Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительн...
ГЛАВА 3.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Реализация
принципа проектирования познавательной среды в системе дополнительного
образования в условиях модернизации деятельности
Необходимость модернизации системы дополнительного образования,
которая cтала осознаваться
педагогическим сообществом с середины 90-х годов, обусловлена комплексом
социальных и педагогических факторов. К ряду социальных факторов относятся:
диверсификация образования - возникновение образовательных учреждений разных
типов, дифференциация управленческих функций; изменения в социальной структуре
общества, возникновение рынка образовательных услуг, коммерционализация сферы
досуга; изменения в структуре потребностей взрослых и детей, возникновение носе
ценностных ориентации; нарушение сложившихся ранее механизмов взаимодействия
социума и системы образования, семьи и школы; деидеологизация общества,
необходимость установления взаимодействия многими общественно-политическими
организациями, движениями, партиями, в том числе, с церковью; усиление роли
регионов в социально-экономической, политической жизни раны: возникновение как
положительных, так и отрицательных факторов процесса регионализации
образования, обострение противоречий между общим и особенным в поликультурной,
полиэтнической среде.
К
педагогическим факторам мы относим следующие:
- гуманизация и
демократизация образования, переход к субъектной образовательной парадигме;
-
усиление роли этнопедагогических традиций в жизнедеятельности
образовательных учреждений, семьи;
-
несоответствие содержания, методов и форм деятельности новым
потребностям потенциальным потребностям услуг дополнительного образования;
-
несоответствие организационной структуры, системы управления
учреждения дополнительного образования (УДО) процессам демократизации, развития
общественного самоуправления;
-
интенсивное внедрение в систему образования новых информационных
технологий, повлекших необходимость пересмотра деятельности УДО в режимах
стабильного функционирования и инновационного развития.
Являясь
образовательно-воспитательным институтом социума, система дополнительного
образования может более успешно и активно внедрять педагогические модели
деятельности. Это обусловлено тем, что традиции, стиль и методы работы этих
учреждений максимально учитывают особенности социума. В них дети накапливают
основы демократической культуры, навыки осознанного выбора профессии, духовного
и физического роста.
В
процессе исследования проблемы мы пришли к выводу, что модель педагогической
деятельности в учреждении дополнительного образования не будет эффективной без
основательного комплексного анализа, без диагностики негативных и позитивных
явлений современной действительности.
Определяя
возможности реализации идей, заложенных в модель учреждения дополнительного
образования детей, можно проанализировать исходное ее состояние по разным
параметрам, выделяя сильные и слабые стороны конкретного учреждения
дополнительного образования детей.
Дополнительное
образование детей сегодня больше, чем когда-либо, нуждается в обновлении
содержания. Цели и задачи, стоящие перед системой дополнительного образования,
обусловлены, с одной стороны, необходимым минимумом знаний, который должен
обеспечить общеобразовательная школа, с другой - приоритетами развития
производства в нашей стране.
Главным
средством модернизации образовательно-воспитательной деятельности
педагогического коллектива является адекватная новым социально-педагогическим
требованиям система управления образовательным учреждением. Совершенствование
системы управления УДО осуществляется по следующим направлениям:
-
переход от линейной к более гибкой - адаптивной, сегментной
(матричной) структуре управления;
-
переход управленческих структур от позиции исполнителя,
пользователя огранизационно-методическими продуктами к позиции творческой
самостоятельности, созидателя новых программно-методических продуктов;
-
привлечение к деятельности УДО квалифицированных специалистов из
научных организаций, вузов и НИИ, что потребовало значительных изменений в
системе управления УДО;
-
организация деятельности для получения дополнительных источников
финансирования, изменения штатного расписания;
- организация самоуправления, делегирование части
управленческих функций педагогическому коллективу, общественным органам.
Недостатки,
несоответствия, характерные для дополнительного образования могут быть
систематизированы по следующим признакам: кадровые,
организационно-структурные, управленческие, воспитательные,
учебно-методические, материально-финансовые.
Кадровые
1. Гендерный фактор.
В большинстве случаев имеется преимущественно женский состав, что оказывает
влияние не только на морально-психологический климат в коллективе, но и на
выбор педагогических технологий, на характер стиля педагогической деятельности.
2. Квалификационный уровень
сотрудников отличается недостаточностью, отсутствием специальной подготовки к
новым профилям деятельности.
3. Недостаточность
штатов, отсутствие свободы действий в формировании коллектива и структуры
штатов.
4. Несоответствие
новым условиям технологии аттестации педагогов дополнительного образования.
