Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительн...
С
этими данными коррелируют другие: лишь каждый четвертый считает необходимым
изменить содержание работы, освоить неизвестные для себя
психолого-педагогические приемы во взаимодействиях с учащимися, привлечь новые
категории детей и подростков, заинтересовать их возможностями дополнительного
образования, ввести не использовавшиеся ранее формы и виды занятий. Ясно, что
такими стремлениями могут характеризоваться лишь творческие педагоги, а не те,
кто рассматривает свое пребывание в учреждении дополнительного образования в
основном как средство заработка и возможность решения сугубо индивидуальных
проблем.
С
учетом вышеизложенного понятно, что пути решения проблем дополнительного
образования связаны не только с улучшением материально-финансового и
хозяйственного состояния его учреждений. Нужна серьезная
психолого-педагогическая и методическая подготовка персонала. Она возможна в
различных формах. Конечно, для многих работающих в учреждениях дополнительного
образования необходим своеобразный «ликбез» по педагогике, возрастной психологии
и физиологии, культуре общения, этике человеческих отношений и другим важным
дисциплинам. Но это лишь паллиатив.
Главное
— нужна целенаправленная подготовка специалистов для системы дополнительного
образования в педагогических высших и средних учебных заведениях, чем они
занимаются сегодня, на наш взгляд, крайне недостаточно. Этой системе требуются
не просто педагоги по образованию, характеру, стилю жизни и общения, но
специалисты конкретной направленности, умеющие организовать свободное время детей
и подростков.
Система
дополнительного образования нуждается в специально подготовленных кадрах по
соображениям как количественного, так и качественного характера. Будем исходить
прежде всего из чисто количественных, достаточно убедительных данных: в настоящее
время только в учреждениях дополнительного образования, относящихся к
Министерству образования Российской Федерации (не считая учреждений культуры,
спорта и др.), находится более 200 тыс. педагогов, работающих с 8 млн детей и
подростков. По отношению ко многим из этих 200 тыс. слово «педагог» звучит
слишком сильно, поскольку таковыми они реально сегодня не являются. Нужны
подлинные педагоги-профессионалы, от них зависит качественное преобразование
деятельности учреждений дополнительного образования.
Таким
образом, мы подходим к проблеме концептуального характера, связанной с новым
видением главной социальной роли дополнительного образования и его учреждений.
Вплоть до сегодняшнего дня подавляющее большинство из них выполняет в качестве
основных преимущественно локальные функции. В учреждениях дополнительного
образования есть кружки, секции, клубы по интересам, спортивные и туристские
команды и др. Эти группы и коллективы посещает определенное количество детей и
подростков, которые реализуют свои познавательно-образовательные и досуговые
интересы и потребности, разумеется, с разной степенью и мерой
удовлетворенности. Ходят в эти учреждения дополнительного образования в
основном благополучные дети. «Трудных» стараются туда не пускать, чтобы не портить
жизнь ни себе, ни детям, ни их родителям.
Между
тем рядом или близко существуют в качестве «параллельных структур»,
организующих досуговую жизнь детей и подростков, подвалы, подъезды, заброшенные
помещения и т.д. Естественно, от них учреждения дополнительного образования
стараются как можно надежнее отгородиться. Это еще более локализует их
деятельность и превращает ее в малозаметное, «камерное» явление социальной
жизни.
Новое
видение основной социальной роли учреждений дополнительного образования
связано с превращением их в подлинные центры образовательной и досуговой жизни
детей, подростков, молодежи Особенно это касается небольших городов и
поселений, испытывающих значительный дефицит образовательных и досуговых
учреждений, в целом возможностей рационального, полезного, интересного
времяпрепровождения.
Для
достижения сформулированной выше цели — превращения учреждений дополнительного
образования в соответствующие центры образовательной и культурно-досуговой
жизни молодежи — необходима консолидация усилий на одной территории ряда
учреждений образования, культуры, спорта, создание их своеобразного социума.
