Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительн...
На
наш взгляд, программы разных уровней, используемые в системе дополнительного образования
должны содержать следующие положения:
-
способствовать становлению активной жизненной позиции воспитанников;
-
пониманию глобальных проблем современности;
-
самостоятельному решению комплексных проблем, требующих знаний из
области разных учебных дисциплин и определенного социального опыта;
-
стимулированию самообразования на основе правильного выбора
источников информации, постановки и осознания значимых, личностных и
социальных целей, использование средств достижения поставленных целей и т.д.
Дополнительное
образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях
человека и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха
в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств
личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает
возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих
духовных ценностей.
Содержание
дополнительного образования расширяет возможности приобщения школьников к
национальным, культурным обычаям, традициям своего народа; реализации
регионального компонента образования.
Особенностью
содержания дополнительного образования является его ориентация на
разнообразные, постоянно изменяющиеся интересы, склонности, способности
школьников, что придает ему гибкость, уникальность, инновационность.
Четвертый
компонент - методы и формы организации педагогической деятельности
в системе дополнительного обрастания.
Сущность педагогического процесса в дополнительном
образовании заключается не в передаче готовых знаний, форм и способов
деятельности, готовых ценностно-нормативных представлений, а в переходе к
совместной их выработке представителями старшего и младшего поколения,
стимулирующей умственное, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое
самоопределение и становление активной жизненной позиции личности. Всякий раз,
когда педагог дополнительного образования сталкивается с необходимостью
инструментального обеспечения программ профессионально» деятельности, ему
приходится анализировать фонд известных методов и выбирать наиболее адекватные
из них. Метод - это специфический вид вмешательства, поддержки личности,
осуществляемый разными способами и на различных уровнях педагогической работы,
это способ взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, которые способствуют
накоплению позитивного социального опыта, содействуют формированию активности
личности. В ходе исследования мы опирались на классификацию методов,
приведенных в п.1.3.
Необходимым педагогическим требованием к выбору определенного
метода является критерий, который включает оценку того, насколько данный метод
способствует осуществлению совместной деятельности педагогов и школьников.
Чтобы деятельность состоялась, нужны задача или проблема, которую необходимо
разрешить; положительная мотивация, способности к осуществлению деятельности,
знания об объекте деятельности и умения с ним работать, общественная и личная
значимость деятельности, новизна и оригинальность результата.
Для организации деятельности школьников в дополнительном
образовании используются различные известные в педагогической теории и практике
методы развития, воспитания, обучения с учетом специфики организуемой
деятельности.
Ориентация
на деятельность определяет и разнообразные организационные формы
дополнительного образования: лекции, беседы, диспуты, экскурсии, походы,
слеты, конференции и т.д. Использование названных форм позволяет
интенсифицировать процесс социализации личности, навыков ориентации в
достаточно большом информационном пространстве, помогают объединять в сотворчестве
детей и взрослых.
Пятый
компонент - условия осуществления педагогического процесса и системе
дополнительного образования.
Большой
спектр направлений интеллектуальной и практической деятельности позволяет
учреждениям дополнительного образования быстро откликаться на потребности детей
к их родителей, опираясь на положительную мотивацию воспитанников, их
актуальные, социальные и образовательные запросы, система дополнительного
образования имеет больше возможности.
Важным
условием деятельности системы учреждений дополнительного образования является
их кадровое обеспечение. В системе дополнительного образования работают
специалисты различных областей искусства, науки, техники; люди, развившие свое
увлечение до профессионального уровня; выпускники педагогических вузов.
Значительную часть педагогических кадров составляют те люди, которые сами
прошли эту систему, затем получили специальное образование и возвратились в
свои дворцы, дома, центры, клубы в новом качестве - педагога,
педагога-организатора.
Наиболее
важными характеристиками педагогов выступают следующие характеристики: высокая
самооценка, позитивное отношение к жизни, вера в добро, умение видеть и
чувствовать свою сопричастность к происходящему, умение меняться, учиться у
жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия. Для формирования и
реализации в практической деятельности перечисленных качеств необходимо
обладать профессиональным мастерством, способностью эффективно решать широкий
круг педагогических задач.
Психолого-педагогическая
характеристика педагога дополнительного образования является довольно сложной,
т.к. по сути дела означает подготовку педагога-универсала. Однако ее следует
иметь в виду в качестве ориентира. Тем более, что многие из названных качеств
способствуют продлению профессиональной молодости. Так, но данным социологов,
те педагоги, которые умеют жить интересами детей, их увлечениями, с
удовольствием с ними играют и работают, отличаются оптимизмом и чувством
юмора, дольше сохраняют свою творческую активность. Этому же способствует
включенность педагога в систему непрерывною образования и самообразования,
возможность воспринимать знания и отдавать их.
