бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительн... бесплатно рефераты





ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ         ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

3.1. Реализация принципа проектирования познавательной среды в системе дополнительного образования в условиях модернизации деятельности

 

Необходимость модернизации системы дополнительного образования, которая cтала осознаваться педагогическим сообществом с середины 90-х годов, обусловлена комплексом социальных и педагогических факторов. К ряду социальных факторов относятся: диверсификация образования - возникновение образовательных учреждений разных типов, дифференциация управленческих функций; изменения в социальной структуре общества, возникновение рынка образовательных услуг, коммерционализация сферы досуга; изменения в структуре потребностей взрослых и детей, возникновение но­се ценностных ориентации; нарушение сложившихся ранее механизмов взаимодействия социума и системы образования, семьи и школы; деидеологизация общества, необходимость установления взаимодействия многими общественно-политическими организациями, движениями, партиями, в том числе, с церковью; усиление роли регионов в социально-экономической, политической жизни раны: возникновение как положительных, так и отрицательных факторов процесса регионализации образования, обострение противоречий между общим и особенным в поликультурной, полиэтнической среде.

К педагогическим факторам мы относим следующие:

- гуманизация и демократизация образования, переход к субъектной образовательной парадигме;

-         усиление роли этнопедагогических традиций в жизнедеятельности образовательных учреждений, семьи;

-         несоответствие содержания, методов и форм деятельности новым потребностям потенциальным потребностям услуг дополнительного образования;

-         несоответствие организационной структуры, системы управления учреждения дополнительного образования (УДО) процессам демократизации, развития общественного самоуправления;

-         интенсивное внедрение в систему образования новых информационных технологий, повлекших необходимость пересмотра деятельности УДО в режимах стабильного функционирования и инновационного развития.

Являясь образовательно-воспитательным институтом социума, система дополнительного образования может более успешно и активно внедрять педагогические модели деятельности. Это обусловлено тем, что традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности со­циума. В них дети накапливают основы демократической культуры, навыки осознанного выбора профессии, духовного и физического роста.

В процессе исследования проблемы мы пришли к выводу, что модель педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования не бу­дет эффективной без основательного комплексного анализа, без диагностики негативных и позитивных явлений современной действительности.

Определяя возможности реализации идей, заложенных в модель учрежде­ния дополнительного образования детей, можно проанализировать исходное ее состояние по разным параметрам, выделяя сильные и слабые стороны кон­кретного учреждения дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей сегодня больше, чем когда-либо, нуждается в обновлении содержания. Цели и задачи, стоящие перед системой дополнительного образования, обусловлены, с одной стороны, необходимым минимумом знаний, который должен обеспечить общеобразовательная школа, с другой - приоритетами развития производства в нашей стране.

Главным средством модернизации образовательно-воспитательной деятельности педагогического коллектива является адекватная новым социально-педагогическим требованиям система управления образовательным учреждением. Совершенствование системы управления УДО осуществляется по следующим направлениям:

-         переход от линейной к более гибкой - адаптивной, сегментной (матричной) структуре управления;

-          переход управленческих структур от позиции исполнителя, пользователя огранизационно-методическими продуктами к позиции творческой самостоятельности, созидателя новых программно-методических продуктов;

-         привлечение к деятельности УДО квалифицированных специалистов из научных  организаций, вузов и НИИ, что потребовало значительных изменений в системе управления УДО;

-         организация деятельности для получения дополнительных источников финансирования, изменения штатного расписания;

- организация самоуправления, делегирование части управленческих функций педагогическому коллективу, общественным органам.

Недостатки, несоответствия, характерные для дополнительного образования могут быть систематизированы по следую­щим признакам: кадровые, организационно-структурные, управленческие, воспитательные, учебно-методические, материально-финансовые.

 Кадровые

1.     Гендерный фактор. В большинстве случаев имеется преимущественно женский состав, что оказывает влияние не только на морально-психологический климат в коллективе, но и на выбор педагогических технологий, на характер стиля педагогической деятельности.

2.     Квалификационный уровень сотрудников отличается недостаточностью, отсутствием специальной подготовки к новым профилям деятельности.

3.     Недостаточность штатов, отсутствие свободы действий в формировании коллектива и структуры штатов.

4.     Несоответствие новым условиям технологии аттестации педагогов допол­нительного образования.

Организационно-структурные

1.     Недостаточность разработки правовых основ деятельности УДО в новых социально-экономических условиях, в условиях рынка образовательных услуг, нормативного обеспечения этой деятельности.

