии, ее теоретическим оценкам детей; включение моральных
догм религии в духовные приоритеты педагогики. Практически не разрабатывается
история советской школы и педагогики, особенно 30—80-х годов. Отсутствие
исторических научно обоснованных исследований этого периода порождает шаблонные
стереотипы исторических оценок, субъективистские конъюнктурные толкования. Это
не позволяет объективно оценить состояние современной педагогической науки, ее
достижения и промахи, возродить к жизни несправедливо забытые, замалчиваемые
имена ученых-педагогов и их творчество, выявить подлинные причины и формы существования
застоя в педагогике.
Актуальнейшее
направление научно-педагогических исследований — непрерывное образование,
возникающее и развивающееся в результате органической взаимосвязи всеобщего
среднего образования как фундамента развития человеческой личности с средним и
высшим профессиональным, активным систематическим самообразованием и повышением
квалификации или переподготовкой.
При
осуществлении поворота к новым формам научно-педагогического труда необходимо
учитывать три этапа организации педагогических исследований.
Первый
этап — поисковый, подготовительный - направлен на создание научного
потенциала, выдвижение идей, их обсуждение в дискуссиях и мозговых атаках,
обоснование гипотез. На этом этапе идеи проходят лабораторную проверку,
осуществляется накопление фактов, разработка теоретико-методологических
концепций, заготовка идей впрок, а также подготовка материалов, необходимых при
организации широких экспериментов. Основную роль тут играют
теоретико-методологические и поисковые лаборатории, комплексные объединения и
группы, имеющие в своем распоряжении в качестве материальной базы
экспериментальные школы.
Второй
этап - разработки программно-методической, иной научно-практической
документации, необходимой для осуществления широкого педагогического
эксперимента с учетом особенностей различных регионов страны. Готовятся для
апробации такие материалы, как новое содержание основ наук, варианты новых
учебных программ, учебников, варианты новых форм организации учебных занятий,
методов и методических систем овладения знаниями и профессией, варианты новых
типов учебных заведений, режимов работы школы, варианты систем управления
школой, организации психологической службы, рекомендации по комплексному
подходу к воспитанию, по организации совместной деятельности общественных и
самодеятельных объединений. Создается проектно-сметная документация
учебно-производственных объединений типа школа - предприятие, вуз, школа -
временный научно-исследовательский коллектив.
Третий
этап - широкая экспериментальная проверка подготовленных материалов в
различных типах массовой школы, ПТУ, ВУЗов разных регионов страны силами внедренческих
лабораторий, включающих в себя представителей науки, практики и управленческих
организаций. Совместно с органами народного образования на местах отбирается
ряд учебных заведений для проведения экспериментальной работы. После этого
проводится тщательная подготовка коллективов учителей и учащихся, превращение
их в активных участников эксперимента. Организация исследования включает в себя
налаживание экспериментального процесса, наблюдение, корректировку, фиксацию
результатов, обработку накопленной информации, ее анализ, оценку, составление
научных отчетов и подготовку рекомендаций. На этом этапе происходит и первичное
внедрение. Эксперимент становится научной основой развития творчества учителей,
массового передового и новаторского опыта.
Перестройка
организации педагогической науки позволит ей активно, практически влиять на ход
обновления общества и занять достойное место в общей системе общественных наук.
1.2.
Проектирование социобразовательной среды как фактор целостного развития
личности
Проектирование исследователем социобразовательной среды
разделяется на два блока: процесс разработки и процесс освоения педагогической
технологии.
Остановимся на некоторых вопросах предметной логики проектирования
социобразовательной среды.
Первый этап— теоретическое обоснование. Он состоит из
нескольких последовательных ступеней.
Сначала разработчик исследует сложившуюся социокультурную
среду с учетом тех требований, которые она предъявляет к образованию.
Затем он анализирует современную педагогическую ситуацию и
научные подходы к ее организации, а также мнение общественности в лице
студентов, родителей, педагогов, специалистов в данной области.
После этого разработчик соотносит собственные выводы с теми
выводами, которые выражены в основных идеях и принципах проектирования
образовательных процессов.
Все вышеперечисленное позволяет преподавателю определить
концептуальную базу своей технологии, представить ее авторское осмысление,
выработать гипотезу осуществления технологии, сопоставить свой умозрительный
вариант проекта технологии с рядом проработанных версий, описанных в
научно-методической литературе.
Образование - возможность
осуществления человека в культуре. Человек осваивает с помощью науки
современную картину мира, чтобы адекватно существовать в социокультурной среде.
Естественно, что образование должно мобильно реагировать на подобную ситуацию,
т.к. процесс формирования адекватного современной картине мира образа бытия
требует высокого уровня культуры личности. Образование создает необходимые
предпосылки для того, чтобы изменение человека шло в направлении, помогающем
ему освоить современную картину мира, сформировать и адаптировать к ней свой
образ бытия. В этой связи необходимо обратиться к анализу и синтезу глубинных
изменений, происходящих в образовании в период его вступления в
«постиндустриальное» развитие. Анализ и синтез становятся источниками
рациональных оснований для построения педагогической деятельности, теории и
практики образования в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|
|