Важным
условием осуществления педагогического процесса является программное
обеспечение. Виды учебных программ чрезвычайно многообразны, их
основные характеристики могут быть представлены и следующей структуре:
1.
По возрасту: для дошкольников, учащихся начальной, основной,
средней школы, для подростков.
2.
По полу: смешанные, для мальчиков, для девочек (юношей, девушек).
3.
По продолжительности реализации: одногодичные, двухгодичные и др.
4.
По формам реализации: групповые, индивидуальные.
5.
5 .По видам деятельности: художественная, техническая,
эколого-биологическая, туристско-краеведческая, культурологическая, школы раннего
развития и др.
6.
По образовательным областям: профильные и многопрофильные.
7.
По способам реализации: эвристические, алгоритмические,
исследовательские программы, творческие программы.
8.
По уровням освоения: обшекультурный, углубленный, профессионально
ориентированный и др.
9.
По направлениям деятельности: ориентационные, фундаментальные,
прикладные, информационные
Учебно-материальные
условия предполагают наличие широкой инфраструктуры (наличие учебных аудиторий
и т.д.)
Осуществление
педагогически целесообразной методической деятельности в дополнительном
образовании как одного из важнейших условий его эффективной деятельности
помогает целенаправленно решать задачи, поставленные перед педагогическим
коллективом, добиваться намеченных целей.
Организация
деятельности методической службы должна быть гибкой, учитывать на основе
данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении,
обеспечивать возможность каждому педагогу повысить свой профессиональный
уровень. Проблемно - ориентированный анализ методической деятельности, как
отдельных педагогов, так и педколлектива в целом способствует выявлению
проблем, характерных для большинства педагогов, и выбору актуальной
методической темы для данного педколлектива.
Информационно-методическое
обеспечение характеризуется изданием серии учебно – методических изданий и
рекомендаций.
Следующим
условием осуществления педагогического процесса в учреждении дополнительного
образования является нормативно-правовое обеспечение, которое решается на
федеральном, республиканском и городском уровнях.
Шестой
компонент – результаты деятельности системы дополнительного образования.
Результаты педагогического процесса в
дополнительном образовании отражают показатели реализации его целей. Эти показатели
представляют определенную систему знаний, умений, навыков, способов
деятельности, направленности, способностей, черт характера, свойств и качеств
личности. В процессе дополнительного образования старшие школьники приобретают
также опыт творчества, общения, эмоционально – ценностного отношения к
окружающему миру и к себе.
Как показало наше исследование, дополнительное
образование в большей степени способно готовить старшеклассников к тому, чтобы
быть:
-
творческим, по-новому смотрящим на привычные вещи и решать
проблемы, используя нестандартные идеи, методы;
-
активным, умеющим брать на себя ответственность за свое участие в
окружающей жизни;
-
уверенным в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
-
толерантным, эмоционально устойчивым, доброжелательно относиться
к многообразию жизни.
Дополнительное образование усиливает стартовые возможности
школьников, содействует определению их жизненных планов.
На
констатирующем этапе эксперимента выяснялся уровень сформированности
учебно-познавательных умений у учащихся
11 классов.
Измерение
уровней сформированности учебно – познавательных умений в области иностранного
(английского) языка проводилось на основе тестирования с использованием
текстов, как на русском, так и на английском языке.
Данные
тесты позволили исследовать различные аспекты уровня сформированности учебно –
познавательных умений в области иностранного языка у выпускников
общеобразовательных школ, выявить критерии развитости учебно-познавательных
умений. Для этого под каждый критерий вводились показатели, которые дали
возможность оценить уровень сформированности учебно-познавательных умений.
На основании совокупности данных, полученных от
выпускников в ходе диагностических исследований (наблюдение, тесты, опрос и
т.д.) нами были выделены критерии развития учебно-познавательных умений. Критериями
развития сформированности учебно – познавательных умений у
выпускников явились:
-
анализировать текст, выделяя в нем главные идеи;
-
находить объект, подлежащий опознанию;
-
точно воспроизводить свою и чужую мысль;
-
определять понятие;
-
формулировать проблему;
-
переформулировать идею в разных вариантах;
-
классифицировать.