2.     Несоответствие объема выполняемых работ, трудозатрат работников оплачиваемости труда, что выдвинуло задачу поиска новых подходов к финансированию, созданию системы дифференцированной оплаты труда, разработки пакета соответ­ствующих организационно-нормативных документов.

3.      Несовершенство, негибкость структурных подразделений УДО как много­профильного учреждения, несоответствие содержания их деятельности новым условиям.

4.      Резкое снижение эффективности (или явная недостаточность) механизмов взааимодействия с семьей, социально-педагогической средой, новыми социаль­ными институтами, органами их управления.

Управленческие

1.     Неумение педагогического коллектива отказаться от авторитарных методов управления, овладеть демократическим стилем деятельности.

2.     Приверженность к линейно-функциональной системе управления, принятия решений.

3.     Боязнь самоуправления, неготовность к участию в самоуправлении.

4.     Наличие чрезмерной отчетности, тяготение к количественным показателям, к бюрократическим формам контроля.

Воспитательные

1.     Недостаточно ответственное отношение коллектива к выполнению воспитательных функций.

2.     Затруднения в поисках новых мировоззренческих ориентиров, идеологи­ческих позиций, определения системы жизненных ценностей.

3.     Утрата многими педагогами жизненного оптимизма, веры, доверия властным структурам; недостаток сил в противостоянии злу, аморальным процессам социализации молодежи.

4.     Слабый интерес к зарубежному педагогическому опыту, к положительно­му опыту дореволюционной России

Мы исходим из предположения, что проектирование учебно-познавательной среды, необходимой и достаточной для успешного профессио­нального становления учащихся, возможно при выполнении следующих условий:

• профессиональная деятельность специалиста осуществляется в контек­сте личностного самоопределения, сущностью которого является построе­ние смыслов и перспектив индивидуального развития данного человека;

• профессиональное становление приобретает характер активного про­цесса взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, со­здает предпосылки для формирования у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив их развития (профессионального, жизненного, личностного);

• ведущим элементом педагогической системы образовательного уч­реждения становится мониторинг профессионального становления и лич­ностного роста учащихся. Мониторинг профессионального становления учащихся содержит компоненты, адресованные всем субъектам образова­ния, оказывая положительные воздействия на условия, процесс и результат профессионального образования в интересах личности, общества и произ­водства. Мониторинг осуществляется с учетом многоуровневости учебно­го заведения, условий в сфере производства, изменений на рынке труда.

Формирование рыночного пространства, становление коммерческих институтов, развитие сферы дополнительных образовательных услуг при­дают педагогической деятельности не свойственные ей качества, связанные с анализом на них спроса, цены, эффективности и т. д.

Демократизация общества, гуманизация системы образования в Рос­сийской Федерации позволила рассматривать дополнительное образова­ние детей как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспи­тание, обучение и развитие.


3.2. Педагогические условия реализации личностной концепции выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования (на материале изучения иностранного языка)



Экспериментальная часть исследования была организована в Центре дополнительного образования (при Ставропольском государственном университете) и общеобразовательных  школах г. Ставрополя.  В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов, проходящих обучение иностранному (английскому) языку  на подготовительных курсах в Центре дополнительного образования  и в его филиалах: гимназии № 25,30; лицеях №14;  а также в общеобразовательных школах №3, 4,  28 г. Ставрополя.

Настоящее исследование было проведено среди выпускников общеобразовательных школ. Общее количество испытуемых составило 620 человек. Возрастной диапазон обследуемых составил 15,5 -17 лет. Гендерный состав: девушки – 63,5% (394 чел.), юноши – 36,5% (226 чел.). 

   Опытно – экспериментальная работа осуществлялась нами в несколько этапов. Подготовка к исследованию включала: теоретическое осмысление и определение значимости проблемы; анализ литературных источников по проблеме исследования; подбор методов и методик, которые бы помогли определить уровень сформированности учебно – познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ; определение критериев уровня сформированности учебно – познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ.

Таким образом, на констатирующем этапе исследования нами решались задачи, связанные с изучением состояния исследуемой нами проблемы в практике проектирования познавательной среды для выпускников общеобразовательных школ; особенностей развития  учебно – познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ; обоснованием состава учебно – познавательных умений; выявлением уровней их сформированности; комплектованием групп; выявлением педагогических условий развития учебно – познавательных умений; разработкой программы формирующего эксперимента.