Роль организатора в данном случае могли бы взять на себя органы образования и
культуры под эгидой администрации района. Здесь возникает целый ряд новых
возможностей: единое и более мощное финансирование с оперативным
перераспределением расходов на нужные направления деятельности, привлечение
профессионалов и создание условий для их работы, использование помещений
наиболее целесообразным способом и др.
Но
главное в ином: крупный центр организации дополнительного образования,
культурной и досуговой жизни способен иметь свою концепцию деятельности с
учетом специфики его социума, он может проводить необходимые исследования
образовательных и культурно-досуговых интересов и потребностей больших групп
детей и подростков, искать многообразные варианты и пути их удовлетворения,
привлекать спонсоров, организовывать в собственной социально-пространственной
среде образовательную, культурную, спортивную и иную жизнь молодежи.
В
середине 1970-х гг. в г. Свердловске была выдвинута идея создания на базе школ
социально-педагогических комплексов, которые выполняли бы функции, схожие с
направлениями деятельности учреждений дополнительного образования (в целом
всех внешкольных учреждений для детей и подростков), объединенных в единую
систему на той или иной территории. Первые такие комплексы появились на
территории Октябрьского района г. Свердловска. Многочисленные попытки
активизации их деятельности так и не привели к успеху. В конце концов они
«приказали долго жить». Почему этот эксперимент был обречен на неудачу?
Одна
из главных причин заключается в том, что на школу нельзя возлагать задачи
превращения ее в центр культурно-досуговой жизни социума в условиях крупного
города. Школа и так надоедает детям в течение полудня; от нее, как от любой
жесткой, формализованной организации, нужно отдыхать, уходить подальше, в
неформальные структуры, где можно дать выход энергии, свободно выбрать вариант
поведения (разумеется, не антисоциального), просто получить удовольствие от
общения с товарищами и взрослыми людьми и осуществить многое другое, что
способствовало бы самореализации, самоутверждению, самопроявлению молодежи.
Совершенно
очевидно, что институциональная организация жизни детей и подростков не может
быть втиснута только в рамки школы. Сегодня нужно признать, что ее возможности
ограничены и вряд ли расширяться. В целом жизнь людей проходит по сценарию
растущей дифференциации ее институциональных структур. Это касается не только
взрослых, но в большей мере и детей в силу их склонностей к многообразию и
исключительно трудному привыканию к чему - либо одному. Общие тенденции
социального развития предъявляют к дополнительному образованию новые требования
и повышают актуальность в современных условиях. Тем более необходимо
концептуальное осмысление дальнейших путей его развития.
Оно
реально возможно при условии превращения дополнительного образования в предмет
специального направления социальной политики. Речь идет о целенаправленной
деятельности государственных государственных органов и структур по обеспечению
функционирования и развития системы дополнительного образования. Его реальная
институционализация происходит только тогда, когда появляются субъекты социальной
политики, заинтересованные в совершенствовании, развитии дополнительного
образования. Расширение их круга за пределами государственных
образовательно-управленческих структур связано с заинтересованностью в этом
процессе спонсорских и благотворительных организаций, частных фирм и т.д.
Социальная
политика в сфере дополнительного образования осуществляется на трех основных
уровнях — федеральном, региональном, местном. На федеральном уровне создается
концептуальная (программная) и нормативно-правовая основа функционирования и
развития дополнительного образования, отрабатываются механизмы его
финансирования. Именно на этом уровне формулируется стратегическое видение
перспектив системы, обосновываются цели и приоритетные направления развития
дополнительного образования в масштабах всей страны.
