Южно-Курильская территориальная проблема
В результате переговоров на высшем уровне удалось значительно продвинуть отношения с Японией в направлении
реального партнерства. При этом было подтверждено, что отношения между Россией
и Японией имеют в современных
условиях важное стратегическое и геополитическое значение для каждой из сторон[188].
В данном контексте по итогам визита зафиксирован целый ряд масштабных договоренностей по дальнейшему
поступательному развитию российско-японских отношений во всем их комплексе. Будет
активно продолжен политический диалог на высшем уровне. Президент России и Премьер-министр Японии договорились о проведении по
крайней мере один раз в год официальных встреч на высшем уровне для обсуждения основных вопросов двусторонних
отношений.
Состоялось обстоятельное и откровенное
обсуждение проблемы мирного договора, включая аспект
пограничного размежевания. По итогам подписано Заявление
Президента России и Премьер-министра Японии по проблеме мирного
договора.
В нем отмечается, что после Красноярской договоренности от ноября 1997 г. ("приложить максимум усилий с
целью заключения мирного договора к 2000 году") был достигнут целый
ряд позитивных результатов, в частности, в
плане углубления связей и контактов в районе южных Курил (реализуется
соглашение о японском рыболовном промысле в
районе островов, выполняется договоренность о посещениях островов по
максимально упрощенной процедуре японскими гражданами - их бывшими
жителями и др.).
Наряду с этим признано необходимым
продолжить усилия по реализации Красноярской договоренности и
закреплению ее позитивных результатов. Высказано обоюдное согласие продолжить
переговоры с целью выработки мирного договора "путем решения
вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир,
Шикотан и Хабомаи", опираясь на все достигнутые до сих пор договоренности, в том числе Токийскую декларацию
1993 г. и Московскую декларацию 1998 г. Наряду с этим высказано
стремление повысить эффективность
переговорного процесса[189].
С российской стороны было заявлено о действенности Совместной декларации СССР и Японии 1956 г., поскольку она
прекратила состояние войны между
двумя странами, восстановила дипломатические отношения и предусматривала продолжение переговоров по
мирному договору.
С российской стороны была подчеркнута
оптимальность предлагаемой нами формулы решения проблемы
пограничного размежевания: продолжение переговоров в обстановке широкого поступательного развития российско-японских отношений в целом, включая связи и контакты в районе островов (по итогам визита, в частности, подписана Программа российско-японского сотрудничества по развитию совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах).
С японской стороны была подтверждена
известная официальная позиция Японии по вопросу о
принадлежности островов, однако отмечено стремление решить
проблему таким образом, чтобы это не разделяло, а сближало
народы наших стран. Таким образом, переговоры по мирному
договору закреплены в русле спокойного и откровенного
диалога, не отягощающего общую политическую атмосферу и позитивную
динамику российско-японских отношений[190].
С 1 января 2000 года исполнять обязанности Президента России
стал В. В. Путин. Выборы Президента были назначены на 26 марта того же года. В
Японии не сомневались в победе В. В. Путина на президентских выборах. Поэтому
с японской стороны сразу же были предприняты шаги по установлению контактов с
новым главой российского государства. 28 января состоялся телефонный разговор
премьер-министра К. Обути с В. В. Путиным. Оба руководителя подтвердили, что
все двусторонние договоренности, достигнутые в «эпоху Б. Н. Ельцина»,
сохраняют свою силу. Японский премьер выразил пожелание, чтобы визит В. В. Путина
в Японию состоялся как можно скорее, но, естественно, после президентских
выборов[191].
С российской стороны возражений относительно визита в Японию
и встречи на высшем уровне не последовало. Вместе с тем было подчеркнуто, что
до завершения президентских выборов вести речь о конкретных сроках реализации
вышеизложенных мероприятий было бы, по очевидным причинам, преждевременно.
На следующий день после президентских выборов в России, т. е.