Организационно-структурные
1. Недостаточность
разработки правовых основ деятельности УДО в новых социально-экономических
условиях, в условиях рынка образовательных услуг, нормативного обеспечения этой
деятельности.
2. Несоответствие
объема выполняемых работ, трудозатрат работников оплачиваемости труда, что
выдвинуло задачу поиска новых подходов к финансированию, созданию системы
дифференцированной оплаты труда, разработки пакета соответствующих организационно-нормативных
документов.
3. Несовершенство,
негибкость структурных подразделений УДО как многопрофильного учреждения,
несоответствие содержания их деятельности новым условиям.
4. Резкое снижение
эффективности (или явная недостаточность) механизмов взааимодействия с семьей,
социально-педагогической средой, новыми социальными институтами, органами их
управления.
Управленческие
1. Неумение
педагогического коллектива отказаться от авторитарных методов управления,
овладеть демократическим стилем деятельности.
2. Приверженность к
линейно-функциональной системе управления, принятия решений.
3.
Боязнь самоуправления, неготовность к участию в самоуправлении.
4. Наличие
чрезмерной отчетности, тяготение к количественным показателям, к
бюрократическим формам контроля.
Воспитательные
1.
Недостаточно ответственное отношение
коллектива к выполнению воспитательных функций.
2. Затруднения в
поисках новых мировоззренческих ориентиров, идеологических позиций,
определения системы жизненных ценностей.
3.
Утрата многими педагогами жизненного оптимизма, веры, доверия
властным структурам; недостаток сил в противостоянии злу, аморальным процессам
социализации молодежи.
4. Слабый интерес к
зарубежному педагогическому опыту, к положительному опыту дореволюционной
России
Мы
исходим из предположения, что проектирование учебно-познавательной среды,
необходимой и достаточной для успешного профессионального становления
учащихся, возможно при выполнении следующих условий:
• профессиональная
деятельность специалиста осуществляется в контексте личностного
самоопределения, сущностью которого является построение смыслов и перспектив
индивидуального развития данного человека;
• профессиональное
становление приобретает характер активного процесса взаимодействия всех
субъектов образовательного пространства, создает предпосылки для формирования
у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению,
корректировке и реализации перспектив их развития (профессионального,
жизненного, личностного);
• ведущим элементом
педагогической системы образовательного учреждения становится мониторинг
профессионального становления и личностного роста учащихся. Мониторинг
профессионального становления учащихся содержит компоненты, адресованные всем
субъектам образования, оказывая положительные воздействия на условия, процесс
и результат профессионального образования в интересах личности, общества и
производства. Мониторинг осуществляется с учетом многоуровневости учебного
заведения, условий в сфере производства, изменений на рынке труда.
Формирование
рыночного пространства, становление коммерческих институтов, развитие сферы
дополнительных образовательных услуг придают педагогической деятельности не
свойственные ей качества, связанные с анализом на них спроса, цены, эффективности
и т. д.
Демократизация общества,
гуманизация системы образования в Российской Федерации позволила рассматривать
дополнительное образование детей как сферу, объективно объединяющую в единый
процесс воспитание, обучение и развитие.
3.2.
Педагогические условия реализации личностной концепции выпускников
общеобразовательной школы в системе дополнительного образования (на материале
изучения иностранного языка)
Экспериментальная
часть исследования была организована в Центре дополнительного образования (при
Ставропольском государственном университете) и общеобразовательных школах г.
Ставрополя. В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов, проходящих
обучение иностранному (английскому) языку на подготовительных курсах в Центре
дополнительного образования и в его филиалах: гимназии № 25,30; лицеях №14; а
также в общеобразовательных школах №3, 4, 28 г. Ставрополя.
Настоящее
исследование было проведено среди выпускников общеобразовательных школ. Общее
количество испытуемых составило 620 человек. Возрастной диапазон обследуемых
составил 15,5 -17 лет. Гендерный состав: девушки – 63,5% (394 чел.), юноши –
36,5% (226 чел.).
Опытно – экспериментальная работа осуществлялась нами в несколько этапов.
Подготовка к исследованию включала: теоретическое осмысление и определение
значимости проблемы; анализ литературных источников по проблеме исследования;
подбор методов и методик, которые бы помогли определить уровень
сформированности учебно – познавательных умений у выпускников
общеобразовательных школ; определение критериев уровня сформированности учебно
– познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ.
Таким
образом, на констатирующем этапе исследования нами решались задачи, связанные с
изучением состояния исследуемой нами проблемы в практике проектирования
познавательной среды для выпускников общеобразовательных школ; особенностей
развития учебно – познавательных умений у выпускников общеобразовательных
школ; обоснованием состава учебно – познавательных умений; выявлением уровней
их сформированности; комплектованием групп; выявлением педагогических условий
развития учебно – познавательных умений; разработкой программы формирующего
эксперимента.