На
региональном уровне разрабатывается (на базе федеральной) собственная программа
развития дополнительного образования. Она призвана учитывать специфику региона
(республики, края, области автономного округа), его национальные особенности,
уровень развитости культурно-образовательной среды, демографические характеристики
субъектов дополнительного образования, территориальные факторы и т.д. Для
выработки региональной программы развития дополнительного образования, ее
апробации и последовательной реализации целесообразно создание специального
центра, осуществляющего научно-методическое и кадровое обеспечение всей
системы и координирующего деятельность учреждений, предоставляющих дополнительные
образовательные услуги. На базе такого центра имеет смысл создание специальных
секторов либо лабораторий (психологической, социологической и др.), которые
изучали бы социальные и психолого-педагогические аспекты работы учреждений
дополнительного образования, интересы и потребности его субъектов, проводили
мониторинги, отслеживающие процессы в этой сфере и показывающие динамику ее
развития. Здесь, в таком центре, мог бы создаваться банк информации, касающейся
системы дополнительного образования в регионе. Хорошим примером подобного
центра является объединение «Дворец детского творчества», созданный в г.
Ставрополе и на протяжении ряда лет успешно работающее в названных выше
направлениях развития дополнительного образования всего Ставропольского края.
На
местном уровне целесообразно объединять усилия всех структур, предоставляющих
дополнительные образовательные услуги, под эгидой учреждений дополнительного
образования для реализации федеральной и региональной программ его развития в
интересах учащихся. Создание таких комплексов позволит, во-первых, успешно
преодолевать имеющийся сегодня разрыв между основным и дополнительным
образованием, прежде всего их учреждениями, во-вторых, обеспечить максимально
возможную в тех или иных конкретных условиях реальную вариативность
дополнительных образовательных услуг, в-третьих, совместно использовать помощь
и поддержку государственных и негосударственных образовательных, культурных,
спортивных и иных структур.
Одна
из серьезных проблем, существующих на муниципальном уровне социальной политики
в отношении дополнительного образования, состоит в определении позиции ее
субъектов, связанной с платностью дополнительных образовательных услуг. С одной
стороны, очевидно, что учреждениям дополнительного образования пора начинать
самим активно зарабатывать средства для собственного развития. Как иначе в
условиях отсутствия нормального финансирования развивать некоторые виды
дополнительного образования, связанные с декоративно-прикладным и техническим
творчеством? Создавая и реализуя продукцию для потребителя, секции, клубы,
кружки могут обеспечить себя средствами для приобретения материалов и
оборудования, в целом для укрепления материально-технической базы. С другой
стороны, нельзя превращать дополнительное образование в сферу коммерции,
извлечения прибыли и терять при этом |в виду его образовательные и
воспитательные цели.
Конечно, нужны
платные кружки и секции, но не за счет отказа от создания необходимых условий
для талантливых, одаренных детей из малообеспеченных семей. Вероятно,
необходимо оставлять, резервировать какую-то часть мест в них для таких детей.
В этом и состоит цель социальной политики в сфере дополнительного образования
на муниципальном уровне: отстаивать интересы социально незащищенных слоев
населения и детей из них.
Завершая
социологический анализ дополнительного образования, следует отметить: для того
чтобы социальная политика в этой сфере была эффективной, она должна
обеспечиваться соответствующими нормативно-правовыми, организационными и
финансовыми механизмами. Пока в этом направлении делаются только первые и очень
робкие шаги. Государству, а именно оно является, с нашей точки зрения, основным
субъектом социальной политики в области дополнительного образования, предстоит
еще доказать свою заинтересованность в его развитии.
2.3. Взаимодействие школьников с окружающей средой:
субъект-объектный воспитательный анализ
На формирование личности влияют социальные, экономические,
культурно-исторические, политические и прочие обстоятельства, т.е. среда в
широком смысле этого слова. Реальная действительность, в условиях которой
происходит развитие человека, называется средой (И. П. Подласый, 1999).
В Толковом словаре русского языка даются следующие определения
среды: 1) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность
человеческого общества, организмов 2) окружающие социально-бытовые
условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих
условий»[5].
Таким образом, окружающая среда - это система всех социальных и природных
условий существования и жизнедеятельности человечества.