В ходе констатирующего эксперимента были выделены   следующие особенности системы дополнительного образования:

- продолжение эволюционного развития прогрессивной теории и практики внешкольного образования, имевшего место с середины XIX века до конца 20-х годов XX века, и внешкольного воспитания с 30-х годов до начала 90-х XX пека;

- реализация новой сущности дополнительного образования как самостоятельного и самоценного вида образования;

- региональный характер содержания учреждений дополнительного образования;

-         использование внутренних ресурсов.

При проектировании познавательной среды на подготовительных курсах по иностранному языку для выпускников общеобразовательных школ, мы соблюдали этапы проектирования, определенные нами  в п. 1.2.

Проектируемая модель познавательной среды   в   определенном   смысле   отображает структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между компонентами исследуемого объекта.

При проектировании модели мы исходили из следующих положений:

-         наряду с существующими условиями развития системы дополни­тельного образования необходимо создавать новые условия для осуществления эффектной педагогический деятельности по развитию познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ;

-         развитие дополнительного образования школьников связано с обес­печением педагогического процесса, сохраняющего все ценное, что было в предыдущем опыте «внешкольного» воспитания, и включаю­щего новые педагогические технологии;

-         развитие дополнительного образования осуществляется в условиях обязательного использования регионального компонента.

В организационную структуру при проектировании модели познавательной среды в учреждении дополнительного образования мы включили условия функционирования и развития.

К условиям функционирования мы относим условия, обеспечивающие повседневную деятельность учреждения дополнительного образования: финансовые, материально-технические, кадровые, научно-методические, нормативно-правовые, организационно-управленческие и др.

 К условиям развития мы относим условия, способствующие формированию новых качественных изменений в учреждении дополнительного образования: ориентация на удовлетворение всесто­ронних образовательных и творческих потребностей личности и т.п.

Компонентами структуры модели познавательной среды являют­ся цели, функции, содержание, методы и формы, условия и результаты взаимодействия педагогов и школьников.

Первый компонент - цели педагогической деятельности в учреж­дении дополнительного образования.

Основной целью дополнительного образования школьников, как и любого другого вида образования, является гармоничное развитие личности, предпо­лагающее максимальное развитие тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности человека.

Второй компонент - функции педагогического процесса в системе дополнительного образования.

Дополнительному образованию свойственны функции, которые выполня­ет любой вид образовательного учреждения: образовательная, воспитательная, развивающая. Кроме них, дополнительное образование рассматривается как сфера реализа­ции школьниками таких функций, как:

- компенсация, т.е. приобщение учащихся к тем личностно и общественно значимым социально-культурным ценностям, потребность в которых не удов­летворяется общим образованием к окружающей социальной средой;

- релаксация, т.е. отдых, восстановление психофизических сил учащихся, сохранение и восстановление их здоровья и творческого потенциала; реали­зация культурно-досуговых индивидуальных и коллективных интересов и по­требностей -

- социализация, т.е. вклпочение учащихся в общественно - полезную деятель­ность, а неформальные общественные процессы и структуры;

- самоактуализация, т.е. воплощение индивидуальных интересов, склонно­стей, способностей, личностного роста школьников,

- социальная защита детей и подростков, предоставление бесплатных обра­зовательных, досуговых, оздоровительных и других услуг;

- профориентаиионная, т.е. формирование устойчивого интереса к социаль­но значимым видам деятельности, содействие определению жизненных пла­нов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

- самореализация - самоопределение ребенка в социально и культурно зна­чимых формах жизнедеятельности, переживание им ситуаций успеха, лично­стное саморазвитие, становление, активной жизненной позиции.

Третий компонентсодержание педагогической деятельности в системе дополнительного образования.

Содержание позволяет существенно повысить уровень познавательных возможностей учащихся. В круг значимых для учащихся проблем включаются проблемы самопознания и самореализации творческих возможностей, в том числе и в решении социально значимых задач (поскольку практическая дея­тельность детей в сфере дополнительного образования всегда имеет опреде­ленную мотивацию). Учащиеся осваивают новые источники образовательной информации. К их числу относится собственный опыт творческой деятельно­сти, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся, основанное на интересах к одному и том же виду деятельности.

Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенци­ал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образователь­ных программ; дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои инди­видуальные интеллектуальные, эстетические, творческие запросы. В условиях вариативной образовательной системы используются программы, которые способствуют «гармонизации» общего образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21