Южно-Курильская территориальная проблема
И поскольку
территория (и территориальные воды, прилегающие к ней) - это не газ или нефть,
а гораздо, несравненно большее, то и цена за нее должна быть исключительно,
даже фантастически велика. И речи быть не может о том, чтобы продать по дешевке,
как в свое время Петербург продал Аляску. Лет пять назад японцы зондировали
сумму в 28 миллиардов долларов и качестве компенсации за Курилы. Но почему
только 28, а не 200, к примеру? Так начнем торговаться с 200 и ни в коем случае
не будем спускать сумму ниже 150млрд. долл.
Нам могут
сказать, что сумма эта действительно фантастична и острова, чья территория не
достигает и 10 тыс. кв. км, того не стоят. Но, во-первых, речь идет о передаче
их из-под одной национальной юрисдикции в другую. Уже за одно это Япония, как
великая экономическая держава, должна заплатить очень дорого. И, во-вторых, что
не менее важно, к Японии таким образом переходит и несколько сот тысяч кв. км
территориальных под, то есть той же национальной территории, только
охватывающей не сушу, а океанские воды и дно[274].
Нам могут
возразить, что у Японии нет в наличии такой массы свободных денег. Но Япония -
ведущая финансовая держава мира. У нее самые мощные в мире банки, крупнейший
золото-валютный запас, ее ВНП, превышающий 3,5 трлн. долл., уступает только
американскому. Конечно, указанной суммы свободных денег у японского правительства
нет. Но, скажем, 150-миллиардный курильский заем оно при своей высокой
кредитоспособности может без крайнего напряжения разместить на внутреннем и
международном рынке капитала[275].
Но, может быть,
японское общественное мнение выступит против подобной расточительности? Вряд
ли. Ведь на сегодняшний момент психология ирредентизма (недовоссоединенной
национальной целостности), сконцентрированная в «курильском синдроме»,
характерна практически для всей японской нации. Недаром возврата Курил требуют
все до одной политические партии страны. Воля к овладению Курилами в чем-то
иррациональна; это своего рода национальный комплекс территориальной кастрации,
мучительно переживаемый коллективным бессознательным этносом. А пассионарность
и иррационализм подобного стремления (Курилы как сверхзадача) коррелирует с
готовностью заплатить сверхцену за успешную реализацию комплекса.
Косвенно
требование высокой цены за Курилы попадает в резонанс с настоянием мощного
пацифистского движения Японии, требующего вернуться к заложенному в Конституции
отказу от обладания собственными вооруженными силами.
Если прежде само
их создание в обход Конституции оправдывалось императивом возврата Курил, то сегодня
японские пацифисты могут воскликнуть: «Лучше сразу заплатить 9-10 годовых
военных бюджетов, вернуть Курилы и отказаться от армии, чем еще десятки лет
иметь армию и военный бюджет и не вернуть Курил»[276].
В данном вопросе
немаловажна и позиция других западных стран, с мнением которых японское руководство
вынуждено считаться. Эта позиция, скорее всего, будет положительной, если:
а) часть полученной
нами суммы пойдет на оплату российских долгов Западу;
б) естественно,
будет оговорено, что полученные деньги Россия вольна тратить не только на
закупки японской продукции, но на закупки в любой стране и у любой фирмы.
К тому же, ввиду
растущих опасений перед финансово-экономической сверхдержавностью Японии,
финансовое «кровопускание» для последней, неизбежно сопряженное с хотя бы
временным ослаблением японских позиций в мире, очевидно, будет встречено
западными политиками с удовлетворением.
И, наконец,
посмотрим на эту ситуацию в широком макроэкономическом плане. На данный момент
экономика всех западных стран, кроме Японии, выдохлась. Долги растут,
производство стагнирует, занятость и прибыли сокращаются. Для того, чтобы
завести механизмы западной экономики на новый виток роста нужен мотор, и
объективно таким мотором сегодня может стать только Япония – единственная
держава Запада с бюджетным избытком и благополучным финансово-экономическим
положением. Конечно, просто так Япония никого не станет вытаскивать, даже своих
союзников. Но в случае продажи Курил может создаться беспрецедентный
экономический треугольник.