Природная
среда оказывает в основном опосредованное влияние наличность через
социальные факторы, многие из которых определяются именно природными условиями
(характер и организация труда; исторически сложившиеся национальные традиции и
обычай, распорядок дня и т. д.). Природная среда есть система естественных
условий, которые существуют и развиваются независимо от человека (Пятин В. А. и
др., 1998). Иными словами, природными считаются такие компоненты среды, которые
способны к саморазвитие, саморегуляции без вмешательства людей и которые прямо
или опосредованно влияют на человека даже в тех случаях, когда не
регистрируются ни его органами чувств, ни приборами: физические, химические,
механические, биологические, энергетические, климатические и др.
Изменяя
естественную, природную среду, приспосабливая ее к своим нуждам и потребностям,
человек создает культурную среду. Но именно объективные условия природной среды
и географического положения, охватывающие ландшафт, климат, флору, фауну, а
также другие ресурсы - земельные угодья, полезные ископаемые и т. п., занимают
особое место среди причин многообразия культур. Природная среда позволяла (и
позволяет) людям жить и выживать. Именно благодаря природным ресурсам люди
удовлетворяли свою потребность в пище, т. е. их усилия вознаграждались.
Действия, которые вознаграждались, становились обычаем и составляли основу
отличной от других групп системы ценностей, норм и правил поведения. Как
отмечает известный этнопсихолог Т. Г. Стефаненко (1999), создание такой системы
еще больше усиливало возможность выживания группы, в результате ее члены ощущали
удовлетворенность от принадлежности к ней, а элементы культуры принимались
всеми, кто мог общаться между собой - жил в одном месте, в одно время и говорил
на одном языке. Система закреплялась в сознании, фиксировалась в продуктах
деятельности, произведениях искусства, передавалась новым поколениям и
регулировала поведение каждого члена общества.
На
ранних этапах развития человечества поведение индивидов жестко регулировалось
с помощью обычаев и обрядов, в результате чего достигалась высокая степень их
интеграции в культуру. В наше время культуры дают человеку больше свободы в
выборе ценностей и правил поведения. Наиболее значимыми для формирования
подрастающих поколений являются социальные условия (социальная среда), т. е.
система всех общественных условий жизнедеятельности человека. Современный философский
словарь определяет социальную среду как совокупность условий,
влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметную и
человеческую обстановку развития личности, ее способностей, потребностей,
инстинктов, сознания (Кемеров В. Е., 1996).
Наиболее
полное определение «социальной среды» дано в Философском энциклопедическом
словаре. Среда социальная - окружающие человека
общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования
и деятельности. Социальная среда - в широком смысле (макросреда) - охватывает
общественно-экономическую систему в целом - производительные силы,
совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание,
культуру данного общества. Социальная среда - в узком смысле (микросреда),
будучи элементом социальной среды в целом, - включает непосредственное
социальное окружение человека- семью, трудовой, учебный и др. коллективы и
группы; оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В
то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека она
изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований изменяются и
сами люди (Аверинцев С. С., Араб-Оглы
Э. А., Ильичев Л. Ф.,
1989).
Видоизменение
характера взаимоотношений между группами, занимающими разное положение в
обществе, обусловливает и преобразование социальной среды. Можно отметить, что
процесс взаимодействия среды и личности носит двусторонний характер: с одной
стороны, среда через свои структурные элементы воздействует на формирование
личности; с другой стороны - личность, вступая в социальные отношения с другими
личностями, предметами и явлениями, создает эту среду, придавая ей определенное
социальное качество.
Согласно
С. С. Аверинцеву, в различных компонентах социальной среды можно выделить
личностную, материальную, духовную и организационную составляющие, под
которыми понимают относительно самостоятельные открытые системы, имеющие в
своем составе несколько подсистем, содержащих как различные, так и качественно
однородные элементы. Так, например, в образовательном учреждении можно условно
выделить личностную составляющую (люди с их способностями, потребностями,
личностными качествами и т. д.), материальную (здания, учебный инвентарь и т.
д.), духовную (стратегия развития учреждения, нормы поведения, принятые в нем,
методы обучения и воспитания, общий микроклимат и т. д.) и организационную
(иерархия отношений на всех уровнях от директора до ученика, формы организации
отношений между субъектами педагогического процесса и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|
|