Выбор
именно этих умений определялся рядом условий:
1. Группа учебно-познавательных
умений включает в себя список, содержащий более 50 наименований. Естественно,
что проанализировать все умения в одном исследовании невозможно.
2. Выбранные умения в явном или
скрытом виде должны актуализироваться на всех этапах обучения.
3. Сформированность
указанных учебно-познавательных умений, по нашему мнению, в определенной мере
является базой, на которой возможно формирование не только интеллектуальных
(таких, например, как восприятие цепи суждений из нескольких звеньев, выделение
предмета рассмотрения из объекта, соотнесение вопроса со знанием и ответа с
вопросом и т.д.), но и лингвистических умений.
Для
каждого экспериментального и контрольного классов (подготовительных групп) были
созданы контрольные задания, совокупность которых и позволила оценить уровень
сформированности учебно-познавательных умений.
Перед
началом констатирующего эксперимента мы выяснили наличие у учащихся необходимых
для ответов на вопросы наших контрольных заданий предметных знаний и провели
соответствующую коррекцию содержания заданий.
Приведем
примеры контрольных заданий, предлагавшихся учащимся, с целью выявления уровня
сформированности учебно-познавательных умений.
1. Задание на умение анализировать
текст
Прочитайте текст, а затем выполните
задания[6].
1) Ответьте на
вопросы по тексту (перечень вопросов на английском языке).
2) Выделите главную
мысль в данном тексте.
2. Задание на опознание объекта и его
существенных признаков
Определите часть речи, расположив слова в столбцы[7]: weakness, commoner,
management, decided, commonsensical, weakling, requirement, manager,
appointment, commonness, promoter, manageress, to weaken, uncommon, managerial,
appointee, commonly, decidedly, promotional, manageable, weakly, commonalty,
promotion, deciduous.
3. Задание на интерпретацию чужой
мысли
TEXT
From the earliest time people have been trying to do
several things at the same time. They can read a book, cook dinner, talk on the
phone, and do many other things. As cars have become available, the time of
multitasking has increased: people drive, listen to the music, eat, and smoke
in their cars at the same time.
а) Перескажите текст (на английском
языке). Что вы узнали нового?
4. Задание на определение понятия
Дайте определение понятий:
а) Mother - …
б) Cat - …
5. Задание на формулирование проблемы
Известно,
что бабочки в процессе своего развития проходят следующие стадии: яйцо,
личинка, куколка, имаго (взрослая форма). Все стадии обладают одинаковым
генетическим аппаратом[8].
Какие проблемы могут быть
сформулированы на основании этого факта (на английском языке)?
6. Задание на различные формулировки
идеи
В основе создания
клеточной теории лежали представления об атомно-молекулярном строении
материального мира.
Какова связь этих
представлений с клеточной теорией? Ответить на английском языке.
7. Задание на классификацию понятий
Исключите суффиксальный способ словообразования, вычеркнув
его карандашом:
Depend
– dependant – independence manage – manager - management
Develop
– development individ – individual - individualism
Know
– unknown – knowledge employ – employee- employment
Organize
–organizer – organization success – successful – succeed
Критерием
оценки выступала полнота ответа (включение в него - всех или частично -
составляющих и т.д. прогнозируемый ответ элементов). Каждое из приведенных
контрольных заданий имеет свой диагностический вес по числу актуализируемых
операций, которые необходимо осуществить учащимся при ответе на каждый вопрос.
Ответы
учащихся на вопросы контрольных заданий анализировались. Правильность ответов
определялась на основании «диагностического веса» задания, который представлял
собой сумму правильно осуществленных учащимся операций, необходимых для
выполнения задания.
С
целью унификации полученных данных первичные оценки корректировались по
трехбалльной шкале. Правила оценки и перевода заключалась в следующем:
-
Ответ отсутствует, или неправильный – 1 балл;
-
Правильный неполный ответ (с небольшим (2-3) количеством ошибок и
неточностей) – 2 балла;
-
Правильный полный ответ – 3 балла.
Количественная
оценка уровней развития осуществлялась на основе суммирования баллов,
полученных за решение всех задач. Таким образом, максимально возможный
показатель успешности решения той или иной задачи составил три балла. Всего
нами было выделено семь критериев сформированности учебно-познавательных умений
у выпускников общеобразовательных школ. Следовательно, максимально возможное
количество баллов, которое может набрать исследуемый – 21 балл (все задания выполнены
правильно), минимальное количество – 7 баллов (все задания выполнены
неправильно или ответы отсутствуют).
Таблица
Результаты проверки работ учащихся
|