27 марта, К. Обута, позвонив по телефону В. В. Пугану, поздравил его с
победой, избранием президентом, а также сообщил, что направляет в Москву
своего специального представителя для согласования времени и места проведения
встречи лидеров двух стран. В качестве специального представителя был выбран
Мунэо Судзуки, который в то время занимал важный пост в
либерально-демократической партии и курировал вопросы отношений с Россией.
2 апреля появились сообщения о тяжелой болезни
премьер-министра К. Обути, его госпитализации.
Несмотря на болезнь премьер-министра, М. Судзуки 3 апреля
вылетел в Москву 4 апреля находившемуся в Москве М. Судзуки позвонил
генеральный секретарь либерально-демократической партии Ёсиро Мори и сообщил,
что премьер-министр находится в бессознательном состоянии, не может исполнять
свои обязанности. Он просил М. Судзуки передать Президенту В. В. Путину о своем
намерении, если его изберут главой японского правительства, посетить Россию. В
тот же день М. Судзуки был принят главой российского государства[192].
Впоследствии М. Судзуки дал интервью, в котором сообщил, что
в ходе разговора с В. В. Путиным он информировал о намерении Ё. Мори в случае
его избрания премьер-министром посетить Россию. При этом добавил: «Обычно
премьер-министр Японии после своего назначения на этот пост прежде всего направляется
в США, а Ё. Мори избрал поездку в Россию». По словам М. Судзуки, это произвело
глубокое впечатление на Путина и он сказал: «В период с 28 по 30 апреля у меня
были предусмотрены другие мероприятия, но теперь я хочу изменить график и
пригласить нового премьер-министра». Так была достигнута договоренность о встрече
В. В. Путин-Ё. Мори, которая прошла в Санкт-Петербурге 28-29 апреле[193].
На беседах в Санкт-Петербурге оба руководителя подтвердили
стремление развивать в стратегическом и геополитическом планах
российско-японские отношения, осуществлять широкомасштабное экономическое
сотрудничество, двигаться к заключению мирного договора, руководствуясь ранее
достигнутыми договоренностями. С российской стороны прозвучало важное
предложение — создавать совместными усилиями базис для решения проблемы
мирного договора.
Этим базисом должна стать абсолютная моральная готовность
российского и японского общественного мнения воспринять те решения, которые
стороны выработают в будущем.
Было
согласовано, что официальный визит Президента России в Японию состоится в
конце августа 2000 года. Однако визит состоялся не в августе, а 3-5 сентября.
До этого в двадцатых числах июля Президент В. В. Путин уже побывал в Японии,
приняв участие в саммите «восьмерки» на Окинаве.
Проведенные в Токио официальные переговоры В. В. Путина и Ё.
Мори завершились весомыми результатами, свидетельствующими о последовательном
движении двух стран к реальному партнерству.
Переговоры были сфокусированы на таких ключевых аспектах,
как стратегическое сотрудничество в мировых делах, развитие двусторонних
торгово-экономических связей и проблема мирного договора. По каждому из этих
аспектов был достигнут определенный прогресс[194].
Президент
и премьер-министр впервые в истории двусторонних отношений подписали
Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в международных делах.
Этот документ фиксирует общие подходы сторон, заключающиеся в признании
необходимости совместных усилий для становления нового мироустройства с
сохранением многообразия национальных, духовных и иных ценностей различных
государств, осознании актуальности задачи продвижения процесса ядерного
разоружения, включая сохранение и укрепление Договора по ПРО как краеугольного
камня стратегической стабильности, понимании важности укрепления главной роли
ООН в поддержании международного мира и безопасности[195].
Показательно,
что в Совместном заявлении стороны не просто суммируют совпадающие или близкие
подходы, но идут дальше, к реальной взаимной поддержке в вопросах,
представляющих взаимный интерес. Так, Япония заявила о важности интеграции
России во Всемирную торговую организацию и о готовности сотрудничать с нашей
страной в деле продвижения процесса решения вопроса об участии России в
переговорном механизме Азия—Европа (АСЕАМ). Россия же пошла в Совместном
заявлении на принципиально важный для Японии шаг — выразила поддержку
кандидатуры Японии в постоянные члены Совета Безопасности ООН, учтя при этом,
что вхождение в число постоянных членов СБ является одной из важнейших
стратегических целей японской дипломатии[196].