Япония - Россия -
Запад. Япония предоставляет России в обмен на Курилы громадную сумму - допустим,
150 млрд. долл., Россия, исходя из собственных экономических интересов,
неизбежно расходует эту сумму, размещая гигантские заказы на Западе, ну, и
импульс в виде таких многомиллиардных заказов служит тем «довеском», который заводит
мотор западной экономики[277].
В договоре о
продаже Курил самым тщательным и серьезным образом должны быть оговорены особые
права населения Южно-Курильских островов. Оно должно получить выбор: либо
полноправно проживать на островах, даже не отказываясь от своего российского
гражданства, либо, в случае выезда с островов, получить высокую и закрепленную
в договорном порядке компенсацию как за имущество, так и за отказ от права
проживания в курильском регионе. Самоочевидно, что суммы подобной компенсации
не будут включены в основную стоимость сделки по продаже Курил.
Трудно преодолимым
препятствием для передачи Курил Японии является негативное отношение к
подобному акту со стороны общественного мнения России. Но наше общественное
мнение материалистично, если люди будут убеждены и том, что продажа Курил существенно
повысит их жизненный уровень, материализм перевесит национализм. Можно будет
смело выносить этот вопрос на всероссийский референдум: миллионы люден, проклинающие
сегодня высокие цены в магазинах, проголосуют за продажу.
И, наконец:
всякая уступка территории одним государством другому не без оснований
рассматривается в мировой практике как опасный прецедент. Но в данном случае
сам финансовый объем сделки станет лучшим противоядием для следования этому
прецеденту и предъявления сходных территориальных претензий со стороны других
государств. Ведь ни у Китая, ни у Финляндии, ни даже у Германии, занятой ныне
разорительной реконструкцией своих восточных земель, не будет в обозримом
времени возможности предложить нам аналогичную по масштабам сумму за сходную
сделку[278].
Так может быть
уже стоит осознать, что Россия сегодня находиться в глубочайшем кризисе, и
может быть уже стоит подумать о том, чтобы помочь стране выйти из создавшейся
ситуации всеми возможными способами.
В начале 2008
года в российско-японских отношениях
появилась было сенсация о скором решении давнего территориального спора.
Однако при ближайшем рассмотрении она оказалась призрачной. Японский премьер
Ясуо Фукуда 07.02.2008 сообщил, что российский президент Владимир Путин
направил ему письмо с предложением провести новые переговоры по спорным
островам. Фукуда сделал это заявление в Токио на собрании по случаю «Дня
северных территорий» (так японцы называют Южнокурильские острова, перешедшие к
России по итогам второй мировой войны). Участники мероприятия требовали от
России вернуть все четыре южных острова Курильской гряды - Итуруп, Кунашир,
Шикотан и гряду Хабомаи. Из-за японских претензий на эти стратегически и
экономически важные территории Россия и Япония так и не заключили после второй
мировой войны мирный договор.
Уже полвека
главным препятствием для заключения мирного договора остаются претензии Токио
на все четыре острова. В 1956 году СССР пообещал передать Японии после
заключения мирного договора остров Шикотан и гряду Хабомаи, но в советские годы
этот план реализован не был, поскольку японцы захотели получить все острова. В
2004 году глава МИДа Сергей Лавров сказал, что государство-преемник признает
обещание СССР передать Японии два острова «и на этом поставить точку». Вместе с
тем он пояснил, что реализация декларации 1956 года «безусловно, требует
переговоров»[279].
Декларация 1956
года предполагала, что два острова останутся за Россией и еще два (скорее всего
Шикотан и гряда Хабомаи) отойдут Японии. Однако по площади Шикотан и Хабомаи
составляют в сумме не более 10% территории Южных Курил. Япония хочет получить
больше.
В декабре 2006
года тогдашний министр иностранных дел Японии Таро Асо призвал учитывать и площадь островов:
«Если делить «северные территории» пополам, то наша половина будет состоять из
25% острова Итуруп, а также трех остальных островов». В этом случае граница
между странами рассекла бы Итуруп, две трети территории которого остались бы за
Россией. Тогда же г-н Асо призвал использовать внутриполитическое влияние
Владимира Путина и решить территориальную проблему до истечения его
президентского срока.