В
ходе констатирующего эксперимента были выделены следующие особенности системы
дополнительного образования:
-
продолжение эволюционного развития прогрессивной теории и практики внешкольного
образования, имевшего место с середины XIX века до конца 20-х годов XX века, и
внешкольного воспитания с 30-х годов до начала 90-х XX пека;
-
реализация новой сущности дополнительного образования как самостоятельного и
самоценного вида образования;
-
региональный характер содержания учреждений дополнительного образования;
-
использование внутренних ресурсов.
При
проектировании познавательной среды на подготовительных курсах по иностранному
языку для выпускников общеобразовательных школ, мы соблюдали этапы
проектирования, определенные нами в п. 1.2.
Проектируемая
модель познавательной среды в определенном смысле отображает структуру,
свойства, взаимосвязи и отношения между компонентами исследуемого объекта.
При
проектировании модели мы исходили из следующих положений:
-
наряду с существующими условиями развития системы дополнительного
образования необходимо создавать новые условия для осуществления эффектной
педагогический деятельности по развитию познавательных умений у выпускников
общеобразовательных школ;
-
развитие дополнительного образования школьников связано с обеспечением
педагогического процесса, сохраняющего все ценное, что было в предыдущем опыте
«внешкольного» воспитания, и включающего новые педагогические технологии;
-
развитие дополнительного образования осуществляется в условиях
обязательного использования регионального компонента.
В
организационную структуру при проектировании модели познавательной среды в
учреждении дополнительного образования мы включили условия функционирования и
развития.
К
условиям функционирования мы относим условия, обеспечивающие повседневную
деятельность учреждения дополнительного образования: финансовые, материально-технические,
кадровые, научно-методические, нормативно-правовые,
организационно-управленческие и др.
К
условиям развития мы относим условия, способствующие формированию новых
качественных изменений в учреждении дополнительного образования: ориентация на
удовлетворение всесторонних образовательных и творческих потребностей личности
и т.п.
Компонентами
структуры модели познавательной среды являются цели, функции, содержание,
методы и формы, условия и результаты взаимодействия педагогов и школьников.
Первый
компонент - цели педагогической деятельности в учреждении
дополнительного образования.
Основной
целью дополнительного образования школьников, как и любого другого вида
образования, является гармоничное развитие личности, предполагающее максимальное
развитие тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность
его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности человека.
Второй
компонент - функции педагогического процесса в системе дополнительного
образования.
Дополнительному
образованию свойственны функции, которые выполняет любой вид образовательного
учреждения: образовательная, воспитательная, развивающая. Кроме них,
дополнительное образование рассматривается как сфера реализации школьниками
таких функций, как:
- компенсация, т.е. приобщение
учащихся к тем личностно и общественно значимым социально-культурным ценностям,
потребность в которых не удовлетворяется общим образованием к окружающей
социальной средой;
- релаксация, т.е.
отдых, восстановление психофизических сил учащихся, сохранение и восстановление
их здоровья и творческого потенциала; реализация культурно-досуговых
индивидуальных и коллективных интересов и потребностей -
- социализация, т.е. вклпочение учащихся в общественно -
полезную деятельность, а неформальные общественные процессы и структуры;
- самоактуализация,
т.е. воплощение индивидуальных интересов, склонностей, способностей,
личностного роста школьников,
- социальная
защита детей и подростков, предоставление бесплатных образовательных,
досуговых, оздоровительных и других услуг;
- профориентаиионная,
т.е. формирование устойчивого интереса к социально значимым видам
деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая
предпрофессиональную ориентацию;
- самореализация
- самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, переживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие,
становление, активной жизненной позиции.
Третий
компонент — содержание педагогической деятельности в системе
дополнительного образования.
Содержание
позволяет существенно повысить уровень познавательных возможностей учащихся.
В круг значимых для учащихся проблем включаются проблемы самопознания и
самореализации творческих возможностей, в том числе и в решении социально
значимых задач (поскольку практическая деятельность детей в сфере
дополнительного образования всегда имеет определенную мотивацию). Учащиеся
осваивают новые источники образовательной информации. К их числу относится
собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми,
межличностное общение учащихся, основанное на интересах к одному и том же виду
деятельности.
Дополнительное
образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за
счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует
неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и
индивидуальных образовательных программ; дает возможность каждому ребенку
удовлетворить свои индивидуальные интеллектуальные, эстетические, творческие
запросы. В условиях вариативной образовательной системы используются программы,
которые способствуют «гармонизации» общего образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|