Одним
из весомых итогов визита В. В. Путина в Токио стало подписание высшими
руководителями России и Японии Программы углубления сотрудничества в
торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ, расширяющий
«План Б. Н. Ельцина—Р. Хасимото», определяет основные направления
российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной
торговли и японских инвестиций в российскую экономику; взаимодействие в
освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации
энергоснабжения в АТР; транспорт, наука и технологии, атомная энергетика,
освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в
мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ в России, включая
подготовку кадров для рыночного хозяйства.
В
качестве конкретных результатов, достигнутых после красноярской встречи, в
заявлении указывается на создание совместной комиссии по вопросам заключения
мирного договора, подкомиссий по пограничному размежеванию и совместной хозяйственной
деятельности, заключение соглашения о японском рыболовном промысле в акватории
Южных Курил, достижение договоренности о максимально облегченных поездках на
острова японских граждан - их бывших жителей[197].
Причем
4 сентября была подписана программа российско-японского сотрудничества о
развитии совместной хозяйственной деятельности на островах, предполагающая
реализацию на первом этапе проектов сотрудничества в области культивирования
некоторых видов морских живых ресурсов, переработки объектов вылова. При этом
было зафиксировано, что поэтапное развитие совместной хозяйственной
деятельности будет направлено на укрепление взаимопонимания и доверия между
Россией и Японией в данном районе, создание благоприятных условий для
продвижения переговоров по мирному договору и улучшению общей атмосферы в
российско-японских отношениях[198].
Руководствуясь стремлением повысить эффективность переговорного
процесса, стороны приняли решение разработать новые меры по ускорению работы
Совместной российско-японской комиссии по вопросам заключения мирного договора,
издать новый совместный сборник документов МИД России а МИД Японии по истории
территориального размежевания, принять меры по разъяснению общественности двух
стран важности заключения мирного договора между Россией и Японией.
Таким образом, заявление Президента России и премьер-министра
Японии показало, что со времени красноярской договоренности стороны не стояли
на месте, а добились достижения весьма важных, нередко уникальных в
международной практике договоренностей. Заявление закрепляло стороны на
позиции продолжения доверительных, заинтересованных и откровенных переговоров с
целью поиска взаимоприемлемого решения.
В. В. Путин и Ё. Мори не только подписали указанное заявление,
но сделали и ряд важных высказываний.
Премьер-министр
озвучил важную мысль о том, что если в эпоху «холодной войны» островная
проблема олицетворяла конфронтацию двух стран, то теперь данный вопрос следует
решать таким образом, чтобы это не разделяло, а, наоборот, сближало народы
России и Японии.
Президент России подтвердил действенность для российской
стороны Совместной декларации 1956 года во всем ее объеме, включая статью
девятую — «территориальную». Признание действенности Совместной декларации в
столь четкой форме было сделано российской стороной впервые[199].
Вместе
с тем российская сторона не пошла на включение в Заявление по проблемам мирного
договора этой позиции, хотя японская сторона настаивала на этом. Было лишь дано
согласие придать огласке заявление Президента России о действенности
Совместной декларации, что японская сторона и сделала на брифинге для японских
средств массовой информации[200].
Подтверждение
Президентом России обязывающей юридической силы для российской стороны
Совместной декларации 1956 года явилось очередным шагом к поиску компромиссного
решения территориальной проблемы, посылало «сигнал» японской стороне— «теперь
очередь за вами»[201].
После сентябрьской встречи на высшем уровне в Японии
оживились дебаты относительно того, как реагировать на заявление Президента
России о действенности Совместной декларации 1956 года.