«Теперь я хорошо
понимаю, что российский президент хочет решить территориальный спор», - заявил
7 февраля 2008 года г-н Фукуда. Премьер обещал митингующим «решительно
продвигать переговоры по этой проблеме» ради возвращения островов. Однако менее
чем через месяц в России состоятся выборы, так что времени для переговоров с
нынешним российским президентом у Фукуды осталось крайне мало. Появилась
информация, что японский лидер может посетить Москву в конце апреля или начале
мая - всего за пару недель до того, как Владимир Путин сложит президентские
полномочия. Япония председательствует ныне в «большой восьмерке», и как раз в
мае Фукуда собирался посетить европейских членов этого элитного клуба держав,
куда входит и Россия.
Однако в Москве
слова Фукуды комментировали сдержанно, исключая всякую сенсационность. В Кремле
подчеркнули рутинный характер переписки и подтвердили прежнее желание
урегулировать проблему мирного договора путем переговоров: «Обмен посланиями
осуществляется на регулярной основе. Российская и японская стороны на различных
уровнях в постоянном рабочем режиме обсуждают вопросы, в том числе доставшиеся
в наследие от прошлого». Источник в Кремле, беседовавший вчера с журналистами,
подчеркнул отсутствие каких-либо подвижек в позиции России. Суть же ее по-прежнему
в том, что имеющиеся проблемы отношений «не должны быть барьером на пути
развития многопланового сотрудничества»[280].
Как стало
известно «Времени новостей», президентское письмо нынешнему японскому премьеру
привез еще в декабре Иосиро Мори, в начале 2000-х годов тоже занимавший пост
премьера Японии. В декабре он побывал в Петербурге на открытии завода Toyota и
встречался с российским руководством. Но сразу же после этого Москва
подчеркнула, что это всего лишь приглашение к продолжению переговоров, не
содержащее новых предложений. В январе о неизменности российской позиции
говорил глава МИД России Сергей Лавров.
7 февраля 2008
года закрученной интриге вокруг Курильских островов изумился даже заместитель
главы МИД России Александр Лосюков, который недавно прибыл из Японии. Он «с
удивлением узнал о новых предложениях по территориальным вопросам из японских
СМИ». Г-н Лосюков подчеркнул, что у обеих сторон «есть понимание» необходимости
обсуждать проблему, но «по условиям ее решения у нас понимания пока нет
никакого». Дипломат утверждал, что японские СМИ, разглядевшие некий прогресс на
переговорах, «выдают желаемое за действительное». Опроверг он и утверждения,
что в апреле-мае премьер Японии встретится с Владимиром Путиным: «Пока нет
никакой конкретики в отношении визита Ясуо Фукуды в Россию»[281].
Однако если
Фукуда-сан не встретится весной с Владимиром Путиным, то летом он повидается с
будущим российским президентом на саммите «восьмерки». Саммит пройдет в июле на
северном японском острове Хоккайдо. Кстати, в хорошую погоду с Хоккайдо виден
российский южнокурильский остров Танфильева, на который вместе с прочими
островами претендует Токио. Японские националисты уже призывают использовать
саммит для того, чтобы с помощью западных лидеров надавить на российского
коллегу, побудив его к территориальным уступкам. В этом случае встреча Фукуды с
Путиным помогла бы японскому премьеру в упрочении его позиций в самой Японии и
стала бы напоминанием о том, что японское руководство не откажется от островов[282].
Руководитель
Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко,
комментируя «Времени новостей» поднятую в Стране восходящего солнца шумиху,
заметил: "Японская сторона демонстрирует активную наступательную позицию,
не в последнюю очередь исходя из внутриполитических соображений". Эксперт
напомнил, что кабинет Ясуо Фукуды, пришедший к власти минувшей осенью,
сталкивается с рядом внутриполитических и экономических проблем, а также с
натиском оппозиционной Демократической партии.
Поэтому-то 7
февраля 2008 года премьер и заверил, что его кабинет «будет решительно
продвигать переговоры по указанной проблеме, исходя из своего базисного курса
на то, чтобы заключить мирный договор, решив вопрос о принадлежности четырех
северных островов». Острова он при этом назвал «исконными землями Японии»[283].
Отсутствие
сенсации в российско-японских отношениях подтвердил в интервью "Времени
новостей" и профессор МГИМО, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
специалист по Японии Георгий Кунадзе. Он подчеркнул «отсутствие оснований» для
изменения российской позиции, сформулированной Путиным. Она сводится к тому,
«что Россия готова выполнять положения декларации 1956 года, то есть речь о
том, чтобы передать гряду Хабомаи и остров Шикотан японцам после подписания
мирного договора»[284].
Эксперт отверг и
бытующие мнения о возможности решения курильской проблемы по
«российско-китайской схеме». «Должна быть найдена юридически приемлемая формула
урегулирования вопроса. С китайцами ее удалось найти, в том числе и в силу
большей готовности китайцев к компромиссу. Японцы же к этому не готовы".
"Жаль, что россиянам толком не объяснили, в чем была суть договоренностей
с Китаем. Если бы такие разъяснения в свое время были даны МИДом или
президентом, то было бы понятно, почему с Китаем удалось договориться, а с
Японией пока не удается», - заметил г-н Кунадзе.
В октябре 2004
года Владимир Путин и китайский лидер Ху Цзиньтао договорились о разделе
острова Большой в верховьях Аргуни в Читинской области и островов Тарабаров и
Большой Уссурийский при слиянии Амура и Уссури близ Хабаровска. Сложилось так,
что на рубеже 1920--1930-х годов почти все острова на Уссури и Амуре, в том
числе находившиеся под китайским берегом, оказались под советским контролем без
четкого юридического оформления. Две страны начали пограничные переговоры в
1964-м, а в 1991-м Москва и Пекин решили спорные проблемы на 98% протяженности
границы, которая прошла по середине главного фарватера рек. Оставшиеся острова
площадью около 370 кв. км стороны поделили, после чего граница прошла еще и по
суше. После этого спорных участков больше не осталось[285].
Различие в том,
что проблема принадлежности островов на приграничных реках между Россией и
Китаем не связана с итогами второй мировой войны. Китай и Россия в той войне
были союзниками, а ныне их отношения вышли на уровень стратегического
партнерства. Напротив, Япония была противником СССР и стран антифашистской
коалиции, она проиграла войну в 1945-м и отказалась от прав на Южные Курилы в
1951-м. Согласие Москвы уступить территории бывшему противнику «по-братски»
может спровоцировать активизацию притязаний на западных границах России, где
проигравшие в войне могут истолковать решение южно-курильской проблемы как
выгодный для себя прецедент.
Итак, во второй главе мы
рассмотрели южно-курильскую территориальную проблему в годы президентства
Путина.
Из вышеизложенного можно сделать такие выводы.
1. С приходом Владимира Путина на пост президента
РФ политика России в отношении Южных Курил стала более
сдержанной и прагматичной.
2. Позиция Японии в течение долгого
времени сводится к тому, чтобы подписать мирный договор с Россией на основе
решения вопроса о принадлежности всех Южных Курил разом. Однако в начале 2000-х
годов Токио стал изучать возможности проявления более гибкого подхода. Активным
сторонником этого был премьер-министр Иосиро Мори, занимающий и сейчас видное
положение в правящей Либерально-демократической партии. Его позиция сводилась к
тому, чтобы в первую очередь подтолкнуть процесс передачи островов Шикотан и
Хабомаи на основе советско-японской Совместной декларации 1956 года.
3. В августе 2006 года правительство РФ приняло
программу стратегического развития этих островов на 2007−2015 годы.
4. Россия придерживается прежних подходов к
проблеме Южных Курил - искать взаимоприемлемое решение, которое поддержит
население России и Японии.
5. Вопреки ожиданиям российских патриотов приход
Путина к власти не привел к существенному пересмотру позиции России в отношении
японских территориальных притязаний. Хотя отдельные следы ельцинского
недомыслия и самоуправства были устранены Путиным в ходе первых же переговоров
с Японией, тем не менее, курс российского МИДа на бесконечное бесперспективное
обсуждение заведомо незаконных и невыполнимых японских территориальных
притязаний так и не был пересмотрен.
Как и в ельцинские времена, кремлевское
руководство продолжало избегать ясного и твердого отпора этим притязаниям. И
удивляться этому не приходится: политика Путина в отношении Японии оказалась в
2000—2005 годах такой же нерешительной и невнятной, как и вся его внешняя
политика.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|
|