Мнения разделились. Те, кто выступал за разработку «промежуточного
договора», увидели в этом дополнительную аргументацию в пользу своей позиции.
Если, рассуждали они, удастся договориться о «первоочередной передаче двух
островов» на основе Совместной декларации 1956 года, а также определить сроки и
условия передачи двух других островов, то этот «поэтапный подход» следует
использовать.
Несогласные
с таким подходом утверждали, что, согласившись с «поэтапным подходом»,
японская сторона может попасть в ловушку - российская сторона может переиграть
японских участников переговоров по мирному договору и все закончится в лучшем
случае передачей только двух островов[202].
Примечательно, что по итогам опроса общественного мнения,
проведенного в сентябре 2000 года в Японии газетой «Нихон кэй-дзай», 32
процента опрошенных высказались за «одновременное возвращение четырех
островов», а 34 процента - за «скорейшее возвращение хотя бы двух островов». По
оценке газеты, данные опроса свидетельствовали «об усилении голосов тех, кто
выступает за поиски реалистических путей к урегулированию»[203].
Однако
в конечном итоге японская позиция была сформулирована в том духе, что,
поскольку в Совместной декларации зафиксировано согласие на передачу Японии
островов Хабомаи и Шикотан, то предметом дальнейших переговоров должны стать
острова Кунашир и Итуруп.
Аргументация же российской позиции сводилась к тому, что,
согласно статье девятой Совместной декларации, острова Хабомаи и Шикотан будут
переданы Японии только после заключения мирного договора. При этом об островах
Кунашир и Итуруп в декларации ничего не говорится. Более того, советская
сторона, выражая готовность передать Японии два острова, в то время не считала
японские претензии на них законными справедливыми, а шла навстречу пожеланиям
Японии и учитывала интересы японского государства, руководствуясь проявлением
доброй воли.
Отсюда
следовал вполне обоснованный вывод — статья девятая Совместной декларации
предусматривает «окончательное решение» территориального вопроса путем передачи
двух островов. Однако, поскольку японская сторона с этим не согласна» то,
очевидно, требуются углубленные дискуссии по тому, как стороны толкуют
«территориальную статью» Совместной Декларации.
2000 год подходил к концу, а ясности о том, как продолжать
переговоры по мирному договору после установленной в Красноярске даты, не
было. В целом у обеих сторон было понимание, что заключить мирный договор к
обозначенной дате невозможно, но для того, чтобы не потерять достигнутое,
следует принять новое Совместное заявление, которое было бы шагом вперед по
сравнению с сентябрьским заявлением по итогам токийской встречи в верхах.
На беседе В. В. Путина и Ё. Мори в Брунее во время саммита
АТЭС 16 ноября была достигнута договоренность провести неформальную встречу
двух лидеров в Иркутске и подготовить к ней принятие нового Совместного
заявления[204].
Началась подготовка к иркутской встрече, которая шла в
привычном режиме — переговоры министров (в середине января 2001 года Москву
посетил министр иностранных дел Е. Коно), заместителей министров иностранных
дел (в марте 2001 года), многочисленные беседы на рабочем уровне дипломатов
двух стран[205].
Японские представители, прежде всего министр Ё. Коно,
подчеркивали главный тезис японской позиции - предметом переговоров являются
четыре острова, и японская сторона не пойдет на заключение мирного договора,
если в нем будет решен вопрос только об островах Хабомаи и Шикотан. Иными
словами, Япония добивается передачи четырех островов. Российская сторона также
не меняла своей позиции, в том числе по толкованию Совместной декларации 1956
года.
В
Иркутске 25 марта состоялась шестая встреча лидеров двух стран за период менее
чем 12 месяцев. Это был своеобразный рекорд. В ходе переговоров было
подтверждено, что российско-японские отношения и впредь будут развиваться
одновременно по трем генеральным, приоритетным направлениям — стратегическое
взаимодействие на международной арене, сотрудничество в торгово-экономической и
научно-технической сферах, переговоры по мирному